Доводы казанских перевозчиков показались работникам госкомитета РТ по тарифам весьма убедительными...

МНЕНИЯ В ГОСКОМИТЕТЕ РАЗДЕЛИЛИСЬ, НО...

Заседание согласительной комиссии по вопросу повышения стоимости проезда в общественном транспорте в Казани прошло вчера в госкомитете РТ по тарифам. Мероприятие было инициировано исполкомом Казани по настоятельным просьбам столичных перевозчиков. На нем члены комиссии и приглашенные обсуждали наметки будущего тарифа, окончательное же решение — повышать или не повышать плату за проезд в Казани — будет приниматься в пятницу на заседании правления тарифного комитета. Как пояснили в пресс-службе госкомитета, новые тарифы должны быть опубликованы на сайте минюста, после чего вступят в силу по истечении 10 дней. Так что даже в случае принятия стать невеселой (для пассажиров) первоапрельской шуткой новые тарифы уже не успевают.

Еще до начала встречи председатель госкомитета по тарифам Марат Зарипов угостил всех анекдотом про то, как встречаются двое и интересуются делами друг друга. «Да все нормально, все свои сбережения трачу на путешествия», — говорит один. «Что, опять маршрутка подорожала?» — отвечает другой. А уже по ходу встречи Зарипов признался, что в самом комитете мнения работников о том, повышать или не повышать плату за проезд в автобусе, разделились. И даже дневное ЧП в здании, где расположен госкомитет (там прорвало трубу, был отключен и свет, и интернет), сотрудники посчитали неким знаком свыше, мол, все против этого злосчастного повышения.

Но в итоге совещание прошло без технических накладок. Начальник отдела регулирования тарифов на транспортные услуги и услуги связи Татьяна Гайнуллина озвучила те предложения, которые (как выяснилось) были в муках и терзаниях сформулированы в госкомитете — по мотивам обращения транспортников столицы. Она сообщила, что в комитет ранее поступило консолидированное заявление от 13 перевозчиков: МУП «Метроэлектротранс», МУП «КПАТП-2», МУП «КПАТП-4», ООО «КПАТП-9», ООО «ИТЦ», ООО «УМ-4», ООО «КПАП-7», ООО «Республиканский автовокзал-07», ООО «Республиканский автовокзал», ООО «Байлык», ИП Беляев Р. И., ИП Гарипов Ф. Г. , ИП Умарова С. М.

«Перевозчики предлагают установить на 2016 год тариф разовой поездки на перевозки пассажиров и багажа в размере 26 рублей за одну поездку с увеличением к действующему уровню на 30 процентов», — заявила она и отметила, что в последний раз тарифы пересматривались в 2014 году и, по расчетам перевозчиков, себестоимость перевозки пассажиров сегодня составляет 23 рубля 92 копейки, то есть значительно выше действующих тарифов.

Гайнуллина рассказала, что в городе на данный момент действует 64 маршрута общественного транспорта, а все перевозчики города в 2016 году намерены перевезти в общей сложности более 174 млн. пассажиров, из них около 71 млн. — льготники. Для сравнения: в 2014 году были перевезены 180 млн. пассажиров, то есть пассажиропоток упал на 3,7%, при этом число льготников выросло на 8%, отметила Гайнуллина.

Марат Зарипов
До начала встречи Марат Зарипов угостил всех анекдотом про то, как встречаются двое и интересуются делами друг друга. «Да все нормально, все свои сбережения трачу на путешествия», — говорит один. «Что, опять маршрутка подорожала?» — отвечает другой

25 РУБЛЕЙ — В САЛОНЕ, 23 РУБЛЯ — КАРТОЙ

В целом доводы перевозчиков показались работникам госкомитета весьма убедительными. И с учетом инфляционных процессов, роста цен на горюче-смазочные материалы, энергоносители, шины и запасные части, а также в связи с необходимостью обновления подвижного состава было принято решение о необходимости повысить тариф в среднем на 16,9%: с сегодняшних 17 рублей 76 копеек до 20 рублей 69 копеек. По мнению Гайнуллиной, это поможет транспортным предприятиям выйти на безубыточный уровень. При этом она подчеркнула, что госкомитет умерил изначальные аппетиты перевозчиков на 3,5%.

Чтобы понять, откуда взялись эти цифры, необходимо вспомнить, что 36% казанцев, в которые входят самые разные категории льготников, ездят, по сути, бесплатно, бюджет выплачивает за это перевозчикам компенсацию в размере 15 рублей за поездку. И поэтому, как объяснил Зарипов, средневзвешенная стоимость поездки в Казани составит не 23 или 25 рублей, как может показаться, а чуть более 20. Он привел такие подсчеты: из 100 пассажиров среднестатистического автобуса 36 — это льготники, которые едут по 15 рублей, 24 пассажира платят полную стоимость, а все остальные расплачиваются транспортной картой. И сейчас, похоже, желающих приобрести эту карту или электронный проездной на месяц (цены на него не повысились) станет заметно больше.

Нажмите, чтобы увеличить

Расклад получается такой: в госкомитете предложили ввести плату за проезд в 25 рублей при оплате наличными в салоне автобусов, 23 рубля — при оплате транспортной картой, 15 рублей — при покупке проездного на 50 поездок в месяц. Компенсация за проезд льготников остается такой же. Что касается структуры тарифа, то он включает в себя зарплату с отчислениями (21,8%), автомобильное топливо и смазки (27,9%), техобслуживание и ремонт — 9,2%, обновление подвижного состава (амортизация и лизинг) — 25,2%, налоги, страхование, прочие расходы (4,2%), косвенные (общехозяйственные) — 11,9%.

Глава городского комитета по транспорту Айдар Абдулхаков напомнил, что изначально перевозчики просили повысить плату аж до 28 рублей, однако после долгих прений с властями города была согласована цена в 26 рублей за одну поездку. Но, видимо, и устоявшие 25 рублей за билет вполне устроили транспортников. По крайней мере, недовольных высказываний с их стороны круглого стола не последовало. Напротив, вместе с главой транспортного комитета им пришлось держать оборону и объяснять, почему без повышения сегодня — никак.

К примеру, депутат Госсовета Марат Галеев интересовался, а как в других городах? «Не хотелось бы быть лидерами в этом плане», — заметил он. Гайнулина сообщила, что в Нижнем Новгороде и Самаре тарифы примерно равны нашим, но в этих городах имеются дополнительные компенсации перевозчикам на регулирование тарифов. Зарипов добавил, что в Екатеринбурге плата составляет 26 рублей за поездку, в Санкт-Петербурге — около 30 рублей. Также Галеева волновало, как изменится стоимость проезда для пенсионеров и прочих льготников. Абдулхаков заверил, что на них повышение платы за проезд никак не отразится и составит 15 рублей, а для детей до 7 лет сохраняется бесплатный проезд. Казалось, депутат остался весьма доволен услышанным.

Айдар Абдулхаков
Айдар Абдулхаков: «Этим тарифом мы догоняем вчерашний день»

«МЫ ЭТО ПРОХОДИЛИ ОДНАЖДЫ И ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ЭТОМУ НЕ ХОТИМ»

«Конечно, соревноваться с Ленинградом, Москвой, Екатеринбургом мы не можем, посмотрите, какие там зарплаты!» — возмутился вслед глава фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов и предложил сравнивать тарифы, к примеру, с Самарой или Уфой, где цена ниже. «Там же ездят такие же автобусы, точно такие же запчасти покупают», — заметил коммунист и предложил «если и увеличивать, то не на 30 процентов», а более мягко.

Но тут выяснилось, что в Самаре, к примеру, до сих пор существуют нерегулируемые тарифы, то есть там перевозчики сами устанавливают цены. Да, плата там всего 20 - 23 рубля за билет, но при этом такие частники не возят льготников. Абдулхаков считает, что это не путь для Казани, потому что в этом случае водители начинают устраивать настоящие гонки за пассажирами, что плохо сказывается на безопасности дорожного движения. «Мы это проходили однажды и возвращаться к этому не хотим», — констатировал глава комитета по транспорту. Его поддержал Галеев, который вспомнил, как по Казани колесили разбитые пазики и «газели», у которых глушители висели на веревках, а люди набивались в салон, как селедки в бочку.

Что касается Уфы, то автобусы там закупают за счет правительства Башкортостана и безвозмездно передают перевозчикам. В Казани же перевозчики сами берут машины в лизинг, отсюда и расходы выше. И тут же перевозчики вставили шпильку, мол, вот вы, депутаты, сидите в парламенте, могли бы пролоббировать закупку автобусов за счет бюджета. Миргалимову замечание понравилось, он справедливо заметил, что в республике закупается немало машин для сельских поселений, больниц и т. п. «Надо подумать и на следующий год заложить в бюджет», — обратился лидер коммунистов к коллеге по парламенту Галееву.

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, заложена ли в тарифе инвестиционная составляющая на закупку новых автобусов (в 2016 году — порядка 100 машин), представители госкомитета заверили, что все учтено. А вот Абдулхаков заметил более сдержанно: «Этим тарифом мы догоняем вчерашний день», — сказал он, вероятно, имея в виду 400-миллионные долги только муниципальных перевозчиков.

Подводя итог встречи, Зарипов призвал перевозчиков повышать культуру вождения. «Чтобы кондукторы относились к пассажиру с должным вниманием, чтобы подсказывали остановки, а то порой они даже ответить не могут», — посоветовал он. И в целом глава тарифного комитета пожелал перевозчикам проявлять больше фантазии. «Нужно искать ресурсы и резервы внутри себя, не только за счет увеличения стоимости проезда. Посмотреть иные виды деятельности, к примеру, заказные перевозки. Wi-Fi тот же самый. Импровизировать, смотреть, думать, делать привлекательным транспорт! А не жить надеждой, что пассажир будет оплачивать бесконечно увеличивающуюся стоимость проезда.... В ладоши люди не хлопают от этого», — отметил Зарипов.

Марат Галеев и Хафиз Миргалимов
Марат Галеев и Хафиз Миргалимов выступали в интересах малообеспеченных пассажиров

ПЕРЕВОЗЧИКИ: «СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА — 28 РУБЛЕЙ»

Напомним, что в начале марта 13 перевозчиков Казани взорвали «тарифную бомбу», опубликовав открытое письмо министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленару Сафину, мэру Казани Ильсуру Метшину и председателю госкомитета по тарифам Марату Зарипову. Перевозчики заявили, что транспортная отрасль Казани находится в глубоком кризисе, все они погрязли в кредитах и выбраться из этой ямы самостоятельно уже невозможно без повышения действующего тарифа за проезд. «Если сегодня тарифы будут сохранены на прежнем уровне, уже завтра число автобусов на маршрутах сократится на четверть, о чем мы считаем своим долгом проинформировать казанцев!» — прямо заявили подписанты.

Перевозчики напомнили властям, что тарифы для основного числа пассажиров не менялись уже два года — с февраля 2014 года, а для льготных категорий пассажиров — целых пять лет. Для сравнения: официальный рост инфляции только за последние два года составил более 25%. Транспортники написали, что себестоимость на многих маршрутах сегодня составляет от 22 до 42 рублей. Так что справедливым тарифом, по их мнению, была бы цена за проезд в 28 рублей при оплате проезда наличными.

В госкомитете предложили ввести плату за проезд в 25 рублей при оплате наличными в салоне автобусов, 23 рубля — при оплате транспортной картой, 15 рублей — при покупке проездного на 50 поездок в месяц

Первой жертвой низкого тарифа и высоких цен уже пал один городской маршрут — №95.Как стало известно накануне «БИЗНЕС Online», комитет по транспорту исполкома Казани объявил о временном закрытии этого маршрута, работавшего от остановки «10 микрорайон» до «МКДЦ». Как рассказал сам перевозчик, учредитель КПАП №7 (через брата он контролирует также ООО «Республиканский автовокзал») Ильдар Мухаметов, причиной остановки маршрута стало то, что лизинговая компания «ВЭБ-лизинг» забрала за долги последнюю «бегавшую» на маршруте машину, вторая же стоит на приколе, так как у перевозчика нет средств на ее ремонт. Само транспортное предприятие погрязло в долгах, размер которых достиг 12 млн. рублей. В этой истории краха в одной точке сошелся сразу ряд факторов — это и не повышавшийся два года тариф, и лавинообразный рост цен на расходные материалы и запчасти, и ставший непопулярным у населения сам маршрут. В комитете по тарифам пока не решили, что делать с проблемным маршрутом, возможно, будет объявлен новый конкурс, а возможно, он и вовсе будет закрыт.


«СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТАРИФЫ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ СВОДИТЬ КОНЦЫ С КОНЦАМИ»

В комитете по транспорту Казани проблему низкого тарифа за проезд тогда признали и с перевозчиками во многом согласились. Шутка ли, балансовые убытки только муниципальных автотранспортных предприятий к концу прошлого года составили более 400 млн. рублей. На ситуацию оперативно отреагировал мэр Казани Метшин. Он лично собрал перевозчиков за круглым столом, но выслушав, дал понять, что не видит возможности повышать тариф более чем на уровень инфляции за два года. Но многозначительно подчеркнул, что, пройдя большую дорогу и оставив за плечами историю с пазиками и «газелями», возвращаться к хаосу не намерен. Так что лед тронулся. Позже на собранной в «Метроэлектротрансе» пресс-конференции председатель комитета по транспорту исполкома Абдулхаков заявил, что исполком отправил заявку с ценами в госкомитет по тарифам и что мэрия и перевозчики согласовали цену билета на уровне 26 рублей при оплате наличными и 23 рубля — транспортной картой.

В разговоре с «БИЗНЕС Online» первый вице-мэр Казани Рустам Нигматуллин напомнил, что еще год назад перевозчики поднимали вопрос о том, что тарифы на проезд в общественном транспорте не позволяют им сводить концы с концами. Но тогда им отказали. За год же ситуация еще более накалилась или, даже можно сказать, раскалилась докрасна. «Цены повысились на коммунальные услуги, на запчасти, на бензин. По отдельным позициям рост цен на запчасти достигает 300 процентов. Выросли расходы на страхование транспорта и пассажиров, увеличилась налоговая нагрузка. Цены на топливо в этот период выросли до 45 процентов», — подсчитал Нигматуллин. «Очередное повышение цен на топливо, в связи с утвержденным повышением акцизов, будет с 1 апреля текущего года, — отметил он невеселую тенденцию. — Сегодня за долги забрали один автобус, завтра заберут еще десять, послезавтра — сто. Остальные, уже отработавшие свой ресурс, потихоньку развалятся. Уже сейчас наблюдаются частые сходы тех же автобусов с маршрутов по причине разного рода неисправностей. В данный момент износ парка автобусов составляет около 45 процентов, троллейбусов — 70 процентов, трамваев — 60 процентов. К концу текущего года необходимо произвести замену 350 автобусов, приобретенных перевозчиками с 2006 по 2008 годы, а также 11 трамваев и 68 троллейбусов, физический износ которых уже в следующем году сделает невозможным их выход на маршрут. Однако убытки предприятий не позволяют это осуществить», — признает вице-мэр.