Сегодня Татарстан стал пилотным регионом программы, стимулирующей переход на газовые двигатели. Теперь как обычный гражданин, так и юрлицо могут получить «букет» преференций в виде денежной госсубсидии, займа под 1% годовых и топливной карты «Газпрома» на 1,5 тыс. бесплатных «кубов» газа. Однако эксперты «БИЗНЕС Online» советуют взвесить все за и против, указывая на то, что газомоторная инфраструктура находится в зачаточном состоянии, а выгоду от дешевизны топлива могут съесть траты на ремонт.
Михаил Лихачев: «Надеюсь, что, когда покажем результаты Татарстана, они будут транслироваться на всю страну» |
«ГАЗПРОМ»: МЫ ГОТОВЫ ХОТЬ ВСЕ НАШИ СРЕДСТВА НАПРАВИТЬ В ТАТАРСТАН, ЕСЛИ БУДЕТ СПРОС
В преддверии затяжных праздников правительство Татарстана и ООО «Газпром газомоторное топливо» подписали соглашение о мерах стимулирования рынка газомоторной техники. Теперь к госсубсидиям на закупку газомоторных машин добавляются преференции для тех, кто желает переоборудовать машины с бензинового или дизельного двигателя на газовый. Что особенно важно, их могут получить не только предприятия, но и рядовые граждане. Как рассказали журналистам министр экономики РТ Артем Здунов и гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев, это пилотный проект для всей России, и его результаты учтут при внедрении «газомоторки» в других регионах. «Надеюсь, что, когда покажем результаты Татарстана, они будут транслироваться на всю страну», — заметил Лихачев.
Правительство Татарстана выделяет на год 75 млн. рублей, которые пойдут на субсидирование 15 - 30% от всей суммы, необходимой на переоборудование автомобилей. Речь идет только о метане, то есть компримированном газе — пропан-бутан в проекте не фигурирует. В свою очередь, «Газпром газомоторное топливо» раздаст физическим лицам, пожелавшим «газануть», бесплатные заправочные карты на 1,5 тыс. кубометров голубого топлива. А юрлицам — возможность взять на эти же цели займ под 1% годовых, также на всю сумму переоборудования. По словам Лихачева, в самой схеме софинансирования «все четко, все понятно и нет никаких подводных камней». На кредиты предприятиям и топливные карты «Газпром» выделил на год 300 млн. рублей. «Мы готовы хоть все наши средства направить в республику, если на это будет спрос, — заявил Лихачев. — Конечно, это шутка: надо по всей стране этим заниматься, но, судя по тому, как идет процесс в Республике Татарстан, мы можем направлять сюда и большую часть».
Программа стартует фактически со дня объявления, сказал Здунов, то есть уже с сегодняшнего дня желающие переоборудовать машины могут готовить документы на получение этих льгот. Единым оператором выдачи субсидий будет выступать министерство экономики, которое начинает принимать заявки через сеть авторизованных пунктов переоборудования (ППТО) «Газпрома». Решение о выдаче субсидий должно быть принято в течение 7 дней после подачи заявки.
Рафкат Кантюков — глава компании «Газпром трансгаз Казань» |
СУБСИДИЯ ПЛЮС ЛЬГОТНЫЙ ЗАЙМ И ТОПЛИВНАЯ КАРТА
Более подробную информацию о схемах субсидий спустя два часа раскрыли на брифинге другие представители минэкономики, «Газпрома» и ГИБДД по РТ. Но прежде выяснилось, что сегодня в Татарстане уже курсируют 3 тыс. разного рода газомоторных автомобилей, и в 2016 году их число должно вырасти еще на 1,5 тыс. благодаря новым льготам, рассказал директор департамента развития предпринимательства Рустем Сибгатуллин. «Мы ориентируемся, что это будет тысяча легковых машин и 500 грузовых, хотя время покажет, — оговорился он. — Программа рассчитана на 2016 год, а дальше как пойдет».
Действительно, львиная доля транспорта на компримированном газе выходит на местные дороги только с госпомощью: почти тысяча машин в республике с 2013 года куплена на субсидии в 2,6 млрд. рублей. В основном покупают крупные предприятия в сфере пассажирских перевозок, сельского хозяйства, ЖКХ, а сами газовики оседлали уже 600 машин на метане. «Газпром трансгаз Казань», Кантюков Рафкат Абдулхаевич (глава предприятия) неоценимую оказывает помощь», — признал Сибгатуллин. Но до обычного потребителя, уже имеющего традиционные автомобили на бензине, руки не доходили — и вот наконец дошли.
Для частника схема льготного переоснащения такова: он должен обратиться в ППТО «Газпрома», пройти экспертизу относительно возможности такой процедуры, осуществить ее, получить топливную карту на 1,5 тыс. бесплатных «газовых кубов», а затем обратиться в ГИБДД для получения документа о переоснащении. После этого с документом, подтвержающим затраты, — в минэкономики за субсидией. Схема довольно сложная, однако, как утверждают сами газовики, уже отработана годами практики и проблем практически не вызывает. Скажем, в 2015 году татарстанцы перевели на голубое топливо 135 машин и никому не отказали. Хотя надо признать, что процесс идет довольно вяло: всего в России за год своих железных коней на другой корм перевели 1100 человек, то есть столько же, сколько ждет «Газпром» в 2016 году от нашей республики. Что касается конкретных сумм, то субсидия рассчитывается в зависимости от вида транспорта: на легковую машину — до 30% стоимости затрат (но не более 27 тыс. рублей), малый коммерческий автомобиль — 25% затрат (до 40 тыс.), на грузовик — 20% (до 76 тыс.), на магистральный тягач — 15% (до 73,5 тысяч). По автобусам сумма ранжируется с учетом вместимости: длиной 6 - 8 м — 20% затрат и не более 42 тыс. рублей, более крупные — 20% и до 74 тыс. рублей.
В ноябре 2015 года Михаил Лихачев посетил стройплощадку автомобильной газонаполнительной компрессорной станции под Зеленодольском |
Для юрлиц схема похожая, только помимо денежной субсидии можно взять займ сроком от 6 до 12 месяцев под 1% годовых еще до переоборудования машины. В этом случае заключается трехсторонний договор между владельцем авто, минэкономики и «Газпромом», а часть займа можно покрыть госсубсидией. Говоря о привелекательности подобного «апгрейда», директор казанского филиала «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин привел конкретные примеры: в среднем на перевод легковой машины с бензина на газ нужно 75 тыс. рублей, грузовой — 300 - 600 тысяч. Если вспомнить, что природный газ на заправке в среднем втрое дешевле бензина (1 кубометр стоимостью 11,5 рублей эквивалентен 1 литру бензина), то транспортные предприятия, к примеру, окупают вложения в переоборудование меньше чем за полгода. И это без учета субсидий, а с субсидиями — в два раза быстрее! Для рядовых же автовладельцев срок окупаемости исчисляется «наездом» примерно 30 тыс. км, посчитал Сибагатуллин.
НА ВЕСЬ ТАТАРСТАН — 15 ЗАПРАВОК, ОБЕЩАНО ЕЩЕ 10
Предложение вроде бы заманчивое, если не учитывать существенный нюанс: в республике работают всего лишь 15 АГНКС. Три из них — в Казани, по одной — в крупных городах: Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме и других. То есть заправлять свою экологичную машину попросту почти негде. А если выезжать за пределы региона, то придется искать газовую заправку заранее, чтобы не встать посреди дороги с пустым баком. Правда, как уверил на брифинге замначальника ГИБДД по Татарстану Радик Рамазанов, ни одного подобного случая он не припомнит.
«Газпром» обещает строить больше заправок, однако темпы пока не впечатляют: пока ближайшие планы — еще 10 штук до 2020 года. В первую очередь четвертая заправка в Казани и вторая — существующая, но законсервированная — в Набережных Челнах, рассказал Газизуллин. Но проблема не только в инвестициях — уже работающие АГНКС загружены всего на 20 - 25%, и строить новые просто нецелесообразно. Тут коллегу попытался поддержать Сибгатуллин, который провел параллель ситуации с газомоторными машинами и внедрением банковских карт: «Мало машин, поэтому мало заправок. Но надо организовать, с одной стороны, спрос, с другой — удовлетворение спроса. У меня пример всплыл 15-летней давности: когда банки активно предлагали трудовым коллективам переходить на банковские карточки. А им говорили: а где же ваши банкоматы? Им отвечали: куда же мы их поставим, если нет спроса? А сегодня этот вопрос абсолютно не стоит: спрос и предложение уравнялись».
Теперь как обычный гражданин, так и юрлицо могут получить «букет» преференций в виде денежной госсубсидии, займа под 1% годовых и топливной карты «Газпрома» на 1,5 тыс. бесплатных «кубов» газа |
«ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ ДВИГАТЕЛИ НЕ СОБИРАЮСЬ, НО МЕНЯТЬ ТЕХНИКУ БУДЕМ НА ГАЗОВУЮ»
Что тормозит повсеместное распространение газа в качестве топлива — как сжиженного, так и сжатого? За ответом на этот вопрос «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам и участникам рынка. Теоретически этой идеей может заинтересоваться какая-то часть граждан, но учитывая, что не все проблемы перевода газомоторного транспорта решены, ждать массового перехода на газ как топлива в республике не стоит, полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Тем не менее, учитывая уже сделанное властями Татарстана, можно говорить, что в принципе республика останется одним из лидеров России по внедрению газомоторного топлива на своей территории и сохранит лидирующие позиции», — считает он.
Газ не вытесняет бензин, потому что в первую очередь нет особого стимула, они только стали появляться. Кроме того, есть определенные технические проблемы. «Как известно, газ имеет такое обыкновение неожиданно взрываться. Такие факты были, есть статистика происшествий у ГИБДД, МЧС и прочих», — говорит Баранов. В качестве третьей причины, тормозящей газификацию транспортного потока, он видит инерцию — как граждан, так и организаций. Наконец, есть экономические причины — цена газа нестабильна и растет вслед за инфляцией. «Соответственно, это не всегда так выгодно по сравнению с бензином или дизтопливом. Экономические причины тоже влияют на то, что не все соглашаются перейти на газ как топливо», — отмечает эксперт.
По мнению казанских перевозчиков, переводить уже имеющиеся дизельные автобусы на газовое топливо особого смысла нет. «Пока это не актуально, — пояснил «БИЗНЕС Online» предприниматель Рустем Беляев. — По сроку эксплуатации автобусы не подошли к замене, а в перспективе думаем об этом. В Нижнекамске, по-моему, ходят «НЕФАЗы» на газомоторном топливе, у КАМАЗа есть предложения по газомоторной технике. Но переделывать дизельный двигатель на газ не могу».
Еще на одну важную проблему указывает гендиректор ООО «Инженерно-технический центр» Роберт Гилязов. Если вся система предприятия, вся ремонтно-техническая зона построена под дизель, переход на газ тянет за собой серьезные переделки и переобучение персонала. «Про эту мы программу слышали год назад, нам предлагали субсидирование, но обслуживание этих автобусов затратно, — с некоторым сожалением отметил он. — Очень жесткие требования по ремонту газомоторных автобусов. Для них нужны специальные цеха». Как уже говорилось, нет и нужного количества заправок: с соляркой в этом плане гораздо проще, можно выбрать любую удобную. Перевозчикам уже показывали новые автобусы, их серьезно смущает емкость баллонов — ее хватает на 200 километров. Это требует дозаправки посреди рабочей смены, тогда как емкость бака дизельного автобуса в условиях городского потока — 300 километров. «Пока мы не можем выполнить технические требования из-за финансовых трудностей, — резюмировал Гилязов. — Но в будущем это возможно: и экономия, и экология».
«ГАЗ ЭКОНОМИЮ ДАЕТ, НО ДО ВЛАДИВОСТОКА НА НЕМ НЕ ДОЕДЕШЬ!»
О проблемах с заправками говорит и гендиректор ООО «Транспортно-коммерческая фирма «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг. С одной-единственной заправкой, которая есть в Набережных Челнах, транспортным компаниям работать нереально. Если в автохозяйстве больше 100 машин, заправка должна быть своя, считает Штейнберг. Программа, по его мнению, может быть более интересна разве что тем, кто использует машины в пределах города, например, коммунальщикам.
Леонид Штейнберг: «На сегодня у нас ни одной машины на газу нет
— и перспектив таких для нашей отрасли я не вижу.
Сам по себе газ никаких проблем не несет, экономию дает,
но до Владивостока на нем не доедешь»
«А грузоперевозчикам с нашими длинными тяжелыми маршрутами это никак не подойдет. Пусть «Газпром» построит 15 заправок в Татарстане, но мы-то ездим в другие регионы — на север в первую очередь! — сказал Штейнберг. — На сегодня у нас ни одной машины на газу нет, и перспектив таких для нашей отрасли я не вижу. Сам по себе газ никаких проблем не несет, экономию дает, но до Владивостока на нем не доедешь».
Определенные модели спецтехники можно переводить на газ, отмечает директор по региональному развитию ООО «Мехуборка Групп» Ролан Шамсутдинов. Но машины компании ездят на солярке: количество заправок ставит крест на желании ездить на газу, хотя программа «вкусная». «Не всегда можно доехать от заправки до заправки. У «Мехуборки» в Татарстане газомоторных машин нет, в других регионах есть, но их доля невелика. Мы свои машины сами собираем и как вариант можем рассматривать в дальнейшем перевод на газ, раз появилась интересная программа. Это открытый вопрос, нужно считать», — оптимистично подытожил Шамсутдинов.
«МЫ ТАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НЕ СТАВИМ. ТАМ БАГАЖНИКА НЕ ХВАТИТ!»
Директор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин рассказал, что перевел бы свой автопарк на газ, если бы была соответствующая техника. «Перевести на газ автотехнику — это значит закупить автомобиль, выпускаемый отечественными производителями. На сегодняшний день под газ выпускается только «НЕФАЗ» и «ЛиАЗ». Наши пассажирские «Форды» под газ теоретически можно переоснастить. И как-то даже поляки мне привозили это оборудование и ставили бесплатно, как опытный образец. Но отдачи я не увидел абсолютно никакой. Дело в том, что «Форды» могут ездить только при совместной подаче дизтоплива и газа. Поэтому я снял это оборудование. Хотя говорят, что в Польше они ездят. Но там и дизтопливо стоит дороже — хочешь-не хочешь, на газ перейдешь», — поделился своим опытом Тятюшкин.
В целом перевозчик признал, что газ — это «выгода и экология». Но вся экономия теряется при подсчетах на ремонт и запчасти. «Когда эта федеральная программа субсидирования появилась, тогда показали «ПАЗ» на газу. Да, «ПАЗик» бензиновый можно хоть сейчас на газ перевести. Но тут дело в том, что он работает на пропане. А нам-то нужно свои «Форды» метаном заправлять. Тут много для движка побочных явлений получается. Температура сгорания газа в разы выше — через 200 тысяч километров пробега головки, клапана «уходят». И то, что я сэкономил на топливе, я потом потрачу на ремонт», — объяснил нюансы перевозчик.
В республике работает всего лишь 15 АГНКС. Три из них —
в Казани, по одной — в крупных городах: Набережных Челнах,
Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме и других. То есть
заправлять экологичную машину попросту почти негде
И вообще, попенял Тятюшкин, нужно сначала сделать к такому топливу соответствующий двигатель. «А то КАМАЗ отрапортовал, что они двигатель сделали, а если взять статистику, так летят эти движки — ой-ёй-ёй. Лично я свою машину на газ не перевел бы, потому что она у меня тоже на дизеле ездит. Многие, конечно, переводят, ставят даже метан. Он чуть дороже пропана за счет газового баллона. Там большое давление создается при закачке, и баллоны получаются очень тяжелыми. Сейчас, правда, более облегченный вариант сделали, но он очень дорогой. Может, таксистам это только будет выгодно», — предположил наш эксперт.
Правда, сами таксисты так не считают. По словам директора службы такси «Фортуна» Валерия Исаева, 70 - 80% таксистов уже давно ездят на пропане и не нарадуются: легковушка на газу по 500 тыс. км проезжает без проблем в двигателе. Можно сэкономить и на расходниках, при бензиновом двигателе масло менять надо уже при 7,5 - 10 тыс. км пробега, а на газу можно проехать без замены до 15 - 18 тыс. километров.
«Таксист в день по 400 - 500 километров проезжает. Так что ему установка газового оборудования «отобьется» через месяц-полтора, даже если устанавливать оборудование за 25 - 30 тысяч. Я сам пять лет на газу езжу. Очень экономично», — говорит Исаев. Однако, как только он услышал о метане, мнение его сразу переменилось: «Там же баллоны большие, тяжелые, машина сразу просадку дает. Мы такое оборудование не ставим. Там багажника не хватит!».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.