Среди десятков тысяч татарстанцев, внесших вклад в эту победу, особой известностью пользовался самый молодой снайпер Сталинградского фронта Анатолий Чехов
Среди десятков тысяч татарстанцев, внесших вклад в разгром гитлеровских войск под Сталинградом, особой известностью пользовался самый молодой снайпер Анатолий Чехов

ВЕЛИКИЙ СТРЕЛОК В ДЕТСТВЕ НЕНАВИДЕЛ РОГАТКИ

«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то [к концу пьесы] оно должно выстрелить», — написал 1 ноября 1889 года Антон Павлович Чехов литератору Александру Лазареву-Грузинскому. История умалчивает, знал ли об этой крылатой фразе своего однофамильца Толя Чехов, уроженец поселка Бондюжск Челнинского кантона ТАССР (сейчас — город Менделеевск), подручный слесаря монтажного цеха Казанской фабрики кинопленки, позднее известной как «Тасма». Но когда 5 апреля 1942 года ему вручили повестку и направили в московскую школу подготовки снайперов-инструкторов, Толя, ненавидевший в школьные годы даже рогатки, потому что жалел бить по живому, решил, что ружье все-таки должно стрелять. И не просто стрелять — разить! Ведь шла война, родную землю топтал враг...

Число воспоминаний, публикаций и исследований о снайпере Чехове под стать количеству разночтений в его биографии. Культовый британский историк и писатель Энтони Бивор, почетный доктор гуманитарных наук (Doctor of Letters) Кентского университета, член королевского общества искусств и литературы, в своей книге «История войн. Сталинград» пишет: «Чехов в школе очень любил географию и, сидя в засаде в ожидании противника, мечтал о далеких странах и путешествиях. Война выявила в нем одаренного стрелка. В снайперской школе он был лучшим». Электронная же газета «Вечерний Волгоград.ру» сообщает, что в школе снайперов он учился отлично по всем предметам, но при первой стрельбе выбил всего 9 очков из 50. Лейтенант тогда сказал ему: «Плохо. Ничего из вас не выйдет!» Но из школы он все-таки вышел и попал в самое пекло Великой Отечественной.

Заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле Михаил Черепанов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что уже в сентябре 1942 года Анатолий Чехов получил из рук командира 39-го гвардейского полка подполковника Щура снайперскую винтовку и прямо на Мамаевом кургане начал истреблять гитлеровцев. О его фронтовых буднях было написано: «При занятии командной высоты два вражеских пулемета задержали движение наших гвардейцев. Чехов Анатолий Иванович лично боевым примером воодушевлял гвардейцев на боевые героические подвиги». Включенный в штурмовую группу Чехов помог нашим воинам овладеть Домом железнодорожника. Он уничтожил точными выстрелами две огневые точки, причем одна из них имела амбразуру величиной с бильярдный шар. Тогда-то и запечатлел его в боевой обстановке фронтовой кинооператор. Эта лента была прислана в Казань для изготовления с нее многочисленных копий, которые потом разошлись по всей стране.

Бойцы 13-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии говорили, что Чехов во всей полосе обороны дивизии заставил гитлеровцев не ходить, а ползать по-пластунски.

19-летний Анатолий Чехов стал самым молодым снайпером Сталинградского фронта
19-летний Анатолий Чехов в короткий срок стал опытным бойцом

СТРЕЛЯТЬ ТАК СТРЕЛЯТЬ!

В сентябре 1942 года 39-й гвардейский стрелковый полк, где начал службу наш земляк, подошел к горящему сражающемуся Сталинграду. 19-летний Анатолий Чехов стал самым молодым снайпером Сталинградского фронта. Необстрелянный новичок, как утверждает тот же Бивор, показал себя человеком, которому неведом страх, как орлу неведома боязнь высоты. Он использовал необычные приемы маскировки, а огневые точки устраивал в основном на крышах высоких зданий. Чтобы его укрытия нельзя было обнаружить по вспышкам выстрелов, Чехов изготовил для своей винтовки глушитель и никогда не стрелял при плохом освещении. Позиции он выбирал с тем расчетом, чтобы перед ним или за ним была светлая стена.

Вот что вспоминает дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Александр Родимцев, командир 13-й гвардейской стрелковой ордена Ленина дивизии: «В Сталинграде шли ожесточенные уличные бои. Стрелял, если так можно сказать, каждый дом, каждый камень. Смерть подстерегала человека на каждом шагу. Многие опорные пункты гитлеровцев были сильно укреплены и располагались, как правило, в прочных зданиях, стены которых не брала даже артиллерия. Здесь требовались новые формы борьбы. Поэтому подразделениям дивизии следовало срочно подготовить мастеров меткого огня — своего рода «охотников», которые стрельбой по одиночным целям, бойницам и амбразурам уничтожали бы пулеметные и орудийные расчеты, наблюдателей и автоматчиков противника. 8 октября 1942 года штаб дивизии, которой в то время я командовал, издал приказ о развитии снайперского движения.

Инициатором движения снайперов в дивизии выступил комсомолец гвардии сержант Анатолий Чехов. Этот паренек, всего лишь за полгода до битвы на Волге получивший повестку о призыве в армию, в короткий срок стал опытным бойцом.

К концу первого дня перед позицией, которую занял Чехов, фашисты не ходили, а бегали. К исходу второго дня стали ползать. А на восьмой гвардеец держал под контролем все дороги к занятым гитлеровцами домам и все амбразуры». Казанский снайпер в считанные дни превратился для своих в настоящую легенду, врагам же стал внушать неподдельный ужас. Он стал знаменит не только в своей дивизии, но и во всей 62-й армии. За время уличных боев с 21 сентября по 10 октября 1942 года старший сержант 3-й стрелковой роты 1-го батальона 39-го полка Анатолий Чехов уничтожил 30 солдат и 1 офицера противника, за что был представлен к ордену Красного Знамени.

За время уличных боев с 21 сентября по 10 октября 1942 года старший сержант 3-й стрелковой роты 1-го батальона 39-го полка Анатолий Чехов уничтожил 30 солдат и одного офицера противника, за что был представлен к ордену Красного Знамени
Чехов был представлен к ордену Красного Знамени

СТАХАНОВЦЫ ВОЙНЫ

6 ноября 1942 года по поручению командования фронта генерал Родимцев прямо на передовой вручил 19-летнему Чехову награду. Вот как описывает это событие сам комдив Родимцев: «В один из хмурых осенних дней 1942 года на Мамаевом кургане, изрытом бомбами и снарядами, стоял застенчивый боец со снайперской винтовкой. Рыхлые клочья дыма сползали вниз, на город, в котором то тут, то там слышались перебранка пулеметов, глухие разрывы, отдельные выстрелы. Мы дружески беседовали, прислушиваясь к тревожным шумам войны.

От имени командования фронта я вручил молодому гвардейцу орден Красного Знамени.

«Служу Советскому Союзу!» — гордо прозвучал ответ».

На этот момент на боевом счету вчерашнего новобранца было уже 55 убитых солдат и офицеров противника. А всего в сталинградских боях гвардии старший сержант Чехов уничтожил 256 немецких солдат и офицеров.

«Анатолий Чехов не только метко разил врага, — констатирует сайт «Советские снайперы 1941 - 1945». — Сам он подготовил около 20 отличных стрелков. Среди его учеников заслуженной славой пользовались гвардии сержант Вершигора, бойцы Захаров, Заловский и другие. К ноябрю [1942 года] в дивизии насчитывалось несколько десятков снайперов, на лицевом счету которых было свыше 2 тысяч убитых фашистских солдат и офицеров. Это была уже грозная сила, с которой противник не мог не считаться. Снайперское движение, которое начал Анатолий Чехов, стало массовым. Подразделения дивизии в течение всей Великой Отечественной войны гордились своими мастерами меткого боя».

«Настоящими стахановцами войны под Сталинградом были снайперы, — читаем мы у Бивора. — Существовал настоящий культ метких стрелков. К 25-й годовщине Октябрьской революции было объявлено о начале «социалистического соревнования между снайперами». Победителем мог стать только один, но каждый снайпер за 40 убитых фашистов получал медаль «За храбрость» и звание «Знатный снайпер».

«СОВМЕСТНАЯ КОМАНДИРОВКА» ДВУХ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ

Василий Гроссман, классик русской советской литературы, будущий автор легендарного, запрещенного в свое время КГБ и самим Михаилом Сусловым резкого антисталинского романа «Жизнь и судьба», в годы войны служил корреспондентом газеты «Красная звезда». Тогда это издание наркомата обороны превратилось в одну из ведущих общенациональных газет. В ее редакции работали фронтовыми корреспондентами такие выдающиеся писатели и публицисты, как Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Всеволод Вишневский, Константин Симонов, Андрей Платонов, личный враг Гитлера Илья Эренбург и многие другие. Гроссман очень интересовался характерами снайперов. Он хорошо знал знаменитого Василия Зайцева и некоторых других стрелков, в том числе Анатолия Чехова.

«Однажды Чехов взял Василия Гроссмана с собой, — материалы книги Бивора «История войн. Сталинград» упоминают о «совместной командировке» знаменитых писателя и снайпера. — Гроссман писал, что в этом пареньке, который мечтает о дальних странах и в мирной жизни мухи не обидит, отразился дух Отечественной войны».

О подвигах казанского снайпера страна узнала из рассказа «Сталинградская боль» Гроссмана (после войны стал называться «Глазами Чехова» — прим. ред.), опубликованного 16 ноября 1942 года в газете «Красная звезда».

Вот отрывок из рассказа: «Он получил свою снайперскую винтовку перед вечером... Утром он встал до рассвета, не попил, не поел, а лишь налил в баклажку воды, положил в карман несколько сухарей и поднялся на свой пост. Он лежал на холодных камнях лестничной площадки и ждал. Рассвело... Из-за угла дома вышел немец с ведром. Чехов выстрелил... Ведро выпало из рук, солдат упал на бок. Через минуту из-за угла появился второй немец, в руках его был бинокль. Чехов нажал спусковой крючок. Потом появился третий — он хотел пройти к лежавшему с ведром, но не прошел... К концу первого дня немцы не ходили, а бегали, к концу второго дня они стали ползать... Дорожка, по которой немцы ходили за питьевой водой, стала пустынной. Вечером второго дня уничтожил семнадцатого. На восьмой день Чехов держал под контролем все дороги к немецким домам».

всего в сталинградских боях гвардии старший сержант Чехов уничтожил 256 немецких солдат и офицеров
Всего в сталинградских боях гвардии старший сержант Чехов уничтожил 256 немецких солдат и офицеров

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

За проявленный героизм и высокое воинское искусство, приведшее к победе в битве за Сталинград, Чехов в числе четверых военнослужащих 62-й армии был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, однако самолет с представлениями к награде и званиям был сбит и до Москвы не долетел...

Неисповедимы пути фронтовые. Получилось так, что с момента наступления советских войск под Сталинградом однополчане считали Чехова погибшим. Но на Курской дуге он уже принял командование взводом и руководил полковыми сборами снайперов. Потом освобождал многие города Украины. В 1943 году под Киевом Анатолий был тяжело ранен. Ему оторвало взрывом стопу ноги. Друзья донесли его до медсанбата соседней дивизии. Осмотрев ногу, хирург покачал головой и сказал: «Все, брат, отвоевался...» К тому времени на личном счету снайпера числилось 265 уничтоженных врагов. Последнюю, 12-ю операцию Чехову сделали уже в Казани.

И вот здесь снова начинаются загадочные разночтения в многочисленных источниках, посвященных судьбе нашего земляка. Одни утверждают, что в 1944 году после ампутации стопы, 12 операций и последующего лечения Чехов был комиссован, решением врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) получил 3-ю группу инвалидности и вернулся в Казань, где работал газосварщиком на местном электромеханическом заводе. Другие — что вернулся с фронта с пулей в теле, без ноги и после полученных ранений не смог работать вообще. Третьи — что с 1944 года Анатолий Иванович возглавлял бригаду коммунистического труда на Казанской фабрике кинопленки (позднее она стала заводом, а затем и объединением «Тасма»). Но так или иначе все почти однозначно утверждают, что 22 года фронтовые сослуживцы Чехова считали его погибшим.

22 года фронтовые сослуживцы Чехова считали его погибшим
22 года фронтовые сослуживцы Чехова считали его погибшим

«ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО»

Но как-то, совершенно случайно, школьный приятель Чехова Владимир Ситников сообщил музейным работникам Волгограда, что Анатолий жив. В 1964 году Волгоградская телестудия снимает документальный фильм «Снайпер Чехов жив!». После выхода в свет этого фильма и показа его по телевидению писатель и знаменитый на всю страну телеведущий Сергей Смирнов пригласил Чехова в Москву, где тот выступил по центральному телевидению в авторской программе писателя «Забытые герои войны», которую Смирнов вел по субботам. В частности, уцелела запись того круглого стола, где за одним столом сидели Чехов и прославленный сержант Яков Павлов, чей дом и сегодня в Волгограде называют Домом Павлова.

На следующий день Чехову в гостиницу позвонил маршал СССР Василий Чуйков — знаменитый командующий в дни Сталинградской битвы. Маршал принял «пропавшего» героя у себя дома. На встречу с Чеховым приехали и другие маршалы и генералы. Среди них были чеховский комдив Александр Родимцев и действующий министр обороны СССР маршал Родион Малиновский. Есть сведения, что наш герой Сталинграда в те дни встречался даже с маршалом Георгием Жуковым.

Читаем на сайте «Советские снайперы 1941 - 1945» хронику последовавших событий: «6 Февраля 1965 года «Комсомольская правда» перепечатала из газеты «Советская Татария» статью ее сотрудника В. Запорожченко под названием «Снайпер из легенды», где рассказывалось, что в связи с предстоящим празднованием 20-летия победы над фашистской Германией в начале 1965 года в Казань съехались участники знаменитой битвы на Волге. В историческом музее города состоялась встреча ветеранов с трудящимися города. Герой Советского Союза снайпер Василий Зайцев, вспоминая о минувшей битве, рассказал собравшимся о своем погибшем друге, замечательном снайпере, человеке большого мужества Анатолии Чехове, уничтожившем 265 фашистов. Когда Василий Зайцев назвал это имя, из задних рядов поднялся немолодой мужчина и, слегка прихрамывая, направился к сцене. Это и был «снайпер из легенды» Анатолий Чехов, которого 22 года считали погибшим в Сталинграде».

Вот так после стольких лет забвения к нему вернулась слава. Появились публикации в центральной прессе: «Всем смертям назло», «20 лет спустя...», «Снайпер из легенды». Отряды школ соревновались за право носить имя Анатолия Чехова. Была организована встреча с воинами родной части. К Чехову сотнями шли письма со всех уголков Советского Союза. Его стали приглашать на всевозможные мероприятия в другие города. Художник А. М. Байбеков создал «Портрет снайпера Чехова А. И.» (ныне хранящийся в фондах музея изобразительных искусств Республики Татарстан). Казанская киностудия кинохроники сняла о Чехове документальный фильм «И помнит мир спасенный», премьера которого прошла в кинотеатре «Татарстан».

Летом 1965 года состоялась встреча ветеранов на Мамаевом кургане.

Центральное телевидение выпустило специальную передачу «По следам безымянного героя». В ней были прослежены все трудности судьбы Анатолия Чехова. Состоялись торжества и в Волгограде. Туда съехались многие фронтовики. Чехов встречался с писателями, поэтами, кинодраматургами. Так в Волгограде в те дни и появилась знаменитая улица снайпера Чехова.

о снайпере Чехове долгие годы было даже запрещено упоминать в печати! Бывший секретарь парткома завода «Тасма» разъяснил ситуацию: «Нашли о ком писать! Да, был такой Чехов, скандалист, все квартиру себе требовал, а когда ему указали на очередь — бросил мне в лицо свой партийный билет. Опозорил великое звание коммуниста. Много их таких было, после 25-летия Победы в 1965 году кинулись себе привилегии выбивать. Давали мы и безногим машины»
О снайпере Чехове долгие годы было даже запрещено упоминать в печати

ОБОРОНА ПОЧИЩЕ СТАЛИНГРАДСКОЙ!

Но разлет осколков от «чеховской информационной бомбы» всесоюзного масштаба, видимо, был маловат для монолитной обороны казанского партийно-чиновничьего аппарата. Мрачноватой символикой прозвучали в телепередаче Смирнова слова, обращенные к Чехову: «Вам еще повезло в том, что вы можете говорить, видеть и как-то себя обслуживать, а ведь в госпиталях еще и сегодня лежат герои, безымянные герои, потерявшие речь, зрение, слух, которых 25 лет кормят с ложки». Смирнов рассказал тогда о том, как ему удалось найти героя-инвалида в результате контузии и ранения, это был «человеческий обрубок», к которому только четверть века спустя вернулась память.

Дочь героя — Лидия, проживающая в Нижнем Новгороде, рассказывала, что отец за подвиг получил в 1946 году не протез, а деревянный пенек-баклажку: протезов не было, а что были, все в страшном дефиците. Но Герои СССР жили безбедно. Им вне очереди давали квартиры, путевки в санатории. У отца же не было звания Героя — все документы на представление пропали во время войны.

И вообще, о снайпере Чехове долгие годы было даже запрещено упоминать в печати! Бывший секретарь парткома завода «Тасма» разъяснил ситуацию: «Нашли о ком писать! Да, был такой Чехов, скандалист, все квартиру себе требовал, а когда ему указали на очередь — бросил мне в лицо свой партийный билет. Опозорил великое звание коммуниста. Много их таких было, после 25-летия Победы в 1965 году кинулись себе привилегии выбивать. Давали мы и безногим машины».

Так и представляешь себе картину, как бесстрашный сталинградец и гроза целой фашистской армии, преодолевая стыд, просит помочь отремонтировать свое ветхое жилище, а ему отказывают: «А где у тебя бумага, что ты Герой?» Понятно, что после истории с партбилетом в Ленинском (тогда) райкоме партии Казани к антисоветчику (!) Чехову отношение также было негативным. Понятно и то, что инвалиду Великой Отечественной эта история здоровья не добавила. Анатолий Иванович Чехов тихо скончался в 1967 году и был похоронен на Арском кладбище Казани. Так и не удалось узнать, была ли у Чехова инвалидная машина, но то, что у неофициального, но воистину народного Героя войны до самой смерти не было собственного приличного угла, — это факт, утверждает сайт «Советские снайперы 1941 - 1945».

P. S. В 2011 году «БИЗНЕС Online» опубликовал материал о возможном сносе или переносе памятника Ленину с площади Свободы в Казани. Ильич пока стоит, да и бог с ним — не о нем речь. Просто тогда вокруг него завертелась неожиданная дискуссия на тему «А кто бы мог пусть гипотетически, но достойно занять его пьедестал?». Первым в комментариях выступил известный казанский краевед Борис Гришанин: «Памятник кому бы поставил? Убежден, что в нашем городе не хватает памятников таким выдающимся казанцам, как первооткрыватель Антарктиды Иван Симонов и сталинградский снайпер Анатолий Чехов...» Как говорится, дальнейшие комментарии излишни.