ПОГОНЯ: БЕГЛЕЦ УШЕЛ, НЕСМОТРЯ НА ФУРУ ПОПЕРЕК ДОРОГИ

Многие федеральные СМИ, в том числе телеканал «НТВ», показали видео, опубликованное на YouTube пользователем Рустамом Галимовым. На видео, снятого из салона одной из машин, видно, как на обочине Орловского кольца в Набережных Челнах стоит автомобиль полицейских, а один сотрудник ГИБДД тормозит фуру, перекрывая подъезд к кольцу.

«Кого-то тормозят, что ли?» — задает вопрос автолюбитель, камерой которого было снято видео. — Закрывают. Наверное, дорогу перекрывают...»

Перестроившись в крайний левый ряд, камера автолюбителя запечатлела момент, как другой сотрудник ГИБДД останавливает идущую впереди «Газель» и просит ее встать сзади уже остановленной фуры. Таким образом остальные машины оказаываются заперты. И тут появляется нарушитель.

«Вот это вот он, наверное... — говорит водитель в момент, когда с правой стороны от его машины проскакивает Mitsubishi и слышны звуки сирены полицейских. — Ха-ха, ушел...»

Действительно, на большой скорости беглый Mitsubishi проскочил в образовавшуюся дырку между «Газелью» и большегрузом и ушел. Следом за ним, объезжая машины, пролетел внедорожник Ford с мигалками, а чуть позже и помедленнее — Fiat. Постояв немного на подъезде к кольцу, т. к. фура некоторое время закрывала подъезд, автолюбитель продолжил движение с комментарием «Что творится у нас в городе...».

Так что же творится в Набережных Челнах? ГИБДД РТ пока не комментирует ситуацию. С утра начальник управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов находится на совещании, поэтому получить комментарий «БИЗНЕС Online» не удалось. Вместе с тем, пресс-службе ведомства пояснили, что сейчас подробную справку о происшествии запросили в МВД, и пообещали сообщить подробности позднее.

ИСТОЧНИК В МВД: ЭТО БЫЛ ЗАТОР — КАК В ЧАС ПИК

Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», нарушителя на Mitsubishi Lancer полиция все-таки задержала — уже после того, как он «пролетел» препятствия на трассе и съехал с дороги. Фамилия нарушителя — Маврин, ему 21 год. В настоящее время он задержан. Набережночелнинский мировой суд определил ему за совершение ДТП и оставление места происшествия наказание в виде административного ареста на 5 суток. Кроме этого, в настоящее время на «шумахера» составлено более 20 административных материалов. Его, в частности, привлекают по ст. 19. ч. 3 КоАП — по факту неповиновения законным требованиям сотрудников ГИБДД, выезда на встречную полосу движения, предусматривающего лишение прав, и т. д.

Источник в татарстанском МВД пояснил «БИЗНЕС Online», что нарушителя преследовали примерно в течение получаса. Словосочетание «живой щит» в данном контексте, по его мнению, не совсем корректно. «Живой щит» — это когда перекрывают движение гражданскими машинами, ставя их поперек движения, подвергая, таким образом, опасности как жизни людей, так и их транспортные средства. В данном случае такого не было, дорогу перекрывали фурой, пояснил источник. «В данном случае был создан затор, какие бывают повсеместно в часы пик», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online».

.
На большой скорости беглый Mitsubishi проскочил в образовавшуюся дырку между «Газелью» и большегрузом и ушел

Какой была альтернатива? Нарушитель реально создавал угрозу жизни и здоровью других участников дорожного движения. Mitsubishi Lancer игнорировал требования ГИБДД остановиться и летел, не обращая внимания на красные сигналы светофоров, выезжая на встречку и мешая движению. На одном из перекрестков он ударил другую машину и скрылся с места ДТП. Инспекторы действительно сомневались в адекватности водителя. По их мнению, он мог в любой момент сбить и убить любого, кто попадет ему на пути, говорит источник. Машина была тонированной — кто в ней, было непонятно. Может быть, заложники или террористы. Так что действия сотрудников ДПС, по словам источника, имели целью предотвратить возможно более тяжелые последствия, которые могли повлечь действия неадекватного водителя.

«Вот если бы он кого-нибудь сшиб, тогда резонанс этой истории был бы куда более громким, — убежден источник в силовых структурах. — Все сразу бы начали спрашивать: «А куда смотрела ГИБДД? Почему не предприняла мер по задержанию?»

ГОД ЗА РЕШЕТКОЙ — ЗА ФОРМИРОВАНИЕ «ЖИВОГО ЩИТА»

Напомним, что наиболее скандальными становились случаи формирования «живого щита» в Москве. Так, в ночь с 22 на 23 октября 2014 года на 56-м километре МКАД сотрудники ДПС перекрыли движение, описывает историю «Российская газета». По словам свидетеля и пострадавшего — водителя автомобиля Nissan Рathfinder Владислава Яковченко, впереди потока стоял инспектор, подняв вверх жезл (сигнал регулировщика к остановке транспорта), и переговаривался по рации. А минут через пять Яковченко услышал позади надрывный клаксон, увидел в зеркале заднего вида несущуюся темную иномарку. Это оказалась Audi A8. Ничтоже сумняшеся, водитель бросил Audi в узкое пространство между Nissan Яковченко и отбойником, тараня машину свидетеля. Проехать не удалось — он сдал назад и таранил еще раз и еще... Круша по пути и другие машины, иномарка шла вперед, не считаясь с повреждениями. Федерация автовладельев России также ссылалась и на показания других пострадавших, например водителя «ВАЗ-2110» (последнего препятствия на пути Audi к свободе), который, опасаясь за собственную жизнь, катапультировался через правую переднюю дверь. Audi вырвался и скрылся, позднее машину нашли брошенной на одном из съездов МКАД. Водитель скрылся в лесополосе.

Никто не погиб и не был ранен. Но пострадало 8 машин. Компенсации им никакой добиться не удалось: ОСАГО не покрывает убытки в случае, если авария произошла с неизвестным лицом. Повезло только тем, кто оформил КАСКО. Что же до «живого щита», то официально его не было. По версии ГИБДД, нарушитель... попал в пробку! Неустановленный водитель совершил серию ДТП, проехал около 300 м и скрылся, гласила официальная версия произошедшего. Номера на «беглеце» оказались подложными.

До этого, в 2010 году, московская полиция все-таки признала формирование «живого щита». Тогда милиция ловила барсеточников. Чтобы задержать подозреваемых в грабежах и воровстве, сотрудники использовали личный автотранспорт ничего не подозревавших людей, заблокировав движение на проезжей части. В результате были повреждены три личные машины граждан, которые буквально протаранили преступники на Audi, после чего скрылись. Но тогда шеф столичной полиции Владимир Колокольцев (ныне министр внутренних дел РФ) лично принес извинения пострадавшим, а машины им отремонтировали за госсчет. Инспектора первого спецполка ДПС Олега Соколова осудили на год лишения свободы, командира 1-го спецполка ДПС уволили, шефу московского ГИБДД объявили строгий выговор.

Наиболее скандальными становились случаи формирования «живого щита» в МосквеФото: http://rusdtp.ru/
Наиболее скандальными становились случаи формирования «живого щита» в Москве (фото: http://rusdtp.ru/)

«УБЕГАЮЩИЙ ВОДИТЕЛЬ — КАК КРЫСА, ЗАГНАННАЯ В УГОЛ. ОН СПОСОБЕН НА ЖЕРТВЫ!»

Оценить ситуацию «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.

Дмитрий Золотов представитель федерации автовладельцев России в Казани:

— Мы (ФАР прим. ред.) считаем недопустимым ради поимки нарушителя ПДД подвергать участников дорожного движения опасности. Убегающий водитель — как крыса, загнанная в угол. Он готов на все: идти на таран, идти на какие-то жертвы. Он уже не понимает, что происходит, для него главное — уйти от погони. А все, что будет происходить в дальнейшем, его мало касается. Поэтому это были очень опасные действия. ФАР осуждает это. Я готовлю обращения в прокуратуру и хочу обратиться к сотрудникам ГИБДД за разъяснениями.

Как сотрудникам ГИБДД надо было реагировать? Во-первых, у них есть автомобили, на которых они догоняли преступника, они могли из них выстроить «живой щит». Во-вторых, когда известен номер автомобиля, его легче вычислить. В Челнах тоже немало камер, по которым можно вычислить перемещения преступника. При задержании у них есть целый комплекс приспособлений. Они ориентируются по рациям, подтягиваются другие экипажи, по камерам понятно, в каком направлении человек едет. А так они просто пытались его остановить — это бессмысленно. Я так понял, что сотрудники ГИБДД не смогли приблизиться к нему на достаточно близкое расстояние, чтобы гарантированно применить табельное оружие. Хотя от того, что они стреляли бы по колесам, мало что изменилось бы. Он бы так же двигался на спущенной резине и создавал аварийную обстановку.

Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»:

— Уже много раз говорилось, что использование автомобилей других людей для поимки нарушителей — не очень хорошая практика, потому что в результате могут довольно серьезно пострадать люди, оказавшиеся рядом. С другой стороны, сторонники такого метода приводят в пример, что, если полиция будет на скорости гоняться за нарушителем, тот может точно так же потерять управление и, допустим, влететь в толпу пешеходов. Или сбить людей на зебре. Тут ситуация двоякая.

С точки зрения закона понятия «живой щит» не существует, а полицейские имеют право останавливать движение по тем или иным причинам на любых дорогах. И этот «живой щит» (а два грузовика поперек дороги однозначно рассматриваются таким образом) является всего лишь разновидностью перекрытия движения, которое случается довольно часто. Другое дело, что, раз это все было сделано настолько непрофессионально, что нарушитель дырочку нашел, полицейские, сделавшие такое горе-перекрытие, да еще и засветившиеся в средствах массовой информации, показали себя не с лучшей стороны.

Каждая ситуация индивидуальна, надо смотреть дело в деталях. Где пролегают дороги, насколько был опасен нарушитель, как он ехал и так далее. Решение принимают полицейские, берут на себя ответственность и, если что-то идет не так, несут ответственность в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— Формирование «живого щита» абсолютно незаконно. Это превышение власти. По ПДД у водителей одна обязанность — остановиться и предъявить документы. Ставить машину поперек дороги никто не должен. Поэтому водитель грузовика, когда его остановили, должен был съехать к обочине, остановиться, попросить у сотрудника удостоверение, чтобы убедиться, что это действительно сотрудник, потому что форма ни о чем не говорит, и сказать: «Нет, я ставить не буду, это не моя обязанность».

А вопрос номер два, что его все-таки поймали. Как только человек вышел из машины, он уже не водитель. И документы предъявлять не должен. Поэтому если кого-то задержали, когда он пешком шел, то это тоже незаконно. Тут уже хороший адвокат должен доказать, что именно тот, кого они задержали, был за рулем.

Как должны были действовать полицейские? Догоняй как хочешь, свою машину ставь поперек! Машины граждан и организаций сотрудники ГИБДД не имеют права использовать в своей работе. А если бы он на всем скаку в них врезался, кого-то покалечил? От удара машины переворачиваются, горят — могли быть жертвы. Его адвокатам нужно просить возбудить уголовное дело в отношении полицейских за превышение властных полномочий.