Приятно рассматривать старинные немецкие дагерротипы и видеть, что там, где сейчас находится аптека, была она и сто лет назад
Приятно рассматривать старинные немецкие дагерротипы и видеть, что там, где сейчас находится аптека, была она и сто лет назад

НА РЕГИСТРАЦИЮ ФИРМЫ УЙДУТ 1 ДЕНЬ И 65 ЕВРО

Приверженность традициям — дело хорошее. Особенно если проявляется оно в таких мелочах, как расположение какой-либо фирмы. Приятно рассматривать старинные немецкие дагерротипы и видеть, что там, где сейчас находится аптека, была она и 100 лет назад, а в старинном газетном киоске и поныне торгуют печатной продукцией и всякой всячиной. Тем не менее время и суровые рыночные условия диктуют свое, оставляя все меньше шансов для романтики традиций. В Лейпциге здания бывших старинных фабрик превращаются в элитное жилье, а в цехах гэдээровских заводов в лучшем случае располагаются фирмы по производству сувенирной продукции. Наблюдая за круговоротом бизнеса «в природе», невольно вспоминаю отечественную классику. И если в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова до остаповских «Рогов и копыт» работали в одном помещении галантерейщик, часовщик, водопроводчик и торговец канцтоварами, то в современной Германии такое разношерстное соседство недопустимо. По той причине, что род бизнеса определяет тип снимаемого помещения. Если площадь сдается в аренду под офис, никаких вариаций не будет — только бюро. Аналогично обстоит дело с другими затеями — помещению для медицинского праксиса не быть ни рестораном, ни маникюрным салоном. На квадратных метрах для магазина никогда не откроется кафе.

Регулируется это на законодательном уровне и начало берет, собственно, с открытия своего бизнеса.

Зарегистрировать свой бизнес — десятая часть дела, о чем, впрочем, я уже писала ранее. Напомню лишь, что для регистрации фирмы понадобятся максимум день времени и от 20 до 65 евро для уплаты госпошлины. Из документов потребуют копию паспорта, прописку, банковский счет и медицинскую страховку. Жителей Германии иностранного происхождения спросят о виде на жительство. Такой перечень документов может быть дополнен еще разрешением из Торгово-промышленной палаты (IHK) на вид деятельности. В этот же день новоиспеченному предпринимателю выдадут удостоверение с налоговым номером.

Половина успеха — это аренда подходящего помещения для своей задумки
Половина успеха — это аренда подходящего помещения для своей задумки

Второй шаг, от которого зависит половина успеха, — аренда подходящего помещения для своей задумки. Финансово все выглядит как обычно: в центре самые доходные и дорогие площади, чем ближе к периферии, тем дешевле. В Лейпциге на сегодня актуальны следующие цены: аренда помещения общей площадью 200 кв. м под розничную торговлю и кафе в центре стоит 2,5 - 9 тыс. евро в месяц, на окраинах — 1,9. Бюро и медицинские праксисы в центре обойдутся в 1,9 тыс. евро аренды, немного поодаль — 1,3. На складские помещения в 2 тыс. «квадратов» запрашивают 5 - 7 тыс. евро в месяц. Дополнительные цифры гласят: на сегодняшний день в Лейпциге пустуют в общей сложности 2 840 объектов неарендованной площади, на которых могли бы быть организованы 272 007 рабочих мест. Разумеется, стоимость аренды в других городах, особенно в Западной Германии, будет другой.

ТИПЫ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ПО-НЕМЕЦКИ

Одним из обязательных условий для аренды площади является договор о регистрации бизнеса. Логично — если есть предприятие, нужно и помещение. Этим же требованием отметается возможная нелегальность предприятий. Ибо зачем человеку помещение, если у него нет фирмы?

Здесь главное — найти четкое определение форме бизнеса (а их предостаточно) и искать соответствующее его концепции помещение, а при находке уточнить, что можно и нельзя в нем делать и на что нужно разрешение. Уточнений потребуется достаточно, если на планируемом предприятии предполагается уровень шума выше нормы, или заведение будет работать круглосуточно, или потребуется внутренняя перепланировка. Словом, все нюансы должны быть оговорены, в том числе возможность появления в договоре пункта о конкуренции, который запрещает арендодателю сдавать соседние площади прямым конкурентам по сфере и роду деятельности. Неплохо бы определить и права арендатора, особенно по части пересдачи помещения третьим лицам или досрочного расторжения договора, но с уже имеющимся преемником.

Одним из обязательных условий для аренды площади является договор о регистрации бизнеса
Одним из обязательных условий для аренды площади является договор о регистрации бизнеса

Типов договора аренды может быть несколько:

— бессрочный, который подразумевает аренду на неопределенный срок с правом расторжения договора в любое время; нужно только сообщить об этом заранее, месяца за три; в некоторых фирмах попросят уведомить за полгода вперед;

— срочный, когда наем строго обозначен на год, три, пять или десять лет; загодя расторгнуть договор не получится ни у арендатора, ни у арендодателя;

— срочный договор с правом продления, подразумевающий аренду на определенный срок, который можно продлить еще на какое-то время, допустим, год или два. Если по истечении этого времени соглашение не расторгнуто, договор опять будет продлен на тот же срок и на тех же условиях.

ДЛЯ ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ ПОЛОЖЕНО 8 - 10 КВ. МЕТРОВ

Ну а дальше — выбор уже за арендатором и его финансовыми возможностями. Предусмотрена ли договором парковка или для нее требуется отдельный контракт, есть ли лифт, а также место и потребности для возведения пандуса, в каком районе и возле чего располагается желаемый объект для бизнеса, как к нему доехать и на чем, да и вопрос цены не на последнем месте стоит. Кстати, арендодатель может прописать в договоре ежегодное повышение арендной платы, и это тоже нужно учитывать.

Суть коворкинга  везде одинакова, а цены по сравнению с арендой помещения приятно удивят — от 180 до 350 евро в месяц при уже имеющейся оргтехнике, канцтоварах и доступа к чаю-кофе с печеньками
Суть коворкинга везде одинакова, а цены по сравнению с арендой помещения приятно удивят: от 180 до 350 евро в месяц при уже имеющейся оргтехнике, канцтоварах и доступе к чаю и кофе с печеньками

Относительно размеров помещения, снимаемого под офис, есть рекомендации — 8 - 10 кв. м на сотрудника. Причем специалисты советуют не забывать о ширмах, отгораживающих работников друг от друга, но чтобы перегородки не мешали солнечному свету. Иначе какая же экономия тут получится? Нужно не забыть к тому же об энергосберегающих лампочках и тепловом балансе. Обстановку в целом тоже неплохо придирчиво оценить — достаточно ли розеток, да чтобы дизайну не мешали, как и куда расставить инвентарь. Небольшая комната для кофе-паузы тоже ничуть не помешает.

Кто не в силах потянуть аренду помещения, обращается к варианту интернет-магазина и использует часть квартиры как склад для товара или же перенимает концепцию коворкинга. Суть его везде одинакова, а цены по сравнению с арендой помещения приятно удивят: от 180 до 350 евро в месяц при уже имеющейся оргтехнике, канцтоварах и доступе к чаю и кофе с печеньками — все же неплохой вариант для креативного новичка в бизнесе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции