Франция бурно обсуждает чрезвычайный план против безработицы, анонсированный президентом страны Франсуа Олландом
Франция бурно обсуждает чрезвычайный план против безработицы, анонсированный президентом страны Франсуа Олландом

ПРОБЛЕМЕ С РАБОТОЙ УЖЕ БОЛЬШЕ 30 ЛЕТ

Франция бурно обсуждает чрезвычайный план против безработицы, анонсированный президентом страны Франсуа Олландом в середине января. Неожиданностью это, правда, не стало: впервые глава государства упомянул о готовящихся мерах накануне Нового года, интрига заключалась лишь в том, какими именно принципами готовы поступиться социалисты в попытках обеспечить развитие экономики. Хотя особого выбора у них, честно говоря, не было. Высокая безработица — это не только экономическая, но и с некоторых пор серьезная политическая проблема для правящей партии. Тот же ультраправый «Национальный фронт», едва не одержавший победу на муниципальных выборах, привлек значительную часть избирателей не столько антииммигрантской риторикой, сколько обещанием обеспечить французов работой, с чем не справились как социалисты, так и умеренно правые. В общем, попытку «очень быстро», как выразился премьер-министр Мануэль Вальс, решить поставленную задачу в преддверии президентской избирательной кампании 2017 года неслучайно уже назвали «планом последнего шанса».

Хотя дело, конечно, не только и не столько в нынешнем кабинете. Проблема безработицы насчитывает без малого 30 лет. Во всяком случае, ниже 7% она не опускалась с 1983 года, а сейчас и вовсе составляет 10,6% на всей территории страны и 10,2% — в метрополии. Для сравнения: по данным ноября прошлого года, в Германии безработица составила всего 6,3%, а в Великобритании — 5,1%. Причем и там и там наблюдается тенденция к снижению в то время, как во Франции ситуация прямо противоположная. Большинство экспертов сходятся на том, что постоянно растущие социальные обязательства вкупе с высокими налогами и урезанием прав работодателей привели к стагнации экономики и, как следствие, к невысокому спросу на рабочую силу. Так, рост ВВП в третьем квартале прошлого года (официальных данных за весь 2015 год пока нет) составил всего 0,3%.

Наиболее уязвимы, как это чаще всего бывает, люди старше 50 лет и молодежь от 15 до 24 лет. Последние составляют четверть всех французских безработных и 10% в своей возрастной группе. Главная их проблема — это отсутствие опыта (даже при наличии хорошего образования). Ситуация настолько обыденная, что уже стала частым элементом сюжета в современной французской литературе. Разумеется, есть разнообразные стажировки, позволяющие драгоценный опыт приобрести, но их, как и пряников в известной песне, не хватает на всех. Обычно человек обходит множество предприятий и организаций своей специализации, пока ему удается найти тех, кто возьмет его на месяц или два. Иногда стажерам полагается зарплата, но далеко не всегда.

Наиболее уязвимы, как это чаще всего бывает, люди старше 50 лет и молодежь от 15 до 24 лет. Последние составляют четверть всех французских безработных и 10% в своей возрастной группе
Наиболее уязвимы, как это чаще всего бывает, люди старше 50 лет и молодежь от 15 до 24 лет. Последние составляют четверть всех французских безработных и 10% в своей возрастной группе

У РАБОТОДАТЕЛЯ ПРАВ МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ЕГО ПОДЧИНЕННОГО

Что же предлагает для решения этих проблем Олланд и насколько действенными могут оказаться эти меры? Во-первых, речь идет об увеличении количества учебных курсов (в два раза) и их адаптации к потребностям бизнеса. Если раньше за год обучение проходили 500 тыс. безработных, то теперь эта цифра должна увеличиться до миллиона. Это важно, учитывая, что 80% французов, ищущих работу, имеют образование ниже или на уровне бакалавра. В феврале президент страны должен встретиться с президентами французских регионов, чтобы обсудить практические действия в этом направлении.

Также будет снижена налоговая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса в части отчислений, которые владелец платит государству за работника. Речь идет о сотрудниках, рабочий контракт которых предполагает минимальный размер оплаты труда (сейчас 1466,6 евро), то есть данная мера поощряет работодателей брать на работу молодежь. Такие компании будут получать помощь от государства 2 тыс. евро в год на одного принятого сотрудника, что полностью покроет их затраты. Эта мера действует 2 года, то есть речь идет о 4 тыс. евро. Уточню, что речь идет о предприятиях, где трудятся не более 250 человек.

Оба начинания обойдутся французскому бюджету в 2 млрд. евро (0,1% ВВП), из которых 1 млрд. будет потрачен на организацию обучения. Но если эти реформы, скорее всего, вызовут у французов позитивные чувства, то слова министра экономики Эммануэля Макрона, сказавшего о неизбежности пересмотра размера и продолжительности пособий по безработице, явно обрадуют не всех. Он также назвал жизнь работодателя более сложной, чем жизнь наемного работника, который имеет гораздо больше прав и лучше защищен законом. К слову, именно Макрон считается главным инициатором либерализации французской экономики и, возможно, пошел бы в этом направлении много дальше, если бы не входил в правительство социалистов.

Оба начинания обойдутся французскому бюджету в 2 млрд. евро (0,1% ВВП), из которых 1 млрд. будет потрачен на организацию обучения
Реформы обойдутся французскому бюджету в 2 млрд. евро (0,1% ВВП), из которых 1 млрд. будет потрачен на организацию обучения безработных

Такого же мнения — о необходимости более решительных мер — придерживаются и французские экономисты, которые сейчас выступают в СМИ с комментариями. По мнению Бертрана Мартино, специалиста по рынку труда, ждать серьезного эффекта от предложенных мер не стоит. Он не верит, что у страны есть реальная возможность в темпе обучить еще полмиллиона человека. Кроме того, не совсем понятно, откуда возьмутся 2 млрд. евро. Олланд сказал, что за счет сокращения других бюджетных расходов, но не пояснил, каких именно. Экономист Saxo Bank Кристофер Дембик, в свою очередь, сказал газете «Фигаро», что проблемы президентом диагностированы правильно, но вот эффективных способов их решения не предлагается. Больна сама французская экономическая модель, отметил он, но о необходимости ее пересмотра ничего сказано не было. Речь идет лишь об отдельных компонентах.

Как бы то ни было, определенные перемены намечаются, не исключено, что за ними последуют другие. В прессе сейчас обсуждается вопрос о возможном увеличении рабочей недели, которая несколько лет назад была сокращена до 35 часов. Конечно, можно ждать бурной реакции профсоюзов и части общества, но многие французы уже приходят к мысли о целесообразности ужесточения трудового законодательства ради оживления делового климата. В какой-то степени об этом говорит популярность Макрона, который в ходе недавнего социологического опроса оказался на втором месте (53%). Речь шла о гипотетических президентских выборах. Опередить его удалось только бывшему премьер-министру Франции Алену Жюппе (57%). На третьей позиции оказался нынешний глава правительства Вальс, кстати, тоже сторонник реформ.