Ильдар Халиков отметил, что в Татарстане не ставятся задачи по увеличению продажи водки: «Чем меньше татарстанцы будут ее пить, тем лучше. Но мы не должны допускать к продаже суррогатный алкоголь»

«КОЛЛАПСА НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ АЛКОГОЛЬНОМ РЫНКЕ НЕ БУДЕТ!»

Татарстан уверенно продолжает борьбу с нелегальным оборотом алкогольной продукции. 2015 год показал неплохие результаты, рассказал на традиционной ежегодной коллегии Госалкогольинспекции РТ глава ведомства Игорь Марченко. В 2015 году из незаконного оборота изъяли 409 тыс. литров — в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Сумма штрафов по материалам инспекции выросла вдвое, составив 25 млн. рублей. При этом черный рынок «мутирует», адаптируясь к изменениям. Если в предыдущие годы «ловцы» контрафакта чаще всего обнаруживали «продукцию якобы казахстанского производства», то теперь у бутлегеров в ходу «спиртосодержащие жидкости двойного назначения» — так называемые фанфурики.

При этом алкогольная мафия ведет себя все наглее, признал Марченко. «Недобросовестные предприниматели используют, не побоюсь этого слова, изощренные формы удержания на плаву своего нелегального, но достаточно прибыльного бизнеса. В ход идут как жалобы на контролирующие органы, так и методы прямого физического воздействия». Он припомнил инцидент в Высокогорском районе, в котором пострадала сотрудница Госалкогольинспекции — ей нанесли телесные повреждения, было возбуждено уголовное дело. «При этом виновник не постеснялся написать на нее жалобу в прокуратуру», — заметил Марченко. Нередко сотрудникам инспекции попросту угрожают. Однако на ход борьбы с контрафактом это не повлияет, заявил глава ведомства: инспекция намерена и впредь лишать алкогольных лицензий и закрывать магазины за нарушения закона.

Одна из мер пресечения незаконного оборота алкоголя, как известно, внедрение системы «ЕГАИС». Процесс этот идет в Татарстане как в пилотном регионе полным ходом. «Уже по состоянию на 31 декабря 2015 года были подключены или находились в высокой степени готовности практически все предприятия оптового и розничного звена», — вдохновил гостей коллегии чиновник. Как он позднее уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online», по факту из более 8 тыс. предприятий розничной торговли отгружают алкоголь с подачей информации в систему около 65%, а остальные пока разбираются с оборудованием. Впрочем, и это неплохое продвижение с учетом того, что в середине декабря к ЕГАИС были подключены всего четверть торговых точек.

Марченко уверен, что к апрелю, когда вступят в силу отложенные с января штрафы за торговлю в «обход» системы, татарстанские продавцы будут готовы к учетной системе на все 100%. «Работа в данном направлении продолжается, и, несмотря на возникающие вопросы технического характера и пессимистические прогнозы различных экспертов, у нас есть уверенность, что коллапса на республиканском алкогольном рынке не будет», — заявил он.

Его поддержал и премьер-министр РТ Ильдар Халиков, который по-свойски сознался: члены правительства и сами скептически смотрели на проект ЕГАИС, но он пошел лучше ожиданий. «Вы знаете, что и президент республики, и правительство республики на начальном этапе вообще сомневались в возможности внедрения. Но, к счастью, на сегодняшний день негативные последствия меньше, чем мы предполагали», — высказался премьер. Он лишь напомнил своему заму Василю Шайхразиеву о том, что контроль за продвижением системы в районах нужно непрерывно продолжать, «чтобы не создать коллапса». И добавил, что, мол, если у кого есть проблемы с оборудованием, обращайтесь в «Татспиртпром» — «тут же в короткие сроки сделают ЕГАИС». Напомним, что ТСП на волне новшества открыл предприятие по продаже готовых комплектов техники ЕГАИС, заявив, что готов помогать мелким магазинам с большим дисконтом.

В 2015 году такой важный инструмент контроля над производством и продажей алкогольной продукции, как ЕГАИС был распространен на оптово-розничный сегмент алкогольного рынка

«ЗАПУСТИМ ЕГАИС — ЗАПУСТИМ И КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ!»

Однако с оптимистичными оценками чиновников не согласилась председатель алкогольной ассоциации РТ Ольга Апенкина, которая сразу предупредила, что собирается добавить в тему ложку дегтя. В ее описании внедрение ЕГАИС предстало этаким вторым «Платоном». «Рынок пока находится в состоянии шока. Отгрузки начались, но с каким боем, какой кровью и потом они достигаются, это знают только те, кто в этом процессе участвует, — с ходу заявила Апенкина. — Есть такая шутка: если мы запустим ЕГАИС — запустить космический аппарат уже ничего не будет стоить».

Проблема в том, что у бизнеса возникает множество вопросов «на всех участках звеньев цепи» — у владельцев магазинов, продавцов, объяснила Апенкина. При этом сотрудники Росалкогольрегулирования, к которым они обращаются за помощью, зачастую не в состоянии ответить на вопрос. А чаще всего попросту отсылают читать федеральный закон: «Я сама разместила несколько вопросов (на сайтеприм. авт.) — не получила ответов ни на один». Как пояснила Апенкина уже после коллегии, у продавцов есть и ряд технологических проблем. Например, для входа в ЕГАИС Росалкогольрегулирование разработало специальный формат ОТМ — механизм передачи информации в секторе b2b, который в полном виде был опубликован лишь в декабре. Но фактически участники рынка, чтобы подключиться к ЕГАИС, должны самостоятельно доработать часть ІТ-системы. «Каждая организация обращается к программистам, которые читают эти форматы. Программисты работают сутками, без выходных. Потом начинается тестирование, выявляются ошибки», — описала ситуацию Апенкина.

Она подробно рассказала журналистам и о том хаосе, который, по ее словам, творился в продуктовых магазинах в январе. Она назвала это «логистической истерикой»: запустить отгрузки алкоголя удалось только 15 числа, дальше дело пошло «со скрипом». В результате оптовые отгрузки «упали» примерно в 10 раз, и «сейчас сказать, когда весь товар встанет на баланс, невозможно». «Такой сейчас рынок алкоголя: мы боимся ЕГАИСа, мы боимся друг друга, мы боимся что-либо сделать не так», — подытожила она. Апенкина отказалась называть пострадавших от паники игроков, но отметила, что среди них есть и крупные федеральные сети. Например, по ее данным, «Лента» в январе столкнулась с крупным сбоем ЕГАИС. Страдает и опт, которому, в отличие от розницы, не дали преференции по отчетным накладным до апреля — поставщики не знают, какой отчетности ждать к этому времени, рассказала она.

При этом, заверила Апенкина, бизнес вовсе не против ЕГАИС как таковой. Нужно лишь облегчить ход внедрения. «Я бы хотела обратиться не только от татарстанского бизнеса, но и от бизнеса всей России. Чтобы дали четкие инструкции: что и за что будет бизнесу, — обратилась к чиновникам Госалкогольинспекции Апенкина. — А также к представителям торговых сетей — давайте решать вопросы совместно, чтобы мы как слепые котята не тыкались!»

Вячеслав Диденко
Вячеслав Диденко: «Статистические данные меняются, но важно понять, где мы находимся и куда мы идем»

«ЗАЯВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО МЫ СВЕРНЕМ БИЗНЕС, НЕОБЪЕКТИВНЫЕ»

Отвечать на «крик души» представителя профильного бизнеса пришлось федеральному гостю — замруководителя федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Вячеславу Диденко. «Скажу честно, эмоциональное выступление Ольги Владимировны спутало мои карты», — признался чиновник. Но согласился с его актуальностью: «Статистические данные меняются, но важно понять, где мы находимся и куда мы идем». Он попытался осторожно ответить на «выпад», заметив, что в целом по стране число торговых точек с начала внедрения системы только выросло — с 256 тыс. до 270 тысяч. «Эмоциональные заявления о том, что мы свернем бизнес, прекратим работу, необъективные», — аккуратно резюмировал он. При этом Диденко не смог не упомянуть о том, что в «пилотном» Татарстане число подключенных торговых точек, напротив, упало с 10 до 9,5 тысяч. Но тут же попытался успокоить слушателей тем фактом, что в расчете на 100 жителей татарстанский показатель все равно остается выше среднего по стране.

По-видимому, ведомство беспокоят не столько проблемы добросовестных пользователей новой системы, сколько нечестные предприниматели, уже успевшие придумать схемы по «обходу» ЕГАИС. «Существуют целые алгоритмы: чуть ли не уборщица берет на себя ответственность за нелегальный оборот. Есть и наиболее циничные формы — сдача квадратного метра магазина другому ИП, который берет ответственность», — посетовал Диденко. Он дал понять, что регулятор с такими «финтами» мириться не намерен. «Здесь можно идти разными путями. На уровне республики можно принять лицензирование, ограниченное по сдаче в субаренду. Тогда эта практика будет пресечена и не будет тиражироваться», — предложил он Халикову. Тот, в свою очередь, поручил ответственному за тему вице-премьеру Шайхразиеву собрать совещание и ответить на все вопросы бизнеса.

«ТАК ШИКАРНО ВСЕ ОБЪЯСНИЛИ, БУКВАЛЬНО НА ПАЛЬЦАХ»

Интересно, но опрошенные «БИЗНЕС Online» розничные игроки алкогольного рынка особых трудностей во внедрении ЕГАИС не заметили (вероятно, представитель алкогольной ассоциации в большей степени говорила о проблемах оптового звена торговли.)

Булат Аскаров — начальник управления торговли правления «Татпотребсоюза»:

— Особых проблем по внедрению ЕГАИС нет. Помощь со стороны Госалкогольинспекции была очень хорошая. Были организованы встречи представителей республиканской, российской инспекции с предпринимателями не только в Казани, но и в Набережных Челнах, других районах Татарстана. Всем все было объяснено. Наши представители, например, ездили в Набережные Челны, люди задавали свои вопросы, кому что непонятно, и в итоге у нас все работают.

Наше правительство поддерживает внедрение системы «ЕГАИС». По-моему, и в этом году планируется проводить такие встречи с предпринимателями. По нашей организации, по нашей системе такой проблемы нет. И в республике в целом тоже. Практически все предприниматели уже установили программы. Насколько я помню, на 31 декабря прошлого года было 99 процентов.

Светлана Кошкина — владелица нижнекамского кафе «Светлячок»:

— Нас только в декабре прошлого года раз пять-шесть, наверное, собирали. Ну если кто-то не захотел прийти — это его проблемы. Причем на встречи приезжали не только представители республиканской инспекции, но и российской. Так шикарно все объяснили, буквально на пальцах — все очень доступно, очень ясно рассказали, все адреса и телефоны нужные дали, листовки раздали. Объясняли все очень конкретно: если ты это продаешь, то тебе нужно это и то. Один раз в мэрии собирали предпринимателей, на проекторе все показывали. Что после этого может быть непонятно?

Люди попросту не ходят на такие встречи. Одни — потому что лень, другие не хотят ничего слышать. А не хотят слышать потому, что нужно одно место поднять да побегать как следует, и, разумеется, вложиться. Мне пришлось две недельки побегать, зато я все сделала и теперь в системе «ЕГАИС». Конечно, проще сказать, что ничего не объяснили, чем все сделать самому. Но я считаю, что если закон принят, то мы, предприниматели, должны его исполнять.

Ильшат Камалов — заместитель генерального директора ОАО «Татспиртпром» по развитию фирменных магазинов «Арыш мае»:

— Все магазины «Арыш мае» мы подключили к ЕГАИС еще до Нового года. Продажа оборудования компанией «Облако» идет в плановом режиме. А надеяться на отсрочку до апреля по ЕГАИС — шаг бесперспективный, уже сейчас необходимо работать в соответствии с действующим законодательством.

Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА):

— По России ситуация очень сложная. Оптовый сектор подключился почти весь. Но у нас есть оптовики лицензированные — около 2 тысяч, и есть пивные оптовики, которые никогда не лицензировались, им это было не нужно. И те и другие сейчас подключаются. Если лицензированные оптовые компании имели несколько лет опыта работы с ЕГАИС с 2006 года (потом их оттуда убрали), хотя сейчас все изменилось, то пивные компании имеют серьезные проблемы с подключением. Думаю, что и в Татарстане тоже.

А с розницей везде, конечно, проблемы. ЕГАИС — теоретически штука хорошая. Она должна позволить изгнать из легальной розницы нелегальную водку. По итогам прошлого года в России было продано в розницу около 1 миллиарда литров ликероводочных изделий. Из них примерно 300 миллионов литров нелегальной водки, продававшейся по одной цене с легальной. Поэтому заменить нелегальную водку легальной с помощью системы «ЕГАИС» в целом представляется возможным — пусть не весь объем, пусть даже 2/3. То есть когда это произойдет (может, в 2017 году), государство и легальный бизнес получит выигрыш.

В любом случае розничных торговых точек станет меньше — в городе розница сократится процентов на 25, в селе — на 40. В России не более 60 процентов розничных точек зарегистрировались. Для многих это просто космос. В первую очередь для сельских магазинов. Даже не потому, что установить систему дорого. Просто у нас 40 процентов населения живет в сельской местности, где интернет для многих сказка, а торговые точки отапливаются печками — для них внедрение ЕГАИС практически невозможно.