А ЧТО У НАС С ИСТОРИЕЙ МИНИСТЕРСТВ?

Заседание коллегии главного архивного управления при кабмине РТ накануне стало, помимо прочего, презентацией Ирады Аюповой в качестве полноправного главы ведомства. Напомним, что ныне главный архивариус республики в конце ноября 2015-го сменила на этом посту Данила Ибрагимова, перебравшись в управление с поста первого замминистра культуры РТ. В культурном ведомстве Аюпова запомнилась тем, что была ключевым игроком министерства в решении почти всех острых и конфликтных вопросов и вообще слыла любимицей среди сотрудников. В последнем можно было лишний раз убедиться на коллегии ведомства Айрата Сибагатуллина в этот вторник, где теперь уже руководителя архивного управления встретили неожиданным для подобных мероприятий шквалом аплодисментов. Теперь энергичный и обаятельный чиновник должна очаровывать своих новых коллег. Наверняка в этом ей должно помочь и повышение зарплат сотрудникам аппарата, которое по времени совпало с приходом Аюповой на новую должность.

Внимание, которое в правительстве обращают на архивное управление, должно было подчеркнуть участие в заседании премьер-министра Ильдара Халикова и вице-премьера — министра информатизации и связи РТ Романа Шайхутдинова. Кстати, сама Аюпова тоже стала членом правительства, а у ее предшественника такого статуса не было. Сама глава архивного управления особенно не скрывает, что хочет изменить неприметный образ возглавляемого ею учреждения, но говорить о каких-то конкретных шагах спустя два месяца после начала работы, судя по всему, пока рано.

Вводя собравшихся в курс дела, Аюпова сообщила, что на 1 января 2016 года в республике действуют 5 государственных и 46 муниципальных архивов, 2 573 архива органов государственной власти и организаций и 287 поставщиков обязательного экземпляра документов. Архивы содержат 25 583 фонда, в которых хранится 7 млн. 90 тыс. единиц хранения. За 2005 - 2015 годы объем архивного фонда РТ увеличился на 13%. Приоритетной задачей на 2016 год для своей службы Аюпова назвала повышение качества и доступность оказываемых услуг, в том числе и переход на оказание услуг целиком в электронном виде. Среди планов — продолжение сотрудничества с наукой, с журналом «Гасырлар авазы — Эхо веков», а также изучение «генеалогии» татарстанских министерств и ведомств, тщательный анализ их истории.

«ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ» — А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Начав выступление, как и положено, лицом к залу, в дальнейшем Аюпова, видимо, от волнения заметно повернулась влево, к сидевшему в президиуме Халикову, да так и прочла свой доклад — контролируя глазами, как премьер реагирует на ее слова.

«Приоритетом в работе архивного сообщества должно стать построение единого информационного пространства, объединяющего в том числе федеральные, региональные и муниципальные архивы», — заявила начальник управления. Сегодня же единого понимания, где какие документы хранятся, нет. Помочь архивистам выйти на «информационное поле» могло бы введение электронного документа. Увы, в реальности это становится просто скан-копией документа, подписанной «живой» подписью. «На сегодня созданные в электронном виде документы, которые обрабатывались внутри системы, распечатываются, подписываются вручную, скрепляются печатью и на бумаге сдаются в архив», — пояснил удивленному залу Шайхутдинов. Главная причина такой нелепицы — отсутствие нормативной базы по электронному архиву. Для того чтобы идентифицировать, что сдается в архив, нужно определить понятие электронного документа, его формата и состава, а также режима хранения и технологического стандарта.

Кроме того, еще не выработаны требования к оборудованию, на котором будут храниться электронные данные, к инфраструктуре этого оборудования, требования по резервному копированию данных. «Должна быть разработана и сертифицирована технология, обеспечивающая достоверность документов с электронно-цифровой подписью через длительное время, а также ряд других вопросов», — рассказал министр. То есть на данный момент легитимность бумаг, находящихся в электронном документообороте, судя по всему, стремится к нулю. Хотя это и общемировая проблема. Некоторые ученые даже всерьез ставят почти философский вопрос о том, что полный переход на электронные архивы может привести к тому, что со временем колоссальное количество информации, содержащейся на различных хранителях информации вроде жестких дисков, будет попросту утрачено по причине их недолговечности.


«ПОТОМ ПРИДЕТ ПОКОЛЕНИЕ ЭСЭМЭСОЧНИКОВ...»

Зал с интересом выслушал руководителя федерального архивного агентства Андрея Артизова. Среди прочего он отметил, что архивистам надо научиться работать со «срезами» баз данных, то есть не выдавать документ целиком, а выискивать в нем необходимую информацию, а также сообщил, что продолжается работа по рассекречиванию архивов. Интересно прозвучало предложение обратить особое внимание на комплектование архивов личными документами: «Пока еще живо поколение, которое помнит, что такое письмо, дневник, мемуар, которое еще обладает эпистолярным наследием, надо принимать личные фонды. Потом придет поколение эсэмэсочников... А письма, как бумажки, исчезнут. От этого никуда не денешься». Артизов пообещал, что в ближайшем будущем для хранения архивной информации будут использоваться облачные технологии, а на сайтах архивов создадут платные виртуальные читальные залы.

Подводя итоги, Халиков сообщил, что уже созвонился с министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым и он подтвердил готовность совместно решать проблемы, которые были обозначены на коллегии. Напомнив, что от архивистов часто зависит «судьба человека», премьер заверил, что продолжает заниматься тем, чтобы уровень жизни архивных работников был не ниже, чем у работников в других сферах. Он подчеркнул, что Татарстану нужна программа развития архивного дела, и высоко оценил перспективы сотрудничества архивариусов с КФУ, Академией наук РТ. Вместе с тем премьер-министр призвал собравшихся не забывать об их особой роли — освещать памятные даты республики — и даже назвал одну из них: 16 февраля 1976 года с конвейера в Набережных Челнах сошел первый «КАМАЗ».

Интересно, что многострадальный вопрос о возможном новом здании для архивного управления не поднимался на коллегии вовсе. Видимо, потому, что он далек от разрешения.