«МЕНЯЕТСЯ МЕСТО — СОХРАНЯЕТСЯ БИЗНЕС»

Как сообщил накануне в Москве замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, уже в этом году могут заработать новые правила организации нестационарной и развозной торговли. Соответствующие поправки в ряд законов РФ, разработанные минпромторгом, уже прошли общественное обсуждение и находятся в минэкономики на оценке регулирующего воздействия.

Главная цель разработчиков поправок — устранить «инфраструктурные перекосы» в торговле. «У нас очень сильно представлены крупные сетевые форматы. При этом в достаточно зачаточном состоянии существуют малые форматы торговли, — пояснил Евтухов на пресс-конференции, на которой присутствовал корреспондент «БИЗНЕС Online». — Мало того, что они не очень активно поддерживаются в регионах, так они еще и достаточно своеобразно регулируются». Именно поэтому ведомство Дениса Мантурова задумало устранить пробелы в законодательстве, которые мешали малому торговому бизнесу развиваться на цивилизованных и долгосрочных основах.

Один из острых вопросов, касающийся нестационарной торговли, связан с размещением павильонов и киосков и продлением договоров на их размещение (сколько денег, нервов и слез может стоить неопределенность в этом вопросе, в полной мере ощутили за последние три года московские предприниматели). «Сроки аренды и требования к объектам должны быть четко закреплены», — объявил замминистра. По словам Евтухова, законопроект устанавливает, что срок такого договора должен быть не менее 7 лет. В течение этого времени власти не должны по мановению левой ноги менять требования к внешнему виду объекта. Продление договора аренды без каких-либо торгов тоже должно быть закреплено в виде преимущественного права прежнего арендатора, иначе говоря, «кто первый встал, того и тапки». Ранее минпромторг также обещал реализовать принцип «меняется место — сохраняется бизнес»: если уж изволите изъять у предпринимателя место, где размещался его торговый объект, будьте любезны предоставить ему равноценную компенсационную площадь. Любопытно, что похожий законопроект с теми же идеями по размещению нестационарных торговых точек и о сроках договоров аренды в конце января внес в Госдуму депутат Виктор Звагельский, пользуясь, видимо, тем, что министерские поправки уже больше года проходят различные согласования.

МОСКВА ТРЕБУЕТ ДЛЯ СЕБЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Отдельно стоит отметить, что правительство Москвы под предводительством мэра Сергея Собянина — а оно прославилось волюнтаристским подходом к этим вопросам, низведя, как говорят злые языки, предпринимателей до уровня бесправных пейзан — раскритиковало законопроект минпромторга. Набранная с бору по сосенке команда мэра-варяга ссылалась на то, что предлагаемые изменения ограничивают права органов местного самоуправления и вообще могут мешать дальнейшему развитию мегаполиса. Тогда же Евтухов заявил, что в законе могут быть сделаны исключения для городов федерального значения (в том числе Москвы) в той части, когда при изъятии участка у мелкого торговца власти обязаны предоставить ему компенсационное место. Так что неудивительны многочисленные сносы по всей златоглавой всевозможных ларьков, палаток, торговых павильонов, которые были объявлены самостроем, несмотря на наличие у многих бизнесменов всех разрешительных документов.

«С точки зрения визуального восприятия это не очень симпатично... Я понимаю местные власти. Мы не можем ни осуждать, ни поддерживать, потому что мы не знаем на самом деле, какие есть правоустанавливающие документы. Почему для Москвы по нестационарке даем возможность самим более четко определяться, как развивать? Только потому, что есть все-таки требования, как развивается субъект, прежде всего Москва. Очень трудно давать оценку, когда мы не знаем всех нюансов. Что мы знаем точно — это то, что заранее всех предупредили, давали предписание. Москва пошла по своему пути», — прокомментировал вчера Евтухов столичную борьбу с ларьками.

Но, как говорится, не столицей единой. В целом минпромторг отдает на откуп регионам правила размещения нестационарных торговых объектов. «Мы оставили право за субъектами РФ, им мы предписываем устанавливать правила размещения объектов и условия, а для муниципалитетов — устанавливать какие-то ограничения, связанные с точки зрения развития территориальной среды», — пояснил Евтухов.

По его мнению, в тех местах, где нет запрета, обязательно должны появляться нестационарные торговые объекты. При этом местные власти не могут выставлять предпринимателям какие-то требования, связанные со специализацией объекта. «Нужность или ненужность, востребованность или невостребованность определяет прежде всего покупатель. Бизнес не будет вкладывать свои деньги и размещаться там, где нет трафика или товар не будет востребован», — добавил замминистра.

Получается, речь фактически идет о вводе принципа «Что не запрещено, то разрешено». И дальше только местные власти будут регулировать степень свободы в такой рознице.

— Главная задача этого закона — систематизировать отношения участников нестационарной, мобильной торговли как с федеральными, так и с региональными властями. А также определить минимальные правила игры, которые должны соблюдаться всеми сторонами. Они будут направлены в том числе и на защиту прав предпринимателей с точки зрения долгосрочных соглашений на аренду и получения гарантий, что если эти площади по какой-то причине будут востребованы муниципальной или региональной властью, то бизнесу будет предоставлена альтернативная равнозначная возможность для торговли. Это критичная часть законопроекта, — сказал «БИЗНЕС Online» омбудсмен по торговле, председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко, но напомнил, что региональные власти будут иметь право на установление индивидуальных для субъекта требований.

Торговые сети сейчас — за счет масштаба, унификации правил, подходов, снижения накладных расходов на единицу товара — вытесняют с рынка малый и средний бизнес, напоминает председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. «На наш взгляд, нестационарная торговля может позволить наладить более успешную конкуренцию, в том числе с сетевой торговлей. Таким образом, снизятся цены на продукцию, качество сервиса тоже должно повышаться», — сообщил он нашему изданию.

БИЗНЕС НА КОЛЕСАХ

Еще одна законодательная новация — это модернизация законодательства, регулирующего мобильную торговлю, то есть всякие автомагазины и автокафе. Их предлагается выделить в отдельную категорию и утвердить упрощенный порядок функционирования. «По мобильным торговым объектам была уникальная ситуация. Мобильные торговые объекты фактически регулировались законодательством о нестационарной торговле и также должны были включаться в схему размещения, что само по себе противоречит смыслу мобильности», — заметил замминистра.

Первоначально минпромторг настаивал на том, что такая передвижная автолавка будет руководствоваться при размещении только правилами дорожного движения. Однако ведомство учло пожелания регионов, и теперь такие бизнесмены должны будут, к примеру, получить документ на право занятия подобной деятельностью, плюс регионы смогут устанавливать дополнительную плату за такой бизнес. К автомобилю тоже будут предъявляться определенные требования по внешнему виду, санитарным нормам. «Наш российский автопром без проблем готов такие машины производить и уже производит. Уже есть серьезная конкуренция — есть более дешевые автомобили, есть более дорогие», — заметил Евтухов. На вопрос, а какие же автопроизводители на российском рынке могут предложить такие автомобили, замминистра навскидку назвал только ГАЗ, Volkswagen и Mercedes.

«Мы рассчитываем, что, когда будет принят закон, будет спрос на 50 тысяч таких автомобилей. Создание дополнительных рабочих мест — более 100 тысяч человек, создание инфраструктуры — это автосервис, шиномонтажи, парковки для таких автомобилей. Мы рассчитываем на инвестиции более 200 миллиардов рублей только в покупку автомобиля», — подсчитал Евтухов. Особо он подчеркнул, что те, кто будут покупать машины отечественного производства, смогут воспользоваться всеми мерами поддержки автопрома, которые на сегодня минпромторг предлагает. Выгода для потребителей тоже просматривается: по словам замминистра, цены в таких автолавках на 20 - 30% ниже, чем в рознице.

Все эти меры вместе взятые, как ожидают в минпромторге, позволят развивать пресловутый малый бизнес, например, производство продуктов фермерами, которые, может, и хотели бы пристроить товар на полки сетевых магазинов, да кто же их пустит. «И полок не хватает, и заявок поступает больше. Но каждый малый хочет попасть в большую сетку. Такого не бывает. Для малых производителей должны быть малые форматы — нестационарные, мобильные, ярмарки без ограничения мест», — заявил Евтухов.

«Нам нравится этот законопроект. В основе его заложена понятная бизнесу идея создания условий, при которых бизнесу гарантирована ответственная свобода... Законопроект во многом защищает бизнес от потенциальных возмущающих среду решений государства», — заявил на вчерашней пресс-конференции глава ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев.

Доволен предложенными поправками и малый бизнес, которому адресован документ, по словам Евтухова, поправки одобрили в «ОПОРЕ России». Президент коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров Владлен Максимов также солидарен с коллегами, указывая на то, что именно через такой формат местные товаропроизводители смогут донести свою продукцию до покупателей. «Малый торговый бизнес — это самая основная товаропроводящая сеть для малых производственных предприятий. Важно провести этот закон по всей стране. Пусть он будет таким, чем никаким», — подчеркнул он.

Генеральный директор ТД «Челны-хлеб» Алсу Хайруллина относится к инициативе с осторожностью, говоря, что в передвижной торговле главное — чтобы были соблюдены все требования Роспотребнадзора. «А так у нас очень широкое покрытие объектами торговли, и человеку не приходится передвигаться на большие расстояния, если мы говорим о городах. В сельской местности, возможно, эти поправки в закон и могут сработать», — считает она.

Что касается того, отечественный должен быть автомобиль или нет, спорный вопрос, считает Даниленко. «Но регламентация требований к тому, какой должен быть внешний вид и какие должны быть характеристики у мобильной торговли, — это правильно. И внешний вид должен быть соответствующий, и санитарные условия. А желание стимулировать отечественных производителей тоже понятно, все-таки они сегодня производят достаточно хорошего качества автомобили, оборудование и технику», — говорит он.

Впрочем, как рассказал нам замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов, для Татарстана автолавки не станут радикальной новаций — подобный вариант торговли существует несколько лет. «Татпотребсоюз закрывает все малые села муниципальных образований РТ (где нет своего магазинаприм. ред.) такой формой обслуживания населения. Кроме этого, в городах мы на ярмарочных мероприятиях снабжаем городское население овощами, фруктами, молоком — райпо выезжают со своими продуктами питания. Также заработал проект выездной торговли «Майского» комбината — на ярмарках. Также город дал нам в Казани 24 точки по конкретным адресам. Сейчас прорабатывается возможность их ежедневной работы. Легко ли получить разрешение на торговлю автолавке? Пока это происходит по устной договоренности с местными властями. Это повышает доступность продукции для населения, так как в торговых сетях огромные торговые наценки. Так что это для нас не новость», — заявил он «БИЗНЕС Online».

Заметим, что предлагаемые минпромторгом поправки все же отличаются от татарстанских реалий. Если в республике разъездной торговлей опять-таки заняты крупные игроки, то ведомство Мантурова хочет выпустить на дороги всех желающих. Точнее, тех из них, кто потянет сопутствующие затраты и сможет соответствовать установленным нормативам. Конечно, если эти инициативы не сольют, как воду в песок.

Денис Мантуров
Денис Мантуров

МИНПРОМТОРГ ЗАХОТЕЛ УСЛЫШАТЬ ГОЛОС РЫНКОВ

Еще одна анонсированная Евтуховым новация — создание саморегулируемого совета рынка, который объединит всех, от ретейлеров до производителей. «В совет рынка должны входить сами юридические лица всех форматов, не важно, малый предприниматель или крупный», — отметил замминистра. По его задумке, совет должен вырабатывать «правила ведения добросовестного бизнеса», то есть все входящие в него хозяйствующие субъекты должны взять на себя юридические обязательства и придерживаться установленных правил. Насильно в новую организацию никого тащить не будут. Однако те сети и поставщики, которые не захотят вступать в поле саморегулирования, останутся один на один с рынком, также для них будут действовать «иные режимы работы», то есть могут быть предусмотрены различные ограничения. Этот путь, полагает Евтухов, более перспективный и действенный, нежели какие-то законодательные ограничения.

Тем временем иного рода рынки тоже решили обзавестись своей представительской организацией: вскоре будет создана ассоциация рынков и торговых комплексов. «У нас есть АКОРТ, который объединяет крупный ретейл, есть ассоциация независимых сетей, а есть мы, объединяющие мелкоформатный бизнес. А есть такой важнейший специфический сегмент, как цивилизованные рынки и выросшие из этих рынков небольшие торговые комплексы. Их голос не слышен. А это важнейший сегмент, важнейшая сфера. Речь идет именно о тех объектах, которые предоставляют места небрендовым предпринимателям», — прокомментировал необходимость еще одного профессионального объединения Максимов.

В минпромторге инициативу активно поддержали. По словам Евтухова, такая ассоциация будет иметь возможность донести до органов власти позицию, проблемы и предложения тех, кто непосредственно работает в отрасли. «Не может чиновник, не взаимодействуя плотно с различными ассоциациями, сам принимать решения. Мы должны слышать голоса тех, кто работает непосредственно в экономике. Только так могут рождаться востребованные нормативно-правовые акты, только так может складываться эффективное законодательное регулирование», — полон надежд замминистра.

Различных ассоциаций и им подобных структур в России существует много, и они объединяют представителей торгового рынка по разным задачам, отмечает Хайруллина. «Есть союз независимых сетей России, есть кооперативная платформа «Рост», есть федеральные закупочные сайты. Это только те, где мы участвуем. Они решают какие-либо задачи консолидации. Либо это консолидация закупок, либо консолидации по внедрению собственных торговых марок, либо консолидация по пониманию изменений в законодательство и т. д. Если создается новое объединение, значит, появились вопросы, которые в рамках существующих объединений сети не могут решить. Если что-то создается, значит, это кому-нибудь нужно», — философски полагает она.

«ПРОДУКТОВЫЕ КАРТОЧКИ» — С 2017 ГОДА

Не могли журналисты не спросить Евтухова о программе адресной продовольственной помощи, которую СМИ уже окрестили «продуктовыми карточками». Замминистра рассказал, что проект закона к 1 февраля был внесен в правительство, однако заработать он сможет не раньше 2017 года. Все-таки бюджет на 2016 год уже сверстан и принят, поэтому все надежды минпромторга — на следующие месяцы. Пока же закон, с одной стороны, как убеждает Евтухов, нацелен на то, чтобы помочь малоимущим, для которых необходимо сбалансированное питание. Впрочем, критерии, по которым можно будет попасть в программу, до сих пор пребывают в стадии разработки.

Второй бонус от программы — поддержка экономики. «Данная программа будет одной из самых эффективных, которые когда-либо существовали у нас в стране. Мультипликативный эффект ожидается от нее очень серьезный. Как минимум на каждый вложенный рубль — 2 - 2,5 рубля прироста ВВП», — заявил Евтухов. В-третьих, с помощью этой программы минпромторг собирается поддержать отечественного производителя. Все-таки отовариться по специальной банковской карточке можно только товарами отечественного производства и с коротким сроком годности. Тем более министерство уже выпустило постановление, по которому определяется, какой товар можно отнести к отечественному. «Нельзя будет средства обналичить, нельзя будет купить алкоголь и сигареты. Они должны быть потрачены в течение месяца. Если не потратил, они будут сгорать», — напомнил замминистра. Главным источником финансирования программы Евтухов видит федеральный бюджет, а также бюджеты регионов.

Планы у замминистра идут далеко. Пилотные версии никто запускать не собирается, не ожидая от них эффекта; ставку делают на то, что программу можно будет реализовать по всей стране. «Программа не дешевая. Мы берем на себя обязательства не на год или два. Такая программа должна работать десятилетиями, она должна стать неотъемлемой частью экономики», — пообещал Евтухов.