В рамках Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации на этой неделе на секции «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты» выступил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан
В рамках рождественских парламентских встреч в Совете Федерации на этой неделе на секции «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты» выступил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан

«ШЛА ДЕГРАДАЦИЯ НАШЕГО КУЛЬТУРНОГО, В ТОМ ЧИСЛЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ»

Все замечательно здесь было сказано, и много. Вот я сейчас посмотрел «Основы государственной культурной политики». Оно тоже имеет отношение к нам. И здесь сказаны замечательные слова встревоженности: «К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относится снижение интеллектуального и культурного уровня общества. Девальвация общепризнанных ценностей, искажение ценностных ориентиров. Рост агрессии и нетерпимости, проявление асоциального поведения, деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественных истории, распространение ложного представлении об исторической отсталости России».

Вот эта озабоченность, а это документ — «Основы государственной культурной политики», подписанный главой нашего государства, имеет прямое отношение к тем темам, которые мы сейчас с вами затрагиваем. Ведь это уже следствие от того, что мы сеяли на протяжении 20 лет, когда мы очень много говорили о необходимости реформирования, о важности ориентиров на общечеловеческие, более продвинутые западные ценности. Постоянная новация в школах, то валеология, то еще что-то, и вот такой вот шумок, к великому сожалению, я еще раз повторяю, это — документ.

Шла деградация нашего культурного, в том числе и образовательного уровня в нашем обществе. И конечно же, то, о чем мы говорим сейчас, весьма важно. Я не буду сейчас много зачитывать. Здесь, как и любой нормальный человек, где-то посмотрел, что-то осмыслил. Но вот есть замечательные слова Аристотеля, где он говорит, еще в те древние времена: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». То, о чем мы как раз очень часто забывали и то, что привело к тому, что было с болью высказано в том документе, о котором я выше сказал.

Но я не хотел бы нарушать регламент, хотя есть очень много интересных мыслей, которые сам для себя, готовясь к этой встрече, открыл. Но я привел бы некоторую конкретику. Вот в Татарстане, мы тоже знаем, что непростой регион. С одной стороны, это инновационно продвинутый регион, регион твердо стоящий на ногах. Это регион, где проживают две основных религии, имеется и много других, в том числе и этносов, и религиозных направлений, но все-таки православие и ислам. В какой-то степени пополам на пополам, и где действительно удается сохранить мир, спокойствие и стабильность. И в этом благоразумная взвешенность, соблюдение балансов.

Достаточно сказать, что совсем недавно вышел для многих неожиданный приказ президента Татарстана, где говорится о том, что необходимо основать исламскую академию в Болгаре, но и здесь же, в этом одном указе, параллельно воссоздать собор Казанской иконы Божьей Матери на месте ее обретения в городе Казани в самом центре. И по затратам они примерно равноценны. Это совершенно замечательное явление.


«НЕТ ОПОРЫ В ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА СЕМЬЮ»

Но я вот о другом хочу сказать. Мы провели некие исследования в одном из районов Татарстана, и вот суть этих исследований: у изученных респондентов-детей общеобразовательных школ слабо выражено чувство ответственности за судьбу Отечества — 12 процентов. Отсутствие желания действовать для улучшения ситуации в стране — 90 процентов, и это в общеобразовательных школах (!). Это было исследование. Не сформирована такая духовная ценность, как гражданский патриотизм — 76 процентов. Вдумайтесь, о чем я говорю сейчас, это непростые цифры. Большинство школьников замечают ли отрицательные моменты в развитии России, что обусловлено мнением, сложившимся в семье, — 64 процента. Особенно ярко проявляется это в высказывании школьников точки зрения, которую формируют еще и средства массовой информации, в значительно степени проповедывающие приоритет материальных благ и отрицающих духовно нравственные ценности. Не надо об этом много распространяться — таковы реалии.

Нет опоры в проблеме формирования духовно-нравственных ценностей на семью, так как у родителей школьные годы пришлись на период перестройки, когда были разрушены советские идеалы и ценностные ориентации. Беседы с родителями показали, что у них в подавляющем большинстве не сформированы духовно нравственные ценности, что в свою очередь оказывает негативное влияние на воспитание детей.

Сложившаяся воспитательная система школы по формированию духовно нравственных ценностей не учитывает аспект и поэтому не устраивает ни детей, ни родителей, ни педагогов. В ходе анкетирования были выявлены следующие недостатки традиционной практики воспитания: направленность на репродуктивный молодежный социум — 84 процента; отсутствие воспитания у учащихся жизненного гражданского нравственного профессионального самоопределения — 76 процентов; формализованный набор традиционных мероприятий и форм воспитательной работы — 72 процента; недостаточность, индивидуализированность семейного подхода — 64 процента. И проследить наличие православной традиции в семьях школьников в экспериментальной группе позволил вопрос: какие православные праздники отмечаются у вас дома? Полученные ответы дают основания судить, что в большинстве семей — 70 процентов — имеют место православные традиции. Школьники пишут, что в семье отдаются предпочтения праздникам Пасхи, Рождеству, Троице, Дню Ангела, вербному воскресенью. Они вместе с родителями посещают храмы — все это ясно.

«И ПОЧЕМУ, ОТКУДА У НАС ШВАРЦЕНЕГГЕРА ЗНАЮТ, А АЛЕКСАНДРА СУВОРОВА НЕ ЗНАЮТ?»

Вот еще одна интересная статистика. Наиболее наглядную картину дало применение метода ражирования. Предлагалось выбрать пять имен в качестве идеала из 10 и расположить в порядке убывания. В списке были представлены: Иисус Христос, Александр Васильевич Суворов, Пресвятая Богородица, Наполеон Бонапарт, Сергий Радонежский, Александр Невский, Владимир Путин, Арнольд Шварценеггер, Гарри Поттер. И вот результаты: Суворов — 14,5 процентов, а в воскресных школах, где православный, так сказать, компонент — 56 процентов. Пресвятая Богородица в школах — 14,5 процентов, в православных школах — 76 процентов. Иисус Христос в обычной школе — 29 процентов, в православной — 92 процента. Александр Невский в обычных школах — 13 процентов, в православных — 52 процента. Сергий Радонежский в общеобразовательных школах — 4,5 процента, в православной — 66 процентов. Владимир Путин в общеобразовательной — 24 процента и почти столько же в православных школах. А вот Арнольд Шварценеггер в общеобразовательных школах — 19 процентов и 0 процентов — в православной. Гарри Поттер — 19 процентов в общеобразовательных школах и 0 процентов в православных.

Конечно, у некоторых я вижу улыбки, у некоторых растерянность, но ведь это факты, это срез, это проведенная научная работа. Человек защитил диссертацию по этой тематике. Это вопрос задуматься, где расставлены приоритеты у детей. И почему, откуда у нас Шварценеггера знают, а Александра Суворова не знают? Почему некоего мифического героя Гарри Поттера знают, а преподобного Сергия Радонежского не знают? А ведь с этим связано собирание Руси, Куликово поле и многое другое. Вот что я бы предложил конкретно. Мы очень замечательно говорим с министерством образования, замечательно, действительно. Это новая, очень важная площадка, когда и в Совете Федерации, и в Государственной Думе мы проводим такие встречи. И в Общественной палате, где я имею честь быть в двух созывах Общественной палаты РФ. Но есть проблемы, которые встречаются конкретно на местах.

Красиво мы здесь все рассуждаем и принимаем документы очень толковые, которые во многом нам помогают, но проблемы есть. Проблемы есть на местах, когда мы приходим, а нам все равно начинают говорить: «Нет, основы православной культуры, и вообще...» Мы много раз об этом говорили и в прошлый раз, так что я бы предложил следующее: создать конкретную рабочую группу. Какого характера? Может быть, мы, представители двух палат, одной и второй, патриархии, и, может общественности, чтобы возникающие проблемы в том или ином регионе, по введению «Основ православной культуры», мы приехали, провели такое заседание, очень авторитетное, без всяких стычек, а нормально и спокойно на местах. Если где-то не понимают — объяснить, но чтобы это была реально созданная такая рабочая группа.

митрополит Казанский и Татарстанский Феофан