«РЕЙТИНГ, КАК ГОВОРИТСЯ, СЛЕПЛЕН»

Сегодня в Москве начал работу ежегодный Гайдаровский форум, посвященный памяти реформатора 1990-х Егора Гайдара. Одна из первых панельных дискуссий была посвящена презентации рейтинга «Инновационный бизнес в регионах России». Работу над ним вели эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) совместно с ассоциацией инновационных регионов России (АИРР). Как известно, в АИРР председательствует президент РТ Рустам Минниханов, неудивительно, что он же модерировал дискуссию.

Аудиторию для мероприятия выделили достаточно скромную. Журналистам и прочим любопытствующим пришлось компактно уместиться на расставленных по периметру аудитории стульях. А стол в форме буквы П в основном заняла внушительная делегация из Татарстана, среди которой периодически попадались представители других регионов. Но, забегая вперед, отметим: помимо самого Минниханова больше никто из представителей РТ не проронил ни слова за все мероприятие.

Президент же, как часы, к назначенному времени был на месте. Он шел улыбаясь, попутно протягивая многим руку для приветствия. Новоиспеченный руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин, встретившийся корреспонденту «БИЗНЕС Online» еще утром на крыльце корпуса РАНХиГС, заявил, что президент РТ нынче будет выступать на английском. «Готовьтесь!» — улыбнулся он. В том, что Рустам Нургалиевич может говорить на английском, сомнения не было, но в этот раз аудитория была в основном русскоязычная. То, что это всего лишь шутка, стало ясно сразу, как только президент РТ начал свое вступительное слово.

Владимир Мау: «Новый рейтинг пока еще, как говорится, слеплен.
Надеемся, что будет одним из ключевых в понимании
инновационного тренда развития регионов»

Тут же в аудиторию проскользнул ректор РАНХиГС Владимир Мау, но, как оказалось, только на секундочку, чтобы поприветствовать всех от имени академии, работавшей над рейтингом. «Новый рейтинг пока еще, как говорится, слеплен. Надеемся, что будет одним из ключевых в понимании инновационного тренда развития регионов», — сказал он и поспешил откланяться, торопясь на дискуссию с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.

— Вы Шувалову от нашей ассоциации привет передавайте, — дал наказ ректору Минниханов. — Пусть он обратит внимание на малый и средний бизнес и на наши инновационные проекты.

Мау кивнул и исчез столь же быстро, как появился. К слову, корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что буквально за полчаса до круглого стола президент РТ провел встречу с новым главой департамента по развитию малого и среднего предпринимательства минэкономразвития Максимом Паршиным. Вероятно, вопрос и был навеян этим разговором.

Тем временем Минниханов продолжил рассуждать, что место в рейтинге вовсе не главное для регионов. «Важно не то, где ты в этом рейтинге, а важно узнать, почему ты в этом рейтинге находишься на этой позиции, где слабые места, у кого есть сильные места, у кого можно подучиться. Такую задачу мы поставили. Этот рейтинг должен быть работающим, чтобы руководители регионов имели возможность как бы увидеть себя: где, на что необходимо обратить внимание», — сообщил глава республики. Почему-то вспомнился олимпийский девиз «Главное не победа, а участие».

Мысль Минниханова развил сидевший по левую руку председатель наблюдательного совета фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, советник президента РТ Иван Бортник. Он с восхищением говорил, что собравшиеся присутствуют если не при историческом, то как минимум значимом событии, когда РАНХиГС решила создавать свой рейтинг и для первого раза потренироваться на АИРР, которая составляет похожую номинацию. Но если ассоциация оценивает инновационное развитие субъектов РФ, то в РАНХиГС в заголовок вынесли инновационный бизнес. «Самое главное — руководителям регионов надо четко видеть, где сильные стороны, где слабые стороны», — добавил Бортник.

«МЫ НЕ РАЗДАЕМ МЕСТА, А СОБИРАЕМ СОВЕТЫ»

О сути и идеологии рейтинга рассуждал проректор Всероссийской академии внешней торговли Павел Кадочников, который с первых слов расстроил журналистов, заявив, что никаких результатов сегодня представлять не планирует. «Мы не раздаем места, а собираем советы. Мы не хотим ошарашить регионы непонятно как выставленными оценками. Хотим обсудить подход и предварительные результаты анализа, как мы видим российскую картинку развития регионов в том, что касается инновационного бизнеса», — объяснил он свою позицию. Вкратце говоря, авторы методики оценивали регионы по «блоку условий», то есть по потенциалу развития высокотехнологичных компаний, а также по «блоку результатов» развития этих предприятий и их вклада в экономику регионов.

К какому выводу пришли составители рейтинга? По ощущениям корреспондента «БИЗНЕС Online», вовсе не утешительному. Оказалось, что среди всех субъектов большой Российской Федерации по «блоку условий» в 69 регионах господдержка и доступность финансирования находится на уровне ниже среднего, а в 12 регионах она практически недоступна. При этом, по словам Кадочникова, если кадры сосредоточены примерно в 20 регионах, то вся наука — в 10 - 15 субъектах. По «блоку результатов» ситуация еще более плачевна. «В части создания нового высокотехнологичного бизнеса у нас в 8 регионах такие результаты отсутствуют, в 68 регионах показатели ниже среднего. Если говорить про производство, то в 9 регионах его вообще нет, в 40 регионах спад», — объявил проректор Всероссийской академии внешней торговли.

Как и обещал, он так и не представил итоговую «табель о рангах». Однако корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось узнать у пожелавшего остаться анонимным источника, работавшего над рейтингом, что Татарстан оказался в общем зачете на третьем месте, опередили его только Москва и Санкт-Петербург. Собственно, та же картина была в рейтинге АИРР, представленном на международном инвестиционном форуме в Сочи минувшей осенью. К слову, Бортник уже после заседания рассказал нам, что квалификационный комитет АИРР во главе с министром экономики РТ Артемом Здуновым продолжит свое ранжирование. «Рейтинг АИРР больше дает общефилософскую картину, направленную на условия, а РАНХиГС говорит, что должны быть результаты», — пояснил он. Пока же Кадочников надеется, что презентованный сегодня рейтинг в полноценном виде появится к весне этого года.

«КОМУ РЕЙТИНГ НУЖЕН И ЧЕМ ОН ПОМОЖЕТ ТЕМ, КОМУ НУЖЕН?»

«Надо определиться, кому рейтинг нужен и чем он поможет тем, кому он нужен. Если пользователь рейтинга — министерство, то как он повлияет на политику ведомства вообще? Для чего рейтинг? Чтобы просто кого-то оценить? — сыпал вопросами губернатор Томской области Сергей Жвачкин. — Но это же, мне кажется, не главная цель. Должен быть в нашей стране хоть один рейтинг, который дает результаты. А если пользователи рейтинга — крупные российские компании, то вообще они должны участвовать в работе над ним. Если мы один рейтинг делаем и для того, и для другого, то где-то будет дырка».

Ту же тему затронул и замдиректора департамента социального развития и инноваций минэкономразвития Павел Свистунов, которого также интересовало, где и как будут браться данные для объективного анализа. При этом чиновник настороженно отнесся к обещанию Кадочникова уже к весне выпустить последнюю версию рейтинга: работа предстоит большая, закончить ее за месяц-полтора ему не представляется возможным. «Мы очень заинтересованы в появлении корректного и объективного рейтинга такого рода, который бы мы использовали в работе по кластерной политике, по поддержке того же экспорта, по оценке обеспеченности инновационной инфраструктуры», — пообещал Свистунов.

«Так кому же адресован рейтинг?» —
не раз задавали вопрос участники дискуссии себе и друг другу

«Надо сделать такой рейтинг, чтобы был объективным и рабочим. Я думаю, и крупные компании, и органы госвласти должны руководствоваться этим материалом. Если мы увидим, что больше половины страны ничем высокотехнологичным не занимается, это тоже сигнал. Значит, какие-то шаги должны быть», — размышлял Минниханов, а взгляд тем временем перевел влево. «Дима, как братья-башкиры относятся к нашему рейтингу?» — по-свойски обратился он к заместителю премьер-министра Башкортостана Дмитрию Шаронову.

«Братья-татары, если будем воспринимать рейтинг как знания, а не как пугалку, тогда сможем из него добыть для себя знания», — философски ответил тот. А еще, по мнению Шаронова, нужно пользоваться сильными сторонами, научным инструментарием друг друга, а не быть «замкнутыми в своих маленьких норках».

У замгубернатора Новосибирской области Анатолия Соболева тоже возникли вопросы к методологии, тем не менее, по его словам, рейтинг должен отражать новые вызовы для России, то есть развитие экономики, основанное не на одной лишь сырьевой базе. В свою очередь, исполнительный директор АИРР Слава Ходько и вовсе предложил объединить как минимум четыре конкурирующих рейтинга в единый национальный.

«Так кому же адресован рейтинг?» — не раз задавали вопрос участники дискуссии себе и друг другу. Ответить на него нашему корреспонденту попытался Бортник: во-первых, главам регионов, чтобы видели, где у них сильные, а где слабые места, во-вторых, инвесторам. «Они, конечно, сами все смотрят, считают, но и рейтинги всякие смотрят», — пояснил он. Наконец, самим инноваторам, бизнесменам.

Минниханов же пришел к выводу, что не каждому надо и можно позволять формировать рейтинги и оценивать регионы. «Какой-то журнал дает оценку губернатору или кому-то, это неправильно, — отметил президент РТ. — Должна быть структура солидная, которая определяет этот рейтинг. Он должен быть работающим. Без нашего участия мы такой документ не сделаем. Мы в первый раз пытались сделать объективный продукт».