СРЕДНИЙ ЧЕК КНИЖНОГО МАГАЗИНА В ЦЕНТРАЛЬНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ СОСТАВЛЯЕТ 800 РУБЛЕЙ, В КАЗАНИ – РАЗА В ДВА МЕНЬШЕ
В кризис казанцы, судя по всему, стали меньше читать – может, потому что стали больше работать. Так или иначе, спрос на книжном рынке татарстанской столицы упал сразу на 20%. При этом на местный рынок пришли несколько новых федеральных сетей – что сказалось на распределении долей участников рынка. Обо всем этом в своем интервью рассказывает Лилия Гайнуллова - генеральный директор сети "Книжный двор".
И БУКВА, И ТОП-КНИГА
— Лилия Кадимовна, какие сильные игроки сейчас присутствуют на книжном рынке Татарстана?
— В последние годы к нам приходят федеральные компании. Это, например, "Новый книжный", который находится в ТЦ "Кольцо". Преимущества его формата в том, что он расположен в местах большого скопления людей и у станции метро. "Буква" — тоже крупная федеральная сеть, принадлежащая компании "АСТ", но у нее формат магазинов "у дома", небольших — до 150 квадратных метров. В основном они делают акцент на литературу, которую издает издательство "АСТ", являющееся монополистом на книжном рынке России среди издателей. Затем — компания "Топ-книга", лидер розничного книжного рынка. Они открывали гипермаркет в ТЦ "МЕГА", но, к сожалению, объем спроса в нашем городе таков, что второй гипермаркет городу потянуть не удалось. Основные конкуренты среди казанских операторов — сеть "ТАИС", "АИСТ-пресс", "Любимый книжный".
— Как книжный рынок Казани поделен между игроками?
— В свое время мы регулярно мерили долю рынка Казани и в 2008 году занимали 42 процента. Сейчас мне сложно сказать. Пришли федералы. При этом уменьшился объем казанского книжного рынка. Отток произошел благодаря электронным книгам, бесплатно выложенным в Сети. За рубежом электронные книги покупаются наравне с бумажными. У нас есть сертифицированный сайт "Литресс", но его прибыльность и рентабельность оставляет пока желать лучшего, потому что на бесплатных сайтах книжные новинки можно найти через 20-30 дней после их выхода в свет.
— На ваш взгляд, существующее в Казани количество книжных магазинов удовлетворяет спрос?
— Предложение и спрос на данный момент находятся в состоянии баланса. Дело в том, что сейчас убыточные магазины никто не держит. Если раньше сеть их поддерживала за счет прибыльных магазинов, то сейчас никто себе не может этого позволить: прибыльные магазины показывают в кризис не настолько высокую прибыль. Если же какой-либо местной компании кажется, что в одном из районов спрос растет, а предложение запаздывает, то она открывает там небольшие магазины. Местные компании очень мобильны, открывают, закрывают магазины, переезжают, изучают, где наиболее активное движение.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ОТВЛЕКАЕТ ДЕТЕЙ ОТ КОМПЬЮТЕРА
— Как вы оцениваете состояние книжного рынка Татарстана в сравнении с другими регионами?
— Если посмотреть на Нижегородскую область, Самару, Саратов, то там представлено большее количество как федеральных, так и местных компаний, чем у нас. Аналитические отчеты, публикуемы в Форбс, показывают, что Казань, к сожалению, находятся где-то на 15-м месте по доходу на душу населения. А книги не является насущной покупкой, поэтому люди на них экономят.
Средний чек книжного магазина в центральных регионах России составляет порядка 800 рублей, а у нас раза в два меньше. Там есть специализированные магазины, где представлена литература, например, только эзотерическая. У нас этого нет, потому что нет спроса, а если спрос и появляется, то у людей не хватает ресурсов.
— Будет ли падать спрос на книги?
— Несмотря на то, что процент читающего населения сильно падает — за последнее время на 20 процентов, у нас есть надежда, которая подтверждается мнениями экспертов, что покупатель останется лояльным к книге. Человек, который любит читать, не может совсем бросить это занятие. С другой стороны, мы никогда не желали привлечь к чтению тех, кто не любит читать, мы на него и не рассчитывали, когда открывались. А спрос будет в любом случае падать.
— Какие книги сегодня покупают?
— Детская литература была всегда популярна – она дает родителям возможность и развивать своих детей, и отвлекать их от компьютера. Деловая литература в начале кризиса не пользовалась спросом, потому что она принадлежит в основном перу западных авторов, а тогда бытовало мнение, что именно Запад виноват в кризисе. Сейчас немного возобновляется интерес. Стойкий интерес у покупателей к эзотерической литературе. Ну а беллетристика, популярная литература всегда пользуется спросом.
МЕККА ДЛЯ КНИГОЛЮБОВ
— Что сегодня представляет собой сеть магазинов "Книжный двор"?
— Еще пять лет назад, при открытии, мы решили создать не просто книжный магазин, а своего рода Мекку для книголюбов. Мы основными своими конкурентными преимуществами считаем широчайший ассортимент – у нас представлены практически все сегменты литературы, включая узкую специализацию. Причем в каждом сегменте мы пытаемся представить до 80 процентов новинок... Для себя мы определили, что место центрального книжного гипермаркета остается нашим, ведь в основном на территории Казани работает формат магазинов "у дома" максимальной площадью 500-600 квадратных метров. В наших магазинах работает 130-150 человек. Сеть насчитывает пять гипермаркетов, два из них расположены в Казани. Есть магазины около 1000 квадратных метров в Набережных Челнах и в Альметьевске. В Чебоксарах уже существует небольшой наш магазин, а осенью откроется второй.
— Какие перемены происходят внутри сети?
— 18 августа мы переехали в здание ТЦ "Сувар плаза". У здания, которое мы арендовали на улице Спартаковской, 2, поменялся собственник — им стала пермская инвестиционная компания. У этой компании возникла амбициозная идея создать гостиницу. Так как в городе скоро Универсиада, то вполне возможно, что этот проект экономически будет более рентабелен.
Основной из наших задач при переезде было остаться в центре города. Дело в том, что книголюбы – это особые покупатели. Они в книжный магазин идут специально, проводят в нем большое количество времени. Спонтанная покупка редка. Одно из преимуществ Сувар плазы то, что это не только торговый, но и деловой центр. Многие говорили нам, что поток здесь специфичный, но мы надеемся, что за счет этого приобретем новых клиентов – особенно в отделах деловой и подарочной литературы.
ПРОВОДИМ АКЦИИ, ДАРИМ СЕРТИФИКАТЫ И ПОДАРКИ
— Что вы делаете для того, чтобы привлечь покупателя?
— Любой может сделать у нас заказ книги, изданной и распространяющейся в России, и получить ее за короткий промежуток времени. Мы выполняем заказы по поиску редких букинистических книг. Проводим акции, дарим сертификаты и подарки. Плюс у нас действует книжный клуб – это и встречи с писателями, и бесплатные тренинги. Совместных мероприятий с другими игроками у нас нет.
— Какие перспективы у книжного рынка Татарстана?
— В Татарстане книжный рынок не будет сильно сжиматься. Но состав игроков может немного поменяться. Сейчас остались сильные игроки, которые пережили самый сложный период. Ушли мелкие, частные компании. А сильные игроки поменяли немного свою стратегию, стали более гибкими в соответствии с реалиями жизни, с рынком. Мне кажется, что татарстанский покупатель придерживается традиций, более консервативен. Поэтому метаморфозы книжного рынка здесь если и будут, то лет через пять.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.