Наталия Фишман пообещала организовать обсуждение проблемы после майских праздников, когда сойдет снег и будут готовы эскизные проекты благоустройства территории

РЕШЕНИЕ ПОСТАВИТЬ ЗАБОР НИ С КЕМ НЕ СОГЛАСОВАНО: «РУСТАМ МИННИХАНОВ, МЯГКО ГОВОРЯ, НЕДОВОЛЕН»

Разруливать чаяния общественности, мечтающей сохранить-таки зеленый уголок у Казанского федерального университета и вновь входящей в клинч с ректоратом КФУ, вновь пришлось помощнику президента РТ Наталии Фишман. Напомним, в начале марта бывший преподаватель КФУ Искандер Ясавеев, известный активной гражданской позицией, обратился к Фишман с открытым письмом, где выразил беспокойство по поводу того, что на месте вырубленного сквера за библиотекой им. Лобачевского, вопреки обещаниям, организовали-таки стихийную парковку, а также оградили внешний периметр участка заборчиком.

Тогда Фишман пообещала организовать обсуждение проблемы после майских праздников, когда сойдет снег и будут готовы эскизные проекты благоустройства территории. Однако ждать так долго стороны не стали и накануне собрались в ЦСК «Смена». Помимо Ясавеева в состав инициативной группы вошли журналист и преподаватель Ольга Юхновская, председатель местного отделения Трудовой партии России Иван Климов, активист клуба «Негонки» Фарид Ахметов, заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров и градостроитель Сергей Саначин. Помощника президента РТ Олесю Балтусову представляла специалист центра прикладной урбанистики Москвы Мария Леонтьева.

Вопросы собравшихся сразу же вызвало отсутствие на встрече представителей КФУ. «Им не позволили прийти обстоятельства или это игнорирование?» — поинтересовалась Юхновская. Помощник президента РТ призналась, что Казанский университет на встречу приглашали. «К сожалению, коллеги не смогли присутствовать, но у нас есть договоренность и есть понимание, что в конце недели мы все равно по итогам нашей встречи должны с ними провести совещание и как-то продвинуться, — выразила Фишман готовность заняться челночной дипломатии в духе Генри Киссинджера. — Не думаю, что это игнорирование. Я так понимаю, что они открывают школу журналистики».

Ключевые идеи: организовать публичное представление и обсуждение проекта сквера, восстановить сквер в прежних размерах, включая склон к Ленинскому садику, и демонтировать установленный в декабре 2015 года забор, отделяющий сквер от сада

В пресс-службе КФУ «БИЗНЕС Online» пояснили, что инициаторы слишком поздно сообщили о мероприятии, поэтому скорректировать планы, в которых в тот же вечер действительно стояло открытие школы научной журналистики, просто не удалось. Вместе с тем в вузе подчеркнули, что готовы прислушаться к позиции общественности и всячески приветствуют сбор мнений по поводу судеб сквера, который университет по-прежнему нацелен сохранить.

Искандер Ясавеев: «На мой субъективный взгляд, этот забор имеет символическое значение: он просто констатирует, что КФУ распоряжается на этой территории»

8 ПУНКТОВ РЕИНКАРНАЦИИ СКВЕРА

Предложение инициативной группы, состоящее из 8 подпунктов, изложил Ясавеев. Ключевые идеи: организовать публичное представление и обсуждение проекта сквера (с информированием горожан о месте и времени обсуждения), восстановить сквер в прежних размерах, включая склон к Ленинскому садику, и демонтировать установленный в декабре 2015 года забор, отделяющий сквер от сада.

«Он не имеет никакого функционального значения, поскольку на эту территорию можно попасть с разных сторон, в том числе по лестнице со стороны Кремлевской. На мой субъективный взгляд, этот забор имеет символическое значение: он просто констатирует, что КФУ распоряжается на этой территории», — пояснил Ясавеев.

«Я хотела бы обозначить сразу, что решение поставить забор ни с кем не было согласовано. Ни с городом, ни с нами, — отреагировала помощник президента РТ. — Мы на эту тему высказались, до президента довели. Он, мягко говоря, выразил свое неудовольствие».

Сергей Саначин
Сергей Саначин: «Сначала это были сады Крупенниковых, а название Клинического сада носил узенький треугольничек, расположенный в районе морга и клиники. И совсем недолгое время его условно называли Клиническим, а потом все-таки это были Ленинский уголок и верхняя часть Ленинского сада»

Далее Ясавеев добавил, что у группы возникло предложение высаживать при восстановлении сквера широколиственные крупномерные деревья, создающие обширную тень, таким образом, ориентируясь на исторически сложившийся облик сада. Другие моменты, на которых остановился социолог: нужно учесть при благоустройстве сквера потребности студентов и посетителей библиотеки, сделать его доступным для людей с инвалидностью (тут помощь могут оказать члены возглавляемой им общественной группы «Город без преград», отметил он).

.

Также в числе предложений — возвращение скверу исторического наименования. К слову, в презентации, подготовленной Ясавеевым, фигурировало название Клинического сада, однако активист уточнил, что в группе имеются разные мнения на этот счет. Саначин, к примеру, считает, что название Клинического этот сад носил совсем недолгое время. «Сначала это были сады Крупенниковых, а название Клинического сада носил узенький треугольничек, расположенный в районе морга и клиники. И совсем недолгое время его условно называли Клиническим, а потом все-таки это были Ленинский уголок и верхняя часть Ленинского сада», — высказался градостроитель.

С ним согласилась и Леонтьева, отметившая, что Клиническим сад действительно был недолго, возможно, стоит назвать его Ленинским садом. Кроме того, добавила она, на самом деле на этом месте уже давно асфальтированная площадка. То есть он не был сквером в классическом понимании. «Тем не менее его необходимо устроить для студентов и преподавателей, чтобы он использовался фактически как публичное пространство библиотеки, с соответствующими сервисами», — огласила она предложение Балтусовой.

ЭССЕ О СКВЕРЕ — ОТ КОРЕННЫХ ГОРОЖАН

Во время презентации Ясавеев продемонстрировал присутствующим фотографии того, как выглядит эта территория теперь.

«На снимках вы видите ели, высаженные в один ряд буквально в середине данной площадки. Это произошло в конце декабря. Мотивы университета, высаживающего ели зимой, нам не совсем понятны», — признался он, предложив обратить внимание на письмо, полученное им из минобрнауки России. В нем со ссылкой на информацию, предоставленную КФУ (письмо от 25 января 2016 года), отмечается, что в настоящее время территория по улице Кремлевской, 35 благоустроена, там высажены деревья и сформирован газон (что, конечно, вызывает удивление, поскольку дело происходит зимой, прокомментировал содержание письма Ясавеев).

Ильшат Гафуров
Ильшат Гафуров запустил в КФУ опрос о том, нужна ли там парковка

Говоря о позиции вуза, Юхновская вспомнила слова ректора КФУ Ильшата Гафурова о том, что сейчас идет активный опрос сотрудников университета и формирование консолидированной позиции по поводу того, нужна ли там парковка.

«Я опасаюсь, что мнение горожан не будет услышано, а нам скажут, что земля по факту принадлежит университету, невзирая на то, что это исторический центр Казани», — высказалась она. Сомнения в том, что результаты опроса будут объективными, выразили и другие собравшиеся. В итоге было решено, что Юхновская возьмет на себя составление реестра коренных горожан, которые живут в центре, любят это место, помнят его и смогут подготовить несколько эссе со своими предложениями.

Еще одну идею высказала Леонтьева, отметившая, что у студентов университета практика зачастую бывает довольно формальной. Между тем им можно было бы поручить работу по предпроектным исследованиям сценариев, мнений, распределив задачи по факультетам. «Социологи опрашивают по заданной анкете, юристы смотрят, что можно сделать с этой землей, несмотря на то что она федеральная, экономисты считают, что там могло бы располагаться, и так далее. Это был бы хороший кейс», — предложила она.

SHARED SPACE ПО-КАЗАНСКИ

«На самом деле ваш комментарий очень хорошо ложится на ту идею, которую мы хотели бы вам презентовать», — принял пас Кадыров. Он предложил подойти к этой территории чуть шире, с проектной точки зрения, поскольку сегодня здесь существует целый ряд сложностей: проблема парковки, проблемы по несвязности территории в пешеходном плане и так далее.

«Мы проанализировали эту местность и пришли к выводу, что это очень ценная городская территория, которая могла бы связать важные общественные пространства, зеленые территории. Есть Ленинский садик с «Черным озером», есть центр Камала, Кабан, парк Тысячелетия. И хорошо было бы увязать эти объекты не только физически, а как-то еще функционально», — пояснил он. Сегодня, продолжил Кадыров, территория находится на пересечении различных дорог, на ней нет каких-то точек притяжения, которые могли бы задерживать студентов. Большинство из них сегодня идут в сторону «Кольца» либо на остановку «Ленинский садик», уже там получают какие-то развлечения или садятся на транспорт и уезжают.

.

На карте, продемонстрированной Кадыровым, пунктиром были обозначены улицы Нужина и Университетская. Данные территории архитектор предложил рассмотреть как некий shared space — эта практика сегодня широко распространена в Европе, где машины сосуществуют с пешеходными дорогами. «То есть не загонять пешеходов на узкие тротуары, а сделать ограничение движения — скорее всего, 30 и даже меньше километров в час — и широкие тротуары, где люди могли бы себя комфортно чувствовать», — продолжил эксперт.

Сегодня пешеходные дорожки и тротуары на этой территории не связаны между собой, не связывают они и все объекты университетского кампуса. Разработчики же предложили создать единую связь, которая объединила бы главное здание с той же «сковородкой». На экране Кадыров продемонстрировал примеры того, как это сделано в европейских городах, где устанавливаются какие-то ограничивающие элементы, которые заставляют автомобилистов снижать скорость. «То есть ты вместо того, чтобы ехать вдоль главного здания университета, поедешь по Университетской и потом уже завернешь туда, куда тебе надо», — подытожил выступающий, но подчеркнул, что это еще не готовый проект, а только предлагаемое им совместно с Фишман видение того, как впоследствии может развиваться эта территория.

«Это просто объяснение, что там гипотетически может появиться. Что есть это пространство активного автомобильного движения, что можно его по-другому обживать», — поспешила добавить и помощник президента.

ТРИ ЗАДАЧИ ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ: СНОС ЗАБОРА, ПЕРЕЕЗД ПАРКОВКИ И ОПРОС О БУДУЩЕМ СПОРНОЙ ЗЕМЛИ

Подводя итоги, «фокус-группа» распределила и задачи на ближайшее время. В частности, Фишман и Кадыров пообещали взять на себя юридические аспекты, чтобы «провентилировать» вопрос передачи земли из ведения КФУ под контроль муниципалитета. С этой идеей выступил, в частности, Саначин. Градостроитель предложил передать территорию под контроль Казани, чтобы не допустить в будущем никаких возможностей для левого использования. Помощник президента РТ заверила, что подключит к вопросу и первого вице-мэра Казани Рустама Нигматуллина.

В то же время не стоит сбрасывать со счетов и реальную потребность вуза в парковочных местах. «Нужно проверить возможности предоставления парковки на льготных основаниях для университета — на Профсоюзной и где-то еще, чтобы они сами распределяли между профессорами эти парковочные места», — предложила Фишман альтернативу для инициаторов строительства парковки вместо сквера. Данный вопрос решаем, считает помощник президента РТ. Эти, а заодно многие другие проблемные аспекты предстоит обсудить на ближайшей встрече с Гафуровым.

Вторым пунктом резолюции стала задача для центра молодежных исследований при Высшей школе экономики. Ему предстоит разработать методику широкого опроса граждан — студентов, коренных казанцев, научной общественности — о судьбах этого куска земли в историческом центре города. Что они хотят там видеть — главный фокус соцопроса.

Наконец, третьим итогом стала идея вновь обратиться к Гафурову с предложением убрать-таки забор и несанкционированную парковку. Так что в ближайшее время инициативная группа продублирует свое обращение.

После всего этого у представителей инициативной группы и помощника президента запланирована новая встреча — на прощание собравшиеся выразили надежду, что за две недели вопрос удастся сдвинуть с мертвой точки.