СКОНЧАЛСЯ НАИЛЬ ЮСУПОВ - ПАТРИАРХ ТАТАРСТАНСКОЙ НЕФТЕХИМИИ, 17 ЛЕТ ВОЗГЛАВЛЯВШИЙ КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ



Всего два месяца не дожил до своего 80-летия Наиль Хабибуллович Юсупов – один из самых авторитетных и влиятельных в 90-е годы промышленных  "генералов" в Татарстане. Юсупов, возглавлявший КОС с 1986 по 2003 годы, провел предприятие через хаос постперестроечного времени, через криминал 90-х. Для КОСа последнее особенно актуально, если вспомнить, что на контроль над предприятием претендовала группировка "Жилка". С уходом Юсупова в отставку завершилась целая эпоха в жизни преприятия – за ней последовал целый ряд событий, связанных с установлением ТАИФом контроля над химическим гигантом.   

КОГДА РУХНУЛ ГОСПЛАН…

Биография Наиля Юсупова типична для директора крупного предприятия 80-90-х годов. За спиной у него были различные посты в партийной иерархии – в 60-е годы он возглавлял горкомы КПСС в Нижнекамске и Набережных Челнах. Химик по образованию, в нефтехимию он пришел лишь в 39 лет – когда стал руководить отделом нефтяной промышленности Татарского обкома. Проработав в этой должности пять лет, он возглавлял химзавод им. Куйбышева – будущую  Тасму.

Но пиком его карьеры стала работа генеральным директором Казаньоргсинтеза. Причем она пришлась на самые трудные годы, когда в СССР рухнула прежняя система, а контуры новой еще не просматривались.

"Честно признаюсь: когда рухнул Госплан, а с ним - отлаженная десятилетиями система снабжения сырьем и сбыта продукции, наша команда управленцев растерялась, - рассказывал о том периоде в одном из своих интервью сам Юсупов. - Однако мы понимали главную задачу: любой ценой сохранить производство и коллектив. Ради этого приходилось реализовывать продукцию не только по уровню ее себестоимости, но в иных случаях и ниже этого уровня..."

У Казаньоргсинтеза в то время была масса проблем – криминальные группировки (и прежде всего "Жилка", возглавляемая самым "отмороженным" авторитетом Казани Хайдером), опутавшие предприятие сетью фирм-прилипал. Проблемы с получением основного сырья – этана от Газпрома, который фактически диктовал свои условия и т.д. Тем не менее, при Юсупове КОС считался одним из наиболее стабильных предприятий в Казани и Татарстане. Во всяком случае, попасть туда на работу было практически невозможно. Юсупов имел репутацию "красного директора" ( в лучшем смысле), с которым считались на самом высоком уровне. Когда наблюдательный совет КОСа в 2003 году обсуждал заявление Юсупова об отставке, на заседание приехал лично президент республики Минтимер Шаймиев. Влияние "красного директора" было заметно и в целом в экономике России – например, в 2003 году журнал "Деньги" включил его в топ-100 крупнейших финансистов страны, Юсупов занял в нем 67-е место, контролируемый им денежный поток оценивался в $227 млн.

КОГДА ПРИШЕЛ ТАИФ…

Однако, в 2000-х время "красных директоров" безвозвратно ушло. В 2003 году Юсупова, которому ставили в вину то, что предприятие не модернизируется и не развивается, с почестями проводили на отдых. Одновременно на Казаньоргсинтезе произошли кардинальные перемены. До сих пор размытая структура собственности обрела более четкие очертания: контроль над КОСом установил ТАИФ (он владеет 50,2% акций КОСа), его представители заняли 7 из 13 мест в совете директоров.

Тогда же было объявлено о планах форсированного развития – как заявил тогда гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов, в КОС предполагалось вложить $ 550-600 млн., а выручку увеличить с $237 млн. до $700 млн. (Однако, как мы знаем, затем все сложилось несколько иначе – ускоренное развитие химического гиганта обернулось неподъемными долгами в $1 млрд., и он оказался на грани дефолта, которого удалось избежать лишь благодаря сверхусилиями Казанского Кремля и топ-менеджмента ТАИФа.)

Реализовать эти планы должен был Леонид Алехин, пришедший на смену Юсупову с поста директора завода полистиролов Нижнекамскнефтехима. Причем предполагалось, что Юсупов сохранит за собой пост советника.  "Отсыпайся, а потом, если хочешь, вызывай машину и смотри, как работают ребята. А если что не так - врежь!" - говорил Шаймиев, когда Юсупова провожали на отдых,  с трудом сдерживашегося в этот момент слезы.

Юсупов скончался вчера, не дожив до своего 80-летия всего два месяца. До последнего он вел активный образ жизни: отметил свое 75-летие в ресторане Maison Grise, продолжал работать до последних дней советником генерального директора ОАО "Аммоний". Прощание с Юсуповым состоится в среду 13 января с 9 до 11 часов. Гражданская панихида - в 11 часов в НКЦ "Казань".

Евгений Латинский - генеральный директор ОАО "Холдинговая компания "Тасма":

- Наиль Хабибович Юсупов возглавил тогда еще казанское производственное объединение "Тасма" им.Куйбышева в 1974 году и отдал работе на нем 12 лет своей жизни. Перейдя на предприятие, он быстро освоил тонкости производства, не боялся учиться у старших мастеров и проявил себя высококвалифицированным специалистом и принципиальным руководителем. За время работы Юсупова на Тасме, можно сказать, что было построено новое предприятие. Под его руководством проведена большая работа по расширению производства, он – инициатор изготовления ряда изделий, многие из которых производятся до сих пор. Он был руководителем, о котором можно только мечтать: строгий, требовательный, но при этом очень человечный. В годы его работы было построено много жилья для работников, стадион, больница (сейчас – госпиталь для ветеранов). Очень жаль, что от нас ушел такой человек. Совсем недавно, на 80-летии своего "боевого" зама, Кадыра Замалетдинова, Юсупов охотно делился воспоминаниями о годах работы на "Тасме", говорил, что очень хочет отметить и свой 80-летний юбилей, до которого, увы, не дожил совсем немного.

БИЗНЕС Online

Справка

Наиль Юсупов родился 1 марта 1930 г. в д. Ахунбаево Андижанской области (Узбекистан); в 1953 г. окончил Казанский химико-технологический институт, в 1962 г. — ВПШ при ЦК КПСС; 1953—1958 — главный инженер Тумутукской МТС; 1958—1960 — инструктор Татарского обкома КПСС; 1962 г. — заместитель заведующего отделом партийных органов Татарского обкома КПСС; 1962—1965 — первый секретарь Набережночелнинского горкома КПСС; 1965—1969 — первый секретарь Нижнекамского горкома КПСС; 1969—1974 — заведующий отделом нефтяной промышленности Татарского обкома КПСС; 1974—1979 — директор Казанского химического завода им.   Куйбышева; 1979—1986 — директор казанского ПО "Тасма"; 1986—1993 — директор, генеральный директор казанского ПО "Органический синтез"; Заслуженный химик Республики Татарстан, Заслуженный химик РФ; награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и Дружбы.