ЗАТЯНУТЬ ПОЯСА ПРИДЕТСЯ БОЛЬШИНСТВУ ГОСУДАРСТВ

Американский экономист, предсказавший в 2008 году крах банков США, профессор Гарвардского университета, автор многих книг по экономической истории, в том числе соавтор бестселлера "В этот раз по-другому: восемь веков финансовой недальновидности" Кеннет Рогофф стал весьма известен во время работы главным экономистом Международного валютного фонда (МВФ). В своем интервью он поясняет, почему не надо бояться государственных дефолтов, говорит о самых острых проблемах еврозоны и советует, куда не надо вкладывать деньги.

ДОЛГОВАЯ СИТУАЦИЯ ВЫШЛА ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ

— Насколько опасна проблема стремительно растущей государственной задолженности?

— Тут я осторожный оптимист. Полагаю, что глобальный экономический рост возобновится уже в текущем году. Панические страхи по поводу повторения Великой депрессии уже позади. Впрочем, остаются проблемы с безработицей и недвижимостью. Правительства развитых стран столкнулись с большой проблемой задолженности и должны еще справиться с последствиями своих программ по оживлению конъюнктуры. В Европе добавляется проблема внешнего долга. Многие государства достигли тут отметки в 200 процентов ВВП, тогда как развивающиеся страны имеют этот показатель ниже 50 процентов. Наши исследования свидетельствуют, что вслед за банковским кризисом идет волна суверенных дефолтов. В среднем через три года после банковского кризиса уровень госзадолженности вырастает почти в три раза. Если отношение задолженности к ВВП перешагивает отметку 90 процентов, экономика начинает тормозить. Государство вынуждено повышать налоги и сокращать расходы. Впрочем, инфляционные риски тут не слишком высоки, за исключением развивающихся рынков. Если же отрешиться от исторических аналогий, то рост госдолга вполне может привести к тому, что инфляция превратится в проблему.

— Что вы думаете по поводу угрозы государственных дефолтов?

— Госдефолты существуют с тех пор, как появились кредиты. Франция переживала банкротство девять раз, Испания — 13. Так что Греция лишь последний пример. Страна находится в очень трудном положении. Конечно, МВФ вмешается, и это позволит выиграть время, однако на решение проблемы уйдут годы. Долговая ситуация вышла из-под контроля, экономический же рост обещает быть крайне незначительным. Затянуть пояса придется большинству стран. Касается это и США. Основная проблема тут в том, что объем краткосрочной задолженности должен быть радикально сокращен. Проблемы эти не экономического, а политического свойства. В трудном положении находятся многие страны, в частности в Восточной Европе. Если посмотреть на их количество, то Европа представляется неким Ground Zero, эпицентром разрушений. Большие корректировки необходимы в Греции, Ирландии, Португалии, Испании, Латвии, на Украине.

ЕВРО — ВАЛЮТА УЯЗВИМАЯ

— Каково будущее валют?

— Евро — валюта уязвимая, так как в ближайшее время долговые проблемы здесь решены быть не могут. Евро, конечно, выживет, но некоторым государствам придется "уйти в оплачиваемый отпуск". Впрочем, ведущие страны еврозоны — в прекрасном состоянии. Можно предположить, что в ближайшие год-два евро по отношению к доллару несколько ослабеет. Думаю, что Германия вряд ли в состоянии справиться со всеми проблемами Европы. Так, уровень госдолга ФРГ, включая бюджеты федеральных земель, дрейфует к отметке 80 процентов от ВВП, а проблема старения населения острее, чем, к примеру, в США. Но через три года, возможно, все опять переменится, и уже больше рисков будет связано именно с долларом. Америке необходимо найти какой-то выход из ее политики нулевой процентной ставки по кредитам: Штаты находятся в трудном положении, цены на недвижимость остаются на низком уровне, а безработица высока. Кстати, я не верю, что в слабости валюты евро виноваты хедж-фонды. Это просто смешно, ведь валютные рынки слишком велики. Наиболее привлекательно смотрятся валюты развивающихся стран. Игроки на рынках этих государств наименее уязвимы с точки зрения их задолженности, кроме того, показатели экономического роста этих стран наиболее высоки.

— Ваш прогноз действий мировых регуляторов?

— Процентная ставка будет оставаться на низком уровне еще долго. ЕЦБ располагает минимумом возможностей для ее повышения ввиду незначительности экономического роста в Европе и слабости банков. Но в индустриально развитых странах большой опасности инфляции я не вижу. А вот в долгосрочном плане прогнозировать прибыльность достаточно затруднительно. Ставки по казначейским облигациям США или же германским гособлигациям легко могут подниматься или опускаться в пределах полутора процентных пунктов. По-настоящему пойти вверх они могут еще через два-три года на фоне больших расходов и дефицитов. Выход из программ по стимулированию конъюнктуры является потенциальной проблемой.

НАИМЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА КИТАЙСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

— Ну а куда идут рынки акций?

— Во время кризиса рынки акций оживают. С исторической точки зрения через два-три года они снова достигают своего наивысшего курсового уровня. Но есть и исключение: Япония. В настоящий момент рынки акций не переоценены, но оптимизма большинства аналитиков с Уолл-стрит я не разделяю. На мой взгляд, акции развивающихся стран могли бы быть и дороже, а вот цену на недвижимость я бы понизил. Наименее привлекательна китайская недвижимость, ее стоимость абсолютно оторвана от действительности и неоправданно высока. Китай уязвим, так как ему необходимо заменить самые слабые виды экспорта внутренним потреблением.

— Инвестиции в каком регионе вы бы рекомендовали?

— Ослабление конъюнктуры в Китае стало бы для мировой экономики серьезной проблемой. В ходе выздоровления глобальной экономики я бы обратил внимание на другие развивающиеся страны, в особенности на Бразилию. Что касается уязвимых, то есть нуждающихся в поддержке, стран, то тут есть такая цикличность: положительная разница в уровнях процентных ставок растет, потом на помощь приходит МВФ, и она падает. Через какое-то время участники рынка вдруг осознают, что правительство данной страны потуже пояс так и не затянуло, — положительная разница в уровнях процентных ставок вырастает снова. Начинается осуществление новых госпрограмм экономии — она падает. Впрочем, возможно, такое государство через несколько лет и выздоровеет окончательно.

Handelsblatt
(перевод РБК daily)

Справка

Кеннет Рогофф родился в 1953 году в Рочестере, штат Нью-Йорк. Преподавал в Висконсинском, Калифорнийском, Принстонском и Гарвардском университетах. Академик Американской академии искусств и наук. Всеобщее внимание привлек к себе, когда в 2008 году предсказал крах банков США на нынешнем витке финансового кризиса. Мировым бестселлером стала написанная им недавно в соавторстве с профессором Кармен Рейнхарт книга "В этот раз по-другому: восемь веков финансовой недальновидности" (This Time is Different: Eight Centuries of Financial Folly), в которой авторы анализируют историю финансовых кризисов.