Игорь Куляжев
Игорь Куляжев

«НАШИ ВОДНЫЕ ПРОСТОРЫ НЕДООЦЕНЕНЫ»

— Игорь Владимирович, сколько денег выделяется на мероприятия Года водоохранных зон в Казани?

— Программа Года водоохранных зон скоро будет принята. На ее реализацию из бюджета выделено 200 миллионов рублей. Самый масштабный проект — концепция развития озера Кабан. Как вы знаете, в прошлом году был проведен конкурс, по результатам которого выбран победитель — российско-китайский консорциум Turenscape + МАП architects с концепцией под названием «Эластичная лента: Бессмертное сокровище Казани». Сегодня они приступают непосредственно к проектированию. Думаю, в этом году рабочий проект должен появиться.

— Это только концепцию мы увидим. А что-то более конкретное сделано будет?

— Объема выделенных денег хватит еще либо на водно-болотный комплекс парка Победы, либо на благоустройство зоны отдыха около озера Лебяжье и карьера «Изумрудный».

— Наверное, ответ на вопрос, какому варианту отдать предпочтение, есть в этом совете нашего читателя: «В связи с известной ситуацией вокруг Турции и Египта, а также высоким курсом рубля нынче значительно больше казанцев будут проводить отдых дома. Поэтому приведите в порядок местные пляжи, и не так, как в предыдущие годы, а существенно качественнее и масштабнее. Удачи» (Чека).

— К сожалению, вода на Казанке и на Волге в районе пляжа «Локомотив» практически всё лето непригодна для купания по биологическим показаниям. Пляжи для отдыха пригодны, а вода нет. А в карьере «Изумрудный» вода все лето пригодна для купания. Подъездные пути и место для стоянки автомобилей здесь тоже есть. Единственная причина, почему МЧС каждый раз запрещает организовывать там пляж, — рельеф дна не подходит по безопасности, там слишком круто обрывается дно. Его надо будет выравнивать.

Вообще, наши водные просторы очень недооценены. Одно из моих увлечений — парусный спорт. Спорт — это, может быть, громко сказано, но я пару раз выезжал в Турцию, где прошел обучение, у меня есть удостоверение рулевого дневного плавания. Парусники, яхты — это те же дачи, только на воде, ни к чему не привязанные. Можно путешествовать по реке, ночуя в разных местах. Просто надо наладить систему аренды этих яхт, сеть заправок для них — питьевой водой, электричеством, оборудовать места для зимнего хранения. У нас есть огромная Волга, и, думаю, в дальнейшем водный туризм начнет развиваться. Тенденция развития береговой зоны очень важна для внутреннего туризма.

ТАИФ РЕАБИЛИТИРУЕТ ОЗЕРО ЛЕБЯЖЬЕ?

— Проект создания парка около озера Лебяжье есть?

— Есть концепция развития в целом особо охраняемой лесопарковой зоны Лебяжье. Первая очередь — это благоустройство территории непосредственно вокруг озера. Там уже решена проблема парковки, дальше будем устанавливать «точки активности» — выполненные в природном стиле кафе и места торговли, площадки для активного отдыха.

Помнится, администрация Кировского района, когда ее возглавлял Александр Сергеев, рапортовала, что вода из Лебяжьего озера больше уходить не будет: якобы проведены дноукрепительные работы и т. п. Но вода опять дырочку нашла... А все дело, по-моему, в том, что выкопали карьер около Юдино, в который вода из Лебяжьего и перетекла. Планируется исправлять этот казус? (Казанец со стажем)

— По вопросу реабилитации самого озера Лебяжье мы ведем переговоры с ТАИФом. Нельзя однозначно сказать, куда утекает вода из озера: там сработало сразу несколько факторов. Что касается того, что вода из озера утекла из-за карьера — это бытовое мнение, которое не соответствует истине, потому что вода исчезла не одномоментно, а озеро усыхало потихоньку в течение нескольких лет. На этот процесс в первую очередь повлияло строительство Горьковского шоссе и железной дороги, вследствие чего была уменьшена площадь водосбора. А по берегам начал вырастать лес, а деревья корнями выбирают воду из грунта. Еще при проектировании дорог надо было учесть этот момент.

— И какой выход, чтобы оживить озеро?

— Лично я вижу только один вариант: проложить трубу, поставить насосную станцию и из карьера перекачивать воду в озеро, как это раньше и делалось. Просто в лихие 90-е это перестали делать, трубы распилили и растащили на металл. А в карьере вода стоит на уровне Волги, поэтому из озера она туда никак не могла перетечь.

Озеро Лебяжье
Озеро Лебяжье

«ДЕРЕВЬЯ — ЭТО НЕ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ!»

— Прошлым летом было немало скандалов по поводу вырубки деревьев. А вообще, спилить дерево — это сложная процедура в Казани?

— На этот счет есть утвержденный Казгордумой регламент. За снос деревьев определена компенсация. Но на сегодняшний день эти правила тоже нуждаются в уточнении и развитии. Например, мы поняли, что есть необходимость обсуждения этих вопросов с населением. В ближайшее время нашим комитетом будет принят нормативный документ, который будет обязывать подрядчиков вывешивать плакаты до проведения вырубки деревьев, чтобы люди, проживающие рядом, были в курсе дела и могли повлиять на эту ситуацию. Мы ужесточим контроль за вырубкой зеленых насаждений, то есть будем присутствовать непосредственно при выполнении этих работ.

— Где найти баланс между сохранением зеленых насаждений и необходимостью развития города? Под застройку неминуемо надо сносить деревья...

— Баланс заключается в том, что наряду со сносом деревьев должны существовать такие программы по озеленению, как «Зеленый рекорд», Год парков и скверов. Должен работать закон о компенсации зеленых насаждений. У нас в каждом распоряжении по сносу зеленых насаждений прописано: за одно снесенное дерево надо посадить как минимум одно, а чаще — два новых дерева.

— Два новых деревца, которые то ли приживутся, то ли нет...

— Не деревца, а деревья высотой 4 - 5 метров и охватом ствола не менее 15 - 20 сантиметров. Тот, кто посадил эти деревья, должен в течение года их содержать, а потом он их передает на баланс администрации района либо управляющей компании, если дерево растет во дворе.

— А если территория находится в частной собственности у строительной компании, она тоже должна согласовывать снос деревьев и компенсировать срубленные?

— Конечно. Согласно правилам благоустройства, компания обязана пригласить специалистов для оценки ущерба от сноса зеленых насаждений и для определения объема компенсации. Если снос не согласован, то вступает в силу Административный или Уголовный кодексы, в зависимости от размера причиненного ущерба.

— Разве деревья на частной территории не являются частной собственностью?

— Деревья не являются частной собственностью, точно так же, как нефть, найденная на частном участке земли.

— И что, могут не разрешить сносить деревья под строительство дома?

— Могут и не дать разрешение. Есть случаи, когда на этапе отвода земельных участков нас просили оценить ущерб окружающей среде, и наши специалисты посчитали, что этот ущерб несоизмеримо больший по сравнению с пользой строящегося объекта. И мы отказывали согласовывать и возвращали эти участки.

— Очень часто компенсационная высадка деревьев ведется не рядом, а совсем в других местах. Насколько это оправданно, ведь страдает экология именно там, где срублены деревья?

— К сожалению, не всегда есть возможность посадить дерево там, где его срубили. Посадка деревьев — это тоже достаточно серьезный процесс, ведь город напичкан инженерными коммуникациями, и на месте их пролегания деревья сажать нельзя. Но все-таки территориальная принадлежность деревьев закреплена постановлением: если дерево снесли в Советском районе, в этом же районе должны посадить новое.

— Убрать высохшие деревья во дворе — это забота управляющей компании?

— Аварийность дерева определяют инспекторы комитета внешнего благоустройства, которые имеют специализированное образование. По заявке управляющей компании или директора учреждения они выезжают на место для осмотра деревьев. Если они действительно аварийные, то наши специалисты выдают акт об их сносе. За снос аварийных деревьев компенсация не требуется, но работу по самому сносу надо оплатить.

«НА ДОРОГИ НАДО МИЛЛИАРДОВ 6»

— Текущий ремонт дорог входит в зону компетенции комитета внешнего благоустройства? Или это совсем другие люди и другие деньги?

— В республике сложилась определенная схема ремонта дорог. Заказчиком ремонта дорог Казани, как правило, выступает ГКУ «Главтатдортранс» — подразделение министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. Титулы на ремонт улично-дорожной сети формирует администрация районов по обращениям жителей, запросам депутатов и в соответствии с фактическим состоянием дорог. Сформированные титулы передаются в комитет внешнего благоустройства, где мы их объединяем и передаем заказчику — «Главтатдортрансу» — для организации торгов. После того, как в результате торгов определяются подрядчики, начинается ремонт дорог.

Благодаря президенту РТ, каждый год на ремонт дорог направляются значительные средства, хотя даже они, к сожалению, не покрывают потребности города. Например, в прошлом году на ремонт дорог, в том числе во дворах и в поселках, было израсходовано 3 миллиарда рублей, мы отремонтировали 3,5 миллионов квадратных метров. А чтобы войти в норматив по ремонту дорог, нам надо ежегодно ремонтировать примерно 5 - 6 миллионов квадратных метров. То есть нам требуется примерно в два раза больше средств — миллиардов 6. Я исхожу из того, что срок службы дорожного полотна в зависимости от интенсивности движения и качества асфальта составляет примерно пять лет. Москва вообще каждый год меняет верхний слой дорог, но мы с ней тягаться не можем. Во дворах асфальт служит дольше, потому что интенсивность движения там меньше.

— Расходную часть всех бюджетов сокращают из-за кризиса. Коснется ли сокращение статьи на ремонт дорог? На какую сумму вы рассчитываете? (Ильгизар Зарипов)

— Если цена нефти упадет еще больше, то сокращение, наверное, коснется всех статей расходов. Но в начале года президент РТ подтвердил сумму, выделяемую на Казань, — 1 миллиард рублей. Из них 500 миллионов рублей пойдет не ремонт дорог, 300 миллионов — на дворы, 200 миллионов — на поселки.

— А в прошлом году было три миллиарда...

— Не надо забывать, что прошлый год у нас отличался от всех остальных: мы принимали чемпионат мира по водным видам спорта.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ — МАРШРУТАМ «ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСОВ»

— Дороги каких улиц планируете отремонтировать в 2016 году? Обращаете ли вы внимание на мнение водителей и общественности в этом вопросе? (Иванова Альбина)

— Предварительный перечень дорог уже есть, сейчас он согласовывается. Когда он будет до конца согласован, мы опубликуем его на портале Казани. В первую очередь выбираются те магистрали, где ходит общественный транспорт. И в этом году самое пристальное внимание будет обращено на те маршруты, по которым ходят школьные автобусы в поселках.

Что касается мнения водителей и общественности, то они учитываются обязательно. Свои предложения можно направлять в администрацию районов или в комитет внешнего благоустройства Казани, а также через интернет-ресурсы. При этом надо учитывать, что в первую очередь любой житель города будет просить отремонтировать ту улицу, где он живет и по которой ездит. Но на этот вопрос надо смотреть с точки зрения логистики и маршрутов общественного транспорта.

— За строительство развязок, мостов, пешеходных переходов отвечает тоже ваш комитет?

— Да, тоже мы. Для нас было большой победой, когда мы доказали необходимость финансирования и построили новый мост через Ноксу. В Дербышках провели капитальный ремонт моста.

— Планируется ли устройство пешеходного перехода в районе въезда в «Солнечный город» (напротив дома по ул. Баки Урманче, 1)? (Артур)

— Надо посмотреть дорожную ситуацию в этом месте. Если там можно обойтись плоскостным переходом — зеброй, то его можно выполнить за небольшие деньги. Если потребуется надземный переход, то это несколько сложнее. К этому дело и идет. У нас есть фонд безопасности ГИБДД, который тоже строит на территории Казани надземные переходы.

— Дороги во дворах будут ремонтироваться?

— Точно так же формируется программа капитального ремонта дворовых территорий: сначала ремонт сделаем там, где в 9-этажном «корабле» проживает 15 тысяч человек, а не там, где в хрущевке проживают всего три тысячи. Сначала крупные объекты, потом более мелкие, что мы и делаем. В 2010 году по федеральной программе «Дороги городов России» на условиях софинансирования регионов из российского бюджета нам дали 500 миллионов рублей, столько же добавила республика. За пять лет отремонтировано 1,2 тысячи дворов, это одна треть от всех. Мы считаем, что в Казани требуют ремонта еще порядка трех тысяч дворовых территорий. Еще пять лет, и мы, дай Бог, придем к хорошему состоянию дворов.

— Сколько в среднем стоит ремонт одного двора?

— Абсолютно по-разному: может стоить и несколько сотен тысяч, и 5 миллионов. Мы же делаем ремонт не по факту «от поребрика до поребрика», как двор был запроектирован много лет назад — с узкими проездами, по которым может проехать только одна машина. При ремонте мы стараемся расширять проезды, делать парковочные места. Но таким образом, чтобы не страдали детские площадки, тихие и спортивные зоны.

— На какую сумму отремонтировали эти 1,2 тысячи дворов?

— В 2010 году у нас был миллиард рублей и еще три года по 500 миллионов. За пять лет — 2,2 миллиарда рублей.

— Разве дворы тоже входят в зону компетенции комитета внешнего благоустройства?

— Так сложилось, что ремонт дворов закреплен за нами, потому что заказчиком работ является «Главтатдортранс», а параллельной им городской структурой является наш комитет. Все, что связано с асфальтом, курирует комитет внешнего благоустройства.

Когда наведут порядок во дворах, что рядом с ЗАГСом Кировского района? Там вроде бы есть уборщица и дворник, но они просто не в состоянии справиться с таким объемом работы. Летом возле Кировского ЗАГСа вечно фантики и прочее валяются, а зимой не заедешь на стоянку. Снег на дорожке, которая ведет к автостоянке, не чистят. За что такое тем, кто приезжает регистрировать свой брак? (Дима)

— Текущее содержание сквера у ЗАГСа осуществляется подрядной организацией в соответствии с планом работ в объеме выделенного финансирования. К сожалению, низкая культура поведения отдельных граждан иногда не позволяет в ежедневном режиме поддерживать территорию сквера в удовлетворительном состоянии. Вместе с тем подрядной организации, обслуживающей данный сквер, поручено повысить качество его содержания.

«ТАМ, ГДЕ В ОСНОВАНИИ ДОРОГИ ЛЕЖИТ БЕТОННАЯ ПЛИТА, КОЛЕЯ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ОБРАЗУЕТСЯ»

— Кто контролирует качество и сроки выполнения дорожных работ?

— Контроль качества ведут службы технического надзора «Главтатдортранса» и Казани. Они следят за качеством укладываемого асфальта и щебня, за правильностью уклонов дороги, за обеспечением доступной среды. Сроки контролируют заказчик и комитет внешнего благоустройства как курирующий орган.

— Почему у нас через год - два новые дороги начинают крошиться, появляется колея? В чем причина? Технологии не соблюдают? Материал дешевый используют? Воруют много? Вы задумывались над этим вопросом? Это ж какие деньги закапывают!.. Кто, наконец, начнет контролировать этот процесс и строго спрашивать за брак? (В. Акишин)

— Прошлой весной президент РТ сделал серьезное замечание по поводу колейности дорог, был подключен институт дорожного строительства для проведения лабораторного анализа причин. Выскажу свое личное мнение по этой проблеме. Там, где в основании дороги лежит бетонная плита, колея, как правило, не образуется. А в центральной части города дороги проектировались и прокладывались по другим нормативам, когда интенсивность движения транспорта была в десятки раз меньше и грузоподъемность транспорта была гораздо меньше.

— Нормативы с тех пор не изменились?

— Дело в другом — основания дорог заложены по старым нормативам. Мы же во время ремонта дороги заменяем верхний слой асфальта, а основание оставляем прежним. Да, сегодня асфальт стал более прочным, появились новые смеси — так называемый ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетонприм. ред.), который выдерживает большие нагрузки. Но основание-то дороги мы оставили старым! Щебень как был 20 сантиметров, так и остался, да еще за это время он мог раствориться и провалиться. Поэтому чтобы получить качественную дорогу, надо начинать с основания. Наверное, это первая и основная причина появления колеи после ремонта. Но чтобы перейти к капитальному ремонту дорог с заменой основания, требуются огромные деньги, а мы вынуждены жить по средствам.

Конечно, есть и ряд других причин. В настоящее время «Главтатдортранс» и министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ занимаются этой проблемой. Появилось множество химических добавок, которые позволяют улучшить прочность асфальта. Практика показывает, что при использовании асфальтовой смеси ЩМА-20 вместо ЩМА-15 (с более крупной фракцией щебня) колея не образуется.

Но тем не менее те подрядные организации, которые допустили образование колеи на своих улицах, за счет собственных средств дорогу отремонтировали по новой. Пример — проспект Победы. Все это делается в рамках гарантийных обязательств.

«КАЗАНЬ ОБЕСПЕЧЕНА ЛИВНЕВКОЙ ЕСЛИ НЕ НА 100 ПРОЦЕНТОВ, ТО НА 90 ТОЧНО»

— Как в Казани решается проблема ливневой канализации? Видел, что что-то делали вдоль Булака. А как на остальных проблемных участках? В Год водоохранных зон надо бы повнимательнее отнестись к вопросу попадания загрязненных сточных вод в наши водоемы. (Булат Ахметович)

— Раньше ливневая канализация была бесхозной, но три года назад мы ее приняли в муниципальную собственность Казани. Сегодня мы очень внимательно следим за колодцами и ливнеприемниками, занимаемся прочисткой ливневки. Из 365 километров ливневой канализации, которые приняли на баланс, уже половину прочистили — 170 километров. Более того, мы устранили множество провалов ливневой канализации, откопали из-под асфальта более сотни ливнеприемников и ливневых колодцев.

— Казани хватает существующей инфраструктуры ливневой канализации?

— Казань обеспечена ливневкой если не на 100 процентов процентов, то на 90 процентов. У нас примерно 30 процентов дорог имеют сети ливневой канализации. Как правило, это основные магистрали, к которым стекаются более мелкие дороги. Больше ливневки и не надо! Во время дождя вода по уклону с узких дорог уходит на основные магистрали, где есть ливневка, скапливается в больших коллекторах, а дальше — через очистные сооружения сбрасывается в водоемы.

Другой вопрос — у нас есть несколько больных точек, которые надо привести в порядок. Одна из них — недавно построенное Танковое кольцо, которое постоянно подвергается затоплению. К сожалению, нас тогда не привлекли к работе. А причина затопления очень простая — проектировщики ошиблись с количеством ливнеприемников. Когда была Универсиада и пошел ливень, я сам там ходил... Трава забивала ливнеприемники, и вода не успевала уходить. И надо-то было просто оттолкнуть эту траву. Но если бы ливнеприемников было больше, то проблемы такой не было бы.

Еще одна болевая точка — пересечение проспекта Универсиады и улицы Эсперанто (ныне улица Назарбаеваприм. ред.). Здесь проблема в том, что на верхней дороге есть неасфальтированные куски, с которых стекает грязь, песок, ветки, и они засоряют ливнеприемники.

— А вдоль Булака что проложили?

— Дополнительные сети ливневой канализации. В прошлом году мы имели печальный опыт, когда после дождя из-за переполнения воды смыло берега Булака, поэтому мы были вынуждены построить дополнительные ливнеприемники.

Что касается в целом ливневой канализации, то я считаю, что мы сделали значительный шаг. В прошлом году мы также ввели в эксплуатацию три очистных сооружения на сетях ливневой канализации, которые позволяют очищать от грязи стекающую с города воду. Причем очищать до степени рыбохозяйственной деятельности, то есть в водоемы будет уходить практически чистая вода. Еще три очистных сооружения, которые были построены в рамках подготовки к Универсиаде, нам передаст управление капитального строительства. Еще одно сооружение мы проектируем, плюс — будут запроектированы очистные в «Салават Купере». Я хочу сказать, что экологическая проблема неочищенных ливневых стоков с территории Казани постепенно начала решаться. Это очень важно.

— А это большие деньги?

— Это очень серьезные деньги. Если говорить о прочистке ливневой канализации, то два года назад на это выделили 100 миллионов рублей, в прошлом году — 200 миллионов. В этом году на прочистку и ремонт ливневой канализации нам обещают дать еще 200 миллионов.

После ремонта дорог летом 2015 года в центре города были уничтожены ливневки. Причем даже существующие ливневки были закатаны асфальтом. Намереваются ли сооружать ливневые стоки и восстанавливать те, что закатали асфальтом? Ведь эти ливневки работали! (Лаптева Татьяна)

— На время укладки асфальтобетонного покрытия технологией производства дорожно-строительных работ предусматривается демонтаж решеток и закрытие дождеприемных колодцев железными листами с обозначением их местоположения. После завершения дорожных работ эти железные листы извлекаются и дождеприемные колодцы приводятся в нормативное состояние. Если читатель обладает сведениями об адресах, где дождеприемные решетки были заасфальтированы и не восстановлены, просим сообщить их в комитет внешнего благоустройства исполкома Казани (kvb.kzn@tatar.ru).

«ДОЛЖЕН БЫТЬ СОЗДАН ГОРОД ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ. ЭТО ВАЖНО!»

— Вы уже пять лет руководите комитетом внешнего благоустройства Казани. У вас есть удовлетворение от результатов работы?

— Начну с нематериальных результатов. Когда я пять лет назад только начинал работу в исполкоме Казани, очень остро стоял вопрос воровства цветов и вандализма. Я даже на деловом понедельнике об этом докладывал... Сегодня видно, что отношение жителей города к благоустройству меняется: практически перестали воровать цветы и портить скамейки в парках. Такие факты сегодня скорее исключение, чем правило. Это стало возможным, наверное, потому, что человек видит, что вокруг него образуется какая-то другая среда, красивая, которая на него влияет положительно. Считаю, это огромный результат нашей общей работы.

— А образ будущего Казани у вас есть в голове? О чем вы мечтаете?

— Образ будущего двумя словами обрисовать невозможно... Сегодня мировая тенденция заключается в том, что город должен быть комфортным для проживания. Это значит, что люди должны получать удовольствие от того, что они в этом городе находятся. Я, например, вижу будущее Казани в том, чтобы было больше пешеходных зон, причем и в центральной части города, и в спальных районах. В принципе, должен быть создан город для пешеходов. Это важно! Это и общение, и просто удовольствие от прогулки. И видно, что люди в этом нуждаются: как только появляется благоустроенный парк, он становится популярным у горожан. Даже в морозные дни в парке имени Горького народу столько, что не протолкнешься!

— Говорят, там даже белки есть...

— Белки сегодня по всей Казани бегают! Они уже живут в Лядском саду, появились в сквере на улице Чехова.

— Белки в городе — это хороший знак... Игорь Владимирович, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов всей вашей команде!

Читайте также:

Игорь Куляжев: «Во мне борются два человека: один зиму обожает, а другой – ненавидит». Часть 1-я