Самый первый, – Дали безбожно подделывали и подделывают все, кому не лень. Искусствовед Ибрагимова говорит: "С множества работ Дали делал оттиски, а иногда расписывался на чистых листах…". 

Свою точку  зрения "БИЗНЕС Online" высказал известнейший эксперт Альберт Костеневич - доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург): 

"Дали – один из тех художников, которых подделывали очень много. Поэтому с работами Дали все очень сложно. Одно дело, когда мы говорим о картинах в каких-то известных музеях – там известно, когда, откуда они поступили. А то, что относится к последним годам его жизни, – а тем более уже после того, как он умер, – тут может быть много всяких сложностей… Например, известно, что в последние годы какие-то большие декоративные вещи он делал не один, а с чьей-то помощью. За него работали какие-то люди, профессионалы, вероятно. Это не то, чтобы подделки, но…  

А есть и просто откровенные подделки. Так что все сложно. Коллекция может быть настоящая, может быть, частично настоящая, может быть, не настоящая. Поскольку имя громкое, а поддельщиков, в особенности в России, – сколько угодно. Даже больше, чем в других странах. Даже так. Это просто объясняется – наши вузы, например, в Петербурге академия художеств, она дает очень высокую профессиональную подготовку, а заработки небольшие. Люди волей-неволей склоняются в эту криминальную сторону, начинают очень качественно подделывать. 

Что касается скульптур, под Версалем есть такое место, где  делают скульптуры современных художников, в частности, и Дали, – я там был. И поскольку они купили права, то могут еще раз повторить скульптуру и еще раз повторить скульптуру… Когда-то, предположим, такой художник, как Маркиз, делал строго десять экземпляров. И про эти десять экземпляров известно, где они. И если вдруг появилась одиннадцатая, двенадцатая, тринадцатая – мы знаем, что это… незаконная скульптура. Хотя очень точно может быть скопирована форма, и не специалист не отличит. А с Дали дело обстоит так, что скульптуры могут быть как бы и настоящие. 

Сколько может стоить коллекция Дали, оценить невозможно. Это все достаточно тонко, как любой труд. Один и тот же труд оценивается по-разному. Скажем, концерт дает певец где-то на Рублевке – или потом поехал в клуб "Красный Октябрь"…" 

Это, между прочим, еще один аргумент "против" – стоимость  работ Дали. Сколько может стоить частная коллекция из 70 работ гениального испанца? Сам Шадрин уходит от ответа на эти вопросы. Однако в "Комсомолке" все же промелькнула цифра: "Общая стоимость картин на момент их покупки коллекционером составляла более миллиона евро. Сейчас ее стоимость возросла в два, а то и три раза".  

Что касается подлинности работ на казанской выставке, газете "Коммерсантъ" дал комментарий эксперт парижского музея Espace Dali Эрик Детевнар – правда, на основании изучения фотографий, выставленных в Казани работ Сальвадора Дали. Комментарий, надо сказать, получился несколько странным. С одной стороны, французский эксперт подтвердил, что работы "изготовлены с помощью макетов, предоставленных музею самим Сальвадором Дали". С другой – заявил: "В мире искусства понятия "уникальный" и "оригинальный" следует различать. Уникальные предметы существуют в одном экземпляре. Но если мы говорим о скульптуре или литографии, то оригинальными произведениями искусства считаются соответственно первые 350 и 200 копий, изготовленные из авторского макета и подписанные художником". 

То есть 350 и 200 копий… или подлинников?! 

Я КУПИЛ ОЧЕНЬ ДОРОГО 

Приобрел работы Шадрин, как он сам рассказывает, у европейского фонда "Мир Дали". На вопрос «БИЗНЕС Online», почему французы продали шедевры, Шадрин ответил коротко: "Деньги!". И уточнил: 

- Я купил очень  дорого… Если бы я покупал в частной галерее, я бы купил дешевле. Но! Если бы я купил в частной галерее, а не у Бенжамина Леви - владельца и президента фонда "Мир Дали", у меня была бы проблема подлинности. Тогда бы этот же фонд поставил под вопрос подлинность работ. Это очень важный момент. Такое уже было в России. Когда в Москве проводилась выставка в 1993 году, работы Дали там были подлинные. Но Бенжамин Леви, поскольку это было без его ведома, полил грязью эту выставку, – потому что без него вошли в Россию. Он поставил подлинность под вопрос: я считаю, что работы не подлинные. А работы были подлинные. Но тот человек, который привозил коллекцию, он разорился. Потому что Бенжамин Леви – это авторитет… И я, чтобы не допустить этих ошибок, стал работать только с господином Леви… 

Как ответил на другие вопрос "БИЗНЕС Online" коллекционер, мы приводим ниже.  Читатель может сам, выслушав господина коллекционера, сделать свои выводы. На наш взгляд, моментами Шадрин так входит в образ, что в памяти сразу встает фигура великого мистификатора Дали.

- Вы говорили, что  французы сильно  переживали, когда  вы купили и  увезли работы? 

- Переживали  – не то слово. Специалиста,  который вел всю эту сделку, с работы выгнали на следующий  день. Они считают, что они проиграли. Но они поздно поняли. Человек проработал, огромную сделку провел им, – и его выгнали с работы, на следующий день, как последняя партия была отправлена… 

О том, что эта  сделка прошла, знает и Фонд Гала и Сальвадора Дали в Испании. Сейчас мой специалист находится в Испании, ведет переговоры с фондом Гала и Сальвадора Дали – они выступают в роли нашего консультанта по отбору следующих работ. Мой специалист буквально сегодня должен вести переговоры о покупке еще одной работы в Испании. Сегодня сделка должна совершиться. 

- Но почему фонд  продает работы? 

- Нет, продает  не фонд, – продают коллекционеры.  А коллекционеров этих мне  нашел Фонд Гала и Сальвадора  Дали. Он нашел – да, мы знаем,  что эти работы подлинные. Потому  что только две структуры в мире имеют право утверждать, работы подлинные или нет. Это Фонд Гала и Сальвадора Дали и фонд "Мир Дали". Остальные тоже имеют право выдавать сертификаты, но конечная инстанция – вот эти две структуры. Все! 

- Какой бизнес помог  вам приобрести такую дорогую коллекцию? 

- У меня финансовый  бизнес, у меня инвестиции. Я много  лет занимаюсь инвестициями в  разные, выгодные, с моей точки  зрения, бизнесы. И у меня ни  прогаров, ни кризисов нет. Я вне кризисов. И инвестиции в искусство, я считаю, очень выгодный бизнес.  

…Слова Шадрина о своем загадочном бизнесе поневоле воспринимаются, как косвенный аргумент "против". Обычно бизнесмены, имеющие более или менее высокие доходы, на виду (даже если пытаются затеряться в тени). А вот Шадрин как преуспевающий бизнесмен, вроде бы не прославился. И нам он не назвал ни одной своей компании, ни одного своего завода, магазина (сети!), которые были бы хоть как-то известны. Или даже пусть просто функционировали. Имели сайт… Мы покопались в Интернете, но все поисковики выдают фамилию Шадрина только в одном контексте – как организатора выставок в провинциальных городах России.

Тогда мы позвонили на родину уральского бизнесмена. Коллеги-журналисты из редакции авторитетного екатеринбургского издания Ura.ru с недоумением сообщили «БИЗНЕС Online», что такого предпринимателя они не знают, он не на слуху… 

Не хочется ловить самого Шадрина на противоречиях, но их немало в его обильных речах. Вот лишь одна из них. С одной стороны, он говорит, что купил свою коллекцию за "очень дорого". С другой, когда говорил, что литографии не подделывают (см. выше), заявил: "Рисунки – подделывают… потому что рисунок стоит безумные деньги… А литография – это ведь… Зачем подделывать – стоит она не так дорого. Если вещь стоит несколько тысяч евро, ее подделывать не будут. Проще подделать работу, которая стоит сто тысяч". 

НОВЫЙ ВИЗИТ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА 

Впрочем, пока все  разговоры о подделках не поубавят, пожалуй, стремления Шадрина вернуться в Казань. Успех здесь очевиден. Толпы страждущих, видимо, так на него подействовали, что он просто парит мыслью: 

- Года через полтора – два я проведу здесь все выставки, которые проводил до этого. Будет сборная, огромная выставка – все, что я раньше показывал: Шемякина, Неизвестного, нонконформистов… И порядка 30 – 40 новых работ Дали, которые не показывал, в том числе "Триумфальный слон" будет… Самое главное, наверное, – будет керамика Пикассо. Я хочу выбрать такую, которой нет в Эрмитаже… И будут линогравюры Пикассо… Порядка 30 работ Пикассо. Но площадь для экспозиции должна быть в три-четыре раза больше. 

После закрытия выставки в Казани коллекционер повезет  ее дальше: 

- Потом будет  Киров, а потом будет знаменитый  Петербург, где уже ажиотаж…  Уже намечен курс лекций в  университете Санкт-Петербурга на кафедре музееведения. С 12 по 15 мая я там прочитаю курс лекций. И лекции эти будут идти под эгидой Эрмитажа. 

- Вы довольны тем,  как прошла выставка в Казани? 

- Доволен –  не то слово…  

Елена Чернобровкина,
фото tatar-inform.ru