«МОЯ НАИВНОСТЬ ПОЗВОЛЯЕТ МНЕ РАССЧИТЫВАТЬ НА СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ»

Выступление Ильдара Курманова в Вахитовском суде началось со знакомых заявлений — цитат из высказываний президента РФ Владимира Путина о борьбе с коррупцией и законности. Замдиректора ООО «СЭМ» напоминал во время судебных прений, что Путин в феврале 2016 года потребовал поставить «заслон на пути тех, кто использует уголовное преследование как дубину в корпоративных спорах». Тезисы были распечатаны вместе с изображением первого лица государства.

«Моя наивность позволяет мне рассчитывать на справедливое решение, — продолжил Курманов. — Конечно, принимать его будет тяжело, поскольку дело на личном контроле прокурора, следственного комитета. Но я надеюсь, что суд не станет соучастником беззакония и защитит интересы России. Если же вы примете решение об обвинительном приговоре, то знайте: судить меня вы имеете такое же право, как и я вас».

Вслед за этим он сделал резкий поворот в своей речи, заявив о европейском заговоре против России, жертвой которого он считает и себя: «Они хотят сделать из России страшную страну — коррумпированную, вторую Украину, наверное... Плохо, когда иностранные фирмы управляют государством. Такое государство — колония. Татарстан имеет все признаки иностранной колонии. Если кто-то считает, что с приходом европейцев что-то поменяется в лучшую сторону, заблуждается». У журналистов, прежде всего тех, кто дело «Леруа Мерлен» не отслеживал, слова Курманова возымели успех. Не останавливаясь на этом, подсудимый сравнил себя с героем американского фильма «Трасса 60» и почему-то вспомнил о сербском и югославском политике Слободане Милошевиче, который пошел на уступки Западу и был убит в тюрьме. «Вот так поступают европейцы с неугодными», — подытожил Курманов.

Судья Марат Сайфуллин напомнил ему, что высказываться надо по существу дела, но Курманов, закаленный двухлетним судом, дерзко ответил: «Мне следователь советовал про это дело прочитать, обещал 8 лет лишения свободы. Так он меня уговаривал признать вину. Говорил, чтобы на Европейский суд не рассчитывал».

«НА СВОБОДЕ У МЕНЯ БУДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПИТЫВАТЬ СЕМЬЮ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА И ЛЮБВИ К РОДИНЕ»

Обстоятельно воспользовавшись своим правом последнего слова, Курманов, по сути, превратил выступление в одиночный митинг, а кафедру в зале суда — в политическую трибуну. Его речь уместнее звучала бы на политических дебатах, а заявления — в парламенте. Вслед за внешней политикой подсудимый затронул и внутреннюю. По его мнению, российскую экономику разрушают именно уголовным преследованием. «Доля малого и среднего бизнеса в РФ не более 20 процентов, в Европе — от 60 до 80 процентов. Путин поставил задачу довести к 2020 году долю малого и среднего бизнеса до 50 процентов. А у нас получается, что европейцы в России подчинили экономическую жизнь городов-субъектов, а с неподчиняющимися поступают так, как со мной — через агентов иностранного влияния чужими руками», — перешел наконец от общего к частному Курманов-младший.

Досталось не только европейцам, но и СМИ, которые до решения суда и без признания вины подсудимого повесили на него клеймо преступника. «Кинули» же его «работники французов». «Моя позиция неизменна: «Леруа Мерлен» остались должны «СЭМу» 1,5 миллиона рублей», — сказал Курманов, назвав решение Арбитражного суда пустышкой. Решение о банкротстве он также поставил под сомнение и предложил пересмотреть, поскольку конкурсный управляющий Ачиров под контролем у французов (подробности о противостоянии заместителя директора ООО «СЭМ» и «Леруа Мерлен» читайте в интервью экс-министра юстиции РТ Мидхата Курманова). «Если бы не коррупция, я бы давно всех победил», — заверил подсудимый. Курманов, как и на прошлых судебных заседаниях, повторил, что уголовное дело в отношении него возбуждено незаконно, а предъявленные обвинения основаны на сфальсифицированных данных. Имитировали же совершение преступления представители «Леруа Мерлен», намеренно не согласовав проекты электроснабжения. При этом Курманов до сих пор не уверен, что гендиректор компании Венсан Жанти в курсе происходящего. Подписи на доверенностях он считает поддельными.

«Я не требовал перечисления денег, мне угрожали скандалом, говорили о договорных отношениях, — рассказал он. — В итоге просто впихнули эти деньги. Если суд решится вынести политически мотивированное решение, то прошу свободы не лишать, не делать из меня рычаг давления на мою семью. Французской компании это нужно. Если я останусь на свободе, у меня будет возможность содержать семью и воспитывать в духе патриотизма и любви к Родине».

В коридоре Курманова окружили журналисты. «Европейцы разрушают Россию, они создают прецедент, чтобы российскому бизнесу с иностранным нельзя было работать — это закончится дубиной в виде уголовного преследования, — заявил он. — Вину свою я никогда не признавал. Рассчитываю на справедливость, но наивность за эти три года прошла. Оправдания жду в душе полного, но не уверен. Решение должно быть политически мотивированным — ни нашим, ни вашим, чтобы госслужащих сохранить и меня как-нибудь к ответственности привлечь». «Если лишат свободы, то там нет компьютера, интернета, документов. Там нет ничего для того, чтобы защищаться», — посетовал подсудимый.

Артем Пацев (в центре) засомневался в адекватности Курманова: «Это за пределами разума»
Артем Пацев (в центре) засомневался в адекватности Курманова: «Это за пределами разума»

«КУРМАНОВ ПОЛАГАЕТ, ЧТО ОН И РОССИЯ — ОДНО И ТО ЖЕ. НЕТ»

В зале суда присутствовал и представитель «Леруа Мерлен» Артем Пацев, который в разговоре с «БИЗНЕС Online» выразил непонимание того, почему Курманов ассоциирует себя с Россией, и даже засомневался в его адекватности. «Это за пределами разума», — прокомментировал он выступление подсудимого, поясняя, что тот смотрит на происходящее из параллельной реальности. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Пацев заверил, что многие из показаний Курманова ничем не подтверждаются. Странным выглядит и неведение Мидхата Курманова, который, живя под одной крышей с сыном, был не в курсе его дел и даже об ООО «СЭМ» толком ничего не знал. Опроверг адвокат и слова о Москве, куда он якобы обманом заманил Курмановых: «Мидхат Курманов изначально вышел на нас, чтобы договориться и вернуть деньги. Отец признал, что сын не выполнил обязательств по договорам, добавил, что хоть на него и не распространяются обязательства сына, он готов погасить долг самостоятельно. Мы даже согласились снизить сумму до 43 миллионов рублей, поскольку коммерческая организация заинтересована не в посадке, а в скорейшем возвращении денег. Курманова-старшего все устроило. Захотел перевести сумму двумя траншами. Первый должен был пройти до Нового года. Вместо этого получили первую порцию заявлений в полицию на себя о вымогательстве».

По его мнению, Курмановы сами довели дело до уголовного процесса. Политическую сторону высказываний Курманова-младшего адвокату, по его словам, комментировать было смешно: «Я так и не понял, кто кого колонизирует? Мы — Францию? Франция — нас? Причем здесь Татарстан и Курманов? Курманов полагает, что он и Россия — одно и то же. Нет». Ждет представитель французской компании и давно обещанного Курмановым-старшим обращения в Европейский суд и разрыва информационных бомб. Громкие заявления обвиняемой стороны его уже не удивляют.

Суд назначил дату оглашения приговора Ильдару Курманову на 23 марта.