Сыграв с «Академией» (3:0, 3:2), Сидельников познакомился с новым для себя волейбольным спорткомплексом «Буревестник». В центре волейбола он был в качестве главного тренера «Шахтера» из Солигорска. В «Баскет-холле» и спорткомплексе «УНИКС» Сидельников побеждал с «Зенитом», который тогда еще носил название «Динамо-ТТГ». А начиналась его работа в Казани 15 лет назад, в маленьком зале спорткомплекса «Динамо».

Виктор Сидельников после победы в Лиге чемпионов-2008
Виктор Сидельников после победы в Лиге чемпионов-2008

«В КАЗАНИ КОМАНДА НЕ СТАЛА КАЛИФОМ НА ЧАС»

— Виктор Владимирович, в то время в появление в Казани большого волейбола верили, наверное, только Валентин Жуков, тогда президент федерации волейбола России, Асгат Сафаров, в то время министр МВД, и вы...

— Поправлю, что в числе «верующих» были еще тогда руководитель УВД Казани Евгений Давлетшин и экс-мэр Казани Камиль Исхаков. Они и заражали своей уверенностью всех вокруг, в том числе и меня. У них был такой напор, что я не мог высказать ни слова сомнения в перспективах команды. В итоге в Казани выросла команда, которая не стала калифом на час, а стала лидером российского, европейского и мирового клубного волейбола. Победные традиции были заложены в те годы, когда я здесь работал, но их не растеряли, а приумножили. Представляю, как сейчас трудно работать тренерскому штабу, от которого требуют победы не просто в каждом турнире, но и в каждом матче. Но такова доля суперклубов.

Кстати, погружаясь в воспоминания, я хотел бы затронуть и дела сегодняшние. Например, я пришел в Ярославль под задачу вернуть местную команду в суперлигу. Нам обещали, что будет построен новый современный спорткомплекс, место под строительство уже выделено. Осталось самое «простое» — найти достойное и стабильное финансирование под решение этих задач. Просто так на работу в Ярославль, где были бы довольны своим местом в высшей лиге А, я бы не пришел. Хорошо, что руководство клуба также охвачено этими идеями. Правда, там нет такого напора, искр из глаз, как всегда было в Татарстане, но тут и ситуация непростая, финансовый кризис. Это все понимают.

— А ведь будущий суперклуб несколько раз был на грани снятия с чемпионата. Помнится, на одной из пресс-конференций вы сказали мне, что сниметесь с чемпионата, если не найдутся деньги на следующую поездку.

— Помню-помню. Но в итоге поехали же. Хотя были и другие ситуации, о которых, вы, наверное, не в курсе. Когда волейболисты заявляли о своем желании бастовать из-за задержек зарплаты. По их инициативе собиралось собрание, но руководство было достаточно мудрым, чтобы не раскалять обстановку, а убеждать, что это ни к чему хорошему не приведет, а ситуация, в конце концов, уладится. И держали данное слово.

И сейчас складывается такая ситуация, что во многих клубах задерживают зарплаты. Я бы сказал, что проблемы есть в 90 процентах российских команд. У кого-то долги с прошлого и даже позапрошлого сезонов. Это накладывает психологические сложности на работу с волейболистами, которых необходимо настраивать на работу в то время, когда они неуверены в своем настоящем и будущем. В начале пропадает желание выкладываться на тренировках, потом это сказывается на играх, когда желание, даже если оно возникает, уже не совпадает с возможностями.

«ВО ВРЕМЯ МАТЧА ПОДКАТИЛ БТР И КАК ДАЛ ОЧЕРЕДЬ ИЗ ПУЛЕМЕТА!»

— Сейчас вы играли в небольшом спортзале «Буревестника». Но начинали в Казани с еще более маленького спортзала «Динамо».

— Их даже нельзя сравнивать. Зимой в подтрибунных помещениях «Динамо» был собачий холод, в душе окно не закрывалось, удерживалось на гвоздях. Чтобы волейболисты не замерзали, массажист приходил в раздевалку пораньше, включал сауну, чтобы ее паром согреть все помещение. Зрители располагались по всему спортзалу, так называемая VIP-трибуна представляла собой три стульчика, которые приносили для Исхакова, Сафарова и Давлетшина. Милиционеры представляли из себя некое ограждение, но все равно руководители были, что называется, в гуще народа. Ноу-хау волейбольной Казани был милицейский оркестр, который играл на балконе.

— Еще одной фишкой было присутствие на трибунах патрульных с собаками.

— Ну это была обычная для нас ситуация. Разное бывало. Однажды народа на матч собралось так много, что решили открыть окна в спортзале. В результате на площадке образовался конденсат, все скользили. Как работать тренеру? Я говорил игрокам: вы не мучайтесь, просто перекидывайте мяч на сторону противника, пусть они там корячатся. Так и выиграли. Или другой матч был, правда, не в рамках чемпионата России, а на ведомственных соревнованиях общества «Динамо». Играли на открытой площадке в поселке Мирный, и тут слышим, как во время матча на улице подкатил БТР и как дал очередь из пулемета! Мы в шоке, а из БТР высовывается пулеметчик и кричит: «Ребята, мы с вами!» А мы уже «залегли».

— Первых профессионалов высокого класса удалось заманить в Казань после матча Мировой лиги между сборными России и Германии. Так пришли Руслан Олихвер и Евгений Митьков. Конкретно вы их приглашали?

— Я даже не приглашал, а просто сказал: «Руслик, почему бы тебе не сыграть за Казань? Предлагаем такую-то сумму, причем не заоблачную для тех лет. На год контракт подпишешь?» Он говорит: «Почему год, давайте на два». Тут я опешил. Я тут же подбежал в ложу к Исхакову, а играли тогда в старом Дворце спорта. По просьбе Камиля Шамильевича Олихвера пригласили в его ложу на переговоры, там и ударили по рукам. Причем в ходе переговоров сумму контракта удалось еще и сбить. Типа «эта сумма будет в суперлиге, если в нее попадем, а пока давайте поиграйте за меньшие деньги». О переговорах узнал Женя Митьков, сам подошел с предложением также переехать в Казань. Только у него было условие, что он будет здесь играть нападающего, а не исполнять роль либеро, которая ему порядком поднадоела. Больше скажу, тогда к нам еще и Игорь Шулепов попросился, заметив, что у него пока еще действует контракт в Италии. Потом я его два года «высиживал», уговаривал, чтобы он решился на переезд в Казань. И со всеми этими ребятами мы год от года выполняли поставленные перед нами задачи, а порой и перевыполняли.

— Вы о бронзовых медалях, которые взяли в год дебюта в суперлиге?

— Не только. Был еще сезон, когда само клубное руководство высказалось, что нам надо «отсидеться» в новой для нас лиге, поднабраться опыта. Но умные люди со стороны заметили, что под эту задачу в Казань приедут середнячки, и мы уже никогда не сможем пригласить в клуб игроков топ-уровня. При том что не все игроки в команде получали такие же деньги, которые мы платили нашим приглашенным звездам. Но они тащили команду, это тоже надо понимать. Думаю, что мы делали все правильно, когда ставили и выполняли задачи по выходу из года в год в следующий дивизион, следующую лигу. Хотя был момент с выходом в высшую лигу Б, когда мы решали проблему в последний день турнира, причем нам надо было кровь из носа обыгрывать сильного соперника именно со счетом 3:0, а не иначе. Или матчи за «бронзу» с Екатеринбургом в сезоне 2003/04, когда мы были дебютантами суперлиги. Был мандраж, были сомнения, но мы выполняли задачу.

— Тем самым, повторив успех футбольного «Рубина», который также стал бронзовым призером чемпионата страны в год дебюта.

— Да. Кстати, мы частенько общались в то время с Курбаном Бердыевым. У нас старая, еще советская, школа подготовки, и мы советовались на тему сборов, их продолжительности, загруженности.

«ТО, ЧТО ТРЕУГОЛЬНИК — ЭТО ЭЧПОЧМАК, Я НЕ ЗАБЫЛ»

— Какое впечатление на вас произвела одна из самых молодых команд российского волейбола — «Академия-Казань»?

— «Академия» по сравнению с теми матчами, которые проводила в первом круге на нашей площадке, выглядела на домашней площадке более напористой. Правда, в первом матче она не показала той сумасшедшей защиты, которая отличала ее в матчах в Ярославле. Хотя и мы разобрали манеру ее игры.

Сидельников в «Ярославиче»
Сидельников в «Ярославиче»

— Состав «Академии» перед матчами с вашей командой пополнили Иван Демаков и Владислав Бабичев, играющие за «Зенит». Не удивились их появлению на площадке?

— Нет, мы знали о том, что их периодически отправляют на усиление «Академии». Но сказывается то, что ребята большую часть сезона проводят на скамейке запасных. Тренировки тренировками, но полезность игровой практики еще никто не отменял. Даже по опытнейшему Бабичеву это было заметно. К тому же по игре Демакова было заметно, что с пасующим нужно больше взаимодействовать.

— Зато Бабичев может записать одну из игр с вами в актив, поскольку он завоевал очко. Редчайший случай для либеро.

— Это да, хотя я вспоминаю из тренерской практики случай, когда Бабичев приносил очко в актив «Динамо-ТТГ», когда мы играли в Одинцово. Это было в матче с местной «Искрой», причем произошло в решающей, пятой партии. Мы выиграли тогда, но я рад был видеть Влада сегодня не только по этой причине.

— А в том числе и потому что начинали вместе с ним большую волейбольную карьеру 15 лет назад. На ваш взгляд, кто больше изменился за полтора десятка лет — Бабичев или Казань?

— (Улыбается.) Знаете, за изменениями во внешности Бабичева мне сложно следить, потому что мы встречаемся периодически и поддерживаем связь благодаря общению в социальных сетях. Замечу, что оптимизм его никогда не покидает.

А за изменениями в не чужой для нас Казани мы с удовольствием понаблюдали в этот приезд с моей супругой Мариной (Марина Сидельникова была одним из первых тренеров женской команды «Казаночка»прим. ред.). У Марины был день рождения 13 марта, и эта поездка в Казань, в которой она не была шесть лет, стала своеобразным подарком. Она пообщалась со своими сослуживцами, коллегами. Мы вместе прошлись по центру Казани, заметили, что там появилось много высоток. С удивлением посмотрели на новый театр кукол, который отгрохали в наше отсутствие в Казани. С удивлением заметили, что в старом кукольном театре сейчас церковь. Зашли в любимый нами по прошлым годам Дом татарской кулинарии. Отдали дань вкусностям национальной кухни.

—Тест на знание татарского языка. Что кушали?

— Эчпочмак! Неужели вы думаете, я буду называть это кушанье треугольником?! Эчпочмаки были небольшими, зато их приносили по два. Вкусно, я заказал вначале вторую, а потом и третью порцию. Так соскучился, хотя и зашли мы туда после того, как я уже поужинал. Там вообще никого не было, обслуживали нас одних.

Фото: Роман Кручинин, www.zenit-kazan.com