В ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ НУЖЕН НЕ ТОЛЬКО РЕКТОР-УЧЕНЫЙ, НО И ПРЕЗИДЕНТ-УПРАВЛЕНЕЦ

Как стало известно вчера, 29 марта назовут имя ректора федерального университета, создаваемого на базе КГУ.

Эта тема вызывает бурное обсуждение и споры среди ученых, преподавателей, студентов, бизнесменов… Вопросов новшество вызывает много. Ответить на них газета "БИЗНЕС Online" попросила бывших руководителей КГУ.

Сегодня мы публикуем интервью с профессором, доктором физико-математических наук, заведующим кафедрой теоретической механики КГУ, заслуженным деятелем науки РФ и РТ, академиком Академии наук Татарстана Юрием Коноплевым - ректором Казанского университета в 1990 – 2001 годах.

ПИРОГ ИМЕЕТ ОГРАНИЧЕННЫЕ РАЗМЕРЫ

- Юрий Геннадьевич, как вы оцениваете решение о создании на базе КГУ федерального университета, каких изменений в работе вуза ждете?

- Идея создания федеральных вузов обсуждается давно. Я о ней знаю последние 20 лет. Название изменялось, но суть оставалась: выделить ограниченное число университетов и сделать их лидерами образования и науки не только региона, но и России. И всегда предполагалось, что эти университеты будут иметь новые функции и особое финансирование. Конечно, каждый университет мечтал бы – особенно в 90-е годы, когда очень тяжело жилось, – попасть в такой список, с особым финансированием, особыми задачами и особыми функциями.

При создании федеральных университетов происходит их объединение с другими вузами, с исследовательскими институтами – в общем, структура должна серьезно измениться. В разных регионах это происходит по разным сценариям. В Казани в КГУ вливаются два крупных вуза – КГФЭИ и особенно крупный гуманитарно-педагогический университет. Понятно, что руководство Татарстана и минобрнауки России стремятся таким образом повысить качество подготовки учителей, а также объединить усилия ученых-экономистов для создания мощного экономического института в составе федерального университета. Этот экономический институт будет призван заниматься качественной подготовкой экономистов и решением экономических проблем – разработкой рекомендаций для Татарстана и всего макрорегиона – Приволжского федерального округа.

Начальный период федерального университета, как показывает опыт двух уже созданных в России федеральных университетов, будет сложным. И преодолеть все трудности объединения непросто. В Казани структура федерального университета в своем оптимальном варианте, я думаю, сформируется лишь через несколько лет. И если смотреть в будущее, когда университет уже будет работать, как хорошо отлаженный механизм, то надо признать, что такой федеральный университет – это благо и для республики, и для России, и для макрорегиона.

Всегда, когда раньше обсуждалась идея создания таких особых элитных вузов, то было жалко оставшихся, тех, кто не попадет в это число… Потому что пирог, знаете ли, имеет ограниченные размеры. И когда львиную долю этого пирога отдадут вот таким элитным вузам, что станет с остальными? То есть там, где и так образование неважное, еще меньше останется средств на развитие. Вот другая сторона этого процесса.

НО ЭТО ВСЕ РАВНО РОДНЯ

- А готов ли КГУ взять на себя такую ношу, как федеральный университет?

- Традиции университета такие, что он всегда отдавал свои силы для создания новых вузов. Вот когда был, например, юбилей Томского университета, который был открыт еще в XIX веке, то там почти все выступавшие отмечали роль Казанского Императорского университета в создании Томского университета, который сейчас по своему уровню такой же, как наш КГУ. А там считают, что именно Казанский университет помог им в трудный начальный период – помог своими кадрами, своей библиотекой, своими методическими материалами, поделился научными школами…

А взять казанские вузы и находящиеся вокруг Татарстана – тоже какое было колоссальное влияние Казанского университета. Теперь происходит несколько другой процесс – мы не отдаем, а берем обратно тех, кто когда-то вышел из КГУ. Конечно, эти вузы получили развитие, стали совсем другими, не такими, как в те времена, когда они отделились. Но это все равно наша родня… И, я думаю, что объединение будет в будущем полезно и нашему университету. Например, создание мощного института экономики, который объединит экономические факультеты КГУ и ТГПУ с КГФЭИ, станет отличным подспорьем федеральному университету. Тем более что здесь объединение не будет болезненным, потому что у нас на экономическом факультете, в гуманитарно-педагогическом университете и в финансово-экономическом институте экономисты разных специальностей. То есть почти не пересекаются их научные интересы, программы подготовки кадров. Объединение получается очень органичным…

Что касается других направлений – сегодня надо готовить учителей более высокой квалификации. Что же, это наша общая забота, от этого зависит будущее страны.  

- И, кстати, то, какие в университет придут абитуриенты…

- Всякие придут. Сейчас даже к нам в КГУ приходит много довольно слабых абитуриентов, которые и математику толком не знают, и слабо развиты в культурном отношении. Вот такие дела…  

НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО СВОИХ ДРОВ НАЛОМАТЬ

- Как вы оцениваете деятельность Казанского университета за последние 10 лет – что удалось, что не удалось?

- Главными событиями за последние десять лет у нас были проведение юбилея университета и 1000-летия Казани, в чем КГУ тоже участвовал. Кроме того, Казанский университет сыграл немалую роль в том, чтобы Универсиада состоялась именно в нашем городе. Вот такие большие задачи были успешно решены.

Что касается внутренних наших проблем, здесь очень много сложностей. Конечно, все факультеты и кафедры стараются, чтобы уровень образования и науки не упал. Но больше всего беспокоит, как я уже сказал, качество абитуриентов. Вот, например, на мехмате во время зимней сессии экзамен по математическому анализу почти все первокурсники сдали на двойки. Это, конечно, самый трудный предмет, по нему всегда было много двоек, но чтобы столько… Такого никогда не было. Просто за голову хватаемся: что делать? Это результат всяческих преобразований… "выдающихся", которые происходят в средней школе. Но есть же опыт других стран – Соединенных Штатов, Франции… Достаточно посмотреть, к чему там это привело. Нет, надо обязательно своих дров наломать. И вот теперь мы, наверное, будем, как в Сорбонне, – сначала, на первом курсе, учить школьной математике, а уже потом учить высшей математике. Сорбонна уже к этому пришла…

РЕКТОР ДОЛЖЕН БЫТЬ КРУПНЫМ УЧЕНЫМ

- Как вы считаете, какой ректор нужен Казанскому университету, уже как федеральному?

- В структуре федерального университета управление должно сильно измениться. Там должен быть наблюдательный совет, мощный попечительский совет, там должен быть президент университета, ректор. И нужно распределить функции. Я думаю, что ректор должен быть крупным ученым, опытным педагогом, человеком, к которому есть большое уважение в научном мире, в университетском сообществе, во всем Приволжском федеральном округе… А, допустим, президент университета – пожалуйста, он может быть хорошим управленцем…

- Намек понятен…

- Ну, конечно… Сейчас почему-то обсуждается только кандидатура ректора. А ведь надо обсуждать всю систему управления. От того, у кого какие будут функции, зависит, кто должен быть ректором. Конечно, если поставить с одинаковыми задачами и ректора, и президента, – у них не получится работа, по одним и тем же вопросам у каждого будет свое мнение. А если разделить их функции, то все будет нормально. Если уж мы стремимся к западным моделям, то, например, в американских университетах есть ректор и есть канцлер. Канцлер – это лицо, назначаемое государством, и он отчитывается перед государством за правильность траты тех средств, которые выделило государство, за административную структуру, за соблюдение законов, которые администрация должна выполнять. Пожалуйста, пусть у нас он называется президентом…

- Юрий Геннадьевич, а ректора в западных университетах избирают?

- Избирают, конечно. Среди всех стран – соседей России только Лукашенко назначает ректоров. Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий и я были на приеме у Лукашенко в Минске, и как раз спросили его: как же так – все избирают ректоров, а вы назначаете? Он ответил: да, я назначаю, и пусть все знают, что это мой человек, которому я буду помогать, пусть не нападают на него! Но он как назначил ректора университета, так через год и снял, потому что тот что-то не то сказал, не так, как думает Лукашенко… Вот и мы к такому придем, когда у нас будет назначение ректора. И он будет смотреть не на народ, а на начальство…

Елена Чернобровкина