На этой неделе в «Хазинэ» открылась выставка мэтра татарского шамаиля Наджиба Наккаша, посвященная 130-летю со дня великого татарского поэта
На этой неделе в «Хазинэ» открылась выставка мэтра татарского шамаиля Наджиба Наккаша, посвященная 130-летию со дня рождения великого татарского поэта

НЕДЕЛЯ ШАМАИЛЯ

Последние дни оказались удивительно щедры на события, связанные с древним искусством татарского народа — искусством шамаиля. В позапрошлую пятницу в «Кул Шарифе» открылась выставка шамаилей уникального народного мастера Габделхака хазрата Бикмуратова, к сожалению, недавно оставившего этот мир. Во вторник (3 февраля) в национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка мэтра татарского шамаиля, известного каллиграфа Наджиба Наккаша «Вдохновленный Тукаем», посвященная 130-летию со дня рождения великого татарского поэта. Ну и наконец, на этой неделе был дан старт II всероссийскому конкурсу «Шамаиль моей семьи», который духовное управление мусульман РТ проводит совместно с государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль» и некоторыми общественными организациями.

Татарский шамаиль — не просто одно из направлений в изобразительном искусстве. Для татар и, соответственно, Республики Татарстан данная традиция имеет особое значение. Осознание этого факта растет из года в год, о чем и свидетельствуют вышеупомянутые события. Однако потенциал этой изобразительной традиции осмыслен у нас не до конца.

ИНСТРУМЕНТ САМОСОХРАНЕНИЯ ТАТАР

Во-первых, традиционный татарский шамаиль выступает одним из инструментов сохранения самосознания татарского народа. Ведь что такое шамаиль для нас? Это наше воспоминание о своих корнях, родной деревне, детстве. Зачастую многие татары даже не знают, что написано на их семейном шамаиле. Для них он прежде всего хранит память о родных бабушках и дедушках.

В казанский центр татарского шамаиля часто обращаются
люди с просьбой отреставрировать их семейный шамаиль
или сделать его точную копию (на фото: момент съемок
программы «Татарлар» телеканала «ТНВ»)

Не случайно в казанский центр татарского шамаиля (Краснококшайская, 156), кстати, созданный по итогам прошлогоднего конкурса «Шамаиль моей семьи», часто обращаются люди с просьбой отреставрировать их семейный шамаиль или сделать его точную копию. Их не интересуют современные каллиграфические работы, какими бы высокохудожественными и изысканными они ни были. Для них нет ничего роднее того шамаиля, который достался им в наследство от своих предков. Таким образом, шамаиль для татар — это бесценная семейная реликвия, наша связь со своим родом. В этом и заключена сила исключительного влияния шамаиля на подрастающее поколение.

Признаться честно, мне и самому довелось испытать на себе подобное влияние. Я вырос в Нижнем Новгороде в русском окружении и имел абсолютно все шансы полностью ассимилироваться в той среде, как это часто происходит со многими татарами в нашей стране. Однажды в детстве, в возрасте 7 - 8 лет, мы с друзьями прыгали с крыш гаражей в сложенные кучи осенних листьев. Было высоко и очень страшно. И все мои друзья перед прыжком перекрестились. Глядя на них, и я начал было автоматически совершать аналогичное движение рукой. Но в этот момент мне вспомнился наш семейный шамаиль, доставшийся нам от бабушки с дедушкой и висевший у нас дома. И тогда я впервые в жизни осознал, что у нас есть свои традиции, свой путь, свое наследие. Моя рука опустилась, и я прыгнул просто так, молча (тогда я еще не знал никаких молитв). Для меня тот молчаливой прыжок стал первой шахадой в жизни. Именно в тот день я впервые осознал себя татарином, мусульманином.

Когда дети растут, глядя на татарский шамаиль, они сызмальства впитывают архетипы татарского самосознания
Когда дети растут, глядя на татарский шамаиль, они сызмальства впитывают архетипы татарского самосознания

Другими словами, когда дети растут, глядя на татарский шамаиль с национальными орнаментами, мечетями, выполненный по старинной технике татар, то они сызмальства впитывают архетипы татарского самосознания, культурный код татарского народа. Поэтому без всякого преувеличения можно утверждать, что шамаиль — это один из инструментов самосохранения татар как нации. Вот почему это искусство важно сохранять и возрождать.

ДРАЙВЕР ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Во-вторых, татарский шамаиль — это один из способов содействия развитию туристической отрасли Татарстана. В плане развития туризма в нашей республике сделано и делается немало. Туризм вполне справедливо рассматривается у нас как один из драйверов развития экономики. Однако в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке мы должны не переставать думать над созданием новых туристических продуктов. И искусство шамаиля нам здесь может помочь.

Как известно, искусство арабской каллиграфии распространено во всем мусульманском мире. Это связано с тем, что культура ислама центрирована вокруг Корана подобно тому, как христианство центрировано вокруг личности Христа. Именно поэтому в христианском мире получила распространение иконография, отсылающая нас прежде всего к образу Христа, а в исламском мире популярность получила каллиграфия, отсылающая нас к тексту Корана.

Турист ищет в нашем регионе именно местный колорит, который сполна представлен в искусстве татарского шамаиля
Турист ищет в нашем регионе именно местный колорит, который сполна представлен в искусстве татарского шамаиля

Другими словами, арабская каллиграфия — это общемусульманский мировой феномен. При этом у разных народов данная традиция имеет свое национальное, региональное преломление. Так, например, в Турции образцы каллиграфии оформляются в технике эбру, когда краски наносятся сначала на поверхность воды, а потом переносятся на бумагу. В Иране распространена керамика. А у татар арабская каллиграфия получила распространение в технике традиционного татарского шамаиля, т. е. когда краски наносятся с обратной стороны стекла и подсвечиваются фольгой. Подобно сафьяновой коже, шамаили, выполненные в подобной технике, стали неотъемлемой частью самобытной культуры татарского народа, проявлением ее уникальных специфических черт.

На уровне татарстанских музеев осознание этого есть. Собрания старинных шамаилей имеются и у Национального музея РТ, и у музея изобразительных искусств. Современные шамаили достойно представлены в музее 1000-летия Казани и музейных экспозициях Болгарского заповедника. Отдельные шамаили вы встретите и в музеях Салиха Сайдашева, Габдуллы Тукая, Баки Урманче, Кави Наджми и во многих других.

Правда, часто люди, глядя на татарские шамаили, не понимают, что они сталкиваются с уникальным феноменом мировой культуры, родившимся в недрах религиозной традиции татар. А ведь турист ищет в нашем регионе именно местную специфику, местный колорит. Однако донести до него эту мысль наша туристическая отрасль зачастую оказывается не в состоянии. Вот почему так важны мероприятия, направленные на популяризацию искусства татарского шамаиля и разъяснения его значимости и уникальности. В идеале в республике должен появиться отдельный музейный центр, полностью посвященный искусству татарского шамаиля.

Татарский шамаиль – это одна из возможностей вывода «бренда» татар на мировой уровень
Татарский шамаиль – это одна из возможностей вывода «бренда» татар на мировой уровень

МЯГКАЯ СИЛА ТАТАР

Ну и наконец, в третьих, татарский шамаиль — это одна из возможностей вывода «бренда» татар как минимум на общероссийский, а в перспективе и на мировой уровень. Это, так сказать, инструмент мягкой силы, придающий Татарстану глобальное звучание. Что я имею в виду?

Прежде всего мы должны осознать, что в традиции татарского шамаиля предметом культурного наследия являются не только сами шамаили, но и техника, в которой они исторически делались. Художники это давно уже поняли и начали делать на стекле с подсветкой из фольги картины, не имеющие никакого религиозного содержания. Так, например, казанский художник Равиль Загидуллин в технике татарского шамаиля оформляет различные орнаментальные композиции с восточным колоритом, а его набережночелнинский коллега Мадьяр Хазиев пишет картины на тему старинной Казани.

Сегодня в технике татарского шамаиля
создаются работы в стиле поп-арт

Но если эти и другие художники, отойдя от непосредственно религиозного содержания, все же еще «цепляются» за восточные и татарские мотивы, то уже появилась группа художников, которые пошли дальше. Так, например, Рина Ариадна (Арина Кузнецова) создала целую серию работ под названием «Сны о чем-то большем». Здесь перед нами в технике татарского шамаиля предстают произведения, которые можно квалифицировать как так называемое современное искусство. Или, например, Ленар Ахметов, который, также работая в данной технике, делает картины в стиле поп-арт: у него на стекле с подсветкой из фольги изображены, частности, гамбургер и Snickers. Получается такой татарский Энди Уорхол.

Через эти работы техника татарского шамаиля обретает универсальное, общечеловеческое звучание. А вместе с ним и татары выходят в пространство общемировой культуры.

КОМУ ДОСТАНУТСЯ 100 ТЫС. РУБЛЕЙ?

О концептуальном осмыслении всех упомянутых в статье культурных явлений мы подробнее поговорим в следующий раз. Ну а сейчас пора рассказать об условиях объявленного конкурса. Он проводится по четырем номинациям (см. ниже). Призовой фонд составляет 100 тыс. рублей. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 20 апреля. Произведения, вошедшие в шорт-лист, будут экспонироваться на территории Казанского кремля с 21 мая, Дня официального принятия ислама в Волжской Булгарии, до 5 июля, праздника Ураза-байрам. Именно тогда мы и узнаем, достанутся ли татарскому Энди Уорхолу, кто бы им ни был, 100 тыс. рублей от ДУМ РТ.

Более подробно об условиях конкурса можно посмотреть в его положениях на сайте татарстанского муфтията.

Рустам Батыр