Дмитрий Медведев
Сегодня премьер Дмитрий Медведев утвердил перечень из 90 компаний с госучастием, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у МСБ (фото: kremlin.ru)

СПИСОК МЕДВЕДЕВА

Выстроенная федеральным центром система участия малых и средних предприятий (МСП) в госзакупках вообще крайне сложна. Попытки, с одной стороны, обеспечить импортозамещение в производстве инновационной продукции, а с другой — поддержать малый и средний бизнес российское правительство предпринимает постоянно. С момента принятия поправок в федерльный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» летом прошлого года окончательно выстроена система, которая призвана закрепить за МСП место в системе госзакупок, в том числе и высокотехнологичной продукции.

Ключевыми являются два правительственных документа. 25 декабря 2015 года вышло постановление правительства РФ, согласно которому в этом году закупки госкомпаниями инновационных товаров и услуг должны быть не ниже уровня прошлого года. Для тех, кто в 2015 году не проводит закупок высокотехнологичной продукции, их объем на 2016 год закреплен на уровне не ниже 1% от общего стоимостного объема закупок компании.

Доля МСП в любых госзакупках, включая торги по инновационному оборудованию и услугам, закреплена постановлением правительства РФ от 11 декабря 2014 года. В соответствии с ним годовой объем закупок, которые госкомпания, внесенная в особый перечень, осуществляет у предприятий малого и среднего бизнеса, не должен быть меньше 18% от годовой стоимости всех закупок данной компании. Кроме того, стоимость товаров и услуг, закупленных на торгах с участием только МСП, не должна быть ниже 10% годовой стоимости всех закупок. Однако до сегодняшнего дня эта мера не действовала, поскольку не было списка тех, на кого возложат нелегкую, надо полагать, ношу нянчится с малым бизнесом. Сегодня этот пробел, наконец, восполнен.

КАМАЗ СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ?

Правда, выбор госкомпаний из Татарстана, с точки зрения экспертов, несколько странный. В перечне есть крупнейшие добывающие и энергетические компании России, например «Газпром», «Роснефть» и «Русгидро». Но в списке не оказалось, например, «Татнефти» — видимо, сказалось отсутствие в руках у государства контрольного пакета. Между тем нефтедобывающая компания, безусловно, закупает наибольшие объемы продукции, в том числе и высокотехнологичной, в ходе открытых торгов. Не указан в постановлении правительства РФ и КАМАЗ, хотя там есть, к примеру, «Уралвагонзавод». Между тем крупнейшим акционером обеих компаний является госкорпорация «Ростехнологии».

ГИПО
Главные направления выпускаемой продукции ГИПО: оптико-электронные каналы и модули различного назначения для комплексов вооружений, метрологическое обеспечение и КПА оптико-электронных систем, аналитические приборы, оптические компоненты и технологии (фото: shvabe.com)


По словам председателя наблюдательного совета фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Ивана Бортника, это связано с требованиями законодательства, регулирующего госзакупки. «Есть формальные основания, которые прописаны в ФЗ №223 и ФЗ №44, по которым КАМАЗ и «Татнефть» в этот список не попадают. КАМАЗ слишком большой, и поэтому работает с корпорациями», — отметил собеседник издания.

Еще одно из объяснений парадокса состоит в том, что КАМАЗ в основном закупает высокотехнологичные узлы и комплектующие за границей. Между тем, согласно ряду постановлений правительства РФ, меры протекционизма в отношении отечественных МСП, правила, закрепляющие их долю при госзакупках, не распространяются на те компании-заказчики, которые в основном закупают такую продукцию за рубежом.

Председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев, в свою очередь, считает, что два татарстанских предприятия попали в правительственный перечень не случайно. «ПОЗиС плотно работает с 12 малыми компаниями и только в прошлом году купил у них продукции на 693 миллиона рублей. Эту программу Радик Хасанов (гендиректор зеленодольского предприятия прим. ред.) начал еще 10 лет назад, — говорит Агеев. — ГИПО — это специфическое, мощнейшее предприятие, которое проводит серьезные исследования, создает серьезные продукты, которые на коленке не сделаешь, а малые предприятия не всегда делают высокотехнологическую продукцию — тут должны быть и кадры, и оборудование. Одно дело, когда предприятие отпочковывается от крупного для минимизации затрат, другое — использование административных мер».

По поводу невключения в перечень КАМАЗа Агеев отметил, что у данного предприятия уже есть эксклюзивный поставщик высокотехнологичных узлов и оборудования. «У КАМАЗа сейчас КИП «Мастер» работает», — напоминает председатель ТПП РТ.

Рустам Минниханов с Александром Браверманом
Рустам Минниханов предложил Александру Браверману использовать татарстанскую систему госзакупок во всероссийском масштабе (фото: prav.tatarstan.ru)

Что касается суммы, которая может достаться малому и среднему бизнесу Татарстана при выполнении инновационного госзаказа, то, по словам генерального директора ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» Якова Геллера, в общероссийском масштабе речь идет о 60 млрд. рублей за полгода. «Я был на встрече президента Рустама Минниханова с Александром Браверманом — председателем корпорации содействия развитию малого бизнеса страны. Он говорил, что малый бизнес страны получил 60 миллиардов рублей по линии госзаказа за второе полугодие прошлого года. Но мы со своей стороны ему показали, что резиденты нашей системы smb.tattis — это наш агрегатор закупок для малого бизнеса: сделали продукции на 12,9 миллиарда рублей за полгода! И мы сказали Браверману: вся страна сделала 60 миллиардов, а мы, Татарстан, сделали 12,9, то есть более чем пятую часть от всей страны. Сейчас Минниханов обращается к Браверману с предложением использовать эту нашу систему во всероссийском масштабе».

«ИННОВАЦИОННЫМ СТАНОВИТСЯ АРИФМОМЕТР, ЕСЛИ ЕГО ПОКРЫТЬ НАНОПЛЕНКОЙ?»

Между тем эксперты называют целый ряд причин, объективно затрудняющих участие МСП в выполнении госказаказа. «Многие предпринимательства организационно не готовы к поставкам на крупнейшие компании, такие как РЖД, предприятия, которые работают в нефтяной и газовой сфере, в гражданской авиации, не говоря об оборонном комплексе, — пояснил Бортник. — Там есть свои документальные требования и сертификаты, а у подавляющего большинства МСП таких сертификатов нет. Для работы в этих секторах экономики предпринимателей надо обучать и готовить, опыты работы МСП с корпорациями напрямую относятся пока к категории редких исключений. Такие поставки, даже если они и есть, как правило, не проходят через закупки на официальных закупочных площадках корпораций. Реальная закупка осуществляется через «дочек» или проектные институты корпораций, что часто и упрощает процедуру закупки и снижает риск покупателя конечного продукта путем закупки через структуры, как бы сертифицирующие продукцию МСП в составе уже конечного продукта, закупаемого корпорацией».

По мнению председателя совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдара Халиуллина, крупный бизнес надо заставлять работать с малым бизнесом. Об этом уже лет 10 говорят. Но дело в том, что у крупного бизнеса всегда есть свои компании, учредителями которых являются если не сами руководители, то какие-нибудь подставные люди. Поэтому им лучше и легче работать через свои фирмы. Так что есть риск, что независимый малый бизнес так и останется в стороне от заказов крупных предприятий. Самый лучший способ для решения этой проблемы — это тендеры. Только здоровая конкуренция может чем-то помочь.

Заметим, что о проблеме на недавнем совещании правительства РФ говорил и премьер Дмитрий Медведев. «Есть ситуации, когда использование конструкции единственного поставщика неоправданно. Как правило, оно обусловливается ведомственными интересами, а значит, интересами конкретных лиц. Это все подрывает доверие к системе», — заявил глава правительства.

Яков Геллер
Яков Геллер: «В свое время мы, агентство госзаказа, предлагали на всероссийском уровне систему экспертной оценки инновационности продуктов»

Весьма эмоционально прокомментировал для «БИЗНЕС Online» ситуацию Геллер: «Я сейчас нахожусь в Москве, на конференции «Госзаказ за честные закупки». Совместно с «Народным фронтом» ее проводят минэкономразвития, федеральная антимонопольная служба, тут много заинтересованных ведомств. Я вчера слушал их представителей. И они все говорят очевидные вещи, о которых мы и так знаем: что система устроена таким образом, что как только директору дают задание обеспечить заказами малый бизнес, так начинают принимать к учету созданные и аффилированные этим же директором структуры, вплоть до «обнальных» контор, которым перечисляют деньги. И мы все это знаем и играемся в цифры. С другой стороны — может ли кто-то определить, что такое инновационная продукция? Насколько айпад инновационен? Насколько инновационны очки с меняющимся цветом стекол? Так мы играемся в термины. Что есть такое инновационная продукция? В свое время мы, агентство госзаказа, предлагали на всероссийском уровне систему экспертной оценки инновационности продуктов. Мой любимый пример — нанопокрытие арифмометра. Инновационным становится арифмометр, если его покрыть нанопленкой?»

По мнению директора фонда политических исследований и технологий Марата Хайруллина, постановление российского правительства вряд ли приведет к заметному росту госзакупок высокотехнологичной продукции у малого и среднего бизнеса. «Мы живем в условиях рыночной экономики. Поэтому чисто административным путем заставить крупные предприятия покупать инновационную продукцию у малого и среднего бизнеса будет очень проблематично, — считает Хайруллин. — У меня возникает вопрос: а малый и средний бизнес у нас в России готов выдать такое количество инновационной продукции, которую у них будут закупать крупные предприятия? Также ни для никого не секрет, что еще не созданы все условия для развития инновационной экономики в нашей стране. Вот, например, на прошедшем экономическом совете Республики Татарстан президент Минниханов отметил, что инжиниринговые центры — один из необходимых компонентов инновационной экономики — так в должной мере и не заработали. То есть нет хорошей связки между прикладной наукой и бизнесом, поэтому чисто директивным путем этот вопрос не решить».

«ПОЗиС»
ПОЗиС Радика Хасанова занимает 10% российского рынка холодильных приборов и является одним из крупнейших производителей бытовой и медицинской техники в России и ближнем зарубежье

20 ИСКЛЮЧЕНИЙ ИЗ ПРАВИЛ ГОСЗАКУПОК У МАЛОГО БИЗНЕСА

Еще одна проблема состоит в том, что в решениях правительства РФ закреплен крайне обширный перечень исключений из правил закупок высокотехнологичных товаров и услуг у МСП на уровне 18%. При расчете этой доли не учитываются, например, закупки в сфере обороны и безопасности, осуществляемые для нужд атомного комплекса, закупки, «относящиеся к сфере деятельности естественных монополий», осуществляемые за рубежом, закупки финансовых инструментов и услуг, закупки товаров и услуг, сведения о которых составляют гостайну... Перечень исключений насчитывает 20 пунктов.

При столь многочисленных исключениях из правил неудивительно, что система госзакупок остается весьма непрозрачной. Что же касается торгов по приобретению госкомпаниями и самим государством высокотехнологичной продукции, то с этим ситуация сложилась просто катастрофическая. Попытка добиться импортозамещения в производстве заметной доли инновационной продукции провалилась, что на днях было официально признано на уровне правительства России.

Минпромторг РФ отчитался о срыве плана импортозамещения радиоэлектроники по итогам прошедшего года. Замглавы ведомства Глеб Никитин написал об этом в письме на имя вице-премьера Аркадия Дворковича, который возглавляет правительственную комиссию по импортозамещению.

Уже сама по себе методика, по которой у нас подсчитывают долю отечественных высоких технологий в общем объеме закупок, вызывает вопросы. Она подсчитывается не в объемах продукции, а по ее стоимости в рублях. В итоге девальвация национальной валюты поставила крест на планах нарастить выпуск и закупки продукции отечественного хай-тека. Импорт радиоэлектроники сократился в физических объемах на 20% по итогам прошлого года. Однако из-за роста курса иностранных валют он даже несколько подрос в стоимостном выражении. При этом в рублях выручка российских высокотехнологичных компаний увеличилась на 13,5%. Однако их доля на нашем внутреннем рынке подросла лишь на 1%. «Стоимость импорта выросла в рублевом выражении настолько, что нивелировала большую часть положительного эффекта от импортозамещения», — говорится в письме замминистра.

Объем российского рынка высокотехнологичного аппаратного обеспечения («железа») оценивается в 370 млрд. рублей. План минпромторга по импортозамещению в сфере радиоэлектроники содержит 173 проекта. В основном они предусматривают разработку и производство отечественных компьютеров, планшетов и телекомоборудования. По мнению экспертов, из-за низкой конкурентоспособности российского оборудования его закупки могут обеспечить исключительно органы власти и госкомпании.

Сами татарстанские производители высокотехнологичной продукции пока весьма настороженно относятся к попыткам государства обеспечить им долю в госзакупках. Президент группы компаний Fix Дмитрий Еремеев отметил: «Эта инициатива, безусловно, интересная, но и ранее ничего не мешало закупать продукцию у малых и средних предприятий. Раз не закупали, видимо, есть определенные причины. Для меня большой вопрос, как это скажется на эффективности деятельности закупающих, ведь она ни в коем случае не должна страдать от этого требования, и как будет прорабатываться вопрос с надежностью того или иного контрагента».

Смотрите также:

Перечень юридических лиц, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства