ЭКОНОМИТЬ НАДО НА ТЕПЛЕ

Заседание комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству, по идее, обещало острые дебаты по вопросам промышленности, ЖКХ и газомоторного топлива — было о чем поспорить, однако обошлось без эмоций.

Для разминки пара десятков депутатов прошлись по новому 19-этажному общежитию Казанского энергоуниверситета, а затем уселись за круглым столом в его научном корпусе. Хозяин встречи — ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов — попытался настроить гостей на торжественный лад, рассказав о работе университета аж с 1930 года. Далее замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов отчитался об энергосбережении республики. Как выяснилось из его выступления, для того чтобы по максимуму уменьшить расход энергии в бытовых условиях, а заодно — и платежки, задача государства номер один — плотнее заняться установкой узлов погодного регулирования в многоквартирных домах, ведь именно тепло занимает до 40% от всей суммы, прописанной в счете-фактуре. Прорывом можно назвать и практику применения теплорегуляции в отдельных квартирах — «не централизованно и не ссылаясь на управляющую компанию», удовлетворенно заметил Фролов. Но пока что узлами погодного регулирования оснащено всего 40% домов Татарстана, а значит, есть над чем работать. За месяц один такой дом экономит на всех жильцов до 30 тыс. рублей. Оснащение домов тормозит лишь то, что деньги на него приходится брать из «общего котла» средств, собранных на программу капремонта: отдельной программы со своими источниками финансирования в республике нет.

Замминистра вскользь отметил и уже набившую оскомину проблему низких тарифов в сфере ЖКХ, не позволяющих коммунальным предприятиям находить инвестиции на развитие. От прямого комментирования беспросветной, как уже кажется, темы председатель комитета Рафис Бурганов привычно уклонился, заметив лишь, что предприятиям нужно искать разные источники — и бюджетные, и частные.

Конечно, на обсуждении темы ЖКХ не смолчал глава татарстанских коммунистов Хафиз Миргалимов. Он спросил Фролова, почему тарифы на тепло различаются в разных поволжских регионах, проще говоря, почему у одного жителя страны одна цифра в счет-фактуре, а у другого — в полтора раза больше. Депутаты хором убедили коммуниста, что ситуация нормальная: тарифы устанавливаются исходя из себестоимости затрат коммунальных предприятий. Кроме того, цена на тепло зависит и от стоимости потраченных на нее электроэнергии и газа, у которых своя схема ценообразования. Газ, к примеру, рассчитывается по российским территориальным «поясам», а Татарстан в «дешевую» зону не попал, объяснил зам Бурганова Марат Галеев. Более того, даже в одном городе тарифы на тепло могут быть разными. Но именно для этого и работает система компенсаций перекрестного субсидирования, по которой правительство добавляет денег на платежки малоимущим жильцам, резюмировал Фролов.

«ОТ ВАС НИ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕ БЫЛО НИ ПО ОДНОМУ НОРМАТИВНОМУ АКТУ!»

Последующие выступления протекали довольно вяло. Министр промышленности Альберт Каримов, нахмурившись, слушал доклад своей подчиненной — начальника управления энергетики Гузял Садриевой, которая поведала о ходе модернизации основных энергоактивов республики. Между тем в Татарстане с 2011 года реализована серия программ энергосбережения ценой в 21 млрд. рублей. Расклад по источникам таков: федеральных средств — 1,6 млрд. рублей, из бюджета республики — 5,1 млрд. рублей, внебюджетных средств привлечено более 14,5 млрд. рублей. Об этом говорил еще предшественник Каримова Равиль Зарипов на прошлогодней выставке энергосбережения в Казани.

Порцию серьезной критики получил начальник одного из управлений центра энергосберегающих технологий Рустем Шафигуллин. В ходе пространного, но малосодержательного доклада он упомянул в числе главных задач привлечение внебюджетных средств. «Ваш начальник, похоже, и сам сейчас привлекает средства», — недовольно прервал его Бурганов, подчеркнув, что на столь важное совещание по энергосбережению неявка руководителя центра — большое неуважение. «Я два года работаю, и от вас ни одного предложения не было ни по одному нормативному акту, — продолжил он. — Сегодня ваша роль кратно возрастает. И вы должны впереди идти, освещать эту дорогу! Знаменосцами должны становиться!» — и отправил Шафигуллина восвояси.

Черту под обсуждением энергоэффективности подвел директор МУП «Казанский энергосервисный центр» Евгений Чекашов, которому повезло взять кредит у Банка Москвы на 409 млн. рублей всего под 10,55%. Причем ставка оказалась фиксированной, после обвала рубля никаких взлетов процентов, как у многих, не произошло. На эти деньги центру удалось удачно оснастить госструктуры узлами погодного регулирования. Депутаты поинтересовались, можно ли внедрить такой опыт и в других городах Татарстана, на что встрявший в беседу Фролов объяснил: на таких условиях банки денег больше не дают, а значит, окупаемость оборудования в три-четыре года, как у казанского центра, уже нереальна. К слову, положительный опыт Казани оказался настолько неплохим, что в свое время глава минрегионразвития Игорь Слюняев рекомендовал его к тиражированию на просторах России.

БУРГАНОВ — КАРИМОВУ: «СЕГОДНЯ ВАМ ПОЛНЫЙ КАРТ-БЛАНШ НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ПОЛИТИКУ»

Наконец, подошла очередь главного события — презентации первого в Татарстане законопроекта о промышленной политике. «В больших, тяжелых муках коллеги рождали закон в Российской Федерации, — анонсировал его Бурганов. — И сегодня мы пришли вместе с коллегами из минпромторга к тому варианту, который хотим презентовать на заседании комитета. И символично, что, Альберт Анварович, ваше назначение и создание проекта этого закона совпали. То есть сегодня вам полный карт-бланш, как вы видите промышленную политику в Татарстане».

Приняв эстафету торжественности, Каримов рассказал о законопроекте, который на поверку оказался лишь базовым документом без особой конкретики. Детали будут проработаны позже, пообещал министр. Первоначальный вариант прописывает основные термины, цели и задачи госполитики поддержки производств. Закон коснется всех отраслей промышленности, за исключением производства алкогольной продукции и табачных изделий. В числе мер господдержки прописаны создание промышленных кластеров, а также фондов поддержки. Отвечая на вопросы журналистов после мероприятия, Бурганов пояснил, что республика создаст свой фонд, из которого и будут финансировать потребности местных предприятий. Размер фонда неясен.

Особым пунктом в законопроекте прописана схема специального инвестконтракта — СПИК, или «дедушкина оговорка». Как объяснял Каримов на недавней коллегии министерства, такой контракт подразумевает льготный налоговый режим на весь срок инвестпроекта. Пользователям СПИКа снизят ставку налога на прибыль на срок плюс пять лет со дня выхода на операционную прибыль, а недавно президент РФ Владимир Путин предложил в рамках госконтрактов закупать у них до 30% продукции.

Документ узаконит и поддержку импортозамещающих предприятий. Пока неизвестно, какими мерами: это установят в последующих подзаконных актах. Пока же промышленники пользуются уже действующими льготами федеральных программ — например, как напомнил Каримов, четыре предприятия РТ уже получили из фонда развития промышленности 1,4 млрд. рублей. Есть и спецпрограмма для российской глубинки — «Региональные проекты», по которой можно взять займ под 5% годовых.

После небольшой критики отдельных бюрократических деталей от Миргалимова законопроект Каримова одобрили, по-видимому, ожидая дальнейшего развития событий.

Фото: kgeu.ru