.
Исполком Казани озвучил программу поддержки малого и среднего предпринимательства на 2016 год

КАЖДЫЙ ВЛОЖЕННЫЙ РУБЛЬ УЖЕ ВЕРНУЛСЯ В ВИДЕ 3,5 РУБЛЕЙ

Сегодня в городе заработали новые сервисы для малого бизнеса. Баннер «Льготная аренда муниципальных помещений» на портале мэрии Казани приоткрывает дверь и к полному перечню объектов, которые предложены малому бизнесу на льготных условиях, и к электронной карте с основными характеристиками и фотографиями объектов.

На пресс-конференции в Казанской ратуше журналисты узнали все детали расширенной городской программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Как известно, предлагаемые меры ранее обсуждались с предпринимателями, изменения в программу были приняты депутатами Казгордумы 26 февраля.

«Три кита, на которых держится бизнес: финансы, недвижимость и предпринимательский климат, — начал выступление замглавы исполкома по экономическому развитию Иван Кузнецов. — На них и основана наша сегодняшняя программа».

Кузнецов напомнил, что с 2007 по 2015 годы программой льготного кредитования воспользовались 362 компании, которым выдали кредиты на 1,02 млрд. рублей. В список приоритетных для города направлений входят обрабатывающие производства, жилищно-коммунальное хозяйство, инновационная деятельность, бытовое обслуживание, образование, здравоохранение, народно-художественные промыслы, внутренний туризм. Изначально бюджет компенсировал 5% ставки по кредиту до 5 млн. рублей сроком до 2 лет. В 2015 году срок кредита был увеличен до 3 лет, а субсидирование процентной ставки выросло вдвое — с 5% до 10%, что на фоне возросших аппетитов банков было актуально. Всего таким образом из бюджета компенсировано 49,4 млн. рублей, на каждый вложенный рубль в городскую казну вернулись 3,5 рубля.

КОМУ ДОСТАНУТСЯ 500 МЛН. РУБЛЕЙ?

В этом году планируется выдать льготные кредиты на 500 млн. рублей. «Перечень приоритетных направлений для льготного кредитования в этом году дополнен отраслями культуры, физкультуры и спорта, организациями частных учреждений дополнительного образования, — сообщил Кузнецов. — Кроме того, в программе выделены особо приоритетные виды деятельности: это организация частных детских садов, производство изделий народно-художественных промыслов на территории города, организация хостелов, гостиниц, мини-отелей».

«Мы неоднократно заявляли о том, что растет туристическая привлекательность города, — пояснил Кузнецов. — Туристический поток в Казань только за прошлый год увеличился более чем на 20 процентов. Мы хотим, чтобы туризм стал полноценной отраслью развития экономики города. Для этого нужно создавать новые места размещения. Мы также готовы поддерживать производителей сувенирной продукции, отражающей нашу культуру, а не штамповые иностранные представления о нашей истории. Поддержка частных дошкольных учреждений вызвана тем, что в настоящее время более 17 тысяч детей младше 3 лет находятся в очередях в детские сады. В ближайшее время рассчитывать на такие же большие объемы строительства детских садов, к сожалению, в условиях экономической сложности не приходится».

Для предпринимателей, которые работают в приоритетных отраслях, компенсация процентной ставки из бюджета по-прежнему остается на уровне 10%. Правда, есть поблажка для тех, кто решил выкупить муниципальное имущество, — для них компенсация составит уже 12%.

ЧИНОВНИЧЬИ КАБИНЕТЫ?.. ОБОЙДЕМ СТОРОНОЙ

Для особо приоритетных направлений условия еще более щадящие: в первый год кредитования исполком полностью оплатит процентную ставку, во второй и третий год компенсироваться будет 10% от ставки кредита. Срок кредитного договора — 5 лет, срок субсидии — 3 года, максимальная сумма заемных средств — 10 млн. рублей. Все это Кузнецов назвал беспрецедентным.

Журналистов интересовало, как и когда предприниматели смогут обратиться за получением средств. Уже 18 марта будет опубликовано извещение о начале конкурса по отбору банка-оператора программы. Итоги подведут 22 апреля, и сразу после этого предприниматели смогут подавать заявки в банк. Основным критерием отбора банка-оператора станет процентная ставка. В прошлом году Банк Казани предоставил ставку под 18,5% годовых — самую низкую среди 4 заявившихся на конкурс банков.

«Учитывая мнения предпринимателей, мы максимально упростили процедуру рассмотрения заявок, — сказал Кузнецов. — Все, что нужно будет сделать предпринимателям, — обратиться в банк-оператор и представить пакет документов на получение кредита. Банк сам согласует их с исполкомом». Эдакий принцип одного окна, и, что приятно, не надо ходить к чиновникам. Чтобы ускорить процедуру, рассмотрение заявок в банке-операторе и исполкоме будет происходить параллельно, срок не должен превышать 7 дней.

«Предпринимателю придется прийти в банк-оператор всего два раза: для того чтобы подать полный пакет документов и для того чтобы подписать все необходимые договоры и получить кредит, — уточнил Кузнецов. — Как видите, процедура упрощена максимально. Предприниматель ни на одном этапе не встречается с исполкомом и не приходит, что называется, в кабинет к чиновникам».

«НА ХОРОШИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ЛЬГОТЫ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ»

Кроме того, вот-вот можно будет «съесть» и обещанную «конфетку» льготных помещений. А для начала малый бизнес может прильнуть к компьютерам: на появившейся сегодня электронной карте с есть все возможности изучить их расположение и параметры. Любой желающий может ознакомиться также с полным перечнем и фотографиями помещений изнутри и снаружи, чтобы понять состояние муниципальных подвалов, цокольных этажей и даже целых зданий. «Можно бесконечно смотреть на текущую воду, зеленую траву и красивых женщин», — гласит известная восточная поговорка. В Казани ее уже переиначили: можно бесконечно смотреть на зеленую траву, красивых женщин и бесплатные помещения.

Там же есть возможность подать заявку на просмотр заинтересовавшего объекта, точнее, на те помещения, которые в ближайшее время будут выставлены на торги, оговорился Кузнецов. Правда, ссылка ведет на интернет-приемную комитета, но есть и контактные телефоны сотрудников в каждом районе города, чтобы можно было задать интересующие вопросы. Потенциальные участники торгов также могут обратиться для просмотра объекта в КЗИО с письменным заявлением. Принятие постановления о проведении торгов запланировано на 18 марта, ориентировочная дата первых торгов — 29 апреля. Торги планируется проводить еженедельно — по пяти помещениям.

«Представьте, что кто-то из бизнесменов захочет лично посмотреть все 100 помещений, и таких охотников найдется много. Тогда работа КЗИО будет полностью парализована. Поэтому принято решение разделить объекты на несколько пулов и торговать их шаг за шагом», — пояснили корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Что за недвижимую «конфетку» предложат бизнесу, насколько «убиты» или, наборот, «прилизаны» эти помещения?

«Опыт продаж комитета ведется с 1993 года, и с каждым годом количество объектов не прибывает, их становится все меньше, — пояснил глава комитета земельных и имущественных отношений Ренат Галяутдинов. — Есть помещения, состояние которых довольно-таки приличное, но в них какой-то ремонт все же делать нужно. Есть помещения, которые — да! — вызывают определенные сомнения. Предлагаемые объекты не использовались длительное время, некоторые уже выставлялись на аукцион неоднократно, но не были востребованы. На совсем хорошие помещения льготы не предоставляются».

Муниципальные помещения будут отданы на льготных условиях малому и среднему бизнесу с нулевой ставкой в течение первых двух лет, на третий год арендатор будет оплачивать 25%. То есть если аренда стоит 100 тыс. рублей в год — на третий год аренды арендатору предстоит заплатить лишь 25 тыс. рублей, на четвертый — 50 тыс., на пятый — 75 тыс. рублей. В случае, когда по итогам приема заявок на объект поступит больше одной заявки, будут проходить аукционные торги на повышение цены лота. Рыночная цена аренды будет определена оценкой, а максимальная — по результатам торгов. Предприниматель, исполнивший условия договора, получит право пролонгировать аренду помещения без проведения торгов, но по истечении пяти лет арендные платежи надо будет вносить полностью — уже по новой оценке помещения.

«Если уже работающий бизнес переедет в предлагаемые помещения из уже отремонтированных, мы их с удовольствием выставим на торги еще раз, — заявил Галяутдинов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». — Кроме того, малый бизнес, арендующий помещения длительное время, имеет шанс попасть под 159-й закон и получить преимущественное право выкупа. Не думаю, что предприниматели будут терять такую возможность».

Участвовать в этой программе может лишь малый и средний бизнес, у крупного — другие возможности и потребности, считают в исполкоме. Одно помещение для него погоды не сделает, а для малого бизнеса это реальная возможность встать на ноги и окрепнуть в это непростое время. Но кроме местных «малышей» воспользоваться казанским «пирогом недвижимости» может и иногородний бизнес, для этого необходимо встать на вторичный налоговый учет в Казани.

ИСПОЛКОМ ПОКАЗАЛ КНУТ ДЛЯ СПЕКУЛЯНТОВ

Как бороться с перекупщиками, делающими свой бизнес на любых торгах? Чтобы защитить предпринимателей, работающих в рамках закона, от перекупов, помещения запрещается сдавать в субаренду. «Иначе может получиться так, что кто-то возьмет, по сути, бесплатные объекты, подкрасит и сдаст другим предпринимателям. Помогать такому спекулятивному бизнесу мы не собираемся! Целевое использование имущества будет прописано в договоре аренды», — строго заметил Галяутдинов. Если в ходе проверки будет выявлена незаконная аренда, то сотрудники комитета составят протокол, который отправят в суд. На допустившее нарушение физлицо накладывается штраф от 3 до 5 тыс. рублей и от 200 до 300 тыс. рублей — на юрлицо. За незаконную субаренду предусмотрено расторжение договора в одностороннем порядке.

«Город заинтересован не только в том, чтобы раздать помещения, но и мотивировать бизнес к развитию, созданию рабочих мест, формированию налоговой базы», — говорил глава комитета. Собственно, поэтому исполком пропишет в договоре обязанность арендатора начать в течение года какую-то хозяйственную деятельность.

«Если за год движения мы не увидим, договор будет расторгнут, а на арендатора будут наложены санкции в виде взыскания годовой арендной платы, — описал Галяутдинов «политику кнута». — Штраф предусмотрен арендатору и при одностороннем отказе от использования помещения в течение первых трех лет аренды. Мы вводим такие положения, чтобы защитить добросовестных предпринимателей от взлета цен на торгах при определении ежегодной арендной платы». В противном случае город может столкнуться с тем, что некоторые участники аукционов будут взвинчивать стоимость аренды до потолка, а после двух лет откажутся от помещения, не заплатив за него ни копейки.

Каждое помещение, которое выставлено на торги, прошло кадастровый учет

«ДЕЛИТЬ ОБЪЕКТ ПОЛУЧАЕТСЯ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО»

Еще одно само собой разумеющееся требование — это своевременная оплата всех жилищно-коммунальных платежей. Это та минимальная нагрузка, которая с бизнеса не снимается.

«Каждое помещение, которое выставлено на торги, прошло кадастровый учет, соответственно, оно будет сформировано как единый объект недвижимости. Делить его, по нашему опыту, получается экономически нецелесообразным, — прокомментировал невозможность деления лотов Галяутдинов. — Одно помещение, как правило, состоит из коридорной системы. Если мы начнем кусками отдавать помещения, то коридоры в аренду сданы не будут. А тогда содержание, уборка, оплата света в коридорах останется в подвешенном состоянии».

Есть помещения от 16 кв. метров до 900 кв. метров, но, как пояснил Галяутдинов, «если будет возможность и у помещения будет отдельный вход, то их можно будет поделить».

К слову, после пресс-конференции журналистам показали три объекта, которые в ближайшее время планируется пустить с молотка. По адресу Мазита Гафури, 5, где ранее в жилом пятиэтажном доме на первом этаже находилась аптека «Таттехмедфарма» на площади 145 кв. м, еще остаются стеллажи с названиями «Слабительные», «Противогриппозные», «Новые препараты». Помещения, как и два других, не используют на протяжении двух-трех последних лет. Все три объекта, по данным исполкома, имеют удовлетворительное состояние. В них требуется небольшой ремонт. На улице Вишневского, 10 в подвале на 153 кв. м пристроя многоэтажки ранее располагалось общество инвалидов — на правах безвозмездного пользования. Там же стоят брошенные компьютеры, системные блоки. Примерно в таком же состоянии и цокольное помещение по улице Карла Маркса, 23 на 113 кв. м, которое ранее арендовала коммерческая фирма. Но это более-менее приличные места, есть и гораздо хуже, не скрывали в ходе объезда чиновники. Причем есть такая закономерность: чем ближе к окраинам, тем страшнее. Но если включить счетчики, вывезти мусор, протереть окна — помещение под склад готово...

«ЭТО КАК КОСТЬ БРОСИЛИ: ВОТ, МЫ ХОТИМ ПОМОЧЬ»

Предприниматели прокомментировали для «БИЗНЕС Online» плюсы и минусы новой масштабной программы по поддержке малого и среднего бизнеса.

Артем Наумов — экс-руководитель центра поддержки предпринимательства при минэкономики РТ:

— Рынок аренды эта программа, однозначно, не уронит, потому что нужно понимать, что эти помещения — неликвид. У города есть много других помещений, которые люди с удовольствием снимают, а эти помещения долгое время они не могли сдать по рыночным ценам. И было решено попробовать таким образом. Это помещения, в которые нужно вкладываться и вкладываться немало. Вот так, чтобы город предложил «халяву», так не бывает. Это разумный ход с точки зрения города. Ведь сейчас эти помещения пустуют, и город за них платит, а если кто-то возьмет их в аренду, пусть даже за какую-то очень маленькую ставку, то, во-первых, он ремонт сделает, во-вторых, какую-никакую аренду будет платить и — в полном объеме — коммуналку, которую сейчас город платит сам.

В свое время я знакомился с этим проектом, насколько я помню, речь шла о том, чтобы разместить в этих помещениях социально ориентированный бизнес.

Какой эффект даст эта программа, предсказать сложно, «даром предвидения Улюкаева» я не обладаю, это надо на практике смотреть. Рынок вроде бы против, но город предложил хорошие условия и хорошую цену, вот и посмотрим, как он отреагирует. Эти помещения — очень маленькая часть той недвижимости, которой город обладает, так что это как-то сильно на рынок коммерческой недвижимости в городе не повлияет.

Артур Уразманов — генеральный директор «Аптечной сети 36,6»:

— Из всех предложений мы рассмотрели для себя только одно место (для размещения аптекиприм. ред.), и то, если это именно то место, о котором мы думаем. Поэтому я считаю, что это PR и ничего больше. Это как кость бросили: вот, мы хотим помочь, возьмите 100 объектов. Но из них 50 процентов — в подвалах и цокольных этажах находится, что там можно сделать? Кто туда придет, если нет трафика? Ведь любое помещение, которое открывается, ориентируется на трафик. Откроешь ты будку по ремонту обуви, а там люди рядом не проходят — и все. Эти помещения город много раз выносил на торги, их просто никто не берет.

«ТАМ НУЖНО МНОГО ВКЛАДЫВАТЬСЯ: В КОММУНИКАЦИИ, ЭЛЕКТРИКУ...»

Александр Шамов — бизнес-консультант по коммерческой и индустриальной недвижимости:

— Мне нравится, что такая программа будет запущена. Город должен зарабатывать на содержание своих территорий, мест общего пользования, так что это нормальное явление. Не думаю, что будет предлагаться такой уж неликвид. В любом случае время покажет, будут ли эти помещения заполняться арендаторами. Все будет зависеть от того, какие будут договоры аренды: если краткосрочные, то хуже, если долгосрочные и через Регпалату, то люди будут вкладываться. Подозреваю, что там нужно будет много вкладываться: в коммуникации, электрику, отопление, входные группы делать...

Еще один момент: город ограничил парковочные места в центре. Что он будет делать сейчас с этим? Ведь бизнес в центре города, в жилых домах сейчас сворачивается и уходит в торговые центры по той причине, что нет парковочных мест. Парикмахерские услуги, посреднические услуги, мелкая торговля — реально люди не могут там останавливаться и оставлять там свои деньги. И город должен будет тогда обеспечивать их парковочными местами.

Уронит ли новая программа рынок частной аренды? Возможно, но город создает новые рабочие места, обеспечивает работой горожан, так что это отлично.

Михаил Клопоух — генеральный директор и совладелец сети ресторанов OFS:

— Думаю, что это хорошая программа. Для бизнеса любые льготы хороши. Ведь бизнес разный есть, кому-то подойдет даже не очень хорошее помещение, но оно будет очень хорошее для него. Любой шаг навстречу — это шаг, и хорошо, что мэрия делает такие шаги в сторону бизнеса. Для себя мы пока не рассматриваем открытие новых точек, но к концу года, если программа будет действовать, думаю, что да.