У ТАТТРАНСКОМА ЗАКОНЧИЛИСЬ "ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ"

Вчера Арбитражный суд РТ удовлетворил иск Сбербанка почти на 980 млн. рублей, обязав взыскать задолженность с материнской компании автомобильной группы "Сапсан" - ЗАО "Таттранском". Ранее бенефициар группы Ильдар Зиннуров в интервью «БИЗНЕС Online» заявил, что долги перед региональным филиалом крупнейшего российского банка в РТ удалось реструктуризировать на 5 лет. Однако, руководство банка решило проводить по отношению к нему более жесткую политику. На судебном заседании побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

С МИЛЛИАРДОМ НА ВЫХОД

Вчера челнинское отделение Сбербанка выиграла иск о досрочном взыскании 979,9 млн. рублей с материнской компании сети автосалонов "Сапсан" - ЗАО "Таттранском-Холдинг". Соответчиками выступали еще четыре дочерних компаний холдинга – казанское ООО "Премиум авто", челнинские ООО "Премиум кар" и ООО "Лачын мастер", а также ООО "Таттранском" из села Бетьки Тукаевского района. Все эти компании, как стало известно «БИЗНЕС Online», переуступили свой долг головной компании еще 29 апреля 2009г. Тогда же были заключены 15 договоров залога, в качестве которого были оформлены земельные участки на ул. Спартаковской, 43 в Казани и ул. Советской, 182 в Альметьевске с расположенными на них автосалонами холдинга.

"Таттранском в мае приобрел у Сбербанка права требования к заемщикам, а банк предъявил требования о досрочном взыскании. У нас был установлен график оплаты долгов, однако банк решил ускорить ситуацию и взыскать долг досрочно", - пояснил представитель ответчика «БИЗНЕС Online» Яков Сергеев.

Как стало известно на процессе, согласно договору, подписанному между компаниями 7 мая 2009 года, Таттранском взял на себя все права и обязательства компаний "Премиум авто", "Премиум кар" и "Лачын мастер". На момент подписания договора у компаний был долг перед Сбербанком. На 25 мая 2009 года она составил 979 908 292, 48 рублей.

 

ОТЫГРАЛИ НАЗАД

Представитель Сбербанка Дмитрий Могилев подтвердил, что по графику срок погашения долга у ТТК до 10 марта 2014 года. По сути, тем самым он подтвердил заявление Ильдара Зиннурова, которое он сделал в августе 2009 года в интервью «БИЗНЕС Online», что холдингу удалось договориться с банками-кредиторами, включая Сбербанк.

"Наши  кредиторы - около 10 банков, причем такие крупные банки, как Сберегательный банк, ВТБ, "АК БАРС" Банк, группа "МДМ-УРСА". Могу сказать, что на сегодняшний день вопросы с банками решены на 80 процентов. Те кредиты, которые есть, мы продлили на 5 лет", - заявил тогда собственник автодилерской сети "Сапсан".

Однако тут же представитель Сбербанка пояснил, что с декабря 2009 года Сапсан перестал обслуживать кредит и вот справедливая развязка.

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Напомним, что в конце декабря 2009 года газета «БИЗНЕС Online» рассказывала о судебных процессах с участием многочисленных "дочек" "Сапсана" с тремя банками-партнерами – МДМ-банк (фигурировал также новосибирский УРСА банк, который находился в процессе слияния), ВТБ и Абсолют-банк. Тогда в исках фигурировали автосалоны автодилера в Казани, Нижнекамске, Альметьевске, Кировской области. Причем, почти на каждом из этих процессов всплывали самые неожиданные повороты: вывод активов из компаний, признание недействительными полномочий директоров, подписей... Судьи татарстанского арбитража хорошо наслышаны о них и ряд процессов из них продолжается до сих пор. Как потом объяснил «БИЗНЕС Online» Зиннуров, это были технические приемы, чтобы выиграть время для переговоров о реструктуризации.

ПРИЕМЧИКИ КОНЧИЛИСЬ?

Однако вчера на заседании по иску Сбербанка этих приемов практически не было. Представитель Таттранскома Сергеев не признал иск и поставил под сомнение законность заключенного в мае договора переуступки, мотивируя тем, что уступлены права по договору открытия кредитной линии, под которой понимается неоднократное предоставление денежных средств, а это входит в противоречие с одним из писем президиума Высшего арбитражного суда (ВАС).

"У одного заемщика пять договоров, поэтому истец, во-первых, должен предоставить нам не общий объем задолженности, а выписки по долгам каждой фирмы за конкретный период времени. Во-вторых, в договоре не прописаны ни уступаемые права, ни их сумма. В-третьих, у истца нет доказательств нашей задолженности", - отметил Сергеев.

Представители Сбербанка пояснили, что не обязаны были расписывать конкретные долги каждой из компаний, так как договор заключался с Таттранском. "Мы предоставляли комплекс обязательств новому кредитору, поэтому ваша компания должна выплачивать долг", - уточнил представитель Сбербанка.

Представителя Таттранскома  сухой ответ истца не удовлетворил, поэтому он засыпал его вопросами. Прежде всего, истец пытался выяснить, что именно согласно договору было уступлено, на каких основаниях, учитывал ли договор уступки право на передачу обеспечения (залога) или нет. Представители Сбербанка не дали ответа Сергееву, так как посчитали это излишним: все ответы, по их словам, содержатся в договоре или, если их там нет, законодательстве РФ. К тому же дополнительным аргументом стал факт перечислений платежей со стороны ТТК на начальном этапе по долгам "дочек".

Судья Милена Исхакова посчитала ответ истца исчерпывающим. В результате после получасового изучения дел судьей в совещательной комнате было принято решение о полном  удовлетворении иска.

Представитель Таттранскома решением суда остался недоволен. "Мотивированное решение суда будет предоставлено нам через пять дней, тогда мы посмотрим оценку доводам, которые мы дали. Исковые требования Сбербанка вытекает из того, что по договору уступки прав мы выкупили права у Премиум кар, Премиум авто и Лачын мастер. С другой стороны, договор не содержит конкретной характеристик, конкретных сумм долга каждого их предприятий за определенный период. Решение суда мы будем обжаловать", - отметил он. Представители Сбербанка от комментариев отказались. 

НЕСГИБАЕМЫХ СГИБАЮТ

Напомним, что в интервью журналистам нашего издания  Зиннуров в конце 2009 года озвучил размер кредитного портфеля холдинга: по его словам, он составлял 2,3 млрд. рублей.  Зиннуров признавал наличие проблемных кредитов с ВТБ (400 млн. рублей), Абсолют-банком (200 млн. рублей) и МДМ-банком (около 800 млн. рублей) на общую сумму 1,4 млрд. рублей. Теперь к этому списку прибавилась задолженность дополнительно почти 1 млрд. рублей.

В разгар кризиса сразу несколько банков потребовали, чтобы Таттранском досрочно вернул им выданные кредиты. На фоне обвального падения автомобильного рынка компания требования банкиров стали для компании самым настоящим ЧП – для погашения кредитов ей пришлось изъять практически все оборотные средства. Это поставило компанию на грань банкротства, тогда  Зиннуров даже пытался, правда, безуспешно, найти покупателя на блокпакет холдинга.  

Тогда единственным выходом для автодилера стало рефинансирование долгов. После длительных переговоров с использованием всех лоббистских возможностей и подключением влиятельных персон Зиннурову все-таки удалось добиться решения о выделении в Сбербанке кредита в 1,5 млрд. рублей. Решение было принято на уровне руководства Волго-Вятского отделения Сбербанка. Решение было спущено по вертикали в Казань, а потом - в Набережные Челны. Однако руководство челнинского филиала банка пришло к мнению, что выдача кредита в таком объеме автодилеру – дело, мягко говоря, крайне рискованное. Вероятность своевременного возврата средств, по мнению руководителя банка (а его тогда возглавлял опытный банкир Ильдар Еферов), крайне низка с учетом нынешнего положения на автомобильном рынке и финансового состояния потенциального заемщика. Но собственники компании-автодилера не только настаивали на своем, ссылаясь на решение вышестоящего банковского руководства, но и вновь подключили все свое влияние с тем, чтобы кредит был все-таки выдан.

Челнинский банкир, которому в итоге и пришлось бы отвечать за проблемный кредит, долго стоял на своем, сопротивляясь давлению, начавшемуся со всех сторон. Считается, что в конечном итоге, кредит так и не был выдан, но массированное давление не прошло бесследно для челнинского банкира – в результате мощного стресса он оказался в больнице. Спустя два месяца Ильдар Еферов, проработавший в автограде с начала 90-х, ушел в Казань  руководить отделением Советским отделением Сбербанка.

ГРОМ И МОЛНИЯ

Тем не менее, как стало ясно вчера на судебном заседания , несмотря на то, что автодилеру Сапсану отказали в кредите на 1,5 млрд. рублей, ему все-таки удалось реструктуризировать ранее взятые займы в Сбербанке. Прекратив платежи в декабре прошлого года Зиннуров, видимо, надеялся урегулировать долги после нового года.

Но с тех пор в республике многое поменялось: весной поменялось руководство татарстанского отделения Сбербанка: на место Геннадия Захарова, занимавшего этот пост  целых 22 года, в апреле пришел Рушан Сахбиев, ранее работавшего первым замом управляющего Западно-Сибирского отделения Сбербанка. И как видим, по отношению к проблемным должникам новая команда ведет себя достаточно жестко. 

Надежда Замалиева
Арслан Минвалеев

Справка

Автомобильная группа "Сапсан" ("Таттранском") основана в 1991 году. Бенефициаром является Ильдар Зиннуров. Сеть автоцентров расположена в Казани, Чебоксарах, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Кирове и Сыктывкаре. Автомобильная группа Сапсан - официальный дилер Audi, Volvo, Ford, Skoda, Fiat, Honda, Citroen, GM. Сеть автоцентров в городах Казань, Набережные Челны, Киров, Альметьевск, Нижнекамск, Москва работает под  торговыми марками "Сапсан моторс", "Сапсан-трейд", "Сапсан кар", "Сапсан-авто", "Премиум авто", "Премиум кар", "Премиум лайн", "Сапсан лэнд".