Фото: скриншот

ОРУЖИЕ ПРИОБРЕСТИ ПРОСТО ТАК НЕЛЬЗЯ

Кризис мы, конечно, на себе почувствовали — куда без этого, но, что удивительно, охотников в Татарстане за последние два года стало существенно больше. Сейчас в республике у нас три магазина, в прошлом году открылись в Альметьевске, в этом собираемся открывать еще одну точку в Казани. Да, оружие чаще стали покупать с рук, но к нам приходят за патронами. Да, американские и немецкие ружья сейчас немногим по карману, но охотники переходят на более экономичные отечественные и турецкие. Итальянская марка Bernardelli тоже довольно бюджетная.

В 2014-м из-за санкций полностью прекратились поставки из США и Европы. Сейчас с европейцами удалось наладить контакт, но до сих пор ничего американского в страну не ввозится. Но мы пользуемся нашими запасами: у нас довольно большие склады, так как занимаемся еще и оптовой торговлей, товара хватает. Охотники, правда, привыкли к тому, что, к примеру, какая-то модель стоит тысячу долларов, но до сих пор живут с мыслью, что доллар — это 35 рублей. Так что мы пошли навстречу нашим клиентам — пересчитали цены на западное оружие по курсу 35 рублей за доллар. В общем, несмотря на кризис, сейчас хороший момент приобретать итальянские и немецкие ружья. Но есть экземпляры 1907 года, стоят в районе 150 тысяч. Это предмет коллекции одного из жителей нашей республики, который решил продать ее часть. Самое дорогое оружие — Blaser, немецкое, в нескольких стволах. Это сменные стволы. В трех стволах стоит около полумиллиона, с одним — примерно 300 тысяч. Отличаются ружья и отдачей — чем ружье дороже, тем слабее отдача. Плюс ко всему, более дорогие модели обычно легко разбираются. Бывают такие модели, которые без молотка, киянки и матерного слова не разберешь.

Татарстан — интересный регион в плане охоты. Конечно, настоящих фанатов здесь не так много, как в той же Сибири, но они есть. Ходят на лося, на кабана, на зайца. На лосей в последнее время выдают мало путевок — говорят, очень много браконьеров. Некоторые даже не стесняются нам о своих «достижениях» рассказывать. Вообще, мы заинтересованы в том, чтобы охота у нас в республике была цивилизованной. Чем больше у нас в регионе будет животных, тем больше покупателей. Конечно, стараемся это людям объяснить. Сейчас и егеря плотно взялись за браконьеров.

С 23 апреля открывается весенний сезон охоты — на гуся и утку. Традиционно апрель и август для нас самые сладкие месяцы. Берут патроны, одежду, оружие. Конечно, человек хочет хорошее и подешевле. В его понимании это должно быть дорогое итальянское ружье, но по цене дешевого русского. Из дешевого сегмента — турки, среднего — турки и некоторые итальянцы, из дорогого — итальянцы, немцы и американцы.

Вообще, я бы не сказал, что охота — это дорогое удовольствие. Можно купить винтовку и за 12 тысяч рублей — весь вопрос в качестве. Бывают экземпляры, которые, как в анекдоте, нормальные, но нужно доработать напильником. Причем отечественное оружие я бы не стал ругать. Даже в Америке очень любят наши ружья — «Сайгу», «Вепрь Молот». Производители «Вепря» активно работают на импорт. «Сайгу», насколько я помню, в 2012 году США даже для полицейских закупали, хорошо ее берут и для самообороны, и фермеры — диких животных отстреливать. У нас же самая популярная американская фирма — Remington. Оружие приобрести просто так нельзя. Люди рассказывают, что некоторые месяцами ждут, хотя по закону положено три недели.

НАШИ ПОКУПАТЕЛИ — ОТ 20 ЛЕТ И ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ

Сейчас зимой охотятся на кабана, зайца. Но зайцев в последнее время стало не так много. Охотоведы говорят, что снижение популяции у зайцев происходит раз в 10 лет. Средняя жизнь зайца — 10 лет. Волны. Весной, с 23 апреля у нас будет открытие сезона охоты на гуся — это вообще самая распространенная охота по республике.

Сейчас наблюдается такая тенденция: охотники экономят и покупают оружие друг у друга. С машинами так же. До сих пор люди, как собаки Павлова, ездят за оружием в Ижевск. Их приучили, что раньше оружие у нас можно было купить только в Туле и Ижевске. Там завод, большое скопление магазинов. Город живет этим. Люди думают, что их встретят с распростертыми объятиями. В принципе, в Казани тот же самый выбор.

Наши покупатели — от 20 лет и до бесконечности. И женщины тоже приходят — правда, в основном покупают подарки для мужей: термосы, одежду. У нас тот магазин, где проще всего выбрать подарок для мужа. Он в любом случае либо турист, либо рыбак, либо охотник, или просто любит жарить шашлык. Все мужчины любят ножички — ножиков здесь выбор большой. Мужчина в душе — большой ребенок. Все детство играл в войнушку.

Но встречаются и настоящие охотницы. Женщины, случается, ходят и на кабана, и на лося. Когда я только начал работать в Татарстане, жутко удивился, когда в магазин пришла семейная пара, оба были довольно внушительных габаритов, разговаривали на одном языке, причем жена знала весь наш охотничий жаргон. У меня даже глаз задергался. Кого-то шокирует, когда женщина начинает про карбюраторы-инжекторы у машин рассуждать. Правда, сейчас к охотницам я немного привык, уже такого восторга и трепета не испытываю. Чаще всего, конечно, дамы берут травматику, электрошокеры, газовые баллончики для самообороны. Многие наши клиенты приучают своих детей с ранних лет к правильному обращению с оружием. Я знаю многих охотников, которые даже своих дочерей учат.

К СЧАСТЬЮ, СЕЙЧАС ВСЕ МЕНЬШЕ ЛЮДЕЙ НАПИВАЮТСЯ НА ОХОТЕ

Самое главное, о чем стоит помнить охотникам — если в руках оружие, в любом случае есть определенная опасность. К охоте нужно относиться серьезно. Некоторые охотники – любители выпить, но я бы порекомендовал не совмещать приятное с полезным. Пить на охоте, как и на воде, — самоубийство. К счастью, сейчас все меньше таких «специалистов». Так что известный фильм «Особенности национальной охоты», к счастью, теперь не соответствует действительности. Это пережитки 90-х. Сейчас люди предпочитают увлекаться какими-то другими вещами, а не алкоголем.

Еще одна частая ошибка, когда идут на загонную охоту без сигнальной одежды: оранжевого жилета, оранжевой кепки. В Европе и Америке это обязательная практика, но у нас к собственной безопасности относятся чуть ли не пренебрежительно. Помните, в прошлом году на Шешме один охотник застрелил другого? В некоторых регионах охотников обязали носить сигнальную одежду, наверное, и нам пора.

Охотой занимаются самые разные люди: и спортсмены, и бизнесмены, и чиновники. Охотников становится с каждым годом больше. Люди покупают оружие для самообороны. Город разрастается, становится больше частного сектора. Кто-то для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, огораживает дом трехметровым забором, кто-то покупает оружие. У меня вот, например, ружье дома лежит — конечно, заряженное резиновыми пулями. Не дай бог, конечно, придется им воспользоваться.

Владимир Камкин