Алексей Улюкаев (фото duma.gov.ru )
Алексей Улюкаев: «Сейчас вся программа сконцентрирована на реальном секторе экономики, поддержке конкретных отраслей, малого и среднего бизнеса, экспорта и на социальной поддержке малообеспеченных слоев населения» (фото duma.gov.ru )

«НЕФТЬ БУДЕТ СТОИТЬ 40 - 50 ДОЛЛАРОВ ЗА БАРРЕЛЬ В ТЕЧЕНИЕ ЛЕТ»

Сегодняшнее выступление в Госдуме Алексей Улюкаев начал в целом за здравие. «Мы пожинаем плоды второго нефтяного шока — снижение нефтяных цен второго полугодия прошлого года, но результаты для экономики, для социальной сферы, для бюджета совершенно разные», — сказал глава минэкономразвития. По его мнению, российская экономика привыкла к низким ценам на нефть и переживает второй нефтяной шок намного легче первого.

«Девальвация крайне незначительная, инфляция не только не выросла, но уменьшается, и сегодня мы вышли на уровень меньше 8 процентов инфляции к соответствующему периоду прошлого года, ключевая ставка не выросла, а снизилась, и для реальной экономики последствия оказались самыми незначительными», — старался вселить оптимизм в депутатов оратор. Но думцы пришли к выводу, что успокаивает он, похоже, не столько их, сколько самого себя.

«Вы по-прежнему считаете, что пик кризиса пройден летом прошлого года и что улучшается кредитование реального сектора? Все директора в один голос говорят, что кредиты по-прежнему недоступны. Кстати, выступая на Гайдаровском форуме, вы говорили совсем другое, что кризис надолго и он будет очень серьезным. Когда же был пик кризиса, прошли мы его или нет?» — призвал министра к ответу представитель КПРФ Владимир Федоткин. «Низшую точку кризиса мы прошли в июне прошлого года», — твердо стоял на своем Улюкаев. На Гайдаровском же форуме, по его словам, речь шла о другом. «Я говорил, что надолго не кризис, а ситуация невысоких цен на сырье. И повторю то же самое: да, мы будем жить в ситуации, когда нефть будет стоить 40 - 50 долларов за баррель в течение лет. Это нормальный, здоровый вызов нашей экономике», — заявил Улюкаев.

Экономика с этим вызовом, по мнению министра, начинает справляться. Спад ВВП в начале этого года замедлился до минус 3,7% (в конце 2015 года было минус 3,9%). В январе, по заверению Улюкаева, даже произошел небольшой — на 0,3% — рост промышленного производства. Во втором квартале он ожидает и начала роста ВВП, который к концу текущего года должен достичь 0,7%. Этому должно способствовать и замедление инфляции ниже уровня в 8%, и, главное, резкое снижение оттока капитала. «В январе-феврале в 6 раз сократились объемы вывоза капитала по сравнению с первыми двумя месяцами 2015 года», — порадовал депутатов министр.

Правда, последних поток позитива не вдохновил. «Алексей Валентинович, опять про инфляцию, вы на Дон Кихота похожи. Боретесь с какими-то ветряными мельницами. Мы 50 процентов продуктов питания привозим из-за границы, курс известен. У нас инфляция 50 процентов по продуктам питания. Вы зажали ее отрицательным потребительским спросом. Ну давайте перестанем вообще людям зарплату платить, у нас дефляция начнется», — заявил с думской трибуны представитель ЛДПР Сергей Катасонов.

Кстати, сам министр экономического развития РФ, несмотря на прозвучавшие обвинения в том, что он лично и его министерство виноваты в жесткой посадке российской экономики, посчитал, что ругали его весьма умеренно, он, дескать, готовился к куда более нелицеприятной критике. Это еще раз свидетельствует: реальная экономическая ситуация значительно хуже картинки из официальных отчетов.

Сергей Нарышкин (слева) (фото duma.gov.ru )
Сергей Нарышкин (слева) (фото duma.gov.ru )

«КРЫМ — НАША ЗЕМЛЯ, ВСЕГДА БЫЛА НАШЕЙ И ВСЕГДА БУДЕТ»

Приближающиеся выборы в Госдуму еще больше повысили градус экономической дискуссии. Улюкаеву во время правительственного часа в Думе не раз и не два припомнили Гайдаровский форум и все, что там наговорили его соратники по либеральному лагерю. У кое-кого из депутатов, похоже, даже закрались сомнения в том, что министр экономического развития разделяет точку зрения о том, что Крым наш. Вопрос про проблемы в финансировании и исполнении федеральной целевой программы развития экономики Крыма был сформулирован так, что докладчику, по сути, пришлось клясться в верности политическому курсу. «Крым — наша земля, всегда была нашей и всегда будет нашей», — сказал министр, отвечая на вопрос о том, чувствует ли он свою личную ответственность за то, чтобы в этом году все предусмотренные ФЦП деньги были доведены до бюджетополучателей в Крыму.

При этом Улюкаев ясно дал понять, что цена присоединения Крыма велика и платить придется еще долго. «Санкционный режим — это то, к чему мы совершенно адаптировались как экономика. Россия адаптировалась к санкциям, и неважно, когда они исчезнут. На самом деле, исчезнет санкционный режим в этом году или через 5 лет, или через 10 лет, это не принципиально», — заметил глава минэкономразвития. То есть под санкциями нашей экономике предстоит находиться еще продолжительное время. Между тем по итогам прошлого года вице-премьер Аркадий Дворкович оценил вклад антироссийских санкций в динамику ВВП в минус 0,5%. Еще 3% ВВП отняли низкие цены на нефть. Остальное (также около 0,5%), видимо, пришлось на недоработки самого правительства.

ДАСТ ЛИ ЭЛЬВИРА НАБИУЛЛИНА ДЕНЬГИ НА РАСШИРЕНИЕ КАЗАНСКОЙ ТЭЦ-1?

Спросили Улюкаева и о том, чем же отличается нынешний антикризисный план правительства от его прошлогоднего варианта, и получили весьма примечательный ответ: в прошлом году правительство спасало банки, в этом на оставшиеся в государственных резервах деньги поможет реальному сектору экономики и населению. «План в редакции 2015 года был прежде всего сориентирован на финансовый сектор. Там были такие позиции, как докапитализация финансовой системы через выпуск облигаций федерального займа, поддержка ВЭБа и т. д. Сейчас вся программа сконцентрирована на реальном секторе экономики, поддержке конкретных отраслей, малого и среднего бизнеса, экспорта и на социальной поддержке малообеспеченных слоев населения», — пояснил Улюкаев.

Эльвира Набиуллина: «Денег нет» (фото kremlin.ru)
Эльвира Набиуллина: «Денег нет» (фото kremlin.ru)

При этом глава минэкономразвития на этот раз был весьма скуп на обещания финансирования антикризисных мероприятий. Он, например, не стал оглашать общую смету антикризисного плана на 2016 год, которую ранее оценивал в 880 млрд. рублей. Дело в том, что это финансирование еще не утверждено. Предстоит крайне болезненная, особенно в год выборов, процедура пересмотра бюджета на текущий год, которая, возможно, пройдет в апреле-мае. Пока же Улюкаев признал: «Цифры поддержки отраслей мне самому очень не нравятся, они крайне маленькие». Например, 60 млрд. рублей составят бюджетные гарантии по льготным кредитам для промышленности, 160 млрд. рублей ВЭБ запланировал под гарантии по экспортным контрактам. Наконец, 240 млрд. рублей в виде кредитных средств Улюкаев хотел бы предусмотреть в программе проектного финансирования. Это самый большой кусок антикризисного пирога. Однако пока годовой лимит, установленный Центробанком по льготному кредитованию инфраструктурных проектов, составляет лишь 100 млрд. рублей. Этому вопросу было посвящено недавнее ночное заседание членов правительства и руководства ЦБ у президента России. Убедить главу Банка России Эльвиру Набиуллину Улюкаеву тогда не удалось. Ее ответ, как говорят некоторые источники, был однозначен: «Денег нет». Видимо, с этим и связана та грусть министра экономического развития, которая не укрылась от взора депутатов Госдумы.

Общая стоимость программы проектного финансирования приближается к 350 млрд. рублей. Программа включает 42 проекта. В их числе, например, выделение льготного кредита в размере 11,1 млрд. рублей на строительство двух энергоблоков казанской ТЭЦ-1 для «удовлетворения острого энергодефицита города Казани». Еще один татарстанский проект: ООО «Мефро Уилз Руссиа» из Заинска просит кредит в 1,2 млрд. рублей на расширение и модернизацию производства дисков колес для грузовиков иностранных марок, собираемых в России.

Однако повторим: средства в полном объеме на все эти проекты из Центробанка пока выбить не удалось. Поэтому министр весьма осторожно говорил о финансовых параметрах нового антикризисного плана, чем явно расстроил нацеленных на предвыборный лоббизм депутатов. Основной бой за скудеющую по причине бюджетного дефицита государственную «кубышку» развернется в Госдуме 19 апреля, когда с отчетом о выполнении прошлогоднего антикризисного плана перед депутатами выступит премьер Дмитрий Медведев. Тогда же, очевидно, прояснится и вопрос о том, удастся ли Улюкаеву убедить Набиуллину потратиться на региональные инвестиционные проекты, чтобы поддержать российскую экономику, продолжающую упрямо искать дно кризиса.