Недавно в Казани запустился мексиканско-китайский ресторан быстрого питания «Джек и Чанг», однако выжить в кризис проекту оказалось не так просто. Бывший совладелец клуба BioPort, совладелец ресторана Альберт Валеев в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассуждает о том, как крупные американские сети быстрого питания выживают с рынка своих российских коллег и что может исправить ситуацию.
Cамый рентабельный бизнес в сфере общепита в Казани — это рестораны быстрого питания, или так называемые фастфуды |
«У АМЕРИКАНЦЕВ КАКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ БЛЮДА? БУРГЕР И СТЕЙК»
Cамый рентабельный бизнес в сфере общепита в Казани — это рестораны быстрого питания, или так называемые фастфуды. Очень жаль, что большинство татарстанцев предпочитают западный фастфуд — McDonald’s, KFC, BurgerKing. Ведь и у нас в городе есть заведения, где делают довольно качественную продукцию, способную конкурировать с западными аналогами. Например, «Түбәтәй», «Джек и Чанг», Wok&Go. Они представляют разную кухню: китайскую, татарскую, мексиканскую. При этом налоговые отчисления остаются в России.
На самом деле в McDonald’s нет ничего особенного — их меню не блещет ни разнообразием, ни оригинальностью. Но у них очень крутой менеджмент, я считаю его одним из самых лучших. У них до блеска отточены технологии, которые дают возможность приготовить любое блюдо в течение одной минуты. Однако себестоимость продуктов, которые у них используются, как правило, очень низкая. В результате гамбургеры и чизбургеры уже через 15 минут после приготовления невкусные. Срок хранения некоторых компонентов блюд доходит до полугода. Где это видано, чтобы хлеб хранился полгода?
У McDonald’s очень крутой менеджмент и маркетинг. Как только появляется новое блюдо, оно сразу становится брендом, преподносится сочными рекламами |
То же самое — KFC. Этот кляр, который они используют, невозможно есть уже через два-три часа. Нельзя сказать, что в «Маке» очень дешево. «Биг-тейсти» стоит 200 рублей. Но за эти же деньги в родных татарстанских заведениях можно взять нормальной еды. То есть для потребителя гораздо привлекательнее наша кухня. К тому же национальная кухня наших заведений куда разнообразнее — вот у американцев какие национальные блюда? Бургер и стейк — все!
При этом западные компании тратят огромные деньги на рекламу. Поэтому каждое блюдо McDonald’s продумано настоящими стратегами маркетинга. Как только появляется новое блюдо, оно сразу становится брендом, преподносится сочными рекламами — так, что невозможно не взять. При таком маркетинговом давлении другие участники рынка просто нервно курят в углу.
И у нас в городе есть заведения, где делают довольно качественную продукцию, способную конкурировать с западными аналогами |
Их плюс — в скорости и отточенности. Каждый кассир знает, что ему сказать. Каждый предложит вам в конце пирожок — эффект допродажи. Каждый знает, в какой момент куда встать, как извиниться. Наша задача — привести «Джек и Чанг» к такому стандарту. Это не сложно, просто необходимо время. Возможно, сейчас мы проигрываем McDonald’s в плане сервиса, скорости, как и, например, наши коллеги из «Түбәтәй», несмотря на то, что у них и название подходящее, и кухня неплохая.
ДЖЕК ПРОТИВ ЧАНГА
Я и два моих партнера открыли ресторан «Джек и Чанг» в ноябре на фудкорте «Парк Хауса». Однако мы сделали небольшой просчет в так называемой подушке безопасности. Дело в том, что аренда в крупных торговых центрах привязана к курсу евро. Если евро растет на рубль, наша аренда — сразу на 30 тыс. рублей.
Ресторан «Джек и Чанг» открылся в ноябре на фудкорте «Парк Хауса» |
При этом мы постарались привнести некие фишки. Во-первых, нигде в Татарстане нет мексиканской кухни, а она действительно очень богатая и разнообразная. Долго думали, острую пищу делать или нет. Потом решили: каждый человек будет сам регулировать уровень остроты заказанного блюда. Можно заказать гиперострое, чтобы почувствовать, что такое настоящая Мексика. Из китайского есть оригинальные закуски. Например, салат из битых огурцов. Их в прямом смысле бьют, от чего они становятся сочными, разрыхленными, затем поливают соусом и посыпают смесью орехов. На десерт можно заказать, например, жареное молоко — очень популярное лакомство в Китае. Это молоко, сгущенное по особой технологии и обжаренное во фритюре. Можно сделать даже жареное мороженое.
На десерт можно заказать, например, жареное молоко — очень популярное лакомство в Китае |
Наше заведение олицетворяют два персонажа: мексиканец Джек и китаец Чанг. Каждый месяц мы подсчитываем, каких блюд наши клиенты заказывают больше, и выявляем победителя.
Важный момент — все продукты, которые мы используем, производится в России. Закупаем у иностранцев только пару соусов. Все остальное — свое, родное: «Челны-бройлер», «Мираторг». Во-первых, отечественная продукция дешевле, во-вторых, наши производители, если нужно, всегда идут нам навстречу. Поваров мы обучаем сами. Мы специально ездили по Москве, изучили технологии, сделали выводы и весь накопленный опыт передали в виде своего детища. Теперь пускай хоть «Ревизорро» приезжает — нам не страшно.
Важный момент: все продукты, которые мы используем, производятся в России |
Если в McDonald’s каждый месяц вводится новое блюдо, то у нас каждый месяц будет новый герой. Мы решили пройтись галопом по всему миру. Допустим, в апреле будет русский Иван со своими блюдами, в мае —Ильдар со своими угощениями, затем итальянский, американский герои.
Посмотрите, сколько ресторанов закрылось за год. Это закономерно — курс доллара растет, евро растет, эмбарго как действовало, так и действует. Как только валюта дорожает, сразу дорожает и бензин. Соответственно, рестораны должны как-то компенсировать свои издержки и поднимать цену. Ресторанный бизнес начинает вымирать. И, по всей видимости, дальше ситуация будет только ухудшаться.
Каждый месяц мы подсчитываем, каких блюд наши клиенты заказывают больше, и выявляем победителя |
Хорошо, если инвесторы захотят поддержать именно татарстанские проекты, в том числе и наш. Арендодатели тоже понимают ситуацию на рынке — сейчас вся недвижка стоит. При курсе доллара в 85 рублей сложно находить клиентов, которые хотят что-то запустить. В итоге собственник снижает аренду или дает предпринимателям арендные каникулы на месяц-другой. Мне кажется, ситуация с высоким курсом валюты может подтолкнуть к развитию местного фастфуда. Главное, чтобы была хорошая идея и инвесторы.
Альберт Валеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.