Религиозная жизнь Татарстана в ушедшем году была весьма насыщенной
Религиозная жизнь Татарстана в ушедшем году была весьма насыщенной

№1

БОЛГАР: ВОЛОС ПРОРОКА, СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА И ОТКРЫТИЕ ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ

Первое событие года, которое вошло как в федеральные, так и республиканские новости, касалось открытия Болгарской исламской академии. Саму академию торжественно открыли в начале октября с запуска шестимесячных курсов по чтению Корана, но этому предшествовал летний слет деятелей российского ислама в Болгаре. На этом слете, состоявшемся 14 июня, верховный муфтий России Талгат Таджуддин торжественно передал президенту Татарстана Рустаму Минниханову волос пророка Мухаммеда, который ранее хранился в Уфе. Реликвию поместили в болгарскую Белую мечеть. Тогда же в древнем городе подписали социальную доктрину ислама, разработанную известным исламским богословом Али-Вячеславом Полосиным и отвечающую на целый ряд вопросов, в частности: кто вправе объявлять джихад, что значит для мусульманина родина и как следует относиться к немусульманам. На предварительном обсуждении доктрины в Российском исламском институте присутствовал и корреспондент «БИЗНЕС Online».

Целый ряд событий, важных для исламского мира, были связаны с древним Болгаром
Целый ряд событий, важных для исламского мира, был связан с древним Болгаром

Передача волоса пророка и подписание социальной доктрины, конечно же, способствовали повышению статуса Болгара в исламском мире. Таджуддин даже назвал город на Волге «первой столицей в истории ислама после Медины». Неудивительно, что именно здесь при непосредственной поддержке российского президента Владимира Путина и при участии Рустама Минниханова 8 октября открыли Болгарскую исламскую академию. Правда, ни собственного здания, ни утвержденного штата преподавателей, ни ректора у академии пока нет, но повышенное внимание Кремля и всех централизованных организаций мусульман к проекту гарантирует, что проект доведут до конца. Единственным, кто на церемонии открытия высказал сомнение в этом, оказался председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, который призвал не ограничиваться «красивыми словами» и «не подставить перед всем исламским миром лидера нации» Путина и президента РТ Минниханова.

№2

ЯВЛЕНИЕ ФЕОФАНА

20 июля 2015 года в столицу РТ прибыл новый митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), отслуживший по этому поводу торжественную литургию в Благовещенском соборе. Растерянные священнослужители епархии и паства встречали нового владыку в казанском Кремле: само его назначение проходило в режиме спецоперации, которая, как выяснилось, стала неожиданностью и для руководства республики, и даже для прежнего епархиального архиерея Анастасия (Меткина).

Еще больше смятения в «тихое царство», установившееся при Анастасии, внесли речи и заявления Феофана, сделанные им при вступлении в должность. Давая прощальную пресс-конференцию в Ульяновске, где он до переезда в Казань на протяжении 14 месяцев был митрополитом Симбирским и Новоспасским, Феофан заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в его новой епархии «Основы православной культуры» должны быть. И не просто быть при приходах и православных гимназиях, а постепенно войти в программу общеобразовательных школ. Впрочем, такая точка зрения была вполне ожидаемой: именно новый татарстанский владыка считается одним из инициаторов курса ОПК и едва ли не самым успешным его лоббистом. Достаточно сказать, что даже на Северном Кавказе ОПК благодаря Феофану вошли в школьную программу.

Другое высказывание, которое широко разошлось по СМИ, прозвучало уже в Казани: новый владыка сделал акцент на том, что Казань — это «русская земля». «Нет, я не оговорился, не говорите мне, что иная земля. Мы все на одной земле, мы все живем в одном государстве», — пояснил свои собственные слова Феофан. Наблюдатели отметили также, что на крестном ходе, состоявшемся 21 июля, в день иконы Казанской Божией Матери, над шествием реял черно-желто-белый флаг Российской империи с надписью «За веру, царя и Отечество», который при Анастасии запрещали поднимать среди икон и хоругвей.

Все это свидетельствовало об одном: РПЦ назначила своим представителем в Татарстане сильную, независимую личность, чье богатое прошлое говорило само за себя. Правая рука патриарха Кирилла (в 1990-е годы был его заместителем в отделе внешних церковных связей), опытный церковный дипломат, работавший на Ближнем Востоке, герой Беслана, сам выносивший раненых детей из горящей школы, раскрученный медийный персонаж и даже ведущий собственных телевизионных программ. В Ульяновске Феофан даже заслужил от местной администрации, в коридорах которой он часто появлялся с пастырским посохом в руке, прозвище Митрополитрук. Разумеется, такой человек сразу повел себя в Казани как хозяин положения: подтвердил намерение воссоздать Казанскую духовную академию и даже предъявил претензии на архиерейский дом в Кремле, занимаемый в настоящее время управделами президента РТ.

№3

ФЕОФАН ПООБЕЩАЛ ВОССОЗДАТЬ ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — В ДВА РАЗА ШИРЕ «КУЛ-ШАРИФА»

Митрополит Феофан, впрочем, достаточно быстро нашел общий язык с руководителями Татарстана, свидетельством чему стал указ Минниханова от 4 ноября, объединивший в одно целое два крупных религиозных проекта — строительство Болгарской исламской академии и воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери. День 4 ноября, являющийся по православному календарю днем иконы Казанской Божией Матери, был выбран, разумеется, не случайно. Собор был утрачен следом за оригиналом богородичного лика в 1930-е годы: его взорвали большевики. С тех пор обезглавленный Богородицкий монастырь прошел через все мытарства, характерные для «красной смуты»: он был и табачной фабрикой, и филфаком пединститута, и «вновь обретенным» верующими храмовым комплексом. Но о его возрождении во всем прежнем великолепии, славившемся на всю Россию, до Феофана не заговаривал никто.


Митрополит Феофан пролоббировал в правительстве РТ идею восстановления собора Казанской иконы Божией Матери

Митрополит Феофан не только пролоббировал идею восстановления храма и колокольни в правительстве РТ, но и пообещал создать фонд для сбора пожертвований и привлечь благотворительные средства. По предварительной оценке экспертов, воссоздание собора потребует не меньше 1 млрд. рублей и вполне сопоставимо со строительством храма Христа Спасителя в Москве. В Татарстане же таких проектов не было давно: храм обещает быть вдвое вместительнее мечети «Кул-Шариф». Как пообещал Феофан в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», он сам лично будет «контролировать все». «Вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, президентскими структурами и вместе с Минтимером Шариповичем Шаймиевым», — добавил митрополит.

Владыка пообещал, что восстановление собора не помешает реализации другой идеи — возрождения Казанской духовной академии. Что касается храма, то первый камень в его основание будет возложен 21 июля 2016 года, в день обретения Казанской иконы Божией Матери.

№4

«АНАКСИОС!» КАК МИТРОПОЛИТА АНАСТАСИЯ НЕЛАСКОВО ВСТРЕТИЛИ В УЛЬЯНОВСКЕ

Для владыки Анастасия (Меткина), бывшего митрополитом Казанским и Татарстанским почти 27 лет, перевод в Ульяновск, к месту бывшего служения Феофана, стал серьезным испытанием. В республике у него были и налаженные связи, и сложившиеся модели отношений с властью, прихожанами и «братской конфессией» мусульман. Да и само архиерейство, переданное Анастасию еще в советское время, от епископа Казанского и Марийского Пантелеймона, вполне могло представляться ему пожизненным. И вдруг: новость-молния о рокировке с Феофаном, срочные сборы и неясные слухи о запоздалой расплате за «голубой скандал», разразившийся в Казанской духовной семинарии еще на исходе 2013 года.

Впрочем, слухи очень скоро подтвердились: 20 июля, в день прибытия Анастасия в Ульяновск, к месту нового служения, симбирские прихожане устроили ему «неласковую» встречу. Толпа верующих, руководимая, как оказалось, местными священнослужителями Иоанном Косых и Георгием Рощупкиным, в момент появления митрополита на площади перед городским кафедральным собором начала громко скандировать «Анаксиос!» (греч. «недостоин»). Протестующим удалось прорваться за Анастасием в храм и там продолжить акцию протеста против его назначения, которую СМИ тотчас же окрестили «православным майданом». Поводом к «майдану», по словам его организаторов, послужило то, что владыка Анастасий и не пытался в свое время откреститься от обвинений в содомии, предъявленных ему «мятежным» протодьяконом Андреем Кураевым, чем нарушил (цитируем) «79-е правило Карфагенского поместного собора 401 года от Рождества Христова».

Впрочем, надев клобук митрополита Симбирского и Новоспасского, Анастасий тем более не стал ни в чем оправдываться, лишь заявив прилюдно, что, «да, он грешный человек, но не им (организаторам «православного майдана» — прим. ред.) судить». «Никакие Кураевы и никакие кураевские последователи не могут разрушить ту церковь Христову, которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века», — заверил владыка и под конец пообещал, если это потребуется, «принять у престола мученическую смерть от рук таких людей». Однако до кровопролития и рукоприкладства дело, слава Богу, не дошло, и вскоре ситуация в симбирской епархии успокоилась. Священников Косых и Рощупкина даже не стали судить за организацию беспорядков: в октябре следователи Ленинского РОВД Ульяновска после проведенной проверки вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в их отношении.

№5

КАК МИННИХАНОВ ПОМОГ СТАРООБРЯДЧЕСКОМУ МИТРОПОЛИТУ ВОССТАНОВИТЬ ХРАМ

Встречей старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова) с президентом РТ Миннихановым напомнили о себе в этом году в Татарстане староверы-поповцы. Их главе пообещали финансовую помощь из бюджета республики на восстановление Покровского собора на Старой улице, который после завершения реставрации должен будет стать кафедральной церковью для старообрядцев в Казани.

Староверы напомнили о себе встречей старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия с президентом Татарстана
Староверы напомнили о себе встречей старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия с президентом Татарстана

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» митрополит Корнилий, встреча с Миннихановым получилась плодотворной: обсуждали не только вопросы финансовой поддержки, но и вопросы веры. В частности, республиканский лидер согласился с архиереем, что первым старообрядцем на Руси номинально был равноапостольный князь Владимир, крестивший нашу страну. Что касается денег, то Минниханов пообещал профинансировать первоочередные работы по реконструкции Покровского собора и выделить средства на замену кровли, реставрацию куполов и барабанов, гидроизоляцию. Также была обещана поддержка по дренажной системе — для осушения цокольной части храма, в которой проектом запланирован музей старообрядчества. Казанско-Вятская епархия и митрополия РПСЦ, в свою очередь, взяли на себя обязательство профинансировать работы по защите и восстановлению фасадов будущего кафедрального собора.

Стоит отметить, что республиканское финансирование Покровского храма осуществляется уже на протяжении доброго десятка лет. Еще в 2004 - 2005 годах из резервного фонда президента РТ старообрядцам выделили 2 млн. рублей, еще 3 млн. — из фонда кабинета министров республики.

№6

НОВЫЙ БЛАГОЧИННЫЙ ЗАЙМЕТСЯ РЕСТИТУЦИЕЙ И ПРАВОСЛАВНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Кадровые перестановки в казанской епархии начались меньше чем через месяц после назначения Феофана. В первую очередь новый митрополит сменил благочинного Казани: к августу 2015 года вместо Дмитрия Салкова на эту должность вернулся протоиерей Алексей Чубаков, который уже курировал городские приходы до 2009 года. Наблюдатели гадали, в чем же смысл кадрового решения, ведь оба священника были близки к прежнему владыке Анастасию. Более того, Чубаков выглядел даже более приближенным к смещенному митрополиту, поскольку являлся настоятелем храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, где Анастасий когда-то начинал свою церковную карьеру в качестве псаломщика.

На должность благочинного Казани вернулся протоиерей о. Алексей Чубаков
На должность благочинного Казани вернулся протоиерей Алексей Чубаков

Интересно, что прежде чем назначить протоиерея Чубакова своим помощником Феофан сделал ему и другим епархиальным священникам строгое внушение, призвав их к скромности в повседневной жизни и к воздержанию от дорогих иномарок. Всех владельцев Lexus владыка пообещал отправить служить в деревню. Как многие заметили, именно на машине этой марки привык передвигаться по Казани будущий благочинный. В интервью «БИЗНЕС Online» Чубаков объяснил, что Lexus ему подарили благотворители, которые помогали ему восстанавливать Духосошественскую церковь, где он также является настоятелем.

Однако выговор по службе не стал препятствием для восхождения Чубакова по карьерной лестнице. Вскоре объяснилась и сама логика этого назначения: у Чубакова имелся опыт работы с церковной недвижимостью, который вполне мог заинтересовать Феофана в свете реституции имущества РПЦ, которой он намерен последовательно заниматься в Татарстане. Кроме этого, при Духосошественском храме действует православная гимназия, которой и суждено было, по замыслу митрополита, стать проводником «Основ православной культуры» в Казани.

№7

СЪЕЗД РАВВИНОВ В ОТРЕСТАВРИРОВАННОЙ СИНАГОГЕ

2 - 3 сентября в Казани впервые в ее истории прошел съезд раввинов России, состоявшийся по инициативе главного раввина РТ Ицхака Горелика. В мероприятии приняли участие порядка 50 руководителей еврейских общин и конгрегаций из 40 городов России. Тем не менее сам съезд отзаседал тихо, вероятно, потому что его в некотором смысле заглушил IV международный фестиваль еврейской музыки, проходивший в это же время и приуроченный к празднованию 100-летнего юбилея Казанской синагоги, отреставрированной по такому случаю.

В Казани впервые в ее истории прошел съезд раввинов России
В Казани впервые в ее истории прошел съезд раввинов России

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Горелик, обыкновенно российские раввины собираются на такие мероприятия в Москве. «Но из Москвы, к примеру, я немного могу вынести для себя полезного, разве что две-три идеи, — поделился своими доводами раввин. — Столица РФ — это уже всемирный город, как Нью-Йорк или Иерусалим. Это хорошо, но чем это поможет нам в работе на местах? А вот когда раввин одного города приезжает в другой, он видит много схожего со своими проблемами. И перенять чужой опыт ему проще».

№8

ОТКРЫТИЕ ГАЛЕЕВСКОЙ МЕЧЕТИ И ДУХОСОШЕСТВЕНСКОГО ХРАМА НАКАНУНЕ НОВОГО ГОДА

К концу 2015 года в Казани приурочили торжественное открытие сразу двух отреставрированных храмов: Галеевской мечети в Старо-Татарской слободе и церкви Сошествия Святого Духа на улице Туфана Миннуллина. В финансировании работ и в том и в другом случае участвовала республика, поэтому на торжественной церемонии в мечети и в православной церкви побывал президент РТ Рустам Минниханов.

Отреставрированную Галеевскую мечеть, включающую в себя целый архитектурный комплекс, сдали накануне дня рождения пророка Мухаммеда
Отреставрированную Галеевскую мечеть, включающую в себя целый архитектурный комплекс, сдали накануне дня рождения пророка Мухаммеда

С открытием спешили: Галеевскую мечеть, включающую в себя целый архитектурный комплекс, сдали 22 декабря, накануне дня рождения пророка Мухаммеда. Незаконченными остались дом Галеева и будущая резиденция муфтия РТ Камиля Самигуллина, сроки по ним перенесли на 2016 год.

Напомним, что Галеевская мечеть до недавнего времени оставалась последней мусульманской святыней в Старо-Татарской слободе, которую не коснулись восстановительные работы. Однако в дальнейшем из бюджета РТ на реставрацию выделили более 100 млн. рублей. Возрождение мечети велось тем более старательно и кропотливо, что в наступившем году здесь должны разместиться структурные подразделения ДУМ Татарстана и основная резиденция муфтия республики.

27 декабря открыли возрожденную Духосошественскую церковь, некогда славившуюся как один из самых многолюдных приходов в Казани
27 декабря открыли возрожденную Духосошественскую церковь, некогда славившуюся как один из самых многолюдных приходов в Казани

Спустя всего 5 дней, 27 декабря, Минниханов вместе с митрополитом Феофаном открывали возрожденную Духосошественскую церковь, некогда славившуюся как один из самых многолюдных приходов в Казани, объединявшую до 4 тыс. верующих. Храм также известен благодаря Федору Шаляпину, который начинал в нем свою певческую карьеру. В финансировании строительных работ, которые к настоящему времени можно считать уже законченными, принимало участие главное инвестиционно-строительное управление РТ. Как заявил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» настоятель церкви Алексей Чубаков, теперь предстоит заняться внутренним убранством храма, в частности, сделать росписи сводов.

№9

КАК ИДЕОЛОГ РПЦ ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН СТАЛ ЦЕРКОВНЫМ БУНТАРЕМ

Внезапная отставка Всеволода Чаплина, который считался едва ли не самым официальным человеком в РПЦ после патриарха Кирилла, стала еще одной сенсацией декабря. Об отставке объявили в западнохристианский сочельник, 24 декабря. Чаплина сместили сразу со всех церковных постов: он лишился должности председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества, а также права представлять Московскую патриархию в межрелигиозном совете России. Все, что осталось у некогда могущественного православного идеолога — это московский храм Святителя Николая на Трех Горах, где он по-прежнему настоятель.

Уход Чаплина в рядовые священники многими был воспринят как опала, в том числе и самим экс-председателем синодального отдела. Хотя номинально РПЦ в его адрес рассыпалась в благодарностях, Чаплин в ответ обрушился с критикой на МП и самого патриарха Кирилла. Дословно он заявил следующее: «Я давно спорил со святейшим патриархом по вопросам церковно-государственных отношений и вопросам церковного управления. Я считаю, что церковь с властью должна говорить открытым языком вместо того, чтобы заискивать перед какими-то чиновниками». Каких чиновников он подразумевает, Чаплин также охотно пояснил. По его словам, «церковь не должна улыбаться и обниматься с людьми, которые хорошо известны как коррупционеры».

Более того, в интервью известному журналисту Сергею Доренко Чаплин назвал патриарха Кирилла «коллективным проектом» и предрек его скорую отставку. Другой опальный клирик, протодьякон Андрей Кураев тотчас же поддержал Чаплина в своем блоге, даже назвав имя возможного преемника — митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина). В 2009 году он уже баллотировался на Московский патриарший престол, при этом, по словам Кураева, за него «голосовало большинство епископов России».

В Татарстане к отставке Чаплина отнеслись неоднозначно. Отдавая должное масштабу его деятельности, эксперты тем не менее вспомнили, как Чаплин говорил о «принижении русского фактора» в жизни республики и о «серии поджогов» православных церквей.

№10

КАК ТАДЖУДДИН ПЕРЕДАВАЛ САМИГУЛЛИНУ КОЛПАК ВЕРХОВНОГО МУФТИЯ РФ

Если патриарху Кириллу только прочат отставку, то верховный муфтий РФ шейх Таджуддин едва сам не сложил с себя полномочия духовной власти. Случилось это практически в один день с увольнением Чаплина и поневоле произвело впечатление больших перемен, намечающихся в религиозной сфере. Как сообщил 25 декабря ряд солидных новостных изданий, Таджуддин решил отказаться от своего поста в пользу муфтия РТ Самигуллина. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» помощник шейха подтвердил, что указ о назначении Самигуллина уже подписан. Однако никакой эйфории в ДУМ РТ это не вызвало, а сам татарстанский муфтий оказался недоступен для комментариев, так как находился в командировке в Чите на открытии местной соборной мечети.

В конце года ряд новостных изданий сообщил, что ерховный муфтий РФ шейх Талгат Таджуддин решил отказаться от своего поста в пользу муфтия РТ Камиля Самигуллина
В конце года ряд новостных изданий сообщил, что верховный муфтий РФ шейх Талгат Таджуддин решил отказаться от своего поста в пользу муфтия РТ Камиля Самигуллина

Как выяснил «БИЗНЕС Online», за объявленным назначением Самигуллина стояла идея глобальной реформы мусульманских централизованных организаций России, которую на исходе года задумал реализовать глава центрального духовного управления мусульман Таджуддин. «Я буду шейх-уль-исламом, — уточнил при этом Таджуддин. — Камиль хазрат — верховным муфтием. Мухаммад Таджуддинов будет председателем ЦДУМ, а председателем совещательного органа, совета муфтиев России — Равиль Гайнутдин. И еще пятый есть, Умар Идрисов, он будет председателем совета улемов, то есть совета богословов».

Впрочем, реформа не состоялась, так как не была публично поддержана ни одним из упомянутых лиц. В ДУМ РТ вообще предложили считать указ Таджуддина лестным, но ни к чему не обязывающим предложением и подчеркнули, что не входят в состав ЦДУМ. Наиболее категорично высказался председатель СМР РФ Равиль Гайнутдин, который призвал своего собрата «не сеять смуту среди мусульман и, не имея на то полномочий, не раздавать звания и должности, нарушая законы Российской Федерации и уставы духовных управлений мусульман». Таким образом, указ о назначении Самигуллина повис в воздухе, и уже через несколько дней о нем благополучно забыли.