«Итогами Года парков и скверов я доволен на 99 процентов», — говорит председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев, который уже сейчас готовит «телегу» к новому сезону. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, в какие сроки должны чиститься от снега дороги, почему реагенты — меньшее зло по сравнению с песком, и о том, к чему приводит «заморозка» тарифов на содержание дорог.
Игорь Куляжев |
«ВСЕ РАСПИСАНО В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕНСИВНОСТИ ОСАДКОВ»
— Игорь Владимирович, начать хотелось бы с актуального — уборки снега... А вы вообще зиму любите?
— Во мне вечно борются два человека: один зиму обожает, потому что я люблю и беговые, и горные лыжи, пытаюсь заниматься сноукайтингом; а другой человек, который убирает снег, зиму ненавидит... (смеется).
— В чем особенность нынешней зимы? До Нового года снега практически не было, и мы радовались за ваши службы...
— Лично я не радовался, потому что большего вреда для асфальта, чем частые перепады температуры от плюса к минусу, придумать сложно. Даже достаточно «свежие» дороги у нас подпортились. Да, снега не было, но МУПы не отдыхали — обработка дорог от наледи велась регулярно.
— Январские снегопады рекордные или обычные?
— Уже не обычные, потому что норма января уже в два раза перекрыта. В текущем году мы уже вывезли порядка 250 тысяч тонн снега, из которых 150 тысяч — это за половину января. Норма января — 33 миллиметра осадков, а на 22 января снега уже выпало порядка 67 миллиметров. И еще впереди есть снежные дни. Каждую зиму мы вывозим примерно по 800 тысяч тонн снега, кроме 2010 и 2011 годов, когда снега было рекордно много, и мы вывезли почти 1,5 миллиона тонн.
— Какая схема уборки снега в городе применяется при той или иной интенсивности снегопада? Тем более что прогноз погоды сегодня делают довольно точно на неделю вперед.
— Прогноз погоды и СМИ публикуют, и гидрометцентр РТ нам присылает, поэтому мы заранее готовимся к любым чрезвычайным ситуациям. Если гидрометцентр говорит, что снега выпадет больше 7 миллиметров, то мы заказываем дополнительную технику, потому что знаем, что силами существующей техники подрядных организаций весь снег вывезти невозможно. Дополнительная техника — это в основном самосвалы, и заказывать их на время снегопада гораздо эффективнее, чем держать у себя на балансе: не надо круглый год платить налоги, держать водителей.
Отмечу, что заказчиками работ по содержанию дорог являются районы города, и именно они торгуют во время тендера. А комитет внешнего благоустройства исполкома Казани выступает как координирующий и контролирующий орган. Мы делаем политику в этой сфере, а непосредственно содержанием территорий занимаются районы. У нас, конечно, есть рычаги влияния и на районы, и на подрядные организации. Мы можем повлиять на процесс, в том числе и с помощью рубля, если не выдерживаются стандарты и регламенты.
— А какие регламенты существуют?
— Все расписано в зависимости от интенсивности осадков. Чем больше снега выпадает, тем больше времени дается на его вывоз: если снега выпало до 3 сантиметров, то его нужно вывезти в течение суток; если более 7 сантиметров — в течение трех суток. И, конечно, расписаны дороги, которые в первую очередь должны чиститься. Сначала чистятся дороги первой категории, где наибольшая интенсивность движения и проходят маршруты общественного транспорта. Затем чистятся заезды во внутриквартальные проезды и остановочные площадки этих дорог, внутриквартальные территории. Потом переходим к очистке дорог второй и третьей категории — это внутриквартальные и поселковые дороги. С поселковых дорог снег счищается, но не вывозится, а только отваливается на обочины. Так прописано по нашему регламенту, потому что просто нет возможности вывозить весь снег из Казани — это слишком дорого будет обходиться для бюджета.
Свой регламент есть и на последовательность действий. Операция первой очереди — просыпка дороги реагентом либо песчано-соляной смесью, через два-три часа, когда снег начинает подтаивать и образуется «каша», эта каша разметается и прижимается к обочине. Операция второй очереди — это поджим и вывоз снега, который осуществляется ночью. Если снегопад длительный, то подрядные организации выходят на дорогу до четырех раз в сутки.
«РЕАГЕНТ — ЭТО ЗЛО, НО ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ — ШАГ ВПЕРЕД»
— Чем отличаются реагент и песчано-соляная смесь? Что более вредное для экологии, для обуви и шин?
— Наверное, реагент — это зло, но я считаю, что применение реагентов — это шаг вперед по сравнению с песко-соляной смесью. Во-первых, мы получаем более чистые дороги, во-вторых, не забивается ливневая канализация, в-третьих, более оперативно очищаются дороги от наледи и снега. Плюс к тому в реагенты добавляют ингибиторы, которые позволяют минимизировать негативное влияние реагента на металлические части автомобиля, на обувь и растения. Для сравнения: в Москве на тысячу квадратных метров в зимний период расходуется примерно 5 килограммов реагента, а у нас на такую же площадь — 300 граммов. То есть концентрация реагента у нас на дороге настолько мала, что его просто не заметно.
— Этого количества хватает, или вы просто вынуждены экономить?
— Приходится экономить, к сожалению.
— Сколько реагента вы закупаете и тратите за зиму? Дорогое это удовольствие?
— Мы тратим порядка 8 тысяч тонн реагента. Последние торги мы провели в прошлом году и закупили около 7 тысяч тонн на 100 миллионов рублей.
— Все-таки хватает этого?
— Честно говоря, нет. Реагентом у нас обрабатываются только порядка 40 процентов дорог. А на остальных мы используем песчано-соляную смесь, которая менее эффективная и более вредная. С начала нынешнего зимнего сезона мы уже использовали 40 тысяч тонн противогололедного материала, из них только 3 тысячи тонн — это реагент, а остальное — песчано-соляная смесь. Если мы сыпем песок из расчета 200 - 400 граммов на квадратный метр, то реагента — от 30 до 90 граммов в сильный снегопад и гололедицу. Куда потом девается песок? На обочины, в ливневую канализацию, и после зимы все это надо убирать.
— Может быть, дороги не чистить до самого асфальта, а на тротуарах оставлять только тропинку? Тогда и вреда экологии, и затрат будет меньше?
— Говорят, в северных странах так и поступают. Например, в Финляндии гололедицы не стесняются... А у нас требования другие, и мы будем их выполнять.
— Какую площадь занимают дороги?
— Дороги и тротуары составляют 20 миллионов квадратных метров, из них дороги первой категории — 9 миллионов квадратных метров.
СОДЕРЖАНИЕМ ДОРОГ КАЗАНИ ЗАНИМАЮТСЯ ЧЕТЫРЕ МУПА
— Помнится, в свое время Казань отказалась от услуг частных компаний и создала МУПы, закупила им технику на миллиард рублей. Это оказалось эффективнее?
— Да, это была программа реформирования, она и сегодня существует и будет продолжена. Напомню, это было в 2010 году, когда Казань завалило снегом — за зиму выпала 4-кратная норма. Все дороги города в то время были разделены на десятки лотов, и каждый участок дороги имел своего подрядчика, среди которых были и частные компании, и МУПы. Было порядка 40 подрядных и около 20 субподрядных организаций, и собрать всех в единый «кулак», чтобы провести грамотную политику по уборке дорог, было достаточно сложно.
Поэтому на первом этапе программы реформирования мы, во-первых, в каждом районе сделали по одному лоту, тем самым отсекли недобросовестных, случайных поставщиков услуг и позволили муниципальным предприятиям побеждать на торгах. Сегодня содержанием дорог занимаются четыре МУПа, которые имеют материально-технические базы в своем районе, что сокращает время на переброску техники. А раньше бывало так, что подрядчик базируется в Дербышках, а убирает дороги в Приволжском районе...
Второе, что было сделано на первом этапе, — закупка довольно большого количества техники — порядка 70 единиц. И это было сделано благодаря президенту РТ. Такое количество техники позволило сократить время обработки дорог и вывоза снега. Также были построены пять снегоплавильных пунктов, которых сегодня в городе 6.
— В чем основной эффект от этих снегоплавильных пунктов? Экономичнее, поскольку не надо вывозить снег за город?
— Наверное, самый большой эффект — это минимизация негативного воздействия на окружающую среду, поскольку снеговая вода поступает в обыкновенную канализацию, которая имеет очистные сооружения. И уже чистая вода попадает в наши водоемы. А когда мы снег складируем, он в этих кучах тает до июня, и всеуходит в водоемы. Лично меня наказывали за то, что снежная свалка была устроена под мостом «Миллениум».
— Планировали реализовать второй этап этой программы, но, кажется, его не было?
— Второй этап был, но в усеченном виде: мы приобрели подметальные машины, а на 50 единиц техники, приобретенной ранее, закупили поливомоечные рейки высокого давления и бочки для воды.
«МУПЫ ГОРАЗДО ЭФФЕКТИВНЕЕ, ПОТОМУ ЧТО ИМИ ПРОЩЕ УПРАВЛЯТЬ»
— Как вы считаете, что эффективнее по качеству и экономике — МУПы или частники на подряде? (Виталий Алексеев)
— Безусловно, МУПы гораздо эффективнее, потому что ими проще управлять при организации уборки улиц. Но на дорогах работают не только МУПы — у них есть субподрядные организации. К примеру, частник имеет два трактора, и почему бы ему не дать возможность работать на определенных участках — на внутриквартальных проездах, в поселках.
— Какой парк автотехники на балансе МУПов и сколько вы заказываете на стороне в случае сильных снегопадов?
— Когда мы за ночь вывозили 15 - 20 тысяч тонн снега, одновременно работала тысяча единиц техники. Это максимальное количество. А вообще, в наличии у подрядных организаций 566 единиц зимней техники. Если требуется больше, то дополнительно у дорожных предприятий и частных фирм заказываем и фронтальные погрузчики, но в основном все-таки самосвалы.
НА ТРОТУАРАХ И ВО ДВОРАХ ТРУДЯТСЯ 560 ДВОРНИКОВ
— Очистка тротуаров — это чья зона ответственности?
— По тротуарам зона ответственности делится между подрядными организациями по содержанию дорог и управляющими компаниями. У нас ведь каждый дом имеет свой проект межевания, и те территории, которые отмежеваны за определенными управляющими компаниями, ими и убираются. Если же тротуар находится на «красной линии» улицы, то он содержится подрядной организацией. Еще есть организации торговли, которые ответственны за уборку прилегающих к магазинам территорий. У нас никто не отменял Административный кодекс.
— Кто-нибудь ходит по тротуарам с инспекцией, проверяет, как они содержатся, например, убираются от снега?
— У нас регулярно проводятся проверки! В регламенте прописано, что мы обязаны совместно с заказчиком и подрядной организацией регулярно проводить проверки по содержанию дорог и тротуаров. У нас оплачивается фактически выполненная работа, а не отработанные часы. Есть норматив, что дорога должна быть очищена от борта до борта в определенные сроки, и если мы проезжаем и видим, что дорога не очищена, то деньги с подрядчика снимаются. То же самое по тротуарам. Проверка проводится комиссией из представителей комитета внешнего благоустройства, администрации района (заказчика) и подрядной организации.
— И как часто комиссия проверяет результат работы? Каждый день, что ли, гуляет по улицам? Объемы-то большие...
— Не каждый день, но регламент такой есть.
— В зимнее время большой проблемой становится уборка тротуаров. Сейчас используют механизированную уборку. Однако это не всегда возможно — магазинчики и учреждения строят лестницы, которые занимают большую часть тротуара, либо создают перепады уровня на тротуаре, и уборочная машина не проходит. Примеры: улица Гоголя между улицей Горького и Карла Маркса — ступеньки на половину тротуара; между улицей Карла Маркса и Большой Красной — перепад уровня, оледеневает, ступени не сформированы. Предполагается ли создание или уже есть законодательный акт, контролирующий доступность тротуаров для механической уборки? (Татьяна Лаптева)
— Действительно, проблема такая существует, особенно в исторической части города. Но так уж спроектирована и построена Казань, и сделать тротуары более доступными для механической уборки сегодня нельзя. Тротуар ведь не расширишь. Приходится убирать снег вручную. У нас сегодня в городе трудятся порядка 560 дворников, и основная их часть — именно в центральной части Казани. Да и снега больше половины всего объема вывозится из Вахитовского и Приволжского районов.
А вообще, в целом с проблемой доступности тротуаров для механической уборки мы работаем при проектировании новых дорог. Например, во время строительства дорог к чемпионату мира по водным видам спорта я сам столкнулся с тем, что проектировщики «ставят» опоры освещения так, как им удобно, и в итоге они оказываются на середине тротуара. И такие примеры у нас есть. Конечно, в таких случаях ни о какой механической уборке тротуара речи идти не может. Поэтому мы просим присылать проекты дорог нам на согласование.
— Чем внутриквартальные проезды отличаются от дворовой территории с точки зрения их содержания?
— К этому вопросу тоже надо подходить с точки зрения межевания домовых территорий. Если отмежевано за домом, то это дворовая территория. А внутриквартальные проезды — это небольшие дороги между домами, которые не имеют названия и не отмежеваны за жилыми домами. И по этому принципу они делятся между управляющими компаниями и подрядными организациями по содержанию дорог.
— Как простому гражданину понять, к кому обращаться в случае проблем на территории? У нас ведь зачастую организации любят «отфутболивать» от себя... Есть карта зон ответственности?
— Есть общедоступная кадастровая карта Казани, где нанесены границы отмежеванных земельных участков. Открыв эту карту и найдя свой дом, можно посмотреть границы межевания дома. Если в границы межевания дома территория не входит, то это зона ответственности района, а не управляющей компании. Думаю, большинство жителей знают границы участка своего дома. А если возникают спорные вопросы, их надо решать в администрации района.
— Почему в сезон 2015 - 2016 годов при достаточно обильных снегопадах в городе не практикуется уборка внутриквартальных проездов с разделением работ по четной и нечетной сторонам дороги? Причем не один раз за зиму, а не реже двух-трех раз в месяц? И не только в местах, где размещаются государственные организации. (Волков Вячеслав Васильевич)
— Я не могу сказать, что в этот сезон внутриквартальные проезды у нас не чистятся. Мы так же следим за их очисткой, как и за очисткой дорог. Надо говорить о конкретных адресах. И такие вещи, как четная и нечетная стороны, мы практикуем до сих пор. Кое-где у нас даже сохранились соответствующие надписи, а вообще, бывает так, что при необходимости за сутки мы выставляем примерно такой аншлаг: «Следующей ночью будет очищаться проезжая часть, поэтому просим не оставлять свои автомобили на этой стороне дороги». Как правило, основная часть автомобилистов выполняет нашу просьбу.
ГОД ПАРКОВ И СКВЕРОВ: ГЛАВНОЕ — ИЗМЕНИЛСЯ ПОДХОД
— В разгар зимы давайте вспомним прошедшее лето... Каковы главные итоги Года парков и скверов? Прорыв удалось сделать?
— Итогами Года парков и скверов я удовлетворен на 99 процентов, и они меня радуют. В 2015 году работы велись на 28 территориях. Где-то работы завершены, где-то только начаты. На эти цели из бюджета республики были выделены 310 миллионов рублей, частных инвестиций — около 600 миллионов.
Но главное — изменился подход. Наталия Фишман очень повлияла на эту ситуацию. Когда она мне рассказывала про точки активности в парках, я был не очень убежден, что мы за счет бюджетных источников финансирования сможем сделать парки привлекательными для людей. Программа по паркам у нас была, но она была такой, как существовала всегда. А Наташа сумела поменять нам мировоззрение на схему благоустройства парков, и я ей за это очень благодарен.
— А разве вы раньше не видели парки в крупных городах мира, например, парк имени Горького в Москве? Президент республики выделил вам на парки огромные деньги...
— Я бы не сказал, что деньги были огромные. Но по сравнению с предыдущими годами они действительно были больше. Сам подход к вопросу у нас поменялся: если реконструкцию парков мы раньше не обсуждали с жителями, то в прошлом году в каждом парке мы провели по нескольку собраний.
— Со стороны было такое ощущение, что эти собрания вы начали проводить только после скандала в парке имени Урицкого, когда спилили 100-летнюю иву. К тому времени проекты реконструкции парков были уже готовы, где-то уже и работы начались, а вы только начали бурные обсуждения под видеокамеры ...
— Там, где общественность хотела этого, проекты обсуждались. Обсуждение проходило активно, и проекты изменяли. Например, в сквере имени Тинчурина поменяли конфигурацию дорожек, перенесли туалет, переделали фонтан.
— Сквер имени Тинчурина многие казанцы знают как место, где с рук можно купить книги, значки, какие-то сувениры. Наверное, можно было бы поставить там деревянные дешевые киоски для людей, которые продают. Что вам мешало это сделать?
— Ничего не мешало, первоначально такой проект и был: хотели поставить на этой площадке беседки, которые в обычные дни выполняли бы свое прямое назначение, а по выходным это были бы места для торговли. Но как только мы организовываем торговлю, сразу встает вопрос управления этим «рынком». Раньше этот рынок начинался с книг, монет и самоваров, а сегодня туда подтянулись и торговцы одеждой, саженцами. И постепенно это место превращается в «барахолку». Управляющего для этого места у нас просто нет, и мы были вынуждены отказаться от беседок.
— На ваш взгляд, какой парк или сквер получился наиболее удачным? Наверное, парк Победы — наиболее масштабный проект?
— Да, парк Победы — проект масштабный и красивый, он пользуется популярностью у горожан, но лично мне нравится более компактный сквер Аксенова за кинотеатром «Мир». Получился такой камерный сквер, где можно погулять и отдохнуть, в то же время здесь можно проводить различные мероприятия. Также мне очень нравится детский парк «Континент» на улице Ямашева, который сделал «Унистрой». Здесь удалось воплотить первоначальную задумку.
— А парк «Озеро Харовое»?
— Да, в этом парке осенью мы еще сосны посадили.
ПАРКИ: 80 МЛН. РУБЛЕЙ НА ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И 250 МЛН. НА РАЗВИТИЕ
— Кто будет заниматься текущим содержанием отреставрированных и созданных парков? Средства на это выделены?
— На сегодняшний день статья бюджета на текущее содержание парков увеличена примерно в 3 раза до 80 миллионов рублей, а в прошлом году было 25 миллионов.
— Президент РТ сказал, что надо создать попечительские советы парков, чтобы они курировали эту работу. На каком этапе этот процесс?
— Пока попечительских советов парков как таковых нет. Прорабатывается вопрос создания единой дирекции парков, которая нужна не столько для содержания территории, сколько для наполнения этих парков жизнью: проводить мероприятия, привлекать туда торговлю, если это требуется, и тому подобное. В комитет внешнего благоустройства довольно часто обращаются различные организации с просьбой разрешить провести корпоративное мероприятие в том или ином парке, а этим должна заниматься управляющая компания. И чтобы все заработанные ею деньги оставались на текущее содержание, благоустройство и развитие парковых зон.
— А какие средства выделены на развитие парков на 2016 год?
— Из республиканского бюджета запланировано выделить 250 миллионов рублей — это на Казань.
— Спонсорские средства будут привлекаться?
— Пока мы только знаем, что Казанский вертолетный завод точно будет доделывать парк «Крылья Советов» в Соцгороде. Наверное, КОМЗ доведет до конца реконструкцию парка в Дербышках. Другие спонсоры пока не определены, мы над этим работаем. Пока только определяется и список парков, которые будем реконструировать в этом году.
— Гражданскому обществу Казани и РТ известно, какие изменения в последние 20 лет произошли с любимым местом массового отдыха казанцев и гостей столицы — парком имени Горького и близлежащими территориями. Каковы перспективы сохранения и развития этой жемчужины природы и истории? (Рамиль Булатов)
— Парк имени Горького — вне конкуренции. Я надеюсь, что «Татнефть» продолжит работу по его развитию. А потенциал у этой территории огромный, если еще учесть так называемую «Русскую Швейцарию». Концепция развития этой территории будет разрабатываться вместе с концепцией дальнейшего благоустройства всей береговой линии Казанки. Но конкретики пока нет.
— В этом году реконструкция парка «Черное озеро» будет проведена?
— Да, будет, но концепция пока все еще обсуждается. Для реализации проекта требуется под 200 миллионов рублей. Эскизный проект есть, а смета и все остальное будет дорабатываться. Наверное, будет честно, если в реконструкции этого парка поучаствует и бюджет, потому что нагрузка на одного инвестора слишком большая даже с учетом того, что он там построит ресторан.
— Смогут ли казанцы принять участие в обсуждении проекта парка «Черное озеро»? (Альфия)
— Конечно! На сайте www.park.tatar можно посмотреть любой проект и направить свои замечания и предложения.
— Какова дальнейшая судьба парка за бывшим кинотеатром «Комсомолец» на танкодроме, который так «успешно» купировали в Год парков и скверов? (Павел Купцов)
— План развития этой территории есть, но пока не знаю, когда он будет воплощаться — в этом году или позже.
— Будет ли благоустроена зеленая территория берега Казанки, где раньше проводился Сабантуй, вдоль улицы Гаврилова? (Кулеев Фуат Измайлович)
— В текущем году в связи с ограниченностью финансовых средств работы по благоустройству зеленой зоны в районе улицы Гаврилова не запланированы.
— Обсуждалась ли возможность материального участия граждан в реконструкции парков и скверов? Некий благотворительный фонд по развитию парков?
— Мы как орган муниципальной власти не имеем права агитировать за создание таких фондов. Но если есть желающие поучаствовать в реконструкции парков, они найдут способ, как это сделать.
— Через дорогу, напротив парка имени Тинчурина, находится сквер, который в советские времена обязаны были содержать нынешние РЖД. Нельзя ли и в настоящее время обязать выделять РЖД финансы на благоустройство близлежащих к железной дороге территорий и конкретно этого сквера? В очень плохом состоянии он, туда сливают воды с мойки машин (мойку тоже закрыть давно надо), а через этот сквер на железнодорожный вокзал очень многие гости Казани проходят. Очень стыдно за этот сквер. (Нина)
— Действительно, эта территория сквера имени Тинчурина нуждается в работах по комплексному благоустройству. По причине того, что данная территория находится в муниципальной собственности, обязать ОАО «РЖД» выделить финансы на благоустройство мы не можем. Факт слива воды с мойки машин будет проверен, и будут приняты соответствующие меры.
Благоустройство сквера будет рассматриваться в увязке с концепцией по благоустройству набережной от речного порта до пляжа «Локомотив».
«ГОД НАЗАД НАЧАЛАСЬ ПАСПОРТИЗАЦИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ»
— В последнее время городскими властями уделялось большое внимание озеленению города, но до сих пор нет полноценного учета зеленых насаждений в Казани и долгосрочной программы развития благоустройства/озеленения города. Появится ли нечто подобное в ближайшее время? Почему вся деятельность, направленная на придание городу лоска и красоты, несистемна и носит скачкообразный характер, как правило, связана с крупными мероприятиями, проводимыми в городе? (Дамир)
— Год назад началась паспортизация зеленых насаждений, и уже на 100 процентов паспортизированы Кировский и Московский районы. То есть мы знаем, сколько деревьев, какого возраста, состояния и породы имеется, их координаты привязаны по GPS. В этом году планируем паспортизацию Советского района, для чего объявляем конкурс. Если будем идти такими же темпами, то, думаю, года через два-три эту работу по городу мы закончим.
Что касается «долгосрочной программы развития благоустройства/озеленения», то нельзя ее рассматривать в отрыве от генерального плана развития города, над чем сегодня архитекторы трудятся. И подразумевается, что долгосрочная схема благоустройства и озеленения будет заложена в генплане Казани.
— Какова приживаемость вновь посаженных деревьев в Казани?
— Приживаемость — 90 процентов. А все, что не приживается, подрядчики меняют за свой счет.
— Кто и зачем в очередной раз снес все деревья с Ленинской дамбы?! Вот куда деньги уходят: сажают и выкапывают, сажают и выкапывают!.. (Марина К.)
— Подрядчик Ленинской дамбы — ПСО «Казань», и они пока этот объект не сдали, деревья на баланс города переданы не были. Засохшие деревья будут ими заменены в рамках гарантийных обязательств.
— В рамках программы «Зеленый рекорд» перед нашим домом (Курчатова, 2) было «воткнуто» в землю 14 деревьев, из них, вопреки всему, прижились 5, да и те вот-вот сломаются под напором заботы местных коммунальных служб. Ответьте, пожалуйста, насколько данная ситуация соотносится с официальной статистикой приживаемости и реестром зеленых насаждений города Казани? (Павел Купцов)
— Указанные факты будут проверены специалистами комитета внешнего благоустройства исполкома Казани, при подтверждении будет дано предписание о замене поврежденных деревьев за счет средств виновной организации.
7 МЛН. ЦВЕТОВ ВЫСАДИЛИ В КАЗАНИ В ПРОШЛОМ ГОДУ
— Горводзеленхоз ежегодно высаживает огромное количество цветов по всему городу. Рекорд какой?
— В прошлом году в городе высадили почти 7 миллионов цветов! Но это не только силами Горводзеленхоза, цветы высаживают и коммерческие компании, и предприятия. Я уже сегодня, среди зимы, начинаю задумываться о весенне-летнем сезоне... По отзывам знаю, что цветочный фестиваль, который проходил у нас возле театра кукол «Экият», очень популярен у горожан. Думаю, в этом году мы этот фестиваль расширим, пригласим к участию в нем соседние регионы и коммерческие дизайнерские фирмы.
Идею фестиваля мы переняли у Москвы. Там к участию приглашаются ведущие мировые специалисты в сфере ландшафтного озеленения, которые рассказывают и показывают современные тенденции в этой сфере. Тем самым организаторы привлекают на мероприятия фестиваля большое количество посетителей. Нечто подобное хотим сделать и в Казани.
— Горводзеленхоз рассаду цветов сам выращивает или закупает?
— У Горводзеленхоза есть свое тепличное хозяйство, и порядка 70 процентов рассады они выращивают сами. А когда требуются большие объемы, они закупают в соседних регионах.
В цветочном оформлении тенденция меняется: если раньше весь город мы в основном оформляли петуньей, то сегодня переходим на многолетние цветы. Такова мировая тенденция. Да, изначально они подороже, но зато в последующие годы будет экономия сил и средств. Многолетними цветами уже оформлены парк у «АК БАРС» Банка, сквер Аксенова, аллея ветеранов в Советском районе.
— К весне открываю свою компанию (ООО) — планирую деятельность по озеленению города. Хочу подружиться с вашим комитетом для плодотворного и успешного сотрудничества. К кому конкретно в комитете мне обратиться для начала переговоров? (Ольга Борисовна)
— Если человек решил создать фирму по озеленению, он должен обратиться в генеральную подрядную организацию, которая имеет большие заказы. По крайней мере, нашему Горводзеленхозу хорошие руки всегда нужны. Всегда! Это тот вопрос, которым стоит заниматься.
ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ БЛАГОУСТРОЙСТВА КАЗАНИ — 2,4 МЛРД. РУБЛЕЙ
— Какие средства направляются на благоустройство Казани, сколько денег тратится по каждому направлению? (М. Ушакова)
— Годовой бюджет благоустройства Казани — порядка 2,4 миллиарда рублей. Основная доля этих средств (1,2 миллиарда) идет на текущее содержание дорожной сети — на уборку дорог, мостов, пешеходных переходов, то есть всех объектов транспортной и пешеходной схемы. Если считать вместе с реагентами, то это 1,3 миллиарда рублей. Другая большая часть средств идет на уличное освещение — 330 - 350 миллионов рублей. Сюда входит плата за электроэнергию и содержание светоточек — замена лампочек, ремонт опор и т. п. На содержание зеленых насаждений улично-дорожной сети, парков и скверов, цветочное оформление города идет порядка 120 миллионов рублей. Также финансируется содержание общественных туалетов, фонтанов, водной акватории, ливневой канализации и т. д.
— По внешнему виду Казани можно сделать вывод, что финансирование ее благоустройства сегодня держится на достаточном уровне. Это так?
— Действительно, нас услышали, и в этом году финансирование благоустройства Казани из бюджета Республики Татарстан больше, чем это было раньше. Каждый раз в начале года нам выделяли примерно 600 - 700 миллионов рублей, а потом в течение года за счет дополнительных доходов Казани добавляли такую же сумму. В этом же году на содержание города сразу дали 1,2 миллиарда. В прошлом году мы плотно поработали над паспортизацией объектов благоустройства и представили паспорта в ЦЭСИ (центр экономических и социальных исследований при кабмине РТ — прим. ред.), поэтому нам удалось увеличить сумму на содержание.
Но останавливаться на достигнутом нельзя, потому что мы входим в полосу, когда требуется продолжение реформы отрасли благоустройства и содержания. Дело в том, что срок службы дорожной техники составляет порядка 7 лет, ведь она работает круглосуточно зимой и летом. К тому же в последнее время техника приобреталась в небольшом количестве — по одной-две единицы в год на каждый МУП. И на сегодняшний день мы идем к тому, что увеличивается срок уборки дорог. Если в начале реформы, когда мы приобрели новые «КАМАЗы», одновременно на смену выходили по 200 КДМ (комбинированные дорожные машины — прим. ред.) и в течение 3 - 3,5 часов убирали город, то сейчас количество этой техники уменьшается, поэтому уборка занимает пять часов. Пока машина метет в одном конце города, другой конец уже засыпало снегом... Эта проблема есть, и о ней забывать не надо.
Кроме того, тарифы, которые установлены для подрядных организаций по уборке улично-дорожной сети, не изменялись уже пять лет. Как их установили в 2010 году, так они и действуют по сей день.
— Будто бы в этом секторе инфляции нет...
— Выходит так. И зарплату мы вынуждены держать на прежнем уровне. И, несмотря на то, что ГСМ подорожали, мы тоже их учитываем по старым ценам... Поэтому я буду настаивать на том, что реформирование нам надо продолжать, бюджет благоустройства увеличивать. Если в вопросе содержания города мы остановимся, то придем к тому, от чего ушли. Через 10 лет мы можем остаться с 50 «КАМАЗами» на весь город, а остальная техника будет списана... Если останемся с минимальными тарифами, с небольшой зарплатой, то люди начнут разбегаться. И так непросто найти механизатора, который готов работать в таком «рваном» режиме — и ночью, и днем, и по «продленке».
Окончание следует.
Справка
Куляжев Игорь Владимирович родился в Казани 14 декабря 1965 года. Окончил Казанский филиал Московского энергетического института по специальности «электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства» (1991).
1984 - 1986 — служба в рядах Советской армии.
1991 - 1992 — работал в институте «Татинвестгражданпроект».
1992 - 2010 — работал в администрации Московского района Казани, прошел путь от ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства до первого заместителя главы администрации.
С декабря 2010 — председатель комитета внешнего благоустройства исполнительного комитета Казани.
С сентября 2013 — заместитель руководителя исполнительного комитета Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.