.
Партия «Единая Россия» собрала журналистов татарстанских СМИ, политологов и активистов партии: «Во имя будущего поговорить о том, какой мы хотим видеть свою Думу российскую»

«МЫ НАЛЬЕМ КЕРОСИН ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ»

Партия «Единая Россия» в начале года и незадолго до старта большой предвыборной кампании 2016-го по выборам депутатов Госдумы РФ собрала журналистов татарстанских СМИ, политологов и активистов партии подальше от центра — в ресторане «Лесная кухня» недалеко от РКБ. «Во имя будущего поговорить о том, какой мы хотим видеть свою Думу российскую», — начал спикер татарстанского парламента, глава татарстанского отделения «Единой России» Фарид Мухаметшин.

Встреча с журналистами длилась более полутора часов, но спикер и под конец не хотел отключать микрофон — его волновала важность текущего момента по подготовке праймериз и возможных последствий кризисной ситуации.

«Политическая борьба будет непростой в силу обстоятельств, порой не зависящих от нас, — говорил Мухаметшин. — Если будет продолжаться этот социально-экономический кризис, а пока дна мы еще не нащупали, то будет усугубляться ряд социальных вопросов. Бюджет и так принят с большим дефицитом. А если профицита не будет, а дефицит будет, то проблемы будут непростые. Боюсь, к этому времени мы нальем керосин тем политическим партиям, которые говорят: «Вот если бы мы у власти были, мы бы этого не допустили». Пиши крупными буквами — пророческие слова. Нужна стабильность...»

Сам Мухаметшин сообщил, что в депутаты Госдумы не пойдет. Ранее спикер татарстанского парламента четыре раза избирался в Госдуму, идя «паровозом» республиканского списка, но, как и многие видные региональные чиновники, отказывался от мандата. «Я не пойду, потому что не баллотируюсь в депутаты Госдумы, не возглавляю партийный список, я четыре раза возглавлял партсписок, числился неделю депутатом, а потом писал заявление, — говорит Мухаметшин. — Было такое. А сейчас мы не будем ставить «паровозы», брать на себя это дело. Будут решать избиратели, легитимность этих депутатов будет выше».

Депутатов от Татарстана в Госдуме достаточно — 13 единороссов и 2 коммуниста (КПРФ). «Большая депутация, которая достойно представляет нашу республику и, когда нужно, лоббирует наши интересы, — считает спикер Госсовета РТ. — Сказать, что супердоволен всеми депутатами, я бы на себя такой ответственности не взял. Фамилии могу назвать, если хотите... В целом работой депутатов Госдумы по Татарстану мы удовлетворены».

Журналисты же просили назвать имена депутатов, деятельность которых не устраивала власти РТ. «Всех 15 я назову, в какой-то части я всеми недоволен, — уклонился от ответа спикер парламента. — Кто-то срывал прием граждан, не приезжал по графику в приемную лидера партии. Кто-то не участвовал в наших совещаниях, встречах. Тебе обязательно нужна фамилия? Тебе зачем это надо? Чтобы наехать на него? Кого мочить-то будем? Полностью согласен, что некоторые депутаты ни один раз еще не выступили в Государственной Думе, но все они говорят, что на совете палаты принимают решение и, как правило, выступает руководитель фракции».

«НЕТ! ВСЕ ХОТЯТ БЫТЬ ДЕПУТАТАМИ!»

В то же время намерений не продолжать депутатскую работу в Госдуме никто из татарстанских депутатов еще не высказал. «Ни один депутат еще добровольно не отказался! — восклицал Мухаметшин. — Спасибо народу, партии — и занимайся своим любимым делом. Нет! Все хотят быть депутатами! Трудно спрогнозировать, как обновится. Ты думаешь, если я скажу, что мы из 13 оставляем 7, а остальных обновляем... Ты завтра же напишешь, что это административный ресурс. Нет такого! Праймериз будут проходить, люди будут голосовать. Безусловно, я бы хотел, чтобы состав обновился. Я согласен, что есть депутаты, которых за прежние заслуги, за вклад в республику избрали депутатом, но, как правило, случайных людей там бывает мало. Это или глава, или крупный руководитель, который имеет богатый жизненный опыт. Предварительное партийное голосование позволяет отсеять людей на этом этапе».

Андрей Кондратьев
Андрей Кондратьев: «Суть конфликта в том, что не договорились, надо было и с Казанью проговорить... Это отсутствие коммуникации»

Затронув тему выборов, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Мухаметшина, как он может прокомментировать возникший конфликт между городскими властями Набережных Челнов и активистами, которые решили учредить городской совет «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). Вопрос спикер татарстанского парламента переадресовал руководителю исполкома ТРО ВПП «Единая Россия» Андрею Кондратьеву.

«Я, к сожалению, в собрании ОНФ участия не принимал, — сказал Кондратьев. — Суть конфликта в том, что в Набережных Челнах появились активисты, которые заявили, что именно они представляют ОНФ в автограде. Насколько я понимаю, там зачитали обращение центрального ОНФ республики. Суть конфликта в том, что не договорились, надо было и с Казанью проговорить... Это отсутствие коммуникации».

«РАЗ УЖ МЫ ПО-ДОМАШНЕМУ ГОВОРИМ, ВЫ ЭТО ВЫПЛЕСНЕТЕ В ПРЕССУ, Я ВАМ СКАЖУ...»

Дискуссия разрасталась, и речь порой доходила до откровений, например, о том, что федеральный центр в лице партии «Единая Россия» и кремлевской администрации имеет полное право обратиться к региону, поддержав ту или иную кандидатуру федерального масштаба.

«Раз уж мы по-домашнему говорим, вы это выплеснете в прессу, я вам скажу, — начал издалека Мухаметшин, — что они непременно стараются делать, но мы защищаем свои интересы, республики, интересы России. Сложилась такая практика, что Сидякина нам предложили. Я не скрываю, что мне тогда его предложил Владислав Сурков, будучи первым заместителем администрации президента. Мы узнали про него, расспросили, когда встретились, мне он показался здравомыслящим человеком. Может, несколько критически настроенным к недостаткам жизни. Я за Сидякина, во всяком случае, краснеть мне за него не пришлось».

Андрей Большаков и Леонид Толчинский
Андрей Большаков (слева) видит лишь «четыре утвердившиеся партии», это и есть наша реальная многопартийность

А ведь подковерная борьба за депутатские мандаты обещает быть нешуточной. Призыв изгнать «транзитных» депутатов и свадебных генералов из следующего состава Госдумы от Татарстана уже звучал на заседании политсовета объединения «Татарстан — новый век» в октябре прошлого года. О ком идет речь, объяснять не нужно: сейчас республику в Госдуме представляет единственный варяг-депутат — Александр Сидякин.

«Мы будем видеть всех тех, кто будет проходить изначально, уже в марте месяце, подснежников... — в то же время говорил Кондратьев. — Это будет интересно, очень сложно, потому что я как член партии не понимаю, почему на наш партийный праймериз выдвигается кто-то другой со стороны? Вступи в партию сначала! В этом острота внутрипартийной дискуссии».

Политолог Андрей Большаков в ходе встречи дискуссионного клуба сообщил о «вопиющих» вещах, связанных с запретами на избирательные блоки: «Мне непонятно, для чего это делается... О деятельности этих 75 партий [которые имеют право участвовать в выборах со сбором подписей] никто практически ничего не знает, а модные названия существуют». А вообще Большаков видит лишь «четыре утвердившиеся партии», это и есть наша реальная многопартийность. «Да, у нее есть много недостатков, доминирующая партия и остальные за ней не поспевают», — считает эксперт.

Открывая такую новую дискуссионную площадку партии, Мухаметшин, как и многие, пришел на нее без галстука. Спикер называл разговор не иначе как семейным и, подводя итог, сказал, что первый блин не вышел комом.