Сегодня Иран официально вышел на рынок нефти,
после того как с него были сняты западные санкции (фото: economics-prorok.com)

«ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НОВОСТЬ О ВОЗВРАЩЕНИИ ИРАНА НА РЫНОК НЕФТИ БЛИЗКА К ФАТАЛЬНОЙ»

Сегодня Иран официально вышел на рынок нефти, после того как с него были сняты западные санкции. Тегеран отказался от военной ядерной программы и уже в ближайшее время готов нарастить экспорт на 0,5 млн. баррелей в сутки. Это увеличит на треть объем избыточной нефти на рынке. При этом практика опровергает прогнозы о том, что рынок уже учел рост предложения со стороны Ирана. В понедельник утром котировки нефти марки Brent проваливались ниже $28 за баррель и затем с трудом закрепились выше этой отметки. Курс доллара на ММВБ по состоянию на 16:20 взлетел до 79,12 рубля, вплотную подобравшись к психологически важной отметке в 80 рублей.

«Для российской экономики и вообще в принципе для товарно-сырьевых рынков новость о возвращении Ирана на рынок нефти близка к фатальной, — заявил в интервью «БИЗНЕС Оnline» экономист Владислав Жуковский. — Ее влияние в долгосрочной перспективе пока еще недооценивают, но в перспективе от месяца до полугода-года эта нефть будет очень сильно давить на мировой нефтяной рынок. Нужно понимать, что все разговоры о том, что Иран не сможет нарастить добычу нефти на 0,5 - 1 - 1,5 миллиона баррелей, приукрашены. Стоит посмотреть, как ведет себя Ирак, который качает рекордные объемы нефти за последние десятилетия — больше 4,2 миллиона баррелей».

В действительности на рынке сегодня нет никаких драйверов роста стоимости углеводородного сырья. Замедление темпов роста в Китае (рост 6,9% ВВП по итогам прошлого года после примерно 10-процентного роста в течение многих лет), дорогой после увеличения ставки ФРС доллар, сланцевая революция, наконец, бурный рост альтернативной электроэнергетики и распространение электромобилей — все это ведет к долговременному падению цен на нефть. «Новости о готовности Ирана выйти на мировой экспортный рынок нефти добавили сектору негатива и закономерным образом отразились на остальных активах, — поясняет замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова. — Чем шире предложение, тем ниже цена, и сейчас рынок готов на 100 процентов исполнять этот биржевой тезис. Добавим сюда опасения относительно происходящего в экономике Китая — и коктейль пессимиста готов».

Иран действительно подлил масла в огонь. Он даже политически заинтересован в демпинге на рынке нефти. После казни в Саудовской Аравии шиитского проповедника отношения Тегерана с суннитским миром до крайности обострились. Шиитский Иран не упустит случая развернуть ценовую войну на рынке нефти, чтобы ослабить монархии Персидского залива, уже испытывающие определенные бюджетные трудности. Мировой рынок попросту затопит дешевая нефть.

Владислав Жуковский: «Для российской экономики и вообще в принципе
для товарно-сырьевых рынков новость о возвращении
Ирана на рынок нефти близка к фатальной» (фото: vk.com)

«В мире перепроизведено более 800 миллионов бочек нефти. Это позволило нарастить рекордный объем складских запасов нефти: 1,5 миллиарда баррелей — складские запасы государств, еще 2 миллиарда — коммерческие запасы. Плюс еще стоит огромное количество танкеров, которые заполнены нефтью под завязку и которые тоже будут постепенно эту нефть продавать», — приводит статистику Жуковский. По его словам, на нефтяном рынке сформировался идеальный шторм, когда в одной точке пересеклось огромное количество факторов фундаментального анализа, технического анализа, спекулятивных факторов и т. д.. Причем этот шторм по многим своим параметрам оказывается сродни тому, что имел место в 1998 году и привел Россию к дефолту.

Нефть марки Brent за 9 лет

НАЗАД В 1998-Й?

Наблюдатели обращают внимание на многие схожие детали нынешнего кризиса с тем, что был в конце 90-х, в том числе и на неспособность правительства РФ предложить альтернативные урезанию расходов (дефолт — не более чем одна из мер такого урезания) варианты выхода из кризиса. На этот раз, как признал вице-премьер Аркадий Дворкович, резать предполагается не только расходы на госаппарат и на бюджетников с пенсионерами. Авторы секвестра готовы покуситься на святое. «Россия открыта ко всем вариантам по сокращению расходов бюджета, в том числе по сокращению затрат на военный сектор», — огорошил сегодня Дворкович. До сих пор предполагалось, что военный бюджет неприкосновенен ни при каких раскладах. Однако реальный расклад оказался намного хуже прогнозов.

Аркадий Дворкович: «Россия открыта ко всем вариантам
по сокращению расходов бюджета, в том числе по сокращению
затрат на военный сектор» (фото: gosrf.ru)

На самом деле при всей видимой разнице в размерах ВВП, объеме золотовалютных резервов, да и просто имидже страны Россия сегодняшняя не так уж принципиально отличается в финансовом плане от себя самой образца конца 90-х. В среднем цена барреля нефти все 90-е годы и начало 2000-х составляла $18. Это нормальный уровень для понижающей стадии так называемого нефтяного цикла, который в целом длится 25 лет. Согласно этой теории нас ждет десятилетие низких цен на энергоносители. При этом бывают периоды провала котировок, когда они уходит значительно ниже средней для данного периода цены. 1998-й был как раз таким годом нефтяного обвала. Азиатский кризис спровоцировал тогда глубокое падение цен на нефть. В июне 1998-го цена нефти опустилась ниже $11 за баррель. В августе российское правительство отказалось погашать государственные краткосрочные обязательства, которые выпускались для финансирования дефицита бюджета. Дешевле всего нефть в 1998 году стоила 10 декабря — $9,1 за баррель.

В то время министр финансов Антон Силуанов, который сегодня напоминает об опасности повторения 1998 года, возглавлял департамент макроэкономической политики и банковской деятельности минфина РФ. Так что он в деталях знаком с причинами, приведшими к дефолту, и знает, о чем говорит.

Нефть марки Brent за последние четыре месяца

СЕКВЕСТР БЮДЖЕТА: «ХВОСТ БУДУТ РУБИТЬ ЦЕЛИКОМ ИЛИ БОЛЬШИМИ ЛОМТЯМИ»

Обратимся к экономическим показателям, роднящим наше время с 1998 годом. По оценкам некоторых экспертов, стоимость нефти к концу этого года может опуститься до $15 - 12 за баррель, что будет прямым повторением ситуации 1998 года. Даже если такого глубокого падения не произойдет, с учетом накопленной инфляции нынешнее падение цен на нефть не менее драматично, чем во времена дефолта.

Бюджет РФ на этот год сверстан из расчета $50 за баррель нефти. Именно на этот показатель завязано все, включая график выплат по внешнему и внутреннему долгу. В 1998 году внешний долг России составлял 50% ВВП. Примечательно, что и сегодня с учетом долгов государственных корпораций и компаний он достиг той же отметки. По нынешнему курсу ВВП России составляет ровно триллион долларов, а совокупный внешний долг превышает $500 миллиардов. Ситуацию отчасти спасает наличие примерно $370 млрд. международных резервов, но все же долговая нагрузка грозит стать непосильной. К примеру, долг одного «Газпрома» после валютной переоценки превысил 2 трлн. рублей.

В этих условиях выхода два: либо отказываться платить по долгам, на что правительство вряд ли пойдет (объявление дефолта неизбежно кончается отставкой и политическим забвением объявивших), либо сокращением всего и вся в расходных статьях бюджета.

Олег Григорьев: «С учетом этого пока дано указание,
что социальные расходы, которые обещаны, будут.
Другие расходы будут сжиматься»

«Если даже нефть вернется на 50 долларов за баррель, но кончатся резервы, вот там возникнут гигантские проблемы, потому что и 50 с точки зрения структуры нашего бюджета нас не устраивает, — говорит в интервью нашему изданию руководитель научно-исследовательского центра «Неокономика» Олег Григорьев. — Про секвестр уже говорится. Раньше была гарантия индексации пенсий на полную инфляцию. В этом году проведена индексация меньше, чем на инфляцию. С учетом этого пока дано указание, что социальные расходы, которые обещаны, будут. Другие расходы будут сжиматься».

Однако есть и более пессимистичный взгляд на секвестр бюджета. «Государство и не хочет, и не может исполнять свои бюджетные обязательства. Секвестр бюджета у нас начался еще в 2014 - 2015 годах, — уверен Жуковский. — Но сейчас резать будут по живому. Если раньше отрубали кошке хвост частями, то сейчас будут рубить целиком или большими ломтями, понимая, что пряников на всех не хватает. Под нож будет пущена львиная доля всех социальных расходов». Бюджетный кризис неизбежно перекинется на регионы. Экономист отмечает: «Кризис региональных бюджетов уже открытый, но дефолт пока еще скрытый идет. Есть десяток регионов, у которых долги превышают годовой размер дохода. Когда денег не будет ни в регионах, ни в федеральном центре, а экономика будет загибаться при дешевой нефти и закручивании гаек, начнут более активно подрезать и население, социально-трудовое большинство».

USD/RUB

СТРЕСОВЫЙ СЦЕНАРИЙ: ДОЛЛАР — 120 - 130 РУБЛЕЙ, НЕФТЬ — 12 - 15 ДОЛЛАРОВ ЗА БАРРЕЛЬ

Что касается прогнозов цен на нефть, то правительство РФ сегодня уже обозначило свои пожелания. По словам министра знергетики Александра Новака, восстановление потребует еще как минимум 1 или 1,5 года, когда баланс спроса и предложения начнет выравниваться до $40 - 50. Это цены, которые в случае восстановления могли бы держать баланс спроса и предложения. У Дворковича аппетиты посерьезнее. «Нефть вернется к уровню в 50 - 60 долларов за баррель через 2 - 3 года», — надеется вице-премьер.

На лучшее рассчитывают и некоторые участники рынка. «Cтоит, вероятно, ориентироваться на себестоимость, — говорит директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев, — в том числе на инвестиционные расходы новых нефтяных проектов плюс приемлемую рентабельность проектов в 15 процентов. В этом случае мы выходим на старый коридор 80 - 100 долларов за баррель». Это, конечно, чересчур оптимистичная оценка. Большинство ожидающих скорого отскока нефтяных котировок видят светлое будущее на уровне $50 за баррель. «Искать «дно» достаточно бессмысленно, — отмечает Григорьев. — В данном случае полезнее искать равновесие. Равновесие — это где-то, наверное, около 50 долларов. У нас на валютном рынке существует равновесие. Рубль безотносительно других факторов движется за нефтью, потому что ему так положено двигаться. Условно говоря, 2-процентное падение цен на нефть означает 1-процентное падение рубля. Все правила простые. Доллар на какое-то время может быть и выше 80 рублей».

Впрочем, то, что будет с рублем, предсказать достаточно сложно, это зависит не только от цены на нефть, но и от состояния платежного баланса страны, размера международных резервов Центробанка и, наконец, настроений инвесторов. Пессимистичный сценарий дает на конец начавшегося года заметно больше 100 рублей за доллар. Если продолжать аналогии с дефолтом, то тогда за несколько месяцев доллар подорожал в 4 раза — с 6 с небольшим до примерно 25 рублей. В нынешних условиях это означало бы падение до 120 - 130 рублей за доллар.

Главное отличие от кризиса 1998 - 1999 годов в том, что на этот раз нефть может оставаться дешевой очень продолжительное время. «На протяжении последних 35 - 40 лет она находилась в диапазоне в среднем 15 - 25 долларов за бочку, — напоминает Жуковский. — С этими ценами мировая экономика жила и в 90-е годы, и в начале нулевых годов. При затухающей мировой экономике, при сдувании пузырей, которые были надуты после колоссальнейшей эмиссии 2008 - 2009 годов, когда мировые банки вылили в экономику 6 триллионов долларов. Закончилась эпоха. Стрессовый сценарий на самом деле проходит не по уровню 30 - 35 долларов за баррель, как рассказывают наши чиновники, а по уровню 12 - 15 долларов. Всем бизнесменам, населению, кто имеет какие-то перспективы на 1 - 2 - 5 лет, я бы рекомендовал исходить из прогноза, что нефть будет по 15 - 20 долларов за баррель. Надо строить финансовые планы исходя из того, что нефть стоит крайне дешево».