Судя по четырежды повторенному в двух предложениях слову «волатильность», Эльвире Набиуллиной непросто дался вечер четверга и утро пятницы (фото tvc.ru)
Судя по четырежды повторенному в двух предложениях слову «волатильность», Эльвире Набиуллиной непросто дался вечер четверга и утро пятницы (фото tvc.ru)

О ЧЕМ СОВЕЩАЛИСЬ БАНКИРЫ И ЦБ

Сегодня глава российского Центробанка, державшая мхатовскую паузу во время скоротечной паники на российском валютном рынке, прервала свое молчание. «С начала года на мировых рынках наблюдается всплеск волатильности, и на российском рынке последние несколько дней рост волатильности усилился. Банк России внимательно следит за ситуацией на рынке, мы мониторим показатели и реализованной волатильности, и ожидаемой волатильности, стремимся не допустить чрезмерного роста, не обусловленного фундаментальными факторами, а теми, которые связаны с ситуацией с валютной ликвидностью, другими нарушениями в работе рынка», — витиевато высказалась она. Судя по четырежды повторенному в двух предложениях слову «волатильность», Эльвире Набиуллиной непросто дался вечер четверга и утро пятницы. За это непродолжительное время глава ЦБ успела отменить свою поездку на всемирный экономический форум в швейцарском Давосе, поручить подчиненным угомонить банкиров, запаниковавших при курсе 85 - 86 рублей за доллар и выступить на расширенной коллегии минфина РФ с успокоительными заявлениями.

Пресловутая волатильность, действительно, разошлась не на шутку. Еще в четверг доллар вырастал на бирже до 85 - 86 рублей, евро поднимался выше 93 рублей. Сегодня игравшие на понижение рубля спекулянты на фоне отыгравшей вверх цены на нефть зафиксировали прибыль, не исключено, что в те же ворота играли экспортеры, продававшие валюту — в итоге к обеду стало известно, что официальный курс доллара и евро упал на 3 - 4 рубля. На выходные ЦБ оценил «американца» в 80,57 рубля, европейскую валюту — в 87,22 рубля. Биржевой курс иновалют к вечеру пятницы отправился еще ниже. К 16:50 мск доллар торговался по 79,23 рубля, теряя с начала сессии 3,4 рубля евро — по 85,56 рубля (минус 4,44 рубля).

Накануне вечером СМИ распространили тревожную информацию о созыве экстренного заседания в ЦБ. В умах заворочались нехорошие ассоциации с аналогичным событием декабря 2014-го, вылившимся в повышении ключевой ставки до 17%. К счастью, чуть позже информацию дезавуировали. Как выяснилось, в четверг вечером замы Набиуллиной провели совещание с представителями банковского сообщества, где рассматривался вопрос продления действия спецкурса для расчета норматива достаточности капиталов российских банков (он был введен после обвала рубля в декабре 2014 года и отменен с 1 января этого года).

Пока никаких решений не принято — об этом корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал сегодня из первых уст, побывав на пресс-конференции президента ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна в Москве. Он сформулировал требования банкиров следующим образом. «У нас могут возникнуть проблемы, допустим, с нормативами. Вы в этом случае пойдете навстречу? ЦБ говорил: «Да, мы готовы. Только вы тоже поймите. Не всегда правильно, когда даем какие-то льготы по нормативам, привязывая к какому-то курсу», — сказал он на пресс-конференции в Москве.

В общем, со слов Тосуняна, получается сплошной совет да любовь. Единственное, с чем в действиях ЦБ он не согласен, — уровень ключевой ставки, которая должна быть ниже. Иначе все надежды на экономический рост так и окажутся надеждами, причем весьма призрачными. «Двузначная процентная ставка кредитования — это тормоз нашей экономики. Невозможно кредитоваться с теми ставками, которые сегодня есть на рынке», — заявил Тосунян. Напомним, что в настоящее время ставка ЦБ находится на уровне 11% годовых, и после скачков курса рубля вновь заговорили о возможности ее повышения.

Между тем Набиуллина полагает, что валютную панику на сей раз удалось погасить и без революционных мер. «Скоординированные действия ЦБ и минфина в 2015 году позволили удержать ситуацию под контролем. Экономика быстро адаптировалась к падению цен на нефть, начала замедляться инфляция, волатильность курса стала ниже волатильности нефти, стали снижаться стоимость риска и доходности вложений в российские активы», — сказала сегодня глава ЦБ, выступая на расширенной коллегии минфина.

Уже на следующей неделе Владимир Путин проведет внеплановое совещание с членами правительства. На нем предполагается обсудить пути вывода экономики из кризиса (фото kremlin.ru)

«ПИК КРИЗИСА ВПЕРЕДИ»

Менять планы пришлось не только Набиуллиной. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, уже на следующей неделе Владимир Путин проведет внеплановое совещание с членами правительства. На нем предполагается обсудить пути вывода экономики из кризиса.

Кстати, Песков, в четверг «не заметивший» обвала рубля, сегодня уточнил свою позицию, списав происходящее на ту самую волатильность. «Она и туда и сюда, происходят скачки, и мы видим, как ведут себя энергетические рынки, мы видим, что это касается достаточно большого количества стран и не может оставлять без влияния мировую экономику в целом, частью которой является Россия», — пояснил позицию Кремля пресс-секретарь российского президента.

Что касается плана вывода страны из кризиса, то, как заверил министр финансов РФ Антон Силуанов, работа в этом направлении ведется. «Мы видим необходимость подготовки новой стратегии деятельности правительства, которая будет уже исходить из тех возможностей, которые есть у государства, и эта стратегия должна исходить из новых возможностей, новых задач, мы должны выходить на новое качество роста», — заявил он на коллегии минфина.

Каким будет новый курс правительства? Силуанов дал понять, что бюджет придется резать больше, чем на заявленные 10%. По его мнению, страна не может позволить себе бюджетный дефицит больше 2 - 3% ВВП. А при текущих ценах на нефть и курсе рубля дефицит, по оценке предшественника Силуанова Алексея Кудрина, достигнет в этом году 6%. Значит, нужно сокращать расходы и искать новые источники доходов. К слову, Силуанов подтвердил, что минфин предложит населению покупать 3- и 5-летние облигации федерального займа — ОФЗ должны стать альтернативой валютным сбережениям.

Главным, впрочем, должны стать структурные преобразования — в частности, новая, не менее масштабная, чем в 1990-е годы, волна приватизации. На форуме в Давосе об этом говорили вице-премьер Юрий Трутнев и упомянутый Кудрин. «Прежде всего кризис вызывает необходимость реформ, мы занимались реформами и раньше. Мы видим главным содержанием реформ создание максимально конкурентных условий для бизнеса», — заявил Трутнев. Его поддержал Кудрин, отметивший необходимость прекратить, наконец, практику давления правоохранительных органов на бизнес.

Кудрин при этом развеял надежды на то, что и на этот раз удастся обойтись малой кровью: цена на нефть вырастет, рубль укрепится, и не придется заниматься ни приватизацией госбанков и даже некоторых нефтяных компаний, ни бизнес-климат реально улучшать. «2016 год несет риски. Ни помощники президента, ни я не полагали, что будет новый такой большой обвал цен на нефть, это создало новую реальность. Поэтому пик кризиса еще впереди», — пообещал бывший министр финансов.

«ЦЕНА НЕФТИ НЕ ДОЛЖНА УПАСТЬ НИЖЕ 24 ДОЛЛАРОВ ЗА БАРРЕЛЬ»

Между тем Набиуллина с некоторой демонстративностью излучает уверенность в собственных силах. «У нас есть весь набор инструментов для того, чтобы действовать на опережение и заранее предотвращать угрозы финансовой стабильности», — заявила Набиуллина. Хотя эксперты полагают, что реальный инструмент у ЦБ (если оставить за скобками те, от которых регулятор категорически отказывается) остался по сути один — убеждать экспортеров продавать валютную выручку, что, вероятно, и могло произойти сегодня, когда рубль стремительно отыгрывал утраченные позиции.

При этом возможности наших экспортеров в первую очередь зависят от стоимости нефти. Она же неожиданно пошла в гору, также сыграв на руку рублю. Несмотря на новый рекордный рост запасов в США, баррель сорта Brent подорожал утром в пятницу до $31 и весь день плавал у этой отметки.

Надо отметить, что у самой главы Центробанка не слишком оптимистичный взгляд на рынок углеводородов. «Отскоки цен на нефть могут быть, но ожидать, что цены на нефть вернутся на тот высокий уровень, который был несколько лет назад, нельзя», — признала Набиуллина. В свою очередь, глава Сбербанка Герман Греф из Давоса спрогнозировал среднегодовую цену на нефть на уровне $30 за баррель — на $20 ниже, чем заложено в российском бюджете. Прикидками занялись и нефтяники: президент «Лукойла» Вагит Алекперов обозначил планку, ниже которой стоимость черного золота упасть не должна. «Это 24 доллара. Вся аналитика показывает, что просто ниже этой цены очень много проектов, даже действующих, будет остановлено», — поделился он своими опасениями. «Мы сегодня готовим при цене 30 долларов сокращение инвестиционной программы где-то на 1,2 - 1,5 миллиарда долларов», — сообщил Алекперов.

Снижения российской экономики от цен на нефть пока остается лишь в мечтах. «Валютная пропорция отношения рубля к доллару во многом зависит от нефти. Это наша ахиллесова пята. Мы как-то должны разрешить эту проблему. Все эту задачу ставят и понимают. В цене на нефть больше политических факторов, чем экономических. Но сам факт такой сильной зависимости нашей национальной валюты от цены на нефть нельзя считать нормальным, это аномальная зависимость», — огорчен глава АРБ Тосунян.

«ВОТ ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА У НАС НАХОДИТСЯ В АУДИТОРИИ»

Одна из главных антикризисных мер — сделать более эффективными инвестиции. Об этом в основном и говорили на посвященной России сессии давосского форума. Ярче всех выступал глава ВЭБа Владимир Дмитриев. Наверное, потому что проблема неэффективных инвестиций касается его напрямую — банк развития оказался на грани банкротства по причине олимпийских и прочих мегарасходов. «Строили мы все это (олимпийские объекты в Сочиприм. ред.) в тучное время, когда государство не задумывалось о том, а откуда же деньги берутся на все эти проекты. Есть ВЭБ, он должен этим заниматься. Мы брали деньги за рубежом в валюте, финансировали проекты в рублях, и теперь мы оказались там, где оказались», — поделился наболевшим Дмитриев. Инвесторы олимпийской стройки оказались не в состоянии вернуть банку гигантские кредиты, в результате чего в его балансе образовалась дыра примерно в триллион рублей.

Напомним, что президент Татарстана Рустам Минниханов также принимает участие в работе Давосского форума. В его Instagram размещены фото с сессий, на которых побывал Минниханов, а также снимки с товарищеского матча со звездами мирового хоккея.

Рустам Минниханов также принимает участие в работе Давосского
форума. В его Instagram размещены фото с сессий,
на которых побывал президент (фото instagram.com/rusminnikhanov)

Имя Минниханова всплыло, когда президент ВЭБа начал вспоминать об удачных инвестициях банка. «В прошлом году мы через финансирование Внешэкономбанка запустили 10 крупнейших проектов. Вот президент Татарстана у нас находится в аудитории. В республике пущен крупнейший в нашей стране комбинат по переработке попутных нефтяных газов, который дает возможность выпускать конкурентную продукцию для нашего производства удобрений. Проект «Аммоний» — крупнейший проект в нашей стране. В прошлом году в Татарстане также запущен крупнейший в нашей стране завод по производству двигателей компании «Форд-Соллерс», запущены две новые модели автомобилей этого концерна», — отчитался об инвестиционных свершениях РТ Дмитриев.

40 РУБЛЕЙ — И ТОЧКА

Но вернемся к нашим баранам. Насчет снижения волатильности рубля наши монетарные власти, пожалуй, погорячились. Последние дни снова показали, насколько легко российская валюта поддается влиянию не только внешних факторов и спекулятивных атак, но и обычной паники.

Увы, граждане не слушают единственного правильного совета: когда курс летит в тартарары, метаться уже поздно — лишние телодвижения практически неизбежно приведут лишь к потерям. Если, конечно, у вас вообще еще остались накопления. Простой пример: вечером 21 января в разгар валютной паники в московских банках курс продажи доллара доходил до 90 рублей. В Казани же 22 января, по данным портала Banki.ru, например, Татсоцбанк продавал доллар по 86 рублей, Татфондбанк — по 85, Райффайзенбанк — по 85,25, Сбербанк — по 84,30. Лучший курс был в Юниаструм Банке — 81 рубль за доллар. Однако в это время на бирже курс доллара опустился до 79,90 рубля. Таким образом, воспользоваться укреплением национальной валюты, которое произошло в пятницу, обычные граждане не смогли бы. В среднем им пришлось бы за каждый купленный в обменниках доллар переплачивать 5 рублей по сравнению с биржевым курсом.

Неудивительно, что население, напуганное курсовыми скачками (их Набиуллина и называет волатильностью) принялось скупать впрок бытовую технику, пишет газета «Коммерсант». В ряде банков отмечают взрывной рост выдачи POS-кредитов, предоставляемых непосредственно в магазинах, что совершенно не характерно для января, когда обычно наблюдается потребительское затишье. Судя по всему, население не очень-то верит обещанию Набиуллиной не допустить «чрезмерного роста» курса иностранных валют и стремится сделать вложения на будущее в чем-то твердо конвертируемом. Пусть даже это будут холодильники и пылесосы.

На этом фоне звучат радикальные предложения вернуться на четверть века назад и установить фиксированный курс рубля. Член Совета Федерации Сергей Калашников, например, убежден, что курс надо закрепить на уровне 40 рублей за доллар. Понимания инициатива не нашла. «Установление курса рубля — это как ужа с ежом пытаться скрестить, — парировал глава АРБ Тосунян. — Любые административные меры установления валютного курса... Ну давайте 70 копеек установим и будем жить, как в Советском Союзе, в дефиците».

Не хотелось бы.