Одна из дискуссий Гайдаровского форума была посвящена исламским финансам
Одна из дискуссий Гайдаровского форума была посвящена исламским финансам (фото: http://rusrand.ru/)

«В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ БОЯТСЯ, ЧТО ПОВТОРИТСЯ ПЕЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ 90-Х ГОДОВ, КОГДА БАНКИ ПОЗВОЛЯЛИ СЕБЕ РАЗНЫЕ ФОКУСЫ»

Дискуссию начал главный лоббист исламских финансов в парламенте России Дмитрий Савельев, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку. Он объяснил причину такого интереса тем, что финансовые санкции западных стран в отношении России — это надолго, поэтому надо искать другие источники фондирования. Савельев рассказал, что весной внес в Госдуму первый законопроект, которые разрешает российским банкам заниматься торговой деятельностью. По его словам, это открывает дорогу применению исламских финансовых инструментов, так как шариат не разрешает ростовщичество, то есть дачу денег под проценты, зато дозволяет торговлю — покупку товара и его перепродажу с прибылью. «На этот законопроект был получен отрицательный отзыв правительства РФ. Там считают, что банк должен быть лишь финансовым посредником. В правительстве боятся, что повторится печальный опыт 90-х годов, когда банки позволяли себе разные фокусы. Однако меня это не остановило: всего в 2015 году внес 6 законопроектов, которые правда, пока не дошли до обсуждения на сессии Госдумы», — рассказал Савельев. Он отметил, что ЦБ РФ тоже начал проявлять интерес к исламским финансовым инструментам, а в июне в рамках форума KazanSummit-2015 глава Центробанка РФ в Казани Эльвира Набиуллина даже встречалась с президентом Исламского банка развития Ахмадом Мохаммедом Али аль Мадани.

Савельев рассказал, что адаптация российского законодательства под исламские финансовые инструменты важна и с точки зрения развития Таможенного союза. Подписав документы о его учреждении, Россия взяла на себя обязательства создать условия для взаимного признания лицензий банков всех членов союза. А в Казахстане и Кыргызстане уже действуют банки по правилам исламского финансирования.

Заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку отметил, что без согласования с ЦБ РФ его поправки в законодательство обречены. «Надо спешить, но ЦБ РФ не торопится: на заседании рабочей группы представители Центробанка предложили отвести два года на завершение работ по созданию дорожной карты. Два года! Но мы ведь не живем вечно! Давайте хотя бы уложимся в 9 месяцев с тем, чтобы в сентябре выйти уже на конкретные документы!» — призвал Савельев.

Из зала спросили, когда стоит ожидать первую в России сделку, проведенную по законам шариата и одобренную ЦБ РФ. «Никогда!» — быстро ответил заместитель председателя Центробанка России Александр Торшин. Он пояснил, что, во-первых, ЦБ РФ не имеет полномочий одобрять или не одобрять сделки, а во-вторых, в российской Конституции четко прописано равноправие всех религий, а значит, нельзя приравнивать нормы какой-то одной религии к нормам государства.

«САНКЦИИ — ЭТО НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ. ЕСЛИ ТОЛЬКО РАНЬШЕ НЕ НАЧНЕТСЯ ВОЙНА»

Простой вопрос из зала — от финансового эксперта из ОАЭ — ввел членов дискуссионной площадки в некоторый ступор. «Около 10 лет назад многие крупные традиционные банки, действующие в Западной Европе увидели для себя новую перспективную рыночную нишу и тут же создали исламские подразделения. Во всем мире это направление бурно развивается, все нормативы прописаны, правила игры установлены. Почему же Россия так отстает?» — спросил он.

«Хороший вопрос. Что тут сказать? Да, мы отстаем, отстаем глобально, даже на уровне ближайших соседей, — вынужден был признать Савельев. — Страна у нас большая, неповоротливая». Заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку вновь попытался убедить собравшихся в том, что времени на раскачку уже нет: «Я думаю, что ни у кого уже нет иллюзий, что санкции против России не будут сняты в ближайшее время. Мощь России, в том числе и военная, растет, и самостоятельная политика нашей страны Западу очень не нравится. Так что санкции — это надолго, на десятилетия, разве только не произойдет какое-то чудо или что-то, что резко изменит весь мир, например война», — отметил он, призвав быстрее адаптироваться и создавать условия для привлечения длинных иностранных инвестиций из других источников. «Объем исламского финансового рынка оценивается сейчас в 2 триллиона долларов, так что есть с чем работать. Например, сейчас создаются территории опережающего развития (ТОР), в которых действуют особые налоговые режимы. Почему бы не создать особую банковскую зону, например в Татарстане или Дагестане, где запустить пилотный проект по внедрению исламских финансовых инструментов, а ЦБ РФ посмотрит, как это работает», — предложил он.

Дмитрий Савельев
Дмитрий Савельев (фото: http://savelyevdmitriy.ru/)

«А НАС ГЕРМАН ГРЕФ ДАЖЕ НА ПОРОГ В СВОЙ ОФИС НЕ ПУСТИТ»

Центральное место в дискуссии заняло выступление советника премьер-министра РТ по исламским финансам, президента фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund) Линара Якупова. Он презентовал собравшимся завершенный в декабре 400-страничный труд «Технико-экономическое обоснование по созданию в Татарстане как пилотном регионе РФ исламского банка или исламских банковских подразделений на базе действующих кредитных организаций». «При всем уважении к другим регионам, лучшим местом для проведения пилотного проекта может быть только Татарстан», — сразу сказал он, на что представители Дагестана с завистью отметили, что сам официальный статус Якупова как советника премьер-министра РТ говорит о многом, а они в Дагестане работают на общественных началах, и «нас Герман Греф (президент Сбербанкаприм. ред.) даже на порог в свой офис не пустит».

Напомним, что соглашение о разработке ТЭО было подписано весной 2015 года в рамках международной конференции Kazan Sukuk-2015. Заказчиком выступило правительство Татарстана, а исполнителем работ стал консорциум, в который вошли подразделение Центрального банка Малайзии по развитию исламских финансов IBFIM (Islamic Banking and Finance Institute Malaysia), частный малайзийский университет Unirazak (Universiti Tun Abdul Razak) и татарстанский IBFD Fund. Причем, что интересно, деньги на оплату работ экспертов были выделены правительством Малайзии.

Как уже сообщал «БИЗНЕС Online», в ТЭО даны рекомендации по созданию законодательной базы российской банковской системы, которые охватывают деятельность регулятора, пруденциальные нормы, риск-менеджмент, управление и шариатское право. Например, на ЦБ возлагается проведение оценки компетентности шариатского совета, членов правления и топ-менеджмента исламского банка, а также анализ на предмет возможного конфликта интересов между акционерами и другими заинтересованными сторонами. «Регулятор должен глубоко понимать особенности исламских финансовых продуктов, а также оценить экономическую сущность и риски, связанные с регулированием данных продуктов», — говорится в документе. Для этого при ЦБ РФ предлагается создать централизованный орган, который должен стандартизировать практику ведения исламского бизнеса, а также защитить целостность исламской финансовой системы и обеспечить постоянное соответствие нормам исламского права на национальном уровне. Согласно ТЭО, данному централизованному органу должен быть присвоен специальный статус, который бы позволял ему эффективно выполнять свою функцию. Данный центральный орган (шариатский комитет) должен быть уполномочен издавать фетвы в сфере исламского бизнеса и финансов.

По словам Якупова, развитие исламского банкинга в России приведет к росту не только внешних, но и внутренних инвестиций, так как затронет те слои общества (прежде всего мусульман), которые по религиозным соображениям сейчас не могут инвестировать свои средства. В завершении презентации он призвал российское экспертное сообщество изучить данный документ и начать активную дискуссию по сути изложенных там соображений.


«НАДЕЖДЫ НА ИСЛАМСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ НЕСБЫТОЧНЫ И МОГУТ ПРИВЕСТИ К РАСКОЛУ ОБЩЕСТВА ПО КОНФЕССИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ»

Призывом не преминули воспользоваться некоторые финансовые аналитики, которые высказали сомнение в том, что исламский банкинг будет востребован в России. «Не получится ли так, что мы додавим своим лоббированием правительство, построим прекрасное здание исламского банкинга, в котором потом не будет посетителей?» — спросил один из сомневающихся. При этом он привел некие исследования, подтверждающие свою позицию.

Якупов бросился на защиту своего детища: «Мы живем будущим, а не прошлым. За те 3 - 5 лет, что прошли с вашего исследования, в России сложилась совсем другая ситуация». Однако на этом нападения не закончились. Слово взял неназвавший себя представитель мусульманской уммы, который заявил, что в условиях «предательского удара в спину» и «только помидорами не отделаются» (выступающий цитировал слова Владимира Путина после уничтожения турками российского Су-24прим. ред.) надежды на исламские инвестиции несбыточны. Да и внутри страны введение исламских финансовых инструментов может вызвать раскол общества по конфессиональному признаку. «Нетрудно представить, что появится такая реклама банковских услуг: «Я истинный мусульманин, поэтому выбираю исламский банк», — сказал он.

Надо отдать должное Якупову — он очень аккуратно отбил и эту далеко идущую провокацию, направленную против Татарстана, потребовав не смешивать политику и финансовые инструменты. По словам Якупова, большинство из тех, кто по всему миру пользуется исламскими финансовыми инструментами, — не мусульмане. Более того, многие топ-менеджеры исламских банков — не мусульмане. «Мы лишь хотим дать нашей любимой родине России новые эффективные финансовые инструменты», — подчеркнул Якупов, сорвав аплодисменты.

«ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО НА БАЗЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Впрочем, уже следующий высокопоставленный выступающий вылил на него ушат холодной воды. Заместитель директора департамента финансовой политики министерства финансов РФ Сергей Платонов заявил, что не рассматривает внедрение исламских финансовых инструментов в России в качестве альтернативы закрытым каналам привлечения западных денег. На это, по его словам, указывает на то, что эта тема обсуждается уже больше 10 лет. По его словам, создавать отдельные законы для пилотного проекта в Татарстане правительство не будет: закон един для всех. «Пилотный проект может быть только на базе действующего законодательства», — подчеркнул он.

Платонов прямо заявил, что в рост внутренних инвестиций он не верит: в лучшем случае это будет просто переток из одних каналов в другие. «А это неинтересно», — отметил он, вызвав возмущение со стороны некоторых мусульман, присутствовавших на дискуссионной площадке, которые стали уверять, что большинство из 20 млн. российских мусульман не пользуются обычными банковскими инструментами, так как это харам (грех).

Линар Якупов
Линар Якупов


«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК ПРАВИТЕЛЬСТВА РАССЛАБИЛСЯ. НАДО ДУМАТЬ ИНТЕНСИВНЕЕ!»

В дискуссию с Платоновым вступил и Савельев, который отметил, что в «тучные» годы, когда цена барреля нефти превышала 100 долларов, экономический блок правительства очень расслабился, и там просто отмахивались от темы исламского банкинга, как от чего-то несерьезного. И лишь теперь, когда ситуация их приперла к стенке, они начали шевелиться. Он привел в пример Азербайджан, который два года назад начал заниматься исламским банкингом и уже привлек в свою экономику $700 млн. длинных инвестиций. «В масштабах России это были бы уже миллиарды так недостающих сейчас инвестиций. Надо думать интенсивнее!» — сказал он представителю правительства. Его призыв был также встречен аплодисментами. Позицию зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку поддержали и представители двух крупнейших российских банков — Газпромбанка и ВЭБ, которые заявили, что именно западные санкции повысили их интерес к исламским финансовым инструментам. «Нам очень важно привлечение исламских инвестиций, нам крайне нужны длинные деньги, а для этого нужно изменение в законодательстве», — обращенный к Платонову призыв банкиров смахивал на ультиматум.

ВМЕСТО ИСЛАМСКИХ — ПАРТНЕРСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ?

Последняя часть дискуссии была посвящена попыткам поженить слона с носорогом — привлечь инвестиции из исламских стран, которые весьма щепетильно относятся к чистоте сделок, и при этом назвать исламские финансовые инструменты в России более нейтрально — например партнерскими финансовыми инструментами. Правда, попытка переименовать шариатские советы при российских банках была тут же отвергнута экспертами. В качестве альтернативы было предложено обращаться за получением специальных фетв (разрешений на сделку) в ОАЭ, авторитет правоведов которых ценится по всему исламскому миру.