В ТАТАРСТАНЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЕТСЯ ЛИШЬ 10% ОТХОДОВ

Из года в год мы наблюдаем неуклонный рост количества бытовых отходов. И предотвратить эту динамику пока не представляется возможным. Мы привыкли потреблять товары с ограниченным циклом жизнедеятельности, которые, не выработав своих потребительских свойств, через какое-то время отправляются нами на свалку. Производитель же этих товаров не только сознательно подталкивает нас к такому поведению, но даже и поощряет. Результат — горы мусора, оставляемые людьми.

Впрочем, в развитых странах мира все-таки научились решать мусорную проблему, внедрив довольно эффективные методы в технологию утилизации отходов. К примеру, опыт Германии, а также скандинавских стран, имеющих заслуженный имидж одних из самых чистых в мире, во многом опирается на массовое применение технологии раздельного сбора отходов, направленной на максимальное извлечение вторичного сырья и комплексную переработку отходов. В России же преобладает устаревшая модель обращения с ТБО, а именно: захоронение на полигонах практически без предварительной сортировки. Этот метод демонстрирует крайнюю неэффективность, порождая множество издержек прежде всего экологического и экономического характера. В первую очередь это загрязнение почвы, воздуха и водных ресурсов, в том числе благодаря росту количества несанкционированных свалок. Кроме того, такой способ ликвидации отходов влечет за собой необходимость постоянного расширения площадей под полигоны ТБО. А это, в свою очередь, предполагает вывод из хозяйственного оборота земель прежде всего сельхозназначения, а также последующее повышение расходов на их рекультивацию. В отличие от европейских стран, где отходы рассматриваются как ценный антропогенный ресурс, в России явно существует недооценка экономической выгоды от их переработки и возможности получения доходов от вторичного использования ресурсов.

Статистика, касающаяся степени переработки ТБО в России и Татарстане, демонстрирует крайне низкие показатели. Например, по некоторым официальным данным, средний объем утилизации отходов в России не превышает 35% (с учетом промышленных отходов), в то время как уровень переработки только ТБО составляет жалкие 3 - 5%. В Татарстане ситуация с переработкой ТБО нисколько не лучше. Так, согласно данным министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, всего в республике в 2014 году объем образования ТБО составил 4,2 млн. куб. метров. Из них в Казани — 1,3 млн. куб. м (31,1%), или 229 тыс. тонн; в Набережных Челнах — 574 тыс. куб. м (13,6%), или 100 тыс. тонн. При этом переработке подвергается лишь 10 - 12% всех образуемых отходов, как промышленных, так и ТБО.

Как видим, проблема низкого уровня переработки ТБО остается крайне актуальной. С учетом этого необходимо внедрение в Татарстане системы сбора и утилизации ТБО, предполагающей высокий уровень переработки отходов.

РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА ИЛИ ИМИТАЦИЯ БУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Наиболее эффективной является модель, в которой на первом этапе предусмотрен метод раздельного сбора отходов (РСО). В России периодически предпринимаются попытки по организации РСО, однако в целом внедрение этого метода пока носит несистемный характер.

Во-первых, наблюдается отсутствие должной степени поддержки РСО на общегосударственном уровне. Те инициативы, которые заявлены или даже реализуются, чаще всего носят локальный характер, в лучшем случае ограничиваясь уровнем отдельных городов (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Новосибирск, Тверь, Тюмень, Ханты-Мансийск, Казань и др.). Впрочем, известно, что к настоящему времени правительством России разработан проект правил обращения с отходами, в которых предусмотрен РСО. Однако он носит рекомендательный характер, за что уже был подвергнут критике со стороны международной неправительственной экологической организации Greenpeace.

Во-вторых, даже в тех случаях, когда идея РСО находит практическое воплощение, она реализуется непоследовательно. Так, к примеру, при мониторинге в Москве Greenpeace пришел к выводу, что чаще всего раздельный сбор мусора просто имитируется, а это во многом дискредитирует саму идею, не позволяя достичь должной степени эффективности.

В Татарстане также появились инициативы по реализации РСО. Однако пока они носят либо просветительский характер, либо имеют локальное коммерческое значение.


ОТХОДЫ — ТОЖЕ БИЗНЕС

Вопрос создания эффективной системы утилизации ТБО стал одним из ключевых на недавней коллегии министерства экологии и природных ресурсов РТ. В своем выступлении на коллегии президент республики Рустам Минниханов отметил, что за последние 10 - 15 лет в Татарстане было построено около 50 полигонов ТБО, но темпы их заполнения высокие. По его мнению, с учетом этого становятся актуальными вопросы сортировки отходов, вовлечения в этот процесс всех жителей республики. «Отходы — это тоже бизнес, если правильно все выстроить. Надо, чтобы эта работа обязательно велась системно», — сказал президент РТ.

Отрадно, что тема внедрения РСО поднята на самом высоком уровне. Однако рассчитывать на то, что систему РСО можно внедрить только за счет инициативы бизнеса, не стоит. Для полноценной реализации потребуется активная роль государства прежде всего в сфере разработки законодательных и нормативных документов, а также административного регулирования.

С учетом этого целесообразно реализовывать данный проект в рамках разработанной и утвержденной госпрограммы, исполнителем которой должно стать либо минэкологии, либо минстрой РТ.

МУСОРОПРОВОДЫ ЗАКРЫТЬ, КОНТЕЙНЕРЫ УСТАНОВИТЬ

В целях реализации идеи РСО я предлагаю следующее. Необходимо принять государственную программу на уровне республики, в рамках которой предусматривался бы поэтапный и дифференцированный переход к РСО. В отношении госучреждений переход должен носить обязывающий характер, неисполнение которого влечет за собой штрафные санкции. В отношении УК, управляющих жилым фондом, на первом этапе следует предусмотреть добровольный принцип, предполагающий только обязательную установку во всех жилых дворах специальных контейнеров. Эта мера необходима для введения продолжительного переходного периода, в ходе которого следует провести информационно-просветительскую работу с населением, а также технологически решить вопрос мусоропроводов. Оптимальным вариантом будет закрытие мусоропроводов в целях безопасности и улучшения санитарно-гигиенических условий. В последующем предполагается обязательный переход к РСО и жилого сектора.

На первом этапе следует отказаться от сложной классификации фракций, подлежащих сортировке. Для начала необходимо ограничиться лишь тремя основными фракциями: бумага и картон, полиэтилен, металлы. Именно под эти отходы должны устанавливаться контейнеры. Что касается остальных отходов, прежде всего пищевых, то их следует пока исключить из РСО до момента разработки оптимального технологического решения. До этого времени данные отходы должны утилизироваться традиционным способом.

КАК ГОРОД ДЕРЕВНЕ ПОМОЖЕТ

Эффективность любого бизнеса определяется показателем рентабельности. С учетом этого, если говорить о бизнесе в сфере переработки отходов, то наиболее рентабельными являются компании, работающие в крупных городах. Именно здесь при наличии высокой концентрации населения образуются крупные объемы отходов на сравнительно небольшой территории, что исключает высокие транспортные издержки.

Что касается сельской зоны, то здесь, напротив, объемы отходов сравнительно невелики, а транспортные расходы на их перевозку весьма значительны. Поэтому пытаться создать бизнес по переработке отходов, ориентируясь только на сельскую зону, бесполезно. Во многом именно по причине нерентабельности вокруг сельских населенных пунктов то и дело возникает множество несанкционированных свалок.

Поэтому, если создавать комплексную систему утилизации отходов путем внедрения РСО, необходимо территориально объединить в рамках одного бизнеса и крупный город, и сельскую зону. Это позволит компенсировать издержки, образуемые на селе, за счет прибыльности крупных городов.

С учетом этого было бы целесообразно в рамках реализации проекта внедрения РСО разделить Татарстан на пять зон. Каждая зона должна соответствовать следующим характеристикам: совокупное население не менее 550 тыс. человек (это количество позволяет обеспечивать рентабельность проекта); состав — 1 крупный город (или часть крупного города) либо совокупность двух-трех больших городов и несколько муниципальных районов с преобладанием сельской зоны (такое сочетание позволит сбалансировать доходность реализации проекта РСО путем объединения высокорентабельной урбанизированной зоны с убыточной сельской зоной); территориальная компоновка зоны по возможности компактная, позволяющая существенно сократить транспортное плечо.

Наиболее оптимальным выглядит формирование следующих пяти зон:

Зона 1 (синяя) включает в себя часть Казани (Вахитовский, Приволжский и Советский районы), а также сельскую зону в ареале от Высокогорского и Лаишевского районов до Кукморского. Общая численность населения данной зоны превышает 970 тыс. человек.

Зона 2 (желтая) включает в себя часть Казани (Кировский, Московский, Авиастроительный и Ново-Савиновский районы), Зеленодольский район и все Заволжье. Общая численность населения данной зоны достигает почти 900 тыс. человек.

Зона 3 (зеленая) включает в себя Набережные Челны и северо-восточные районы Татарстана с включением Мамадышского района. Общая численность населения данной зоны превышает 800 тыс. человек.

Зона 4 (розовая) включает в себя Нижнекамск и Чистополь, а также все южные районы Татарстана с включением Заинского района. Общая численность населения данной зоны достигает почти 600 тыс. человек.

Зона 5 (голубая) включает в себя Альметьевск, Бугульму, Лениногорск и юго-восточные районы Татарстана. Общая численность населения данной зоны составляет почти 600 тыс. человек.

В рамках каждой из пяти зон министерство, являющееся исполнителем госпрограммы, определяет компанию-оператора, обладающую технологическим транспортом и перерабатывающими комплексами (ПК).

Компания-оператор за свой счет устанавливает металлические контейнеры для РСО в жилом секторе в городах (согласно определенной схеме, согласованной с управляющими компаниями) и в сельских населенных пунктах (1 - 2 площадки, в зависимости от численности населения, в местах по согласованию с руководством поселений); офисные контейнеры — для размещения внутри помещений учреждений. Содержимое, собранное в контейнеры, становится собственностью компании-оператора, который вывозит его на собственные перерабатывающие предприятия.

В городских жилых секторах и сельских населенных пунктах сбор отходов на первом этапе носит добровольный характер. Госучреждения, участвуя в проекте РСО в обязательном порядке, получают существенную экономию: отсортированные отходы вывозятся бесплатно компанией-оператором, соответственно, существенно снижаются объемы мусора, утилизируемые на платной основе.

Логистика сортированных отходов такова. С городских территорий и сельской зоны, находящейся в радиусе 50 км от перерабатывающих комплексов (перерабатывающие комплексы, как правило, локализованы в городах; пример — ООО «ПромИндустрия»), сортированные отходы вывозятся с мест их сбора на ПК, где отходы при необходимости проходят дополнительную сортировку. С зоны, находящейся на расстоянии более 50 км от ПК, отходы вывозятся на перегрузочные станции (ПС), где прессуются и затем вывозятся на ПК.

При реализации такой модели системой РСО будут охвачены не только города, но и сельская зона, что повысит культуру обращения с отходами в целом по всей республике.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В данной статье я сознательно не раскрыл все аспекты вышеуказанного проекта, поскольку некоторые из них относятся к категории ноу-хау. Тем не менее, очевидно, что в процессе его реализации нельзя не учитывать консервативной ментальности нашего населения по обращению с ТБО. А значит, потребуется определенная информационно-просветительская работа, направленная на изменение традиционных привычек людей. В этом контексте я возлагаю особую надежду на СМИ, а также на неравнодушных людей, прежде всего активистов-экологов. Думаю, что объединение усилий всех заинтересованных сторон позволит внедрить в нашей республике более высокие стандарты экологической культуры.

P.S. Идеи, изложенные в этой статье, относительно недавно были направлены в минэкологии РТ. Правда, реакция пока остается неизвестной.

Схема зонирования Республики Татарстан в рамках реализации проекта РСО

Наименование зоны и перечень территорий

Численность населения

Зона 1

Городской округ — город Казань:

Вахитовский район

87183

Приволжский район

244669

Советский район

301618

Высокогорский муниципальный район

46235

Арский муниципальный район

52274

Атнинский муниципальный район

13287

Рыбно-Слободский муниципальный район

26369

Сабинский муниципальный район

31115

Пестречинский муниципальный район

31009

Тюлячинский муниципальный район

14048

Кукморский муниципальный район

51349

Лаишевский муниципальный район

38972

Балтасинский муниципальный район

33752

Итого

971880

Зона 2

Городской округ город Казань:

Кировский район

113560

Московский район

131338

Авиастроительный район

115370

Ново-Савиновский район

211913

Апастовский муниципальный район

20744

Дрожжановский муниципальный район

23694

Зеленодольский муниципальный район

163560

Кайбицкий муниципальный район

14301

Камско-Устьинский муниципальный район

15975

Тетюшский муниципальный район

23441

Буинский муниципальный район

44267

Верхнеуслонский муниципальный район

16503

Итого

894666

Зона 3

Городской округ город Набережные Челны

524444

Актанышский муниципальный район

31095

Мензелинский муниципальный район

28948

Менделеевский муниципальный район

30321

Тукаевский муниципальный район

38953

Мамадышский муниципальный район

43802

Елабужский муниципальный район

84727

Агрызский муниципальный район

36021

Итого

818311

Зона 4

Алексеевский муниципальный район

26028

Алькеевский муниципальный район

19723

Новошешминский муниципальный район

13599

Нурлатский муниципальный район

58718

Чистопольский муниципальный район

79204

Спасский муниципальный район

19668

Нижнекамский муниципальный район

273479

Аксубаевский муниципальный район

30147

Заинский муниципальный район

56614

Итого

577180

Зона 5

Черемшанский муниципальный район

19746

Азнакаевский муниципальный район

63271

Альметьевский муниципальный район

202690

Бавлинский муниципальный район

35626

Бугульминский муниципальный район

108608

Лениногорский муниципальный район

85297

Муслюмовский муниципальный район

20716

Сармановский муниципальный район

35952

Ютазинский муниципальный район

21094

Итого

593000

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции