— Львиная доля всех денег, которые выделяются на господдержку АПК, тратится на субсидирование процентных ставок по кредитам на инвестиционные проекты. Вы считаете, что это самый эффективный механизм стимулирования отрасли?

— Система давно отработана, механизм поддержки создан и действует. Кредитный портфель отрасли в 2009 году составил 776 миллиардов рублей, из которых 420 миллиардов рублей — субсидированные кредиты. В этом году мы ожидаем выхода на аналогичные показатели. В целом результаты нас устраивают. Важно, что мы по-прежнему можем субсидировать и новые проекты. Как я уже говорила, мы их выбираем в соответствии с отраслевыми программами и поручениями президента и председателя правительства. Все это необходимо, чтобы выполнить показатели доктрины продовольственной безопасности. Мы видим, что довести до необходимых объемов производство мяса птицы мы можем быстро, и оно будет соответствовать потребностям и по цене, и по качеству. На втором месте молоко — правда, его потребление у нас увеличивается, так что добиться необходимых показателей непросто. По мясу крупного рогатого скота тоже непросто, но в этом году мы выделяем средства на поддержку племенного животноводства, и это дает нам основания надеяться, что ситуацию получится выправить. Помогает и то, что к нам пришли крупные промышленные инвесторы, которые занимаются производством и переработкой мяса крупного рогатого скота. Например, в Одинцовском районе Московской области компания Cremonini открыла предприятие, которое будет производить 25 000 тонн продукции в год, сырьем для которой является мясо крупного рогатого скота. 45 процентов этого мяса уже сегодня — российское. Это значит, что фермеры, откармливая бычков, через него будут иметь гарантированный сбыт. Такая система работает по всему миру: переработчик через интернет объявляет закупку, и фермер, имея долгосрочные контрактные отношения с переработчиком, всегда может заранее знать, в какое время ему выгоднее гарантированно сдать свой скот. Если бы пришли еще несколько таких же эффективных переработчиков — думаю, и с мясом крупного рогатого скота мы разобрались бы гораздо быстрее.

— Сколько всего требуется средств на реализацию всех отраслевых программ, о которых вы говорите?

— Расчеты еще не закончены. По предварительным данным, на животноводство без учета птицеводства требуется 89 миллиардов рублей кредитных ресурсов, на элеваторы — 30 миллиардов рублей, по уже действующей программе развития сахарного комплекса — почти 11 миллиардов рублей.

ВЛАДЕТЬ ЗЕМЛЕЙ ДОЛЖЕН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

— Как вы оцениваете принятый вариант закона о торговле? Не считаете ли вы его компромиссом с сетями?

— Закон о торговле можно оценить положительно. Виктор Алексеевич Зубков потратил много усилий, чтобы закон зазвучал, прошел и работал. В любом случае те важные моменты, которые мешали сельхозорганизациям реализовывать свою продукцию, устранены. Естественно, всегда хочется больше и лучше, но не всегда получается.

— Когда будут приняты поправки в земельное законодательство, позволяющие упростить оформление прав собственности на сельхозземли?

— В первом чтении законопроект о совершенствовании оборота земель сельхозназначения принят. Согласитесь, что все земельные проблемы невозможно решить за один год.

— Нужно ли, на ваш взгляд, ограничивать концентрацию сельхозземель в одних руках?

— Здесь подход четкий и ясный. Есть малые формы хозяйствования, работающие на селе, есть средние предприятия, и есть крупные. В соответствии с тем, что предприниматель производит, он и должен владеть землей на тех условиях и в тех объемах, которые ему необходимы для производства. От этого зависит эффективность производства: если у него весь цикл производства выстроен и принадлежит ему на праве собственности, конечно, рентабельность промышленного производства намного выше, а цена для конечного потребителя — ниже.

— На прошлой неделе подписано постановление о снижении цен на ГСМ для весенних полевых работ. Отказалось ли правительство от идеи создания специальной государственной топливной компании?

— Проанализировав ситуацию, мы задействовали более эффективный рыночный механизм — дополнительные льготы. Премьер-министром подписано постановление правительства, которое предусматривает предоставление скидок в размере до 10% от оптовой текущей цены сельхозтоваропроизводителям в период посевной и уборочной кампаний. Это позволит сэкономить до 5,5 миллиарда рублей.

— Включено ли в программу субсидирования строительства зерновой инфраструктуры, о которой вы говорите, только финансирование проектов государственной Объединенной зерновой компании (ОЗК) или в ней смогут поучаствовать частные компании?

— Это крупная программа, которая будет включать строительство и линейных элеваторов в регионах, и портовых, которые позволят эффективно продавать зерно в том числе на экспорт. ОЗК — оператор нашего зернового рынка, поэтому утвержденная стратегия ОЗК, конечно, будет вписана в разрабатываемую программу. В рамках программы будут субсидироваться и частные элеваторы, и элеваторы ОЗК. В любом случае вопрос по инфраструктуре и логистике нашего зернового рынка нам нужно решить — без этого мы дальше в развитии экспорта двигаться не сможем. Подготовка программы не закончена, поэтому назвать объем ее финансирования я пока не могу.

— Вы возглавляете совет директоров ОЗК. Утвержденная стратегия этой компании предусматривает, что в развитие инфраструктуры зернового рынка должно быть инвестировано несколько сотен миллиардов — в строительство элеваторов, портовых мощностей, вагонного парка. Вы как-то участвуете в привлечении финансирования для этих проектов?

— В стратегии есть сноска, что все эти проекты будут реализовываться только при наличии кредитных ресурсов. Лимит Россельхозбанка, который кредитовал ОЗК для закупки зерна в ходе государственных интервенций, был исчерпан в прошлом году. Поэтому мы провели ОЗК через комиссию по системообразующим предприятиям, была выдана госгарантия на 9,5 миллиарда рублей, под которую Россельхозбанк выдал компании дополнительные кредиты на эту сумму. Зерно было закуплено в интервенционный фонд. ОЗК должна вести коммерческую деятельность и зарабатывать, чтобы иметь возможность пользоваться кредитными ресурсами. Кредитование ОЗК будет происходить только после того, как они уберут уже существующую кредиторскую задолженность. Как только они реализуют зерно — смогут получать кредиты дальше. Внесение же средств в уставный капитал ОЗК — это, конечно, инициатива министерства. Пока этот вопрос прорабатывается.

ЗЕРНОВЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ

— То есть, пока ОЗК не реализует интервенционное зерно и, соответственно, не вернет кредиты Россельхозбанка, получить кредиты для финансирования инвестиционных проектов она не сможет?

— Не обязательно. Все будет зависеть от финансово-экономической ситуации в стране и наличия ресурсов.

— Значит, принятая в конце прошлого года стратегия ОЗК, предусматривающая инвестиции в 93 миллиарда рублей до 2015 года только на строительство линейных и портовых элеваторов, — оптимистичный план?

— Оптимистичный, но долгосрочный. В этом году мы об этом не говорим. Будет хорошая ситуация с ресурсами — будем говорить об этом по-другому. Сейчас наша максимальная задача — реализовать зерно интервенционного фонда с минимальными затратами.

— Сохраняется ли план реализовать до 4 миллиона тонн интервенционного зерна в этом году?

— В настоящий момент речь идет о реализации максимум 1,3 миллиона тонн. Зерно из интервенционного фонда необходимо реализовывать в том числе и потому, что качество зерна, 40 процентов из которого хранится напольным способом, снижается.

— По документам в интервенционном фонде должно находиться почти 10 миллионов тонн зерна, закупленного в разные годы. Сколько зерна есть реально?

— Столько же и есть. Проверки проводятся постоянно. Но это ответственность банка, у которого это зерно находится в залоге.

— Эффективен ли механизм зерновых интервенций в целом?

— В этом году для хранения интервенционного зерна мы отобрали в четыре раза больше элеваторов, в торгах принимают участие в 10 раз больше сельхозпроизводителей. Наш анализ показал, что себестоимость производства зерна составляет 3100-3200 рублей за тонну. Цены и изменившиеся подходы к проведению интервенций дают возможность заработать деньги сельхозорганизациям, а не спекулянтам. Рентабельность в среднем около 10 процентов.

— Идея проведения интервенций на рынке молочных продуктов обсуждается уже второй год, но они до сих пор не проводятся. Вы заявили, что закупочные цены будут объявлены до 31 марта. Значит ли это, что в этом году интервенции все же состоятся?

— Да. В этом году мы должны купить в высокий сезон до 300 000 тонн в пересчете на молоко, и я думаю, что в сезон мы это сделаем. Этого объема достаточно для регулирования цен на молоко.

АМЕРИКАНСКИЕ ОКОРОЧКА ВЕРНУТСЯ

— По итогам второго раунда российско-американских переговоров о поставках мяса птицы, как заявил главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко, подготовлен проект документа, выполнение которого позволит американским птицеводам снова начать поставки на российский рынок, остановленные со вступлением в силу новых российских санитарных требований. Как вы считаете, когда и чем могут окончательно завершиться переговоры?

— Сейчас положительный исход этих переговоров зависит от действий американской стороны. Как только американцы приведут в соответствие с нашими требованиями к качеству продукции птицеводства свои правила поставок, вопрос будет снят с повестки дня.

— Вы говорите, что министерство готовит программу развития птицеводства. Зачем? Ведь из всех секторов животноводства это самый успешный.

— 600 000 тонн мяса птицы в год мы ввозим только из Америки. Всего же импортируем 800 000-900 000 тонн. Прогноз потребления на этот год — 26 кг на душу населения. Из всех субъектов Федерации и федеральных округов мясом птицы полностью обеспечивает себя только Центральный федеральный округ. Поэтому производство мяса птицы нам нужно наращивать. Необходимо иметь качественный продукт, относительно дешевый, чтобы удовлетворить потребности населения. К тому же прирост производства мяса птицы мы можем получить быстро. В этом году на программу развития птицеводства потребуется 31 миллиард рублей кредитных ресурсов.

— Считаете ли вы необходимым уходить от механизма квотирования импорта мяса в средне- и долгосрочной перспективе?

— На основании прогнозных балансов производства и потребления мы обязаны ограничивать рынок. Без этого нас просто завалят некачественным мясом. По доктрине продовольственной безопасности мы должны быть обеспечены собственным мясом на 85 процентов. 15 процентов импортного мяса нужно, чтобы наш рынок работал эффективно. Я пока не вижу механизма, как регулировать ввоз этих 15 процентов без квот. Снижать объем квот в зависимости от объема производства мы будем системно.

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

— Александр Хлопонин назвал сельское хозяйство одним из главных направлений экономического развития Северного Кавказа. Обсуждались ли уже конкретные проекты, которые там могут быть реализованы?

— В этом году на комиссии в министерстве будет рассмотрено более 160 конкретных инвестиционных проектов в северокавказских регионах. Часть из них будут реализованы.

— Выгоден ли для российского агросектора Таможенный союз?

— Работа по этому вопросу еще ведется, до конца оценить пока сложно. Общий тренд создания Таможенного союза — расширение рынка сбыта для отечественных производителей, повышение конкурентоспособности, налаживание более тесных операционных связей внутри союза.

— Правда ли, что министерство создает новую систему учета производства сельхозпродукции, чтобы не зависеть от данных Росстата?

— В этом году мы составили и утвердили в Минэкономразвития прогнозные балансы по всем рынкам на три года. Теперь мы понимаем, сколько мяса мы производим, сколько молока, сколько нам нужно импортной продукции и как мы должны дальше наращивать производство. Чтобы иметь правдивую и точную информацию, мы создаем информационно-аналитическую систему. Мы будем иметь информацию по каждому региону: сколько производится мяса и молока, как происходит реализация этой продукции, что происходит с уровнем господдержки и софинансированием от регионов. Этим займутся два наших ФГУПа, региональные филиалы которых будут подсчитывать все, что производится. Тогда мы сможем опираться не только на данные Росстата, который не занимается учетом производства в личных подсобных хозяйствах, а на полную объективную информацию. Я думаю, что в этом году мы закончим ввод отдельных блоков этой информационно-аналитической системы.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СПУТНИКИ

— Расскажите о планах создания собственной группировки космических спутников, которая позволит самостоятельно оценивать состояние сельхозземель и прогнозировать урожайность.

— Решение об этом было принято еще в 2008 году. В рамках государственной программы министерство осуществляет создание системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Рабочее название системы — "Космос-СХ". Она позволит, во-первых, дать оценку состояния и динамики пахотных земель и посевов, а также прогнозировать урожайность сельскохозяйственных культур; во-вторых, проводить государственный мониторинг земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства.

Ожидаемый годовой экономический эффект развития системы космических наблюдений только за счет увеличения точности оценки площадей используемых сельскохозяйственных земель составит 1 миллиард 150 миллионов рублей. Таким образом, при стоимости создания спутниковой группировки "Космос-СХ" в 980 миллионов рублей срок окупаемости системы составит менее одного года.

Космические снимки, полученные в результате эксплуатации системы, могут быть использованы и другими ведомствами, например МЧС, Минэкономразвития и т. д., что серьезно снизит зависимость России от зарубежных продавцов информации, даст существенную экономию, повысит информационную безопасность Российской Федерации.

"Ведомости"

Справка

Нынешний министр сельского хозяйства России Елена Скрынник после окончания института работала кардиологом и цеховым терапевтом в студенческой поликлинике Челябинского политехнического института, была заместителем главного врача больницы Челябинского металлургического комбината. В 1991-1994 годах стажировалась во Франции и Германии в области поставок медицинского оборудования. Тогда же начала заниматься бизнесом: в ноябре 1992 года открыла фирму "Изи" по торговле медицинским оборудованием, а в 1994 году создала и возглавила компанию "Медлизинг".

В 2001 году Скрынник упоминалась в светской хронике "Коммерсанта" как президент клиники Swiss Perfection — "филиала известной швейцарской клиники эстетической хирургии La Praire, где уже несколько лет приводят себя в порядок Мадонна, Майкл Джексон, Джордж Буш, Катрин Денев". В феврале 2010 года представители Swiss Perfection подтвердили, что клиникой владеет Дмитрий Белоносов, муж Скрынник (бывший солист группы Revolvers).

Елена Скрынник награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и удостоена высшей ведомственной награды — золотой медали "За вклад в развитие агропромышленного комплекса России". Она также имеет церковные награды: орден святой равноапостольной великой княгини Ольги III степени и орден святого мученика Трифона III степени ("за вклад в борьбу с наркоманией и другими вредоносными явлениями", она — первая женщина, получившая этот орден).