«Для удобства манипулирования сознанием человека, его надо лишить исторической памяти. В художественной форме подобную амнезию гениально выразил Чингиз Айтматов, введя в оборот новый термин «манкурт» (фото http://fakty.ua/)
«Для удобства манипулирования сознанием человека его надо лишить исторической памяти. В художественной форме подобную амнезию гениально выразил Чингиз Айтматов, введя в оборот новый термин «манкурт» (фото: fakty.ua)

АМНЕЗИЯ В ЧАСТИ ИСТОРИИ — ОСНОВА ДЛЯ АССИМИЛЯЦИИ НАРОДОВ

Телесное мы чтили наказанье,
Был у дворян конюшни бравокульт
Архангельске, Тифлисе и Рязани
Незыблем был своеобразный пульт.
Пороть под счет! О порки четко-ритмы
Распоясав националь-кумач
Власы девиц, лилейные молитвы
Звезду очей, извивно стон и плач.
Так и теперь — не стих им дай, а розгу
Для воли, для ума, для чувства наконец
Дай злобы и жестокости венец!
Пускай во всем не будет много дня
Иль радости, иль смеха, иль огня —
Лишь кислота б лилась и ела кость до мозга!

Давид Бюрлюк. Чужаку. 1919/20.
Владивосток. Подвал Золотого Рога

Как я смогу узнать, что я татарин, если по какой-то причине лишился памяти? Какие последствия ожидает человека и его народ в случае «исторической амнезии»?

Допустим, в зрелом возрасте человек попал в аварию и потерял память. После травмы у него сохранилось знание русского языка, но отсутствует способность переводить краткосрочную память в долгосрочную. Его существование будет простираться только на «здесь» и на «сейчас». У него не будет внутреннего образа цепи событий от прошлого к будущему, создающему личность. В историческом плане он мертв, ибо ему недоступно ни прошлое, ни будущее. В отсутствии того общества, в которое он был встроен, ни лингвисты, ни генетики не смогут определить его национальность. Об этом человеке нельзя даже утверждать, что он обладает душой. Психика вне времени, локализованная «здесь» и «сейчас», — всего лишь реакция на окружающие раздражители, она не содержит долгосрочных идей, в ней нет одухотворенности.

После своего рождения у ребенка разум и характер формируются в течение многих лет. Он усваивает информацию из окружающего мира, создавая некий стиль поведения. Полученные в детстве уроки кодируются в подсознательные схемы — человеческую душу. «Душой» мы называем что-то неуловимое, но характерное — стиль поведения индивида. То отличие в человеке, что можно увидеть в поведении и дает ответ на вопрос: «Кто ты?».

Разумеется, под внешним давлением душа может прийти в конфликт с самим собой. Основные принципы человека, сформированные культурой и воспитанием, могут развалиться, поддавшись жадности, славе, честолюбию, коррупции, страху, пытке или чему-либо еще. Так можно сломать душу. Люди, мозги которых промывались сектантами, фанатиками, могут утерять глобальную связь мотивов, закодированных предыдущим воспитанием. И тем не менее существует исконное сопротивление, тенденция возвращаться к первоначальному положению, самому сокровенному в душе, даже после самых чудовищных переживаний. Несломленный дух является предметом вдохновения для многих людей и даже остается в памяти поколений в качестве героического примера.

Для удобства манипулирования сознанием человека его надо лишить исторической памяти. В художественной форме подобную амнезию гениально выразил Чингиз Айтматов, введя в оборот новый термин «манкурт»: человек, забывший свое прошлое, теряет свою личность, а народ, оставшийся без истории, становится не способным на развитие. Амнезия в части истории — основа для ассимиляции народов. Для того чтобы вывести какой-то народ с исторической арены, достаточно лишить его долговременной памяти.

У разных народов время течет по-разному. Смысл таких понятий, как пространство и время, зависит от языка, который формируется в зависимости от ритма жизни, способа ведения хозяйства. В джунглях Амазонки живут племена, у которых нет понятий времени, прошлого, будущего, ибо нет потребности в развитии. У них в достатке рыбы и лесных плодов. Они не делают запасов и накоплений, они ничего не выращивают. Их история застыла в силу гомеостазиса племени и природы. Их мышление выстроено так, будто у них наступила «историческая амнезия» — засыпая, они забывают все, что произошло за день, и с утра начинают свою историю заново. Они знают понятия «здесь» и «сейчас», но не знают ни прошлого, ни будущего — они попали в плен «петли времени».

«Русская государственность приложила все силы, чтобы выдать Россию за чужую для татар страну, а самих татар изобразить пришлыми захватчиками исконно русских земель» (фото: Павел Ры­жен­ко. Калка http://interneturok.ru/ )
«Русская государственность приложила все силы, чтобы выдать Россию за чужую для татар страну, а самих татар изобразить пришлыми захватчиками исконно русских земель» (фото: Павел Ры­жен­ко. Калка interneturok.ru )

РУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ПРИЛОЖИЛА ВСЕ СИЛЫ, ЧТОБЫ ВЫДАТЬ РОССИЮ ЗА ЧУЖУЮ ДЛЯ ТАТАР СТРАНУ

Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время.

Архимед

Роман Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» начинается со слов: «Во время сна человек держит вокруг себя нить часов, порядок лет и миров. Он инстинктивно справляется с ними, просыпаясь, в одну секунду угадывает пункт земного шара, который он занимает, и время, протекшее до его пробуждения; но они могут перепутаться в нем, порядок их может быть нарушен». Татары долгие годы, даже столетия, находились в забытьи, затем воспряли ото сна и определились, в какой точке земного шара они оказались, но кое-что у них в сознании перепуталось. Память оказалась разорванной по времени, по территориям, каким-то хозяйственным сообществам, городам и деревням. Они оказались встроенными в имперскую структуру России, но сохранили этническое сознание.

Петр I и особенно Екатерина II, да и последующие монархи, пытались вытравить из памяти россиян все татарское, они изобретали искусственную историю страны под европейский стандарт. Для этого сжигали старинные рукописи, составляли свои своды летописей, историки сочиняли под диктовку монархов события, образы героев, грандиозные победы. Государство пыталось насильно крестить мусульман и язычников. Короче, русская государственность приложила все силы, чтобы выдать Россию за чужую для татар страну, а самих татар изобразить пришлыми захватчиками исконно русских земель.

Политика исторической экзекуции была продолжена при советской власти. Невесть откуда появились десятки младописьменных народов, татары стали булгарами, а все угнетенные народы якобы занимались классовой борьбой за светлое будущее, забыв о своей этничности. Таким образом, за сотни лет царско-советской империи не только татарам навязали ложную историю: не меньшей трагедией стала русская историография для самих русских, ведь их вдохновляли лживым прошлым, несуществующими подвигами, сомнительными личностями. Киевская Русь была провозглашена величайшим русским государством. Сегодня очевидно всем, что не стоило свою историю начинать с Киева в надежде, что украинцы станут русскими. Мировая история шла с Востока на Запад. Ясно, что история России не могла идти в противотоке мировым процессам. Сегодня с высоты ХХI века трудно сказать, кто больше пострадал от такой экзекуции: татары, русские или другие народы. Ведь и русские стали объектом манипуляций.

РОССИЯ ПОПАЛА В «ПЕТЛЮ ВРЕМЕНИ»

Власть придает словам отпечаток правды.

Менандр

Восстановление исторической памяти — это не просто лечение амнезии, а переосмысление прошлого с тем, чтобы определиться с будущим. Несмотря на окружающие события, этническое сознание пребывает в своем собственном временном измерении. Нам кажется, что мы находимся в ХХI веке, хотя на самом деле мы не можем вырваться из «долгого Средневековья». Сознание наше отстает от мировой цивилизации. Благодаря открытости границ, интернету, путешествиям, мы можем видеть цивилизованный мир, который ушел далеко вперед. Сегодня не ставят задачу «догнать и перегнать Америку», ее просто ругают, ищут недостатки Запада, а в это время будущее человечества строится вне России. Это тяжелый факт, который нужно осознать с тем, чтобы двинуться вперед.

Россия попала в «петлю времени». Для понимания природы «петли» нужно представить себе картину, возникающую в двух зеркалах, направленных друг на друга. Заглянув в зеркала, мы увидим бесконечное отражение одного и того же лица, мучительно вглядывающегося в бесконечность. В свое время под пером талантливых историков Екатерины оживали искусственные персонажи, они становились символами и в таком качестве мотивировали поведение людей. Выдуманные герои романов сами начинали творить историю: создав «петлю времени», они не могли критически посмотреть на свои истоки, иначе бы исчезли с исторической сцены, они лишь возбуждали многократное отражение одного и того же сюжета. Стандартное поведение копировалось и повторялась из века в век, политическая культура оставалась неизменной, хотя менялись лозунги и даже название государства — в начале страна называлась Российской империей, затем СССР, перестройка объявила ее Российской Федерацией, но федеративный строй не прижился. Теперь страна жаждет вернуть себе звание империи. Россия вглядывается в саму себя, описывая в нарциссических тонах собственное отражение, восторгаясь собственным прошлым. Ее многократное отражение завораживает. Из этой «петли» не вырваться, если не разбить одно из зеркал, не остановить процесс разглядывания своего собственного бесконечно отраженного изображения. Это как решение числа π = 3,14159... — можно этим заниматься до скончания века.

«У Ленина были элементы типичной социал-демократии, он требовал сохранить государственный капитализм и установить рыночный социализм через политику НЭПа, но он, к сожалению, рано умер»
У Ленина были элементы типичной социал-демократии, он требовал сохранить государственный капитализм и установить рыночный социализм через политику НЭПа, но он, к сожалению, рано умер (фото: photochronograph.ru)

Попытки разорвать «петлю времени» делались несколько раз. В конце ХIХ века страна начала интенсивную модернизацию экономики и к 1913 году достигла заметных успехов: русский народ превратился в современную нацию, но во главе с прогнившей монархией. Одновременно в науке, литературе, искусстве были созданы шедевры мирового уровня. Общество явно сделало прорыв из «средневековья» в эпоху модернизации. «Петля времени» начала разрываться. Однако политические преобразования отставали от экономических изменений, а война 1914 года обнажила все проблемы, доставшиеся от прошлого. Русская революция решила преодолеть «средневековье», сломав не только устаревшие политические структуры, но и разрушив эффективные экономические производства. Мессианское начало русского марксизма возобладало над критическим разумом.

У Ленина были элементы типичной социал-демократии, он требовал сохранить государственный капитализм и установить рыночный социализм через политику НЭПа, но он, к сожалению, рано умер. На смену ему пришли бескомпромиссные революционеры, не терпевшие гнилую интеллигенцию как подпевал буржуазии. Волна революционного террора превратилась в тоталитаризм, не приемлющий ничего от прежнего строя. «Петля времени» затягивалась все туже. Экономическую и научно-техническую мысль сковал политический строй, возводивший примитивный социализм в общечеловеческую ценность.

Новая надежда на преодоление технологического отставания от Запада появилась вместе с перестройкой, но она оказалась фарсом на революцию, гротеском на экономический прорыв и иллюзией на политические реформы. Страна не смогла вырваться из «петли времени», а потому «средневековье» стало возвращаться с ужасающими темпами в виде технологической деградации, деиндустриализации экономики, скатывания идеологии до уровня квасного патриотизма, соединенного с примитивной религией клерикалов. Цинизм стал путеводной звездой карьеристов, которые всех, кто не умел украсть деньги из бюджета, посчитали неудачниками. В обществе коррупционеров началось «брожение умов», которое сопровождается эпидемией бредовых идей. У силовиков появилось острое желание кого-то победить, финансисты морочат голову населения возможностью быстро и легко заработать деньги, СМИ прогнозируют нашествие инопланетян. Любые исторические нелепости принимаются за новые открытия.

ТАТАРСКАЯ КРОВЬ, КОТОРАЯ ВЛИЛАСЬ В СЛАВЯНСКУЮ СРЕДУ, БЫЛА ЯВНО МУЖСКОЙ

Обществу под влиянием всемогущих СМИ легко поддаться на любые, даже самые нелепые призывы, тем более журналистам перманентно нужны жареные факты, независимо от их достоверности. Погоня за рейтингами заставляет их забыть о морали и ответственности. Чем нелепее и грандиознее оказываются скандалы, тем больше в них верят и тем выше рейтинг. Общество, поддавшись «информационной наркоте», требует нового всплеска адреналина. Совсем недавно врагом №1 была Украина, а врагом №2 — США. Сегодня они в конце списка врагов Отечества. На короткое время наступило время ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.) в качестве врага №1. Эта тема не успела устареть, как на арене появилась Турция. Через два-три месяца эта тема устареет, надоест и станет такой же обыденной, как судьба Крыма. Нужна будет новая доза адреналина. Все это признаки «петли времени».

«Совсем недавно врагом №1 была Украина, а врагом №2 — США. На короткое время наступило время ДАИШ в качестве врага №1. Эта тема не успела устареть, как на арене появилась Турция. Через два-три месяца эта тема станет такой же обыденной, как судьба Крыма»
Совсем недавно врагом №1 была Украина, а врагом №2 — США. На короткое время наступило время ДАИШ в качестве врага №1. Эта тема не успела устареть, как на арене появилась Турция. Через два-три месяца эта тема станет такой же обыденной, как судьба Крыма (фото: topwar.ru)

Знаменитый автор известных бредовых эпидемий типа крестовых походов, финансовых пирамид и т. д. Чарльз Маккей писал: «Люди мыслят стадом: вы узнаете, что стадом же они сходят с ума, а в сознание приходят медленно и поодиночке». Действительно, не поддавшихся эпидемии поиска врагов, участия в финансовых пирамидах, трезво мыслящих можно сосчитать по пальцам, да и то их голоса тонут в море торжествующих военных сводок. Отрезвление будет приходить каждому по отдельности. Жаль, что СМИ в Татарстане не сформировали альтернативную информационную среду, а ведь республика могла показать пример стремления общественности к инновационной модели республики, развернуть дискуссии о социальных технологиях, обеспечивающих модернизацию экономики и системы образования. К сожалению, в республиканских СМИ звучат те же мотивы, что и у московских СМИ, слышен тот же настрой, те же комментарии, разбавленные татарскими концертами и местной рекламой. А ведь наша республика по сути дела новаторская, ее начинаниям нужна поддержка общественного сознания. От этого новаторства самоустранились университеты, которые должны были бы быть впереди всех преобразований, но для них, как и для СМИ, главное — рейтинг.

Разорвать «петлю времени» можно только с помощью революции, но не социальной, а интеллектуальной. Нельзя надеяться на административные рычаги или отдельные успешные открытия, какие-то территории, якобы, опережающего развития, не способные даже накормить себя. Пока российское общественное сознание находится под информационным давлением политтехнологов, ничего путного в стране не произойдет. Только новейшие социальные технологии помогут преодолеть стагнацию, причем в отдельно взятой республике — Татарстане.

Николай Бердяев утверждал, что Петр I «изнасиловал женственную душу русского народа». В своих работах он неоднократно возвращался к теме женской души России, но мне кажется, что он ошибался в той части, что она была изначально женской. Варяжское начало в русских было не просто мужским, но даже агрессивно мужским. Татарская кровь, которая влилась в славянскую среду, была явно мужской. Женское начало появилось не в начале строительства государства Российского, а вместе с имперским началом. Именно Екатерина II вдохнула в историческое сознание страны не столько немецкое, сколько женское начало. Впрочем, это не наша тема. Нам бы с республикой разобраться...

Я больше дольних смут не вижу,
Ничьих восторгов не делю;
Я никого не ненавижу
И — страшно мыслить — не люблю!
Но, с высоты полета, бездны
Открыты мне — былых веков:
Судьбы мне внятен ход железный
И вопль умолкших голосов.
Прошедшее, как дно морское,
Узором стелется вдали;
Там баснословных дней герои
Идут, как строем корабли.
Вникая в смысл тысячелетий,
В заветы презренных наук,
Я словно слышу, в горнем свете
Планетных сфер певучий звук;
И, прежнему призванью верен,
Тот звук переливаю в стих,
Чтоб он, отчетлив и размерен,
Пел правду новых снов моих!

Валерий Брюсов. В горнем свете. 1918 год