ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ РАВИЛЯ ЗАРИПОВА С ЧИТАТЕЛЯМИ БИЗНЕС ONLINE. ЧАСТЬ 2-Я

Сегодня мы публикуем вторую, заключительную часть Интернет-конференции с министром промышленности торговли Татарстана Равилем Зариповым. В ней глава министерства рассказывает о том, на каких условиях в Татарстан приходят крупные сетевые ритейлеры, как гендиректор ЕлАЗа получил предложение Шаймиева стать чиновником и какой бизнес китайцы хотят создать в Татарстане.

- Равиль Хамматович, добрый день! В зарубежных странах наработан достаточно большой опыт успешного функционирования свободных (особых) экономических зон. Считается, что в Китае и во Вьетнаме они в буквальном смысле подняли экономику. Что, на Ваш взгляд, препятствует подобному успеху действующих ОЭЗ в России? И как Вы оцениваете перспективы развития ОЭЗ "Алабуга"? (Ушакова Жанна) Вопрос Вам должен быть особенно близок, так как Вы стояли у истоков создания "Алабуги".

- Да, на этой площадке я работал более 17 лет. Все происходило на моих глазах, мне довелось все это дело начинать с нуля. Еще до создания особой экономической зоны на федеральном уровне у нас был принят соответствующий республиканский закон. На его основе в Елабуге мы начали вести работу еще в конце 90-х, в СЭЗ были созданы десятки небольших предприятий. Они и сегодня работают, это компании с участием итальянского капитала, турецкого, немецкого.

Действительно, мировой опыт показывает: если ты хочешь привлечь инвестиции, то тогда для инвесторов надо создать определенные условия. Главное из них – это, прежде всего, наличие доступной инфраструктуры. Когда есть  тепло, вода, газ и все коммуникации подведены и подключены, то сроки окупаемости инвестиций значительно сокращаются. Не говоря уже о том, что есть налоговые льготы. Опыт работы ОЭЗ положительный и для Российской Федерации, и для Татарстана. Сегодня территория ОЭЗ "Алабуга" составляет 20 кв.км, там зарегистрировано 15 резидентов, в том числе такой крупный как "Соллерс-Фиат".

Работа в ОЭЗ идет полным ходом. Недавно пришли турецкие предприятия по производству МДФ, стекла. Там работают компании, которые производят современные утеплители, материалы для медицины, химии-нефтехимии, технические газы. И еще есть планы на размещение резидентов. 

Опыт работы ОЭЗ однозначно положительный. Буквально на днях федеральные органы приняли решение о создании ОЭЗ в Самаре в рамках формирования автомобильного кластера, увеличения производства автокомпонентов  и т.д. На мой взгляд, таких зон должно быть не 3-4, а больше. Ведь в обычных условиях сказать инвесторам: вы приходите, сами попытайтесь что-то сделать – это нереально.

Поэтому мы стараемся их сопровождать и оказывать им максимум поддержки, чтобы они чувствовали себя комфортно. Причем речь идет не только об условиях работы на промышленной площадке, но и в целом о среде, в которой они работают. Немаловажно, где ты живешь, в каком городе, в каком районе, есть ли в доме тепло, вода, газ, услуги. Есть ли рестораны, гостиницы, инфраструктура. Сегодня республика в этом направлении достаточно серьезно развивается.

Я думаю, перспективы у ОЭЗ "Алабуга" есть. Это одно из прорывных направлений для этого региона. Несколько лет назад там была безработица около 10%, а сегодня возникает уже совсем другая проблема: как обеспечить предприятия нужными специалистами?

- Какие налоговые льготы сейчас имеют резиденты ОЭЗ "Алабуга"? 

 - Льготы есть по четырем видам налогов. Первый – это налог на прибыль, он снижен на 4%. Налог на землю, налог на имущество, транспортный налог – все это резиденты не платят. Такую возможность дает федеральный закон для субъектов РФ, каждый регион имеет право принимать свои законодательные акты инвестиционного направления.

- Кстати, есть вопрос по елабужскому предприятию, вокруг которого разгорелся недавно громкий скандал. Мы имеем в виду ТатМЭЛлифт. Насколько мы знаем, у него возникли проблемы с поставками лифтов по линии минстроя РТ, в результате чего дело дошло до судебных разбирательств и банкротства. Хотя на самом высоком уровне говорилось, что проект нужный. И президент, тогда еще будучи премьером, лично его одобрил и поддержал.

- Насколько я понимаю, там есть определенный конфликт интересов самих акционеров. Замечу, что ТатМЭЛлифт, хотя и находится в Елабуге, но никакого отношения к ОЭЗ не имеет.

ЕСТЬ ЛИ В ИКЕА СТУЛЬЯ ИЗ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА?

- Давайте перейдем к вопросам о другой сфере ответственности вашего министерства - торговле. В ближайшие месяцы планируется открытие гигантского магазина "Ашан". Ставит ли республика условия перед ним и другими сетевыми ритейлерами, чтобы на их полках выдерживалась определенная доля произведенных в Татарстане товаров? Есть ли у них такие обязательства перед республикой или нет?

- Вопрос очень актуальный. Как республика, так и Министерство промышленности и торговли и наши производители заинтересованы в участии в поставках своей продукции в сетевые магазины. Но эти вопросы административным ресурсом не решишь, потому что нигде в законе не прописано, что они обязаны брать на реализацию какой-то товар. И мы в жестком формате не можем это им говорить. 

Но с другой стороны, когда рассматриваются их просьбы о выделении земельного участка, подключении энергоресурсов и т.д, мы стараемся с ними эти вопросы обсуждать и договариваться.  Во многих случаях это удается.

Во-первых, мы с сетевыми ритейлерами системно собираемся  и обсуждаем все эти вопросы. Ряд наших сельзхозпредприятий достаточно успешно с ними работают, идет поставка сетям мяса птицы, томатов, зелени. Но некоторые ритейлеры приводят свои аргументы: они говорят, что еще до прихода к нам уже инвестировали в ряде регионов в производство тех или иных видов сельхозпродукции. У ряда сетей срок таких договоров истекает в ближайшее время, и они становятся от этих обязательств более свободными. И тогда мы можем эти вопросы поднимать вновь. Их можно заинтересовать даже с точки зрения логистики: если мы сельхозпродукцию производим здесь в Татарстане, то мы ее можем доставлять в течение 2-3 часов. А доставка продукции в магазины из Европы или других регионов России займет не менее суток.

Понимание в этих вопросах частично есть. Иногда сети предъявляют претензии по качеству, много вопросов было связано с упаковкой, маркировкой. Сегодня уже мы в состоянии сделать современную упаковку, современную маркировку.

Удельный вес продовольственной продукции производства предприятий РТ за 8 месяцев 2010 года в ассортименте крупных торговых сетей – 45%, в обороте – 57%. В 2009 г. было соответственно 43% и 54%. То есть рост идет.

- С сетевыми ритейлерами не так давно был ряд конфликтных ситуаций, вызванных тем, что они требовали у наших производителей плату "за вход". Мы знаем, что минпромторг вмешивался в эту ситуацию. Какова она сейчас?

- Конечно, мы неоднократно пытались поспособствовать урегулированию отношений, но сложно было вмешиваться в коммерческий процесс без   закона о торговле. Сейчас принят и вступил в силу федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". В сентябре прошло первое слушание нашего республиканского закона о торговле, подготовленного  на базе российского. В федеральном законе бонусам поставили барьер. В частности, вознаграждение магазинам не может превышать 10% от стоимости товаров, а социально значимые товары вообще не могут облагаться какими-либо бонусами.

- Когда в Казань пришла компания ИКЕА, звучала информация, что она часть своих заказов на изготовление мебели размещает в Зеленодольске. Сейчас ИКЕА продает что-либо, выпущенное там? 

- В ИКЕА осуществляет поставки ряд предприятий малого и среднего бизнеса РТ. С Поволжским фанерно-мебельным комбинатом ситуация сложнее. В 2009 году он поставил на экспорт, в том числе в магазины сети ИКЕА, мебель (в основном стулья) на сумму порядка 600 млн. руб. Но в 2010 году поставок не осуществлялось, с июня 2010 года предприятие находится в процессе банкротства.

Но я думаю, что ситуация улучшится. Кроме того, в ОЭЗ "Алабуга" планируется организовать предприятие по выпуску МДФ-плит, в основном для мебельной отрасли, и в целом мы рассматриваем развитие этого направления в Татарстане.

КИТАЙЦЫ ПРИДУТ В ЧИСТОПОЛЬ

- Республика Татарстан имеет представительства в Чехии, Франции, Швейцарии и Финляндии, но почему-то в Германии, являющейся крупнейшим инвестором России, никогда не было представительства. 23 июня 2010 г. при встрече с делегацией ТПП г. Нюрнберга Вы предложили обменяться торговыми представителями. Я 12 лет работал в представительстве концерна БАСФ в Татарстане, а последние 6 лет был представителем ОАО "Нижнекамскнефтехим" в Германии. Готов содействовать созданию представительства в Германии и передать Вашему специалисту свой многолетний опыт организации прямых связей между немецкими и российскими организациями. Планируете ли Вы создать такое представительство? (Хасанов Мансур)

- Мы с автором этого вопроса обязательно свяжемся. Я знаю, что это очень опытный специалист.

Сегодня мы рассматриваем, анализируем деятельность наших зарубежных представителей. Их у нас насчитывается 12, как в дальнем зарубежье, так и в странах СНГ. Есть наши представители, которые достаточно эффективно работают: Турция, Чехия. Что касается  Германии, то там пока вопрос решался за счет расширения полномочий нашего представителя в Чехии. Но по мере увеличения бизнеса в Германии, наверное, мы эти вопросы будем рассматривать. С Торгово-промышленной палатой Нюрнберга хотя и медленно, но все же ведем сегодня переговоры в части создания представительства ТПП республики в Нюрнберге.

Поездка наших предпринимателей и директоров в Нюрнберг и Мюнхен в прошлом году дала определенный позитивный эффект. Несколько предприятий после этого начали работать с компаниями в Германии. Например, Электроприбор взаимодействует по производству датчиков. Очень активная работа идет по проекту ТАНЕКО по поставке оборудования из Германии.

19 октября мы проводим очередную встречу  в Казани с министром экономики Саксонии. У нас есть совместная рабочая группа в части создания в Казани инженерного центра.  Плюс темы, которые мы обсуждали по автомобильной тематике, по ресурсосбережению, энергосбережению. У предприятий Татарстана сложились очень хорошие взаимоотношения с предпринимателями Саксонии. Сегодня ведем мы переговоры с центральным офисом Сименса.

- Могли бы вы данные привести о состоянии экспорта-импорта?

- На протяжении последних лет (до наступления глобального финансово-экономического кризиса) внешняя торговля республики развивалась динамично – среднегодовые темпы роста внешнеторгового оборота в 2005-2008гг. составляли около 35% в год.

Но в 2009 году на  фоне негативного воздействия внешних факторов - замедления  развития мировой экономики и ухудшения мировой товарной конъюнктуры -  произошло снижение основных показателей внешней торговли Республики Татарстан.

Внешнеторговый оборот Республики Татарстан (ВТО РТ) в 2009г. составил 13,5 млрд. долларов, что на 37% ниже уровня 2008г. При этом объём республиканского экспорта составил около 11,8 млрд.долл. США,  импорта - 1,7 млрд.долл.США.

В 2010г. в связи с ожидаемым постепенным выходом из мирового финансово-экономического кризиса, оживления мировой экономики, а также реализации инвестиционных программ предприятий  прогнозируется рост основных показателей экономического развития  Республики Татарстан, в т.ч. и показателей внешнеэкономической деятельности.

Основные статьи нашего экспорта – нефть и нефтехимия. Но и другие предприятия работают активно в этом направлении. Например, ПОЗИС экспортирует холодильники в страны СНГ. КАМАЗ открыл производство в Индии, продолжает поставлять машкомплекты в третьи страны. Одним из лидеров по экспорту у нас является Казанский вертолетный завод, увеличивает поставки КМПО.

- Какие страны сегодня являются крупнейшими торговыми партнерами Татарстана? 

- В географической структуре внешней торговли, несмотря на рост доли стран СНГ во внешнеторговом обороте, приоритет по-прежнему принадлежит странам дальнего зарубежья: в 2009г. товарооборот со странами СНГ составил 15,4% от совокупного внешнеторгового оборота РТ, со странами дальнего зарубежья — 84,6%

Это Турция, Чехия, Германия, частично Италия. Сейчас постепенно отношения возобновляются с бывшими социалистическими странами, в частности, мы готовим визит в Венгрию. С Китаем идет обмен делегациями.

- Что касается Китая -  пока интерес с их стороны больше к нам, чем наоборот?

- Да. Но уже с ними по легкой промышленности мы начали вести консультации. Они планируют создать в районе Чистополя несколько предприятий по производству швейных изделий. Сейчас пошли уже более-менее реальные разговоры. Китайские предприятия уже не справляются со спросом, они рассматривают возможности, чтобы приблизить свои производства к  предприятиям, где есть гарантированный потребитель. Поэтому мы сейчас с Китаем по этому направлению начинаем работать.  

- В начале 2000-х во многих регионах РФ активно работали торговые дома "Татарстан".  В кризис, мы знаем, у многих из них возникли проблемы, часть ТД вынуждена была закрыться. В чем проблема: система стала нежизнеспособной?

- Торговые дома работают исключительно на принципах самоокупаемости, там нет какого-либо федерального или республиканского бюджетного финансирования. Наша поддержка состоит в другом: мы постоянно с ними встречаемся, показываем потенциал Республики Татарстан, в чем мы нуждаемся, какое сырье мы завозим из других регионов.

Мы провели анализ соглашений о создании торговых домов, подписанных, начиная с 90-го. Было 58 соглашений, но активно работа ведется в 17 регионах. В 90-ые годы философия была такова: дайте нам ликвидный товар, подешевле и на реализацию, без предоплаты. Но этот период прошел, сейчас дефицита на рынке нет. Только плати и никаких проблем. Сегодня с помощью торговых домов мы выстраиваем систему межрегиональной кооперации.

Есть позитивные примеры работы торговых домов. Торговый дом ООО "Зур Татарстан"  в Тольятти в основном поставляет в Самарскую область продукцию для нужд АВТОВАЗа, в частности, чугунное и цветное литье производства ОАО "КАМАЗ-Металлургия",  различные комплектующие для автомобилей от ООО "Радиокомплект" и ЗАО "КВАРТ" и др. ЗАО "Торговый Дом "НАРАТ" в Саратове в течение 2009 года продвигал на территорию Саратовской области продукцию ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Нэфис-Косметикс", ОАО "Хитон", ФГУП "ПО завод им.Серго" и др. При содействии торгового дома в Республику Татарстан налажены регулярные поставки листового стекла производства ОАО "Саратовский институт стекла", рыбная продукция ООО ТПФ "Океан", извести комовой ОАО "Силикат".

Также можно отметить эффективную работу торговых домов в Самаре, в Архангельске, в Мордовии, в Пензенской области.

Мы должны поддерживать эти торговые дома, потому что они работают в регионах, где живут наши соотечественники. Часть ресурсов ТД направляют на благотворительность, поддерживают местную диаспору. Кроме бизнеса, здесь есть еще и социальная составляющая.

КАРТЫ В РУКИ

- Вы 17 лет работали руководителем ЕлАЗа. Для широкой публики было неожиданностью, что вы приезжаете в Казань, становитесь министром. Не жалко было оставлять ЕлАЗ? В какой форме получили предложение стать министром? Как его восприняли?

-  Предложение было неожиданным, честно говоря. Мне позвонил руководитель Аппарата Президента и предложил приехать для встречи с Минтимером Шариповичем. Я приехал. Внутри было чувство: он скажет что-то важное. Это было в период кризиса, в середине марта 2009 года. Конечно, мне сложно было так резко оставить ЕлАЗ: там 3,5 тысячи народу, а в целом на промышленной площадке работают более 5 тысяч человек. Решение принять было не так-то просто. Но с другой стороны, Минтимер Шарипович сказал: "Ну ты же будешь работать в промышленности, а не в другой какой-то там отрасли. Вот тебе и карты в руки. Работайте в промышленности, кооперируйтесь и дальше развивайтесь".

- Вы работаете в правительстве полтора года. За это время в Татарстане сменились президент и премьер-министр. Изменился ли при этом стиль работы правительства?

- Каждый новый человек приносит с собой свой добавочный продукт позитивного характера. И я очень рад, что у нас в республике есть преемственность и во власти. Сегодня ситуация требует более мобильной работы, позитивно-агрессивного подхода. Сегодня нас никто не ограничивает: всегда есть возможность поехать, изучить, посмотреть, приглашать самим для того, чтобы перенять опыт для республики, что-то новое, что-то хорошее.  К нам приезжают, мы тоже часто выезжаем. Это не просто обмен опытом. Везде же анализируешь, делаешь какие-то выводы, лучшее стараемся взять себе на вооружение.

- Насколько широка остаточная компетенция Вашего министерства, если практически все регулирование осуществляется на федеральном уровне? И достаточно ли имеющейся у Вашего министерства полномочий для решения региональных задач? Если недостаточно, то как Вы видите способ решения компетенционной недостаточности? (Роберт)

- Полномочий на сегодня достаточно, но многие вещи зависят от самого руководителя. Если тебе эта работа интересна и ты пришел на государственную службу, то нельзя работать плохо. Это непростая задача служить народу, как говорит Рустам Нургалиевич. И когда видишь определенные результаты, они как-то тоже стимулируют. Мы находимся на достаточном уровне, выше среднего по сравнению с другими регионами. Но нам надо не только удержать этот уровень, нам и дальше надо подниматься, надо двигаться. Этим и определяются задачи: если ты вчера работал хорошо, то завтра надо работать еще лучше. Не в смысле пустую тачку возить быстрее, а чтобы был конечный результат. Коллектив у нас достаточно профессиональный, много и молодежи.  Мы стараемся быть ближе к товаропроизводителю, чтобы наши специалисты, мои заместители больше общались с директорами, работниками предприятий, чтобы узнавали их проблемы. И, конечно, важная задача - выстраивать взаимоотношения с федеральной властью. Там тоже тебя никто не ждет: много же таких регионов, которые приходят, какие-то вопросы задают.

У нас сложились нормальные деловые отношения  с директорским корпусом, с Ассоциацией промышленных предприятий РТ. Сообща нам удалось достичь определенных успехов, а впереди еще много работы. Но я уверен, работая в такой команде единомышленников, мы справимся со всеми задачами!

БИЗНЕС Online
Фото Ильи Лавриненко

«На докризисный уровень мы еще не вернулись». Интернет-конференция Равиля Зарипова с читателями «БИЗНЕС Online». Часть 1-я