На грани закрытия оказался проект российско-китайского сотрудничества «Шелковый путь, который открылся в Челнах в сентябре 2014 года
На грани закрытия оказался проект российско-китайского сотрудничества «Шелковый путь», который открылся в Челнах в сентябре 2014 года

«КОЛИЧЕСТВО КИТАЙСКИХ И ВЬЕТНАМСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ СОКРАТИЛОСЬ НА 30 - 35 ПРОЦЕНТОВ»

Проект «Шелковый путь», за которым в 2014 году в Набережных Челнах закрепился ярлык «китайского рынка», сегодня оказался на грани закрытия. Получив информацию об этом из собственных источников, корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в торговом комплексе, который в сентябре 2014 года открылся за пределами жилой зоны автограда на Мензелинском тракте. Внутри действительно все указывает на скорое закрытие — продавцы товаров народного потребления китайского и вьетнамского происхождения скучают, на огромные торговые площади едва ли наберется с десяток покупателей. Часть площадей уже отошла новым арендаторам. Собственник «Шелкового пути» и совладелец ГК «ЕвроГрупп» Алексей Миронов, услышав вопрос о закрытии проекта от корреспондента «БИЗНЕС Online», положил трубку.

В автограде «Шелковый путь» стал уже не первым прокитайским бизнес-проектом, сдувшимся за период кризиса. Весной прошлого года по соседству с ним, в агропарке «Южный», открылась альтернативная китайско-вьетнамская площадка, которая к настоящему времени тоже умерла естественной смертью из-за удорожания товаров под давлением валютного курса и, как следствие, потери клиентского трафика. По мнению бывшего гендиректора УК «Шелковый путь» Антона Сайфутдинова, судьба азиатского бизнеса в автограде лишь отражает общее его состояние в России. Проблематику своего детища комментировать Сайфутдинов отказался, но как знаток российско-китайских отношений в разрезе малого бизнеса оценил для «БИЗНЕС Online» тренды.

«Я пока не оставляю надежды в будущем открыть проект, подобный «Шелковому пути», и постоянно мониторю ситуацию, — рассказал Сайфутдинов нашей газете. — Могу сказать, что за год количество китайских и вьетнамских предпринимателей в России сократилось процентов на 30 - 35. Мы сами хотели предложить им альтернативу в другом городе, но теперь они идут уже очень тяжело. Валютный скачок сделал торговлю в России невыгодной — и юань привязан к доллару, и вьетнамские товары. На примере Казани можно наблюдать то же самое — в «Новой Туре» тоже сейчас очень медленно все развивается. Конечно, эта площадка успела раскрутиться, и я думаю, у нее будущее есть. Там, кстати, осела часть азиатских арендаторов из сгоревшего «Адмирала», которые сначала подались в «Шелковый путь», но вернулись, недовольные трафиком и продажами. В «Туре» им сегодня сложновато по аренде, но они все-таки работают, потому что трафик есть. Это уже раскрученная межрегиональная площадка. Тем не менее сегменты дешевой одежды, детских товаров, в которых до кризиса Китай составлял костяк, сейчас переместились в сетевые решения, в частности дисконт-центры».

Собственник «Шелкового пути» и совладелец ГК «ЕвроГрупп» Алексей Миронов
Собственник «Шелкового пути» и совладелец ГК «ЕвроГрупп» Алексей Миронов

НЕДОЛГАЯ, НО ТРУДНАЯ ИСТОРИЯ КИТАЙЦЕВ В ЧЕЛНАХ

Отметим, что в недолгой истории «Шелкового пути» важную роль сыграла не только макроэкономика — были и локальные причины упадка. Китайско-вьетнамская площадка в Набережных Челнах изначально рождалась в муках. Создатель сетей Domo и «Книжный двор» Сайфутдинов собирался насытить Челны азиатскими товарами на волне укрепления российско-китайских отношений. В частности, он рассказывал «БИЗНЕС Online», что концепт придуман не им: в России тренд двигал союз китайских предпринимателей, базирующийся в московском торгово-выставочном центре «Гринвуд». Для союза торговля товарами народного потребления заявлялась лишь внешней стороной деятельности. Бренд «Шелкового пути» подразумевал создание площадок в нескольких городах, Челны выступали в качестве пилотной территории. Малый и средний бизнес двух стран должен был войти в тесный контакт — взаимный консалтинг, инвестиции, обмен технологиями... Конкретно в Челнах кроме торговых рядов планировалось запустить центр китайской медицины, обучение китайцев русскому языку и основам права в соответствии с общегосударственной политикой и много чего еще. Да и торговлю в перспективе должны были взять на себя российские партнеры инвесторов.

Однако основательная идеологическая база, на которой Сайфутдинов возводил «Шелковый путь» в автограде, мало трогала муниципалитет, руководил которым в тот период Василь Шайхразиев. Едва о планируемом приезде в город китайских отрядов стало известно, исполком тут же включил красный свет — от жесткого нет Шайхразиева проект не защищал даже тот факт, что торговые площади строил для аренды Сайфутдинову давний фаворит местных властей Миронов. Проект моментально окрестили «китайским рынком», местный ретейл испугался демпинга со стороны китайцев, вскоре Миронова поймали на несоответствии статуса земельного участка. Оказалось, что землю для «Шелкового пути» «ЕвроГрупп» брал под производственные строения.

Однако сопротивление муниципалитета закончилось вместе с отставкой Шайхразиева. В сентябре 2014 года в «Шелковом пути» стартовала-таки торговля — 6 тыс. кв. м из 20 тыс. общей площади комплекса. К весне 2015 года Сайфутдинов загрузил комплекс почти на 80% — частично открылся и выставочный центр с технологической выставкой, но ненадолго. В апреле-марте прошлого года руководство управляющей компании сменилось — Сайфутдинов уступил бизнес Миронову и вышел из проекта.

 «Шелковый путь» превратился в обычный девелоперский бизнес, теряя вместе со старой командой и самобытную концепцию и идеологическую нагрузку
«Шелковый путь» превратился в обычный девелоперский бизнес, теряя вместе со старой командой и самобытную концепцию, и идеологическую нагрузку

ПРОЕКТ НЕ ВЫДЕРЖАЛ ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Как считают источники «БИЗНЕС Online», передачу бизнеса в руки Миронова инициировал именно собственник «ЕвроГрупп» по классической схеме устранения «лишних» звеньев между владельцем помещений и субарендаторами. Миронов постепенно переключал на себя контакты с китайской стороной, одновременно повышая арендную плату для резидентов. Таким образом, управляющую компанию Сайфутдинова потихоньку оттеснили от ведения проекта. При этом сам «Шелковый путь» превращался в обычный девелоперский бизнес, теряя вместе со старой командой и самобытную концепцию, и идеологическую нагрузку. В итоге рядовой торговый комплекс практически за пределами города потерял привлекательность для китайской и вьетнамской сторон, торговля без посредников, с которой заявлялся «Шелковый путь», затруднилась. Трафик быстро таял, арендаторы начали уходить. Завершила дело девальвация рубля.

Поясним, что первоначальная концепция предполагала сложный механизм поставок из Азии. В проекте Сайфутдинова, если бы он реализовался в полной мере, география имела небольшое значение — так, по крайней мере, проект позиционировался. «Шелковый путь» предполагал межрегиональную аудиторию потребителей с охватом Мензелинска, Менделеевска, Нижнекамска, Елабуги и других закамско-прикамских районов. Причем Сайфутдинов рассчитывал не только на оптовые закупки для перепродажи, но и на семейные покупки. Для резидентов же создавались поистине тепличные условия — приходи с улицы и начинай работать. Сайфутдинов в период своего управления проектом рассказывал «БИЗНЕС Online», что для арендаторов разрабатывается специальная кредитная программа от Рост Банка: в «Шелковом пути» должен был открыться филиал банка, который оплачивал бы товар напрямую китайским производителям, а торговцы в Челнах возвращали бы деньги банку уже с выручки через несколько месяцев и с небольшим процентом — всего 10 - 12% годовых. К весне 2015 года Рост Банк был санирован, подтягивать под эту модель другой банк на фоне кризиса и разлада с Мироновым уже не имело смысла. Отметим, что увеличивать расходы на аренду за счет других своих бизнесов идеологу проекта было бы затруднительно при всем желании — сеть Domo рассосалась по малопроходимым площадям торговых центров, «Книжный двор» вовсе ушел из города.

«ЦЕНЫ ПОДСКОЧИЛИ, НО МЕНЬШЕ КИТАЙКОГО ТОВАРА НЕ СТАЛО...»

«БИЗНЕС Online» побеседовал с челнинскими арендодателями и владельцами рынков о судьбе проекта «Шелковый путь» и самочувствии китайского бизнеса в регионе.

Владимир Иванов — директор ООО «Бизнес Центр»:

— Изначально проект «Шелковый путь» в Челнах был странным. Вся его бизнес-концепция, что якобы на окраину Челнов, где великие китайские предприниматели что-то собираются открывать и продавать товар по низким ценам, кинутся тысячи покупателей, была идеей фикс. За постперестроечные годы, как мы начали торговать с Китаем, в России исторически сложились места, где на площадях в десятки и сотни гектаров располагаются оптовые склады китайских товаров. Они там и шьются, и переделываются, и упаковываются, и сертифицируются, и все прочее. Это Москва и Московская область, это и Екатеринбург, и Хабаровск, и Благовещенск, и Новосибирск.

И думать о том, что, открыв обычный базар, мы здесь откроем какой-то Шелковый путь, было гиблой идеей с самого начала. Это был обычный торговый проект. Один ушлый предприниматель взял землю под размещение производства, потом переделал документацию и изменил целевое назначение земли для размещения торгового помещения. Шустрые юристы поработали. Другой бизнесмен взял эти площади в аренду и привез туда китайских предпринимателей. Так не бывает...Тем более ситуация в экономике непростая. Место для торговли там плохое. Народ туда по федеральной трассе М7 не поедет. Плюс ко всему наверняка свою роль сыграли и курсовые передряги. Если два года назад доллар стоил 32 рубля, сейчас уже — под 80. Надо же учитывать, что Китай — это не рублевая зона. Китайцы — это самые хитрые бизнесмены в мире, без выгоды для себя они ничего продавать не будут.

Наиль Сулейманов — владелец ЗАО «Холдинговая компания «Тулпар»:

— Люди уже давно поняли, что качество и китайских, и вьетнамских товаров недостаточно высокое. Поэтому мы особо и не переживали, когда открывался «Шелковый путь». Я почему-то был уверен, что местные стационарные рынки, такие как наш «Тулпар» или как Комсомольский рынок, свои позиции удержат. Мне даже предприниматели, которые у нас работали, говорили, что «Шелковый путь» нам конкуренцию не составит и долго здесь не продержится.

Я не исключаю, что и имидж руководителя сказался на том, что проект не удался. Все же помнят, что владельца «ЕвроГрупп» задерживали правоохранительные органы в ходе расследования уголовного дела по «игровикам». Обычно после этого люди уже относятся к таким руководителям с недоверием. И бывший мэр города Василь Шайхразиев говорил, что он не даст разрешения на открытие в Челнах китайского рынка. Это все было в СМИ. Возможно, после этого у людей и сложилось какое-то негативное отношение к этому проекту. По моим наблюдениям, то ли старые запасы были большими, то ли китайский товар по каким-то не совсем легальным каналам приходит к нам, но его меньше не стало. Цены подскочили — это да, но товара китайского меньше не стало.