Александр Стариков (фото: <a href=
Александр Стариков (фото: suzuki.akoc.ru)

ПРОДАЖИ УПАЛИ НА 80%, А СТАВКИ ВЫРОСЛИ

Промсвязьбанк потребовал взыскать с крупного татарстанского автодилера компании «Акос» 52 млн. рублей — соответствующее дело рассматривается в настоящее время в Вахитовском районном суде Казани. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на судебных заседаниях, кредитная линия на 50 млн. рублей была открыта в октябре 2014 года, заемные средства брались отдельными траншами и предназначались для пополнения оборотных средств компании. К октябрю 2015 года у «Акоса» образовалась просрочка, банк потребовал досрочно вернуть долг и после того, как требование не было выполнено, обратился в суд.

Согласно картотеке суда, ответчиками выступают несколько юрлиц, входящих в ГК «Акос»: ООО «Поволжский технический центр «Автотракторсервис» (дилер Mitsubishi и KIA), ООО «Автосалон-К», ООО «Автосалон-М» и ООО «СТО ТКЦ».

Кроме того, банк адресовал иск и поручителям по данной кредитной линии, которые выступали соучредителями компании: генеральному директору «Автотракторсервиса» Александру Старикову (он же гендиректор всего «Акоса»), Михаилу Котлярову (долгие годы работал коммерческим директором в компании, являлся сооснователем, но в прошлом году покинул ее), Сергею Кулагину и Эдуарду Мухтарову.

В компании «Акос» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что кредитная линия была открыта для «Автотракторсервиса», являющегося официальным дилером Mitsubishi. Основной причиной возникновения спора стало падение продаж автомобилей данного бренда, по итогам 2015 года более чем на 80%. «По остальным брендам продажи просели не так сильно, как в случае с Mitsubishi», — отметили газете в компании. Второй причиной является повышение учетной ставки ЦБ РФ, которое привело к существенному увеличению процентных выплат. Воспользовавшись положением договора о форс-мажоре, Промсвязьбанк, как и практически все остальные банки своим клиентам, поднял процентную ставку по кредиту «Акосу». Теперь путь разрешения спора в компании видят в реструктуризации кредита и заключении мирового соглашения.

Отметим, что падение продаж Mitsubishi в Татарстане действительно оказалось в прошлом году довольно внушительным. Если в 2014 году в республике было зарегистрировано 2669 новых авто этого бренда, то в 2015-м — лишь 876, то есть минус почти 80%. Падение в целом по России было меньше — минус 55% — 80 тыс. авто в 2014-м против 36 тыс. в 2015-м. Кстати, помимо «Акоса» автомобили под брендом Mitsubishi в Татарстане продает ТТС, который на сайте Mitsubishi сейчас указан как единственный официальный дилер.

Пресс-служба Промсвязьбанка воздержалась от комментариев, отметив, что позиция будет излагаться на суде.

Михаил Котляров (фото: <a href=
Михаил Котляров (фото: akoc.ru)

ЗАТЯГИВАТЬ ПОЯСА, ТЯНУТЬ ВРЕМЯ

В полном соответствии с изложенной в комментарии нашей газете позицией компания «Акос» в ответ на иск Промсвязьбанка открыла второй фронт в Арбитражном суде Татарстана, на заседании которого побывал корреспондент «БИЗНЕС Online». Она потребовала признать недействительным один из пунктов кредитного договора — тот самый, определяющий процентную ставку. Судья Константин Андреев обратил внимание, что в данный пункт предусматривает проценты по кредиту: «А что дальше с этим договором? Как он будет исполняться?». На это юрист «Акоса» Олеся Савельева заявила, что оспаривает не сами проценты — «требования касаются уведомления об одностороннем повышении процентной ставки по договору».

На суде всплыли конкретные условия кредитов. Как выяснилось, Промсвязьбанком было выдано несколько траншей с различающимися ставками. Сначала ставка равнялась 13,7%, затем она была повышена до 21,5% с последующим снижением до 20%. При этом юрист Промсвязьбанка уточнил, что эти цифры нужно понимать ориентировочно, так как проценты зависели от длительности конкретного транша. Само одностороннее увеличение процентов банк, понятное дело, объясняет изменением ключевой ставки ЦБ РФ — с 10,5 до 17%.

Промсвязьбанк считает, что иск в арбитраже нужен «Акосу», чтобы затянуть рассмотрение основного дела о непогашении кредита в Вахитовском суде, на котором, по свидетельству представителя банка, присутствует лично глава компании Стариков. «Никто не мешал подать данное требование в рамках того дела. А сейчас они скажут, что обжалуется договор, и попросят остановить дело до вступления в законную силу решения арбитража», — объясняет юрист.

«АКОС» ИДЕТ НА ПРИНЦИП?

Компания «Акос» работает на авторынке Татарстана и России с 1991 года, что делает ее одной из старейших в республике и в стране, является дилером Nissan, KIA, Suzuki, Infiniti, Mitsubishi, Datsun, а также «ГАЗ» и «Русские автобусы» (автобусы «ПАЗ», «КАВЗ», «ГоЛаз», «ЛиАЗ»). Согласно данным на сайте компании, ежегодно «Акос» продает около 5 тыс. машин. Автосалоны расположены в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске.

«Акос» регулярно входил в рейтинг «БИЗНЕС Online» крупнейших предприятий Татарстана. Причем в 2013 году группа компаний, предоставив консолидированную отчетность, заняла в нем довольно высокую 30-ю позицию. Однако затем в «Акосе» отказались от такой практики, поэтому показатели оценивались по компании с самой большой выручкой в группе — ООО «Акос-СТО», что в итоге с выручкой в 1,7 млрд. рублей обеспечило ей 199-е место.

Сегодня понять финансовое положение всей группы «Акос» практически невозможно. Согласно базе данных «Контур-Фокус», Стариков в качестве учредителя или соучредителя фигурирует в 29 компаниях. Из них у 12 компаний отчетность не представлена для стороннего наблюдателя, но зато она есть у оставшихся 17 фирм, и суммарный финансовый результат у них положителен — чистая прибыль по итогам 2014 года составляет 82,8 млн. рублей.

Отметим, что Стариков является также генеральным директором (и не является учредителем) в 9 компаниях, которые показали более печальный результат — убыток в 18,6 млн. рублей. Добавим также, что финансовое положение компаний-ответчиков в рамках судебного процесса по итогам 2014 года ушло в минус: при балансе в 744,2 млн. рублей и выручке в 1,2 млрд. рублей чистый убыток всех четырех компаний составил 35,3 млн. рублей.

В любом случае для компании с такими оборотами долг в 50 млн. рублей не выглядит смертельным. Впрочем, 2015 год, ознаменовавшийся практически двукратным падением авторынка, довел многих автодилеров до состояния, когда биться надо за каждую копейку. В этих обстоятельствах почему бы и не пойти на принцип?

Фото: http://akoc.ru/
Фото: akoc.ru

«КРИЗИС ДИКТУЕТ КРЕДИТОРАМ БОЛЕЕ СТРОГОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗАЕМЩИКАМ»

«БИЗНЕС Online» узнал мнения экспертов о влиянии кризиса на ситуацию с кредитами компаний.

Алексей Волков — директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ):

— Конечно, волатильность в экономике сказывается на рынке кредитования, будь то розничный сегмент или корпоративный. Например, в 2015 году доля просроченной задолженности в розничном кредитовании по некоторым типам кредитов доходила до 19 процентов. В корпоративном сегменте ситуация формально более стабильная. По данным 3,5 тысяч кредиторов, передающих сведения в НБКИ, доля просроченной задолженности по корпоративным кредитам на конец 2015 года составляла 1,9 процента (на начало года — 1,7 процента). Конечно, кризис диктует кредиторам более строгое отношение к заемщикам, нарушающим график обслуживания долга.

Анна Мингазова — юрист коллегии адвокатов Sergis:

— В период кризиса многие юридические лица столкнулись с трудностями в погашении кредитов, однако резкого увеличения судебных споров по взысканию крупной просроченной задолженности не отмечается: крупные компании-заемщики являются, как правило, финансово стабильными и имеют возможности по планомерному погашению кредитов, в том числе за счет фондов и резервов.

Если спор передан на рассмотрение в суд, это может означать, что должники не имеют намерения заключать мировое соглашение с банком либо реструктуризировать долг в связи с неимением для этого финансовой возможности. В качестве способа защиты должники прибегают к встречным мерам: оспариванию кредитного договора, дополнительных соглашений к нему, изменений процентных ставок по кредитному договору и прочее. Возможности одностороннего изменения процентов за пользование кредитом должны быть предусмотрены договором, оспаривание данного повышения может являться как и уловкой, так и добросовестным поведением при наличии фактов злоупотребления со стороны банка.

Право банка на одностороннее изменение процентной ставки по кредиту, закрепленное в договоре, не означает, что заемщик, не согласный с такими изменениями, не может доказать, что это нарушает разумный баланс прав и обязанностей сторон.