Зуфар Гарафиев
Зуфар Гарафиев

ПЕНСИОНЕРЫ МВД ПРИДУТ НА РАБОТУ В ШКОЛЫ

С сентября нынешнего года 100 школьных инспекторов начнут работу в самых крупных школах республики. Об этом сообщил накануне журналистам начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по Республике Татарстан полковник полиции Зуфар Гарафиев. По его словам, школы, где начнут работать эти инспекторы, определяли из их наполненности учащимися или криминогенным окружением в районе.

«Определили наиболее крупные школы... есть школы, где внимания нужно больше уделять. Как правило, там часто встречаются правонарушения... У нас нет на сегодняшний день возможности [вводить школьных инспекторов] во всех школах», — разъяснил Гарафиев.

Главный участковый республики сослался на закон РТ от 25 апреля 2015 года №33-ЗРТ «Об общественных пунктах охраны порядка в Республике Татарстан», который подписал президент РТ Рустам Минниханов по инициативе министра МВД по РТ Артема Хохорина.

«Необходимо возродить институт школьных инспекторов — их, кстати, в штате полиции Татарстана не осталось совсем, хотя ранее насчитывалось 96. В то время как в соседней Башкирии их 152», — заявил министр на состоявшемся в ноябре 2015 года совместном заседании совета безопасности РТ, координационного совещания по обеспечению правопорядка в РТ и антитеррористической комиссии РТ под председательством Минниханова.

На пресс-конференции выяснилось, что школьные инспекторы будут работать в школе помощниками комиссии МВД по делам несовершеннолетних. Они будут носить определенную, выделяющую их в толпе форму и станут заниматься координированием работы между образовательными учреждениями, муниципальными органами управления и полицией — участковыми инспекторами, инспекторами по делам несовершеннолетних и т. д.

Идея о введении такого института, как «школьный инспектор», не нова, но раньше они осуществляли связь между районными отделами минобраза и школами. Теперь же, судя по всему, станут форпостами МВД по РТ в школах. Пока что идет подбор этого персонала. Школьными инспекторами, скорее всего, станут полицейские — пенсионеры и бывшие муниципальные служащие. Впрочем, не только они.

«Те, кто окончил высшие учебные заведения, поработают, посмотрят, и если понравится — могут стать кандидатами на эти должности», — пояснил Гарафиев.

Артем Хохорин

НЕ ТОЛЬКО ЗАРПЛАТА, НО И ОБМУНДИРОВАНИЕ

Пока что количество таких школьных инспекторов не будет превышать 100 человек. «Но если эта тема себя оправдает, если эта тема будет продвигаться, то я думаю, наше руководство нас поддержит. Наша задача в перспективе — максимально охватить всю республику школьными инспекторами», — рассказал Гарафиев.

По словам выступавшего, у новых сотрудников в школах будет новое обмундирование, соцпакет, оклад, который в Казани будет составлять 14 - 15 тыс. рублей. В районах из-за меньшего охвата учащихся — несколько меньше. Гарафиев особо отметил, что за положительные результаты своей работы школьные инспекторы будут премироваться. Предусматриваются для них и меры морального поощрения

Сейчас в МВД по РТ еще только готовятся к подбору будущих «школьных агентов». Потом потребуется время на их обучение, так что реально к работе они приступят, наверное, только в следующем учебном году — с сентября 2016 года.

«ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ВОПРОС. У НАС ТАКИХ КАДРОВ НЕТ»

Несмотря на общий рост преступности, преступлений среди подростков становится меньше. Однако у экспертов, которых мы опросили, разный взгляд как на ближайшие, так и на далекие перспективы работы школьных инспекторов.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Видимо, в этом есть необходимость в связи с теми событиями, которые происходят у нас в России в школах, когда молодой человек приходит в школу и убивает ножом свою возлюбленную в кабинете директора. Другой школьник с отцовским оружием расстреливает одноклассников. Совсем недавно все мы видели видео расправы школьниц над школьницей... И так далее, и так далее. Так что введение института школьных инспекторов, видимо, веление времени. Насколько эта система будет результативна, наверное, будет зависеть от человеческого фактора и от той обстановки, которая там установится. Я как обыватель скажу, что в этом необходимость есть — и у меня ребенок в школу ходит. А как юрист, как практикующий адвокат я хочу сказать, что криминализация юношества, подростков, сейчас довольно сильна.

Я не думаю, что для оправдания своей работы такой инспектор будет выдумывать или инициировать какие-то дела в отношении школьников. Ведь его задача состоит не в том, чтобы он накопал какие-то криминальные случаи. Оценка должна быть не за то, сколько он там таких случаев пресек, а за то, что таких случаев вообще нет. Я всегда выступал за то, чтобы сотрудников МВД поощряли за отсутствие преступлений. А не за то, чтобы они их находили и раскручивали. И здесь задача состоит в том, чтобы все это все не допускалось, не провоцировалось.


Яков Турбовской — доктор педагогических наук, заведующий лабораторией философии образования Института стратегии развития образования, член Общественной палаты по образованию Москвы:

— Дело заключается в том, что органы управления образованием Казани считают, что школы сами не справляются с этой проблемой — с координацией деятельности. А какой я другой могу сделать вывод, если они для себя создают это связующее звено, которое будет координировать работу и т. д., и т. п., значит, они считают, что у школы нет резервов справиться с этой проблемой, ей нужны дополнительные внешние силы и кадры. Как это будет получаться — я не могу судить, потому что это будет зависеть от очень многого. Каких людей они будут приглашать, насколько эти люди коммуникабельны, насколько они педагогически подготовлены, насколько они тактичны. Это очень сложный вопрос. У нас же таких кадров нет, их пока нигде не готовят, и мне трудно судить, что из всего этого получится. В принципе, решать все за счет контроля, а не за счет воспитательных усилий самой школы — дело гиблое.

Ольга Трупп — директор казанской школы №12:

— Конечно, такие инспектора нам очень нужны. Они очень хорошо зарекомендовали себя в Великобритании, насколько я знаю. Это более чем важно. У школьных работников всегда не хватает времени, чтобы эту связь осуществлять. Если эти инспекторы будут приходить, проводить беседы с детьми, они элементарно покажут, что такое хорошо и что такое плохо. И не только с точки зрения учителя, который и так выступает перед детьми в разных ипостасях. Этот человек объяснит им: это возможно и можно делать, а вот это нельзя, запрещено. Одно дело — делать это на уроках обществознания, а другое дело, когда это будут люди, отслеживающие ситуацию в школе. Может быть, это в меньшей степени актуально для нашей школы, но я знаю, что во многих школах это будет актуально, потому что там дети и деньги друг у друга отнимают, и какие-то вещи... В таких школах это будет более чем важно.

Очень важный вопрос: сможет школа предоставить помещение такому инспектору или нет. Я думаю, далеко не каждая школа сможет это сделать. А с этим тоже очень много связано. А раз он напрямую не подчиняется школе — на каких условиях ему будет предоставлено это помещение? Что это будет — аренда? Кто будет арендовать? Здесь, я думаю, будут некие проблемы. Такой вопрос решается только через учредителя, а это такая головная боль, что далеко не каждый директор пойдет на это.

Нужно, чтобы собрались все люди, которые связаны с этим вопросом — и учредители, и управление образования, и министерство внутренних дел, и директора школ. Вот вопрос, который им нужно обсудить, включая и подводные камни этой проблемы. Закон принят, но сейчас нужно обсудить, как его реализовать в школах.