И вот это, я думаю, вопрос номер один и критерий номер один для правительства. Оно должно состоять из первоклассных антикризисных управляющих, которые в подобных случаях хорошо разберутся. Пока этого не произошло, тут только Потанин единственный пример показал. Пока происходит что? Они в калитку-то стучатся, но стучатся через заднее крыльцо, и говорят: слушай, давай, государство, помоги мне закрыть долги и убытки… А с собственностью и управлением расстаться не готовы. И не факт, что найдутся более грамотные управляющие. Пока этот механизм работает в одну сторону. И это серьезная проблема нашего государства, которую обнажил кризис. 

Марат Галеев: "Переходный период – это надолго, это не на одно поколение" 

- Россия находится  на переходном этапе экономики  в целом, поэтому трудно говорить о том, какое правительство нужно. Есть совершенно разные варианты формирования правительства, но говорить о развитой демократии, с правительством, которое формируется победившими партиями, мне кажется, это достаточно бессмысленная затея для России. Потому что и партий нет, как таковых, полноценных, с какими-либо внятными программами, партий, за которыми, действительно, стояли бы какие-то общественные слои и интересы. Все это достаточно искусственно созданные конструкции, за исключением, наверное, КПРФ, у которой тоже мало внятного в программе, если посмотреть внимательно. Если просто по законам оппозиционности критиковать всё и вся – такие партии обычно и сами не очень-то стремятся к власти. Потому что дай им власть – они не будут знать, что делать с точки зрения идеологии и реальной ситуации. 

Поэтому переходный период – это надолго, это не на одно поколение. Переходная экономика и общество в России еще долго будут в таком виде. В этих условиях объективно сформировалось, я бы так сказал, авторитарно-бюрократическая система управления. И для Татарстана подходы к формированию правительства должны происходить с учетом этих факторов.  

ТАТАРСТАН УСПЕШНО ЛОББИРУЕТ  СВОИ ИНТЕРЕСЫ 

Безусловно, система  управления модифицируется. Сейчас, чтобы  каким-то образом скрепить интересы федерального центра и субъектов федерации, уже сложилась система софинансирования различных программ. Татарстан научился так работать… Объем софинансируемых программ, которые реализуются в республике, один из лучших в России. Если взять капитальный ремонт – это самый большой объем привлеченных средств федерального центра. Таковы реалии. Если брать инвестиционный фонд России, то инвестиционные программы по развитию нефтехимии – это самый крупный проект в СНГ после 1990 года. Я имею в виду проект "ТАНЕКО".  

Стратегия была определена еще в докризисный  период, и совершенно правильно. Это  инновационный путь развития для  отраслей, перерабатывающих сырье. До более высокого уровня передела обрабатывающей промышленности, чтобы там иметь  перевод на инновационный путь развития, ни Россия, ни Татарстан пока в полном объеме не дозрели. А вот высокий передел сырья на инновационных принципах – до этого созрел Татарстан. Он в этой части один из лучших в России, потому что проекты ТАНЕКО реализуются по принципу трансфера инновационных технологий, доведения глубины переработки нефти на 97 процентов – а это мировой уровень. Это будет реализовано в ближайшие годы. Начало было положено в докризисный период. Несмотря на кризис, это обязательно должно продолжаться и продолжается. Достигнут объем освоения средств 87 миллионов рублей в день. Это позволит первую очередь сдать в этом году, с последующей сдачей других очередей в ближайшие два – три года. Реализация этих проектов существенно повысит потенциал республики с точки зрения ухода от прямой сырьевой зависимости. Проекты достаточно хорошо проработаны с точки зрения маркетинга, сбыта, и должны повысить налоговую отдачу от экономики в целом существенным образом, в потенциале почти двукратный рост налоговой базы. Правильность этих стратегических направлений у меня лично сомнений не вызывает. Создана команда под эти проекты, и часть этой команды, реализующей эти проекты, безусловно, будет сохранена. 

СМЕНА ВЛАСТИ – ИСПЫТАНИЕ  ДЛЯ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ 

Я не считаю, что  конфигурация власти серьезно изменилась после принятия последних решений. Полномочия президента останутся преобладающими. И преемственность политики в этом направлении, мне кажется, будет достаточно сильно сохранена при новом президенте. Да, для Татарстана это испытание. Испытание для любой власти – это смена власти. 

Нам повезло  в том, что преемником президента Шаймиева является премьер, уже набравший опыт менеджерской работы на государственном уровне. И одним из самых ценных капиталов в условиях авторитарно-бюрократической власти России являются наработанные связи с федеральным центром. Этот капитал не измеряется деньгами, но он является исключительно важным в такой системе власти. И большая часть министров, которые работают на принципах софинансирования с федеральной властью, наработали эти связи. Все эти отраслевые министры, безусловно, должны сохранить свои позиции. И так оно и случится.  

Вообще Татарстан  с 1990 года прошел целый ряд этапов – начиная от практически весьма напряженных отношений с федеральным центром, когда было очень мало точек соприкосновения. Потому что тот принцип радикальных реформ, который был провозглашен с 1 января 1992 года, для Татарстана не очень подходил. У республики были возможности для саморазвития на менее радикальном направлении. Мы этот путь прошли достаточно успешно, я имею в виду путь мягкого вхождения в рынок. Но с точки зрения либеральных теорий это всегда подвергалось критике. Но я должен напомнить, что сегодня, в 2010 году, либералы в Соединенных Штатах очень серьезно критикуют политику Рузвельта. До сих пор критикуют политику, которая проводилась в 30-е годы. Рузвельт пытался смягчить кризис. Позиция либералов однозначна: политика Рузвельта задержала выход из кризиса и удлинила депрессивное состояние на семь лет. Мне кажется, что либералы от экономики не учитывают того, что тогда было под угрозой сохранение системы. Социальные потрясения могли быть настолько сильными в 30-е годы в США, что система, скорее всего, не выдержала бы. И политика Рузвельта по социальному направлению, смягчению кризиса – да, она удлинила депрессию, безусловно. Но в политике верны те решения, которые выводят, исходя из многих факторов. А фактор возможных социальных потрясениий либералами не учитывается. Поэтому политика мягкого вхождения в рынок – она также была оправданна, на мой личный взгляд.  

ФОРМИРОВАНИЕ  ТАРИФОВ ЖКХ БЫЛО КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНОЙ 

Персоналии будет избирать президент, наделенный полномочиями. Это его прерогатива, и я не хотел бы рассматривать этот вопрос. Но динамичность и открытость работы министров – это всегда верная позиция. Многие реформы в переходный период не всегда популярны. Так, власти пошли на реформу жилищно-коммунального сектора экономики – безусловно, понимая, что она не может быть популярной. Но без нее тоже нельзя. При этом оставляет желать лучшего контакт с населением, с общественностью муниципальных, региональных и федеральных властей – в части именно жилищно-коммунальных реформ. А здесь федеральные власти во многом лукавят. С одной стороны, формирование многих тарифов передано на региональный и муниципальный уровень. С другой, методики составления настолько жесткие и законодательство настолько не отрегулировано, что ответственность, действительно, лежит на федеральном центре.  

Достаточно сказать, что до 23 января 2010 года принципы формирования по федеральному законодательству тарифов были коммерческой тайной. Лишь 23 января, уже после напора общественности, федеральная власть приняла постановление на правительственном уровне, которое заставляет раскрыть информацию о принципах формирования тарифов. А то, что это должно было быть совершенно прозрачно и открыто, очевидно. То есть здесь недоработок очень много. И сейчас крайними являются, естественно, муниципальные и региональные власти, которые начинают только подступаться на самом деле к принципам формирования тарифов. И в этом постановлении правительства России до сих пор нет механизма формирования тарифов и порядка раскрытия информации – это нужно дорабатывать уже субъектам. 

Александр Сергеев: "Крупные  нефтеперерабатывающие  предприятия Россия отожмет" 

- У нас уникальная  страна – Российская Федерация.  Она за последние сто лет  прошла удивительный путь. За  прошлое столетие в стране  трижды уничтожался лучший генофонд. Первый раз – в 1917 году. Часть  белых - воспитанных и образованных - перешла на сторону красных, часть уехала за границу. Потом в 37-м добили тех, кто перешел, и тех, кто вырос. Война, естественно, косила уже всех без разбора. А третье – диссидентство 70-х годов. Соответственно, президент – российский и региональный – вынужден с этими фактами считаться и работать с теми людьми, кто остался.  

СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ НЕВЫГОДНЫ 

За последние 20 лет мне очень много приходилось  ездить за границу, в разные страны. Объездил порядка 55-ти. И должен отметить такую удивительную вещь, что в последние пять – шесть лет очень много стало российской молодежи за границей. Не просто в отелях работают, а в серьезных фирмах – программистами, менеджерами, специалистами, учатся… То есть из России реально идет отток – уже в четвертый раз, уже в новом веке, прогрессивных людей, тех, кто не хочет жить в стране, где есть проблемы с безопасностью, с организацией структуры власти, с уровнем жизни населения… Люди делают свой выбор. И это самое страшное, если говорить о перспективах развития страны. 

Что касается той  ситуации, которая сложилась в Татарстане. В любом случае, когда хочешь понять, что будет дальше, неплохо посмотреть, какая сегодня ситуация – и как бы ты сам в этой ситуации поступил. Я думаю, что любому первому лицу государства российского невыгодно иметь сильные регионы. На мой взгляд, это факт. Так как это показатель того, что у него слабо работают все остальные регионы. И это не есть хорошо.  

В КРИЗИС ОРГСИНТЕЗ  МОЖЕТ УЕХАТЬ В  МОСКВУ 

На мой взгляд, перспективы развития Татарстана таковы: крупные нефтеперерабатывающие предприятия Россия "отожмет". И ТАНЕКО тоже. Причем, с моей точки зрения, показательным был приезд Путина на ТАНЕКО – посмотреть, насколько активно там идет стройка. Так что в результате кризиса у нас и Оргсинтез может "уехать" в Москву, и Татнефть, и все остальные монстры. КАМАЗ уже давно там… 

Другой вопрос, что, на мой взгляд, Татарстан в  перспективе может заниматься более  глубокой переработкой исходно переработанного сырья в более мелких масштабах, не нужных федеральному центру. Тогда, естественно, есть резон сосредоточиться на политике поддержки более мелкого бизнеса. Впрочем, если бизнес вырос, его тоже  могут забрать и переделить... что кризис и показал. В этой ситуации надо развивать малый и средний бизнес, надо развивать предприятия середнячковые, которые по экономическим показателям неинтересны федеральному центру, ему будет не выгодно за них бодаться… Но более мелкие предприятия, они менее эффективны. Однако есть и другая модель – семейный бизнес, который эффективен сам по себе, поскольку кормит семью…  

У нас в республике возможно в перспективе и развитие сельского хозяйства – исходя из принципа: что в Татарстане хорошо растет? Да, у нас низкая клейковина у зерна, но у нас очень хорошо растет рапс, который покупают за наличные доллары уже давным-давно. Может быть, надо пересмотреть, что выращиваем, – и наши природные ресурсы, которые существуют, использовать с учетом климатической зоны… 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЫВОК СПОТКНУЛСЯ В 2005 ГОДУ 

О смене власти. Я уже говорил, что Шаймиеву можно было поставить памятник при жизни, поскольку никто и никогда для Татарстана уже столько сделать не сможет. В виду того, что политическая ситуация сегодня другая, отношения между центральной и региональной властью другие… Сегодня политика – забирать с регионов-доноров все, что можно. Если раньше мы имели возможность оставлять значительную часть налогов внутри республики, то теперь этой возможности нас лишили. Мало того, все более-менее легко собираемые налоги уходят в федеральный бюджет. Всё, что собрать тяжело, остается на месте. 

Татарстан сделал замечательный рывок с 90-х годов, это был лучший регион по экономическому развитию. Но это было у нас только до 2005 года. Начиная с 2005 года в ряде регионов рост шел более эффективно, нежели в Татарстане. И связано это опять же с тем – возвращаемся к сказанному, – что каждый российский "царь", чтобы быть хорошим, вынужден развивать все регионы равномерно. Иначе где-то живут хорошо, где-то плохо – возникает социальная напряженность.  

Могу привести примеры. До 2005 года финансирование Санкт-Петербурга было не особо серьезным. А сейчас, мы знаем, там очень активно идет застройка, сносятся дома, так называемые "хрущевки", строятся высотки… То есть федеральное финансирование идет мощное, это будет вторая столица. Следующий пример по эффективности развития – это Новосибирск. Еще можно назвать Нижний Новгород, другие города… Реально эти города имеют шансы на то, чтобы обогнать Казань, обогнать по развитию Татарстан. Особенно если деньги с того же ТАНЕКО уйдут в Россию…  

ПРЕМЬЕР: ЛИБО "ДА", ЛИБО "НЕТ" 

О премьере могу сказать – у Рустама Нургалиевича есть очень хорошая черта (знаю по тем временам, когда еще работал  в кабмине): он никогда не подвешивает  вопрос. Говорит либо "да", либо "нет". Если "нет" – больше не подходи. Для руководителя, я считаю, это основная черта, которая делает его эффективным. Пускай решение будет неправильным, но, по крайней мере, оно будет – нежели оно будет правильным, но его не будет никогда. Мне лично эта черта очень импонирует.  

Павел Сигал: "Беда России не в том, что у нас много капитализма, а в том, что у нас мало капитализма" 

- Я согласен  с рядом высказываний Марата  Гадыевича – что переходный  период, он надолго. Когда меня  спрашивают, закончился кризис или  нет, я всегда говорю, что никакого  завершения кризиса у нас сейчас нет ни в России, ни в республике. На мой взгляд, не будет резких скачков, таких обвалов, как было в конце 2008 года – начале 2009-го. Будет просто очень долгий, тяжелый выход из этого кризиса с очень существенными потерями.