«МЫ ПРИШЛИ ТЕБЕ КИСЛОРОД ПЕРЕКРЫВАТЬ»

Колбасные ароматы и стойки с продукцией «Татспиртпрома» встречали накануне прибывших в челнинский исполком на совещание, посвященное развитию промышленности, предпринимательства и потребительского рынка в 2015 году. Выставка товаров местных производителей растянулась на весь длинный исполкомовский коридор, а заканчивалась у самого зала, где и должно было пройти мероприятие. Надо отметить, что основными участниками этого действа стали не предприятия-пищевики, как могло показаться по запаху, а представители МСБ, приходившие в течение прошлого года в антикризисный штаб на поклон к мэру Набережных Челнов Наилю Магдееву. У каждого были свои проблемы: кому надо было помочь с землей, кому — расширить рынки сбыта, кому — внедриться в мунзаказ. И вот из 74 рассмотренных проектов 46 было одобрено и представлено на выставке.

Процесс осмотра проходил с шутками-прибаутками. «Спортивные травмы были у кого? — спросил Магдеев, подходя вместе с делегацией из заместителей министров и начальников управлений к тренажерам центра восстановительной медицины. — А то я сам попадал. Мениск порвал. Восстанавливаться полгода надо минимум». «А вот мы с нашими специалистами можем сократить эти сроки», — похвастались представители медцентра. Совместно с известной бегуньей Ириной Пермитиной компания внедряет в Челнах проект «Здоровая нация — здоровая экономика». Предприниматели предложили бесплатно проводить в перерывах на предприятиях города 10 - 20-минутные мастер-классы здоровья с участием ортопедов. После обращения в штаб руководители предприятий стали более лояльно относиться к этой затее. Сейчас за лечением к челнинцам обращаются даже местные футболисты, которым раньше приходилось ездить для этих целей в Казань.

Тем, кто благодаря антикризисному штабу получил крупный заказ, удачно попав в Год парков и скверов, стала компания «Челны-Сваи», за 4 месяца оборудовавшая 7 парков скамейками с подсветкой, урнами, фонарями. Теперь надо также поработать по береговой зоне Мелекески, установив пирсы на винтовых сваях, — Год водоохранных зон обязывает.

Еще одна челнинская компания — ООО «КамСтройГрупп» — находится в ожидании крупного заказа от местного производителя мороженого «Славица». Раньше киоски для продажи лакомства закупали в Новосибирске, а теперь есть возможность приобретать у своих же. У предпринимателя Валентина Голубева на «Славицу» вся надежда: если понравится опытный образец, можно будет рассчитывать на 20 заказов. А так, признался предприниматель, работа идет очень слабо. «А у нас кто вообще вагончики, торговые места делал? А то такой безобразный вид. Неужели у нас город, где работают с металлом, не может делать приличные торговые павильоны? А то кто во что горазд. Без слез не взглянешь», — возмутился Магдеев после беседы с Голубевым.

Известный в Челнах продавец воздуха, гендиректор ООО «КамВент-Про» Павел Евдокимов благодаря минэкономики получил грант в размере 800 тыс. рублей по программе «50/50» и закупил станок шовной сварки. «По различным программам поддержки бизнеса за 2015 год челнинскими бизнесменами было получено около 1 миллиона долларов, — видимо, для солидности Магдеев перевел 77 млн. рублей в более устойчивую валюту. — Если вовремя шевелиться, грамотно готовить документы, упаковать грамотно, а еще желательно стоять с ними первыми или вторыми, то вполне можно такую поддержку получить, а сама она не придет». Кстати, на строящуюся в Челнах школу устанавливает вентиляционные системы компания Евдокимова. «Чтобы все вопросы с вентиляцией решал Паша, — обняв Евдокимова, пояснил Магдеев. — Во-первых, свой. Во-вторых, если вдруг в школе кислород перекроется, мы придем за Пашей. Скажем: Паша, мы пришли тебе кислород перекрывать».

Наталия Кропотова
Наталия Кропотова

ПОЧЕТНЫЙ СТАТУС ТОРА

Правда, после доклада на совещании замруководителя исполкома по экономике Наталии Кропотовой стало как-то не до смеха. Экономика хорошо прочувствовала на себе влияние отрицательных факторов — ограниченного доступа к финансовым ресурсам, снижения объемов рынка, инвестиционной активности, потребительского спроса, роста инфляции. Как доложила Кропотова, по итогам 2015 года ВТП автограда составил 160,5 млрд. рублей, индекс промпроизводства — 80,2%. Стабильный рост показали производство пищевых продуктов и целлюлозно-бумажная отрасль. Снижение темпов наблюдалось в производстве транспортных средств и оборудования, готовых металлоизделий, металлургии, стройиндустрии, в производстве и передаче электроэнергии, газа и воды. Отметим, что год назад эти показатели были лучше: ВТП тогда составил 171,1 млрд. рублей, а индекс промпроизводства — 96,4%.

Оборот розничной торговли по итогам 2015-го составил 129 млрд. рублей, или 82,9% к 2014 году. Потребительская активность и в текущем году будет очень осторожной, предрекла экономист. Чтобы дать возможность людям приобрести товары по приемлемым ценам, в Челнах народ завлекают на ярмарки. За 2015 год проведено 144 ярмарки, из них 108 — сельскохозяйственных, на которые было завезено 8 тыс. т продукции.

Существенно возрос риск остаться без работы. Численность безработных на 1 февраля 2016 года составила 2668 человек, или 1% от экономически активного населения. Год назад безработных было на 400 человек меньше. Понятно, что скрытая безработица в разы больше, но в исполкоме считают, что сдерживать реальную безработицу удается благодаря программе по снижению напряженности на рынке труда. По этой программе более 15 тыс. камазовцев, находящихся под риском увольнения, прошли опережающее обучение, что позволило им получить новую специальность. Поэтому в управлении экономики эту работу продолжат и в 2016 году.

Это что касается кратких итогов года. В будущее же в исполкоме смотрят с несколько настораживающим оптимизмом, надеясь на инвестпроекты от челнинских предприятий и деятельность в рамках ТОРа, которая даст городу 10 тыс. высокотехнологичных рабочих мест. «Эффективная инвестиционная политика — это залог экономического роста, — собщила Кропотова. — В 2015 году городу удалось сохранить объем инвестиций на уровне 2014 года в сумме 38,6 миллиарда рублей. Челны приняли участие в 17 федеральных и 14 республиканских программах. В рамках программы строительства социальной инфраструктуры в город были привлечены средства в сумме 6,5 миллиарда рублей. Важно, чтобы инвестиции носили системный характер. Из 3,5 миллионов жителей моногородов России с наиболее сложным социально-экономическим положением каждый седьмой живет в Челнах. Наша главная задача — осуществить диверсификацию экономики города. Для этого созданы два инструмента — фонд развития моногородов и ТОР. ТОР позволит обеспечить ускоренное развитие экономики, создать благоприятную среду для ведения бизнеса и для жизни населения».

Тем не менее выступавшая уже под занавес совещания замминистра экономики Наталья Таркаева сразу предупредила, что три года уйдет только на создание базы резидентов ТОРа. И хотя все «319 моногородов страны нам страшно завидуют» из-за наличия у Челнов такого почетного статуса, но вот как прожить эти три года — ТОР его знает.

Наталья Таркаева
Наталья Таркаева

СРЕДНЮЮ ЗАРПЛАТУ НА КАМАЗЕ ПОВЫСЯТ НА ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ

На ПАО «КАМАЗ» не поддаются паническим настроениям и даже ждут увеличения выручки и мизерную, но все же прибыль. Как сообщил финансовый директор автогиганта Андрей Максимов, рынок грузовых автомобилей в прошлом году сократился на 45%, а доля компании на рынке России увеличилась с 41% до 51%. Выручка КАМАЗа за 2015 год составила 96,3 млрд. рублей, что на 12,9% ниже, чем в 2014 году. Снижение объемов реализации, рост цен на покупные ресурсы, ослабление курса рубля оказали негативное влияние на себестоимость продукции. Воздействие всех негативных факторов на предприятии оценивают в сумму порядка 19 млрд. рублей. Вырос на конец года и уровень чистого долга группы — с 12,7 до 22 млрд. рублей. В первую очередь это связано с тем, что компания использует целевой облигационный займ, не остановила инвестиций в развитие нового модельного ряда, импортозамещения и реинжиниринга производства.

При этом компания в 2016 году планирует увеличить объем реализации грузовых автомобилей на 10% — до 32 тыс. штук, а также выручку до 112,1 млрд. рублей, что на 15% больше, чем в 15-м. EBITDA, по прогнозам Максимова, составит 5,72 млрд., что более чем на 5 млрд. больше, чем за прошлый год. Также КАМАЗ рассчитывает выйти на чистую прибыль в 51 млн. рублей (такая цифра высветилась на слайде). В докладе же прозвучала более оптимистичная сумма — порядка 100 млн., а за ней последовала и вовсе интересная фраза: «...что на 2,4 миллиарда рублей больше, чем в прошлом году». Следует ли из этого, что убыток в 2015 году составил 2,3 млрд. рублей, к сожалению, тоже осталось за кадром. Напомним, что 2014-й КАМАЗ закончил с убытком 423,6 млн. рублей по РСБУ. Позже в своем комментарии «БИЗНЕС Online» Максимов отметил, что финансовые итоги на предприятии еще не подведены и что на прибыль и увеличение выручки рассчитывают в ожидании улучшения на рынке. Также надеются на государственные меры поддержки, аналогичные тем, что были в 2015 году. «Правительство уже опубликовало антикризисный план, правда, бюджет по нему пока формируется», — сказал финансовый директор КАМАЗа. По всей видимости, речь идет о внешнем рынке. Рост выручки по грузовым автомобилям на экспорт составил в прошлом году 19,5% в сравнении с 2014-м. Вероятно, на экспорт возлагают надежды и сегодня. Что же до реализации антикризисной программы, то благодаря ей КАМАЗу удалось снизить постоянные расходы, оптимизировать модельный ряд и ценовую политику. Общий эффект от антикризисных мер составил более 16 млрд. рублей.

Бегло прошелся Максимов и по основным событиям в жизни автогиганта. В 2015 году состоялась презентация макета кабины-трансформера «КАМАЗ-2020», которая представляет собой принципиально новую концепцию интерьера. Опытный образец грузовика с такой кабиной планируется создать в течение ближайших двух лет. Напомнил главный финансист об успешном создании первого беспилотного «КАМАЗа», прошедшего все испытания, а также электробусов, которые готовы к эксплуатации в Москве и Иннополисе. В 2015 году состоялось обновление перспективного модельного ряда, освоение производства седельного тягача «КАМАЗ-65206», бортового автомобиля «КАМАЗ-65207» и самосвала «КАМАЗ-6580». Продолжается на автогиганте работа над созданием среднетоннажных автомобилей. В 2015 году был изготовлен первый опытный образец модернизированного автомобиля «КАМАЗ-4307». Применен обновленный экстерьер кабины, использована новая комбинация приборов. В целом инвестиции в НИОКР и современные технологии составили в прошлом году 5,4 млрд. рублей.

Закончился отчет и вовсе «фантастическим» заявлением: в 2016 году КАМАЗ планирует рост средней зарплаты почти на 1 тыс. рублей — до 29 522 рублей.

НАД ТЕМ, ЧТО ПРИНОСИТ ДЕНЬГИ СЕГОДНЯ, МЫ ПОДУМАЛИ ВЧЕРА

Словно на контрасте после КАМАЗа о перспективах промышленности города в сложившихся условиях вышел к трибуне замолвить слово гендиректор НПО «Татэлектромаш» Ильдус Исламов. Вначале он как бы между прочим поведал об основных экономических показателях своего предприятия. Индекс промпроизводства составил 120%, общий объем инвестиций превысил 5 млрд. рублей. Сейчас на предприятии завершается строительство металлургического комбината, получен первый прокат. Расширились мощности всех заводов, ведется строительство двух трубных заводов, второго метизного завода, роботизированного окрасочного производства. «Татэлектромаш» приобрел более 100 грузовых автомобилей, несколько локомотивов, расширил наименование выпускаемой продукции с 200 наименований до 50 тысяч.

«С выручки 200 миллионов поднялись до 20 миллиардов рублей в год, — сообщил Исламов. — 600 человек довели до 6 тысяч, из них 4,5 тысячи в Челнах. Все вкладываем в развитие, никогда не получали субсидий и льгот. Все развитие идет за счет собственных средств, без кредитов. За счет собственного инжиниринга, проектирования и строймонтажа уменьшаем инвестиционные затраты в 3 - 4 раза. В нынешних условиях никогда нельзя строить за счет кредитов. Над тем, что приносит деньги сегодня, мы подумали вчера. Сегодня работаем над тем, что будет приносить деньги завтра. В 17-м году за счет ТМК и двух производств мы выйдем на 30 миллиардов. А через три года будут реализованы еще три крупных проекта и три поменьше. Там объемы уже будут побольше. Сегодня работаем над тремя проектами, которые будут приносить деньги через пять-шесть лет».

Такой же идеологии, какой гендиректор «Татэлектромаша» придерживается относительно кредитов, он посоветовал придерживаться и челнинскому муниципалитету: «Когда муниципалитет будет жить не за счет республиканских дотаций, а за счет собственного дохода, тогда появится живой интерес к бизнесу и созданию условий для него. Примерно так я бы видел перспективу наращивания спроса для промышленности города. Будет бизнес — будут покупать у нас. Конечно, властями многое делается — строятся школы, дороги, создают технопарки, выбили ТОР, получили статус «красного города», моногорода, строим дороги в промзоне. Делается больше, чем где-либо в России. Но задачи развития бизнеса в Камской зоне требуют более комплексных и радикальных действий. Сможем развить — сможем создать сами себе рынок и лет на пять-шесть обеспечим себе жизнь». Исламов пояснил, что перспективы экономики предприятия не в отдельных заказах и льготах. Настоящая перспектива — в масштабном устойчивом спросе. У бизнеса, по мнению гендиректора НПО «Татэлектромаш», только два союзника — товар и его клиент. Причем даже при падающей экономике есть растущее направление спроса. Экономика неоднородна и состоит из отмирающего старого и растущего нового. Поэтому всегда есть возможность найти перспективу. «Есть несколько аспектов, которые мы учитываем при формировании предприятия, — продолжил мастер-класс гендиректор «Татэлектромаша». — Смотрим структуру спроса, смотрим на рынки и формируем устойчивое конкурентное преимущество. Преимущество возможно только в двух случаях: если ты занимаешься наукоемким бизнесом, капиталоемким бизнесом или ты имеешь государственную монополию».

Конечно, сегодня ключевой источник дохода страны сократился, старая экономическая модель на сырьевых доходах сжалась, признал Исламов. Поэтому создать рынок внутреннего спроса возможно только развивая бизнес. Причем гендиректор «Татэлектромаша» обозначил парадоксальную вещь — программ развития бизнеса как таковых нет: «Есть программы экономического развития, инновационного развития, стратегии, политика в области коррупции — масса всего, но целенаправленной программы развития бизнеса нет. Как можно построить дом, если нет проекта? Что должно быть в программе? Необходимы факторы производства, необходимы промышленные зоны с инфраструктурой, фондирование в реальный капитал и конкуренция. Необходимо обеспечить производительность бизнеса. Главные производительные силы — это руководство бизнеса. Это не станок и не рабочий. Бизнес должен заниматься бизнесом, а не производством отчетной документации. Если бы мы так же разрабатывали товары, как отчетность, наши товары давно бы уже были лучшими в мире».

После этого докладов было еще много, но ни один из них не произвел эффекта ледяного душа на присутствующих.