КРУПНАЯ АВАРИЯ НА ШАХТЕ "РАСПАДСКАЯ" В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОЖЕТ СТАТЬ ПОВОДОМ ДЛЯ НОВЫХ МАССОВЫХ АКЦИЙ ПРОТЕСТА ГОРНЯКОВ. НА КУЗБАССЕ ВСПОМИНАЮТ 1989 ГОД

Потребители угля, который добывает крупнейшая в России шахта "Распадская", из-за произошедшей здесь 9 мая аварии, в ближайшее время недополучат 70% топлива. Жертвами аварии стали 66 человек, еще 24 пока считаются пропавшими без вести. На время восстановительных работ на шахте, которые могут продлиться несколько месяцев, горнякам обещают платить среднемесячную зарплату. Тем не менее, остается опасность повторения всесоюзной шахтерской стачки 1989 года, когда горняки стучали касками у Белого дома в Москве. Тогда этот тихий стук был слышен всему миру…

ПЕРВЫЙ ЗВОНОК

Авария на шахте "Распадская" может стать поводом для новых массовых акций протеста шахтеров, сравнимых с событиями 1989 года. Тогда бунт горняков принял всесоюзный масштаб и отчасти спровоцировал впоследствии распад СССР. Сегодня ситуация подогревается тем, что восстановительные работы могут продлиться несколько месяцев, в худшем случае даже год. Горняки на это время останутся без работы и без нормального заработка, что и может перерасти в масштабный социальный взрыв.

Первым звонком стала акция протеста, которая произошла 14 мая в Междуреченске. Жители этого города перекрыли железнодорожные пути, из-за чего было задержано движение около 20 поездов. Переговоры с представителями областной власти и милиции ни к чему не привели. Перекрытию железнодорожных путей предшествовал несанкционированный митинг шахтеров на главной площади Междуреченска, когда около тысячи горняков требовали повышения зарплаты и улучшения условий труда.

Вытеснить людей с железнодорожных путей милиция попыталась силой, из-за чего шахтерский бунт перерос в столкновения с ОМОНом, в милиционеров полетели камни и бутылки. Шесть человек пострадали. Обстановку удалось нормализовать лишь к часу ночи. 28 самых активных участников акции были доставлены в дежурную часть милиции города Междуреченска. Следственными органами следственного комитета по Кемеровской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 318 УК РФ – применение насилия в отношении представителя власти.

ВЛАСТИ НАПУГАНЫ

Власти, судя по всему, весьма напуганы происходящим. Об этом может свидетельствовать несколько странное заявление официальных лиц – они сейчас пытаются списать начавшийся шахтерский бунт на происки каких-то уголовников. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев сообщил журналистам, что только двое из задержанных – шахтеры "Распадской", остальные – "безработные и имеющие судимость граждане". В эфире местного телевидения Тулеев сказал: "Нам нужно остудить горячие головы. Не нужно громить школы, больницы в городе. Сейчас появилось много пены, в городе появились провокаторы – не нужно на них вестись".

Тем временем акция протеста горняков уже принесла результат: гендиректор "Распадской угольной компании" Геннадий Козовой согласился с предложениями инициативной группой горняков шахты "Распадская" об изменении механизма начисления заработной платы. Он заявил: "В ближайшее время оплата труда претерпит изменения. Она будет увеличена, изменится доля оклада в заработной плате. Она будет увязана напрямую с обеспечение безопасности труда". Кемеровский губернатор также признал справедливыми требования горняков и дал поручение решить их социальные проблемы.

ПЛАН ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Лидер инициативной группы работников шахты Елена Першина рассказала, что "губернатор согласился с нашими требованиями: привлечь жителей Междуреченска к контролю за техникой безопасности на шахте, установить уголовную ответственность руководителей угольных предприятий за каждого погибшего на шахте, обязать собственников изменить оплату труда шахтера". Она также сообщила: "Оклад шахтера – 30 процентов общего размера заработной платы. По нашему мнению, оклад должен быть не менее 60 процентов. Сегодня шахтеры, чтобы получить 30 тысяч рублей в месяц, вынуждены выполнять план любой ценой. Иначе будет не 30 тысяч, а 10 тысяч".

СМИ уже сообщали, что шахтеры специально отключают в шахте датчики, которые фиксируют превышение концентрации метана, – чтобы сигнализация не срабатывала, и они могли выполнить план и получить больше денег. Ученые, которые ведут расследование аварии, не понимают, как могло накопиться такое большое количество метана, и почему такая сила взрыва. Тулеев не верит в то, что метановые датчики могли отключить сами шахтеры: "Датчики – это чепуха. Можно на один целлофан набросить, но их 1300, даже больше".

ВСПОМНИМ 1989 ГОД?

Сегодня на форуме города Междуреченска многие утверждают, что акции протеста нужны и вспоминают о масштабной забастовке, которую провели кузбасские шахтеры в 1989 году. Тогда всеобщая забастовка охватила весь Кузбасс, а началась тоже с Междуреченска. Здесь начали протестовать весной 1989 года, а к лету к забастовке присоединись горняки из Новокузнецка, Кемерова, Киселевска и других городов Кузбасса. Горняки требовали повышения зарплаты, сокращения управленческого аппарата, улучшения питания, решения проблем с транспортом и еще многого другого. Забастовка прекратилась в июле 1989-го – правительство СССР тогда согласилось пойти на значительные уступки рабочим в ответ на роспуск забастовочных комитетов.

По материалу издания "Новый Регион"