«В ТАТАРСТАНЕ ДЛЯ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ ДОЛЖНЫ СУЩЕСТВОВАТЬ ТАКИЕ ЖЕ УСЛОВИЯ, КАК ЗА ГРАНИЦЕЙ»

Накануне в Москве состоялся первый в России международный форум IFN CIS & Russia 2016, посвященный исламским финансам. Одним из организаторов события выступил фонд развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), возглавляемый экс-главой АИР РТ, а ныне советником премьера РТ Линаром Якуповым. В последнее время он активно лоббирует развитие исламского банкинга в России, и в особенности — в Татарстане. Ближайшим достижением финансовых «исламистов» можно назвать то, что 24 марта в Казани пройдет очередное совещание рабочей группы при Центробанке. Сама Эльвира Набиуллина на нем не появится, зато несколько ее замов обещали прибыть в столицу РТ. «Ввиду того, что Татарстан проявляет активности больше, чем другие, принималось много усилий, чтобы это именно у нас прошло и на нашей площадке обсуждались варианты имплементации дорожной карты, которые были прописаны до 2017 года», — рассказал вчера корреспонденту «БИЗНЕС Online» Якупов.

Событие тем более значимо, поскольку именно Татарстан рассматривается как первопроходец на этом пути. Напомним, в феврале 2016 года пресс-служба Татфондбанка заявила об открытии во второй половине марта первого в стране центра партнерского банкинга, который должен работать на исламских принципах. «Центр партнерского банкинга будет работать в статусе филиала Татагропромбанка с отдельным корреспондентским счетов в Банке России», — говорилось в релизе Татфондбанка. На официальном сайте Татагропромбанка уже появился отдельный раздел, посвященный исламскому банкингу. В его рамках клиенты смогут получить с соблюдением норм шариата услуги расчетно-кассового обслуживания, обмена валют, лизинга и торгового финансирования. На сайте особо подчеркивается, что исламский филиал не выдает кредиты, не принимает депозиты с выплатой ссудных процентов.

Между тем еще в конце января глава Чечни Рамзан Кадыров в своем Instagram также заявлял о создании в Грозном исламского банка, вопрос уже прорабатывался на встрече с делегацией компании Mazcorp из ОАЭ. Впрочем, на вчерашнем форуме об этом речь не шла: активно обсуждался только татарстанский проект. «Мы же шустрые, я уже два-три года назад начал говорить, что Татарстан — пилотный регион, — припомнил в беседе с нашим корреспондентом Якупов. — Потихоньку кое-что сделали, чтобы все поверили, что мы пилотный регион». При этом советник премьера с сожалением заметил, что этот статус пока лишь формальность и «ничего не означает». «Я лоббирую, но пока меня не поддерживают, чтобы Татарстан стал действительно пилотным регионом», — добавил он. Нынешний номинальный статус, по его словам, не дает республике или тому же Татагропромбанку ровным счетом ничего, так как российское законодательство менять для этого не собираются. «Зачем это нужно, если не дали ни возможности регулировать, ни возможности убирать налоговые издержки? В моем понимании, если говорить территориально о пилотном регионе, тогда в Татарстане для исламских банков должны существовать такие же условия, как за границей, то есть на уровне региона нужно учиться регулировать исламскую банковскую деятельность, которая будет работать на других стандартах. Если это про банк, тогда дается право только одному банку заниматься такой деятельностью. Вот Внешэкономбанк создан, он тоже не является банком под контролем ЦБ, он является институтом развития. Если пилотный банк, то ему будет позволено делать исламский банкинг, значит, это будет трактоваться как нарушение, — волнуется Якупов. — Особая зона как работает? На ее территории такие преференции, такие правила, за границу особой зоны выходишь — другие правила. Территориально должно означать, что на одной территории могут быть исламские банки. Если один институт, то он по всей стране может что хочет творить, но за ним внимательно наблюдают».

«НЕ НУЖНО МЕНЯТЬ ВСЮ СИСТЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НУЖНО ТОЧЕЧНО»

Пока на законодательной ниве «пашет» только зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев, который объясняет свою заинтересованность беспокойством о судьбе страны. Мол, раньше хватало средств из Америки и Европы, а теперь из-за санкций этот денежный поток пересох. «Я вижу, что сейчас в России мало денег. Все требует финансирования, считаю, в этом мы не дорабатываем. Это нужно для нашей страны. Я вижу, что это направление у нас не охвачено», — пояснил он.

В своем выступлении депутат рассказал, что внес на рассмотрение нижней палаты парламента уже 8 законопроектов, однако пока ни один из них в зале заседаний не обсуждался, но на два из них уже поступили отзывы правительства, причем отнюдь не лестные. «Для нашей системы это все равно непривычное направление. Поэтому они подходят с большой осторожностью», — заметил он в беседе с нашим корреспондентом. А чтобы эта осторожность, наконец, стала решительностью, депутат поддерживает идею организовать работу финансового исламского института в одной из республик с преимущественным количеством жителей, исповедующих ислам. «Думаю, удастся достигнуть быстрого прорыва, нам надо показать руководству государства, как может полноценно функционировать финансовый институт в РФ. Для подобного рода действий не нужно изменять всю систему законодательства, достаточно сделать это точечно», — объявил Савельев.

Тем более, по его мнению, Россия должна поторапливаться, так как некоторые коллеги по ЕАЭС, например Киргизия и Казахстан, уже имеют институты исламского финансирования. «Есть статья 70 договора о создании ЕАЭС, которая прямо предусматривает, что мы должны создать условия для взаимного признания лицензий в банковском и страховом секторе, также должны обеспечить защиту законных интересов потребителей финансовых услуг. Киргизия и Казахстан имеют как законодательство, так и институты исламского финансирования. По факту получается, что мы запаздываем», — пояснил парламентарий.

РЕЦЕПТ УСПЕХА: ПИЛОТНЫЙ БАНК И ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

Представители казахстанских банков подтвердили, что институт исламского банкинга в их стране уже заработал. Так, по словам финансового директора Al Hilal Bank Айдына Таирова, в Казахстане почва была подготовлена еще в 2009 году. «Для исламских банков в рамках закона «О банках» был принят подзаконный акт, который позволил исламским банкам функционировать. В марте 2009 года открылся первый исламский банк», — рассказал он. Однако пионер в этом деле, Al Hilal Bank, столкнулся с такими проблемами, как элементарное недопонимание принципов исламского финансирования. «Приходят люди и спрашивают, правда ли, что исламские финансы бесплатные, правда ли что они только для мусульман и правда ли, что исламский банк берет долю в бизнесе», — вспоминал Таиров. Как следствие, банку пришлось проводить большую информационно-образовательную работу со СМИ, представителями корпоративного бизнеса, студентами ведущих вузов, с муллами, имамами и прочими. В итоге Al Hilal Bank решил сосредоточиться на работе с корпоративным бизнесом. «Нам проще объясниться с финансовым руководителем, как работают наши продукты. В рознице уровень образования не так высок, и многие не понимают, как работают исламские продукты, где защищаются интересы банка, где клиента. Это было принципиальное решение», — объяснил финансовый директор.

Елена Гупало, председатель «Заман-Банка», который как раз сейчас находится в стадии перехода от коммерческой к исламской модели, подчеркнула, что во всем мире пилотные проекты начинались на базе одной кредитной организации, а уже потом с учетом результатов распространялись на другие. «Я бы порадовалась за Россию, если бы они пошли по такому пути и сделали бы не на базе какого-то региона, а на базе небольшого банка пилотный проект, посмотрели, как рынок будет реагировать. Пилотные проекты на базе одного банка и мощная поддержка государства — тогда будет успех», — заявила она.

«ГЛАВА ГОСУДАРСТВА ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ»

Впрочем, в России, как заявил Якупов, на эту тему можно рассуждать лишь теоретически. «В 2016 - 2017 годах в дорожной карте законодательные изменения не предусмотрены. Это чуть-чуть пугает», — расстроен он. А без правки законодательства, по его мнению, хоть пилотный регион, хоть пилотный банк «не выгорит». «Без законодательных изменений полноценный исламский банкинг работать не будет, — уверенно заявил Якупов в беседе с нашим корреспондентом. — В любом случае у нас получается, что из-за налоговых вопросов исламский налоговый продукт становится дороже. Это заведомо неравное положение. Надо создавать равные условия. Не значит, что надо впихивать исламский банкинг в российские условия, это означает, что и ему надо создать условия, при которых он мог бы нормально функционировать и работать». Советник премьера РТ особо подчеркнул, что основной задачей 400-страничного технико-экономического обоснования, представленного в конце прошлого года малазийско-российским консорциумом, как раз и являлось показать, какие конкретно изменения нужно делать.

Однако исполнительный вице-президент ассоциации российский банков Эльман Мехтиев считает, что спешка ни к чему. «Недостаточно просто принять законопроект, надо идти шаг за шагом, надо вкраплять в действующее законодательство те новеллы, которые позволят хотя бы некоторым инструментам существовать и развивать поле», — считает он.

Центробанк же пока вроде бы и поддерживает идею, но «не хочет менять законодательство». Якупов убежден, что сдвинуть процесс сможет только политическая воля одного человека — президента РФ Владимира Путина. «Чтобы появились законодательные инициативы, глава государства должен принять политическое решение. Если принял — все под козырек и начинают работать. Не принято? Тогда в текущем режиме, как и во всех регионах. Пока исламский банкинг идет по стандартному пути, без отдельного внимания, отдельного решения, по крайней мере сказали: «Можете позаниматься, но не форсировать», — заявил он. В такой ситуации рассчитывать на приход исламских инвестиций не приходится. «Иностранцы сразу говорят: «Мы можем прийти только в том случае, если будет законодательная база, потому что мы хотим, чтобы наши права были защищены», — рассказал Якупов.

«СКЛОННОСТЬ НАШИХ БАНКИРОВ СТАНОВИТЬСЯ ОЛИГАРХАМИ И РОСТОВЩИКАМИ НЕПРЕОДОЛИМА»

В свою очередь советник президента РФ Сергей Глазьев считает, что ранее тема исламского банкинга активно не обсуждалась из-за взаимного недоверия. «Активисты данного инструмента, пропагандисты требуют изменений в банковское законодательство, а наш ЦБ отрицает необходимость таких изменений, говорит: «Хотите — занимайтесь». Это взаимное недоверие пока не преодолено. Люди, которые бы хотели привлекать сюда исламские финансы, все-таки настаивают на поправках, выдвигают их, но экспертная группа, которая была ЦБ создана год назад, сделала доклад, из которого следует, что можно и так заниматься в рамках действующего законодательства», — пояснил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Поэтому, уверен академик, надо искать какие-то другие формы, например, как в Киргизии, где существует международный договор между правительством и исламским банком, который дает определенные гарантии и доверие. «Мне кажется, бояться не надо, надо создавать условия. Если люди говорят, что им что-то мешает в нашем законодательстве, надо не отрицать и не отвергать, а всерьез разобраться, что же там мешает», — добавил Глазьев.

В качестве ниши для исламских финансов экономист предлагает целевое проектное финансирование. «Я думаю, это вопрос жизненной важности, потому что мы без перехода к целеориентированному кредитованию в экономике обойтись уже не можем. Мы видим, склонность наших банкиров становиться олигархами и ростовщиками непреодолима. Они доведут в конце концов экономику до полной катастрофы, если мы не создадим механизмы целевого проектного финансирования», — считает он.

С ним согласна также вице-президент ассоциации региональных банков «Россия» Алина Ветрова: «Исламские финансы могли бы найти свою ключевую нишу в проектном финансировании. К сожалению, традиционный банкинг, регулирование, отсутствие долгосрочных ресурсов, построение системы российского банкинга на фактически коротких деньгах не дает этому направлению развиваться. Мне кажется, исламские финансы могли бы совершить прорыв, решив проблему проектного финансирования и долгосрочного кредитования». Еще одна ниша — развитие ГЧП, где исламские финансы могли бы участвовать в инфраструктурных проектах, особенно в тех регионах, где банки активно стремятся к исламскому направлению.

«БАНКИРЫ ИЛИ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПОЛИТИКОЙ, ИЛИ УЖЕ НЕ БАНКИРЫ»

Так что же, внедрение исламских финансов — это политический или экономический вопрос? Сколько понадобится времени, чтобы запустить исламский банкинг в нашей стране? Эти вопросы Якупов адресовал всем спикерам в самом конце круглого стола. Мнения по первому разделились. Если советник премьера РТ в беседе с нашим корреспондентом ясно дал понять, что на все воля не только Всевышнего, но и президента РФ, то участники дискуссии пытались быть более дипломатичными.

— Это и политический, и экономический вопрос. При желании, при политической воле — один-два года, — объявил Таиров.

— Мне бы хотелось верить, что это вопрос все же экономический, а не политический, — заметила Ветрова. — Что касается времени внедрения, то это три-четыре года.

— Мне тоже бы хотелось думать, что экономический вопрос. В рамках пилотного проекта в течение года можно запустить, — вторила ей Гупало.

— Экономический вопрос. Как минимум два года, — соглашался директор по исламским финансам и банкингу Capital Intelligence Гассан Чаммас.

Единодушие по поводу экономического характера вопроса разъяснил Мехтиев:

— Банкиры или не занимаются политикой, или уже не банкиры. Для нас это экономический вопрос. Срок — с учетом отсутствия законодательства — минимум три года с нынешнего момента.

— Считаю, что при определенных условиях полноценный финансовый институт мог бы начать работать до конца следующего года, — высказал самый оптимистичный прогноз Савельев.

Так или иначе, лоббисты идеи пока могут лишь рассчитывать на рабочую группу при Центробанке. «Существует высказывание, что если хочешь погубить работу, то создай рабочую группу, где все утонет. Нам бы очень не хотелось, чтобы данная работа утонула в рабочей группе. Хочется, чтобы конкретные действия предпринимались скорее», — заключил Якупов.