Антимонопольщики заподозрили ведомство Марата Ахметова в нарушении закона «О защите конкуренции» при распределении грантов фермерам
Антимонопольщики заподозрили ведомство Марата Ахметова в нарушении закона «О защите конкуренции» при распределении грантов фермерам

ФЕРМА НА 8 КОРОВ НЕ ПРОШЛА СИТО

В последние дни 2015 года УФАС по РТ вынесло предписание в отношении минсельхоза РТ об устранении дискриминации при распределении грантов по программе поддержки местных начинающих фермеров. Антимонопольщики решили, что ведомство Марата Ахметова нарушило закон «О защите конкуренции» тем, что члены конкурсной комиссии при минсельхозе РТ, раздавая деньги, руководствовались не официальным положением о предоставлении грантов начинающим фермерам, а отбирали счастливчиков по субъективным критериям.

Туманный намек в сторону минсельхоза руководитель УФАС по РТ Александр Груничев сделал на интернет-конференции «БИЗНЕС Online», упомянув, что Татарстан попал в некий список ФАС «по признакам злоупотребления в сфере субсидий в сельском хозяйстве». «Когда к нам придет соответствующее поручение, будем разбираться», — пообещал тогда Груничев. И вот время разборок пришло.

Всего в 2015 году по программе поддержки начинающих фермеров в минсельхоз РТ поступило 220 заявок на гранты, из которых 139 было отклонено. Победителем же признано 81 крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ), им были переданы гранты на сумму в 92,8 млн. рублей, (из них 64 млн. выделил федеральный бюджет, остальное — региональный). Максимальный размер одного гранта составил 1,5 млн. рублей.

Александр Груничев
Александр Груничев

Инициатором разбирательства в УФАС выступил начинающий фермер Никита Пухачев, который решил, что его заявку отклонили несправедливо. Из материалов сайта минсельхоза РТ следует, что его проект предусматривал создание молочной фермы на 8 голов в Высокогорском районе, однако заявку завернули из-за нехватки баллов. С подсчетом Пухачев и не согласен, считая, что ему не начислили полагающиеся баллы за наличие собственного земельного участка и собственных средств для производства. В итоге заявка набрала всего 18 очков, тогда как минимальный «проходной» балл — не менее 30.

В положении о предоставлении грантов указывается, что участником программы поддержки начинающих фермеров может быть глава хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня регистрации. Лица, ранее уже получавшие грант на создание и развитие фермерского хозяйства и семейных животноводческих ферм, не могут быть его участниками. Есть ряд и других ограничений.

Но само интересное — это начисление баллов. Максимум можно набрать 60, в зависимости от направленности проекта (коровы — 5 баллов, свиньи — 3 балла), наличия стажа, сельхозобразования, собственной земли, а также рекомендательных писем. Учитывается также рентабельность проекта и срок окупаемости. Но многое, если не все, перекрывается одним фактором — оценкой деловых качеств заявителя по результатам собеседования. За это дается до 20 баллов.

Никита Пухачев (фото: соцсеть "ВКонтакте")
Никита Пухачев (фото: соцсеть «ВКонтакте»)

ЧТО ПОЗВОЛЕНО ИВАНОВУ, НЕ ПРОЩАЕТСЯ СИДОРОВУ

На разбирательстве заместитель руководителя УФАС Рузалин Хабибуллин пошел от обратного, обратив внимание на то, что уже на первом этапе отбора у ряда претендентов были выявлены нарушения, но их все равно допустили на следующий этап: «Условно говоря, есть Данил Дамирович. У которого есть несоответствие по пункту 2.6 (норма о бизнес-планеприм. авт.), пункту 2.10 (условие о создании не менее одного постоянного рабочего места без учета членов КФХприм. авт.), 2.14 (постоянное проживание по месту нахождения хозяйстваприм. авт.) и 3.13 (предоставление выписки, подтверждающей единственное место трудоустройстваприм. авт.). Уже за 2.10 вы его должны отклонить. Почему он прошел? По пункту 2.8 есть Рузиль Хамитович, Рустам Разифович по 2.11 — их тоже должны отклонить».

На это представлявший минсельхоз РТ начальник отдела реструктуризации предприятий и развития агробизнеса Александр Молокин ответил, что решение принималось членами экспертного совета, которые оценивали, «имеет ли данное нарушение существенный характер для реализации проекта». Основные принципы — наличие собственных средств. Например, если фермер предлагал проект животноводческой фермы, то изучалось, есть ли у него разрешения на строительство, имеется ли в собственности или аренде земля под объект. «Не все фермеры умеют правильно составлять бизнес-планы, для помощи им предоставлялись формы», — отметил Молокин.

Рузалин Хабибуллин (фото: <a href=
Рузалин Хабибуллин (фото: tatcenter.ru)

Но Хабибуллина все это не убедило. Гневно потрясая документом минсельхоза замглавы УФАС задал риторический вопрос: «Тогда для чего это положение, для чего? Получается, что все определяет экспертный совет, а это положение — ничто». После этого антимонопольщики перешли к нравоучительной части и правовому ликбезу: «Мы подводим к тому, что некоторые люди у вас допускаются, а некоторые нет. Иванову этот пункт прощаем, а Сидорову нет. Почему? Правила для всех одинаковые должны быть».

В самом минсельхозе РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что с претензиями антимонопольного органа «в целом согласны, имеет место определенная правовая неграмотность как специалистов министерства, так привлеченных членов конкурсной комиссии». Интересно, что комиссию, согласно положению, возглавляет не кто иной, как сам министр Ахметов. Помимо представителей минсельхоза, минэкономики РТ и других чиновников в состав комиссии входит и председатель ассоциации фермеров Камияр Байтемиров, замдиректора филиала Россельхозбанка в РТ Василя Муллина, а также четверо опытных фермеров.

Во время рассмотрения дела антимонопольщики заявили «БИЗНЕС Online», что не исключают отмены конкурса и перераспределения грантов. Однако в вышедшем недавно предписании такое требование отсутствует. Возможно, на смягчение УФАС по РТ подействовала позиция самого инициатора дела Пухачева, который заявил, что отмена итогов конкурса будет неправильным решением, так как программа «дала шанс 80 начинающим фермерам облегчить свой труд».

ПРИДУМАННЫЕ ОВЦЫ

Как говорят в УФАС, дело носит прецедентный характер — раньше они жалоб от фермеров на конкурсное распределение грантов не получали. Впрочем, скандалы вокруг программы все же были. Так, широкую огласку получила история с мошенничеством, когда в республике глава фермерского хозяйства получила условный срок за незаконное получение гранта на 1,5 млн. рублей.

Как было установлено судом, в 2012 году 52-летняя Аниса Шагиахметова получила грант по программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2012 - 2014 годы» в размере 1,5 млн. рублей. В минсельхоз РТ она предоставила фиктивный договор о приобретении ею на эту сумму овец и намерении развивать хозяйство в Высокогорском районе. В действительности же деньги Шагиахметова присвоила и потратила по своему усмотрению. Как сообщает пресс-служба прокуратуры РТ, суд приговорил женщину к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.

В целом же министерство довольно результатами программы и намерено на следующий год на гранты выделить еще 40 млн. рублей. «Программа будет реализовываться при условии поступления средств из федерального бюджета по схеме: 70 процентов — бюджет РФ, 30 процентов — бюджет РТ», — отмечают в минсельхозе. Всего за время запуска программы поддержки начинающих фермеров — с 2012 года — подано 754 заявки, признаны победителями 307 КФХ. Им выделены гранты на сумму 404,6 млн. рублей, из которых федеральный бюджет предоставил 195,8 млн. рублей.

ГДЕ РЕАЛЬНЫЙ ФЕРМЕР, А ГДЕ КУМ?

«БИЗНЕС Online» выяснил мнения участников фермерского движения о конкурсе по распределению грантов.

Габделахмат Котдусов — глава фермерского хозяйства:

— Я сам был в составе комиссии как опытный фермер — уже 25 лет фермерством занимаюсь. Не вижу там со стороны министерства ничего плохого, потому что многие претенденты не имели под собой реальную почву для работы. Чувствовалось, что проект у них не заработает: ни земля не оформлена, ни скотины нет, раньше в сельском хозяйстве не работали. Просто человек хотел попробовать деньги взять, рискнуть.

Я сам свой голос давал за реальных фермеров. Видно, что у кандидата десяток голов коров — у него обратного хода нет, он оформляет, закупает животных, ферму строит.

Хватает ли такой суммы для старта? В 1990-х, когда я начал с нуля, у нас никакой поддержки не было, был энтузиазм. Если есть желание, то думаю, что 1,5 миллиона на поддержку начинаниям достаточно. Я много езжу по всем регионам, по всей России и вижу, что поддержка сельского хозяйства в нашей республике проводится на достойном уровне.

Альмир Сабитов — фермер Верхнеуслонского района, учредитель туркомпании «Аль-Барро»:

— В том, что отказывали тем, у кого нет земли, техники — в этом есть резон. На 1,5 миллиона — нормальную технику не купить. Если еще и земли нет, то о чем тогда вообще говорить. Разве что вести личное подсобное хозяйство, завести кроликов, гусей или купить средний плохонький инкубатор.

Но доверия к действиям властей у меня нет. Так, когда Иннополис захотел отобрать арендованные мной земли, сначала один и тот же суд ему отказал, а потом разрешил отобрать. А я их использовал под пчеловодство. А это уже говорит о том, что у нас двойные стандарты. Как выгодно властям, так они и сделают. Исходя из этого я могу сказать, что гранты достаются своим, кто им нужен: кум, сват, брат.