КАК ПРОВЕСТИ СОЦОПРОС ЧЕТЫРЕХ ТЫСЯЧ РЕСПОНДЕНТОВ ЗА... ПЯТЬ ДНЕЙ?

И все же борьба со СПИДом мексиканскими методами и украинскими поставками не затмила окончательно то, что ЦПЭИ определил для себя в качестве основных исследовательских тем. Сейчас все активнее разгорается дискуссия о том, что и как придет на смену семи сотням действующих в России индикаторов, по которым оценивается эффективность деятельности органов государственной власти. В этих дискуссиях на сегодня есть несколько очевидных тезисов — и совсем даже не банальных, а принципиальных.

Во-первых, ясно, что индикаторы оценки необходимы.

Во-вторых, многие убеждены, что их не может и не должно быть в том количестве, сколько заявлено сейчас, и они должны соответствовать реальным, а не искусственно придумываемым функциям органов управления. Все это тема большой многоаспектной полемики, и мы, начав ее на страницах нашего журнала, полагаю, еще не раз к ней вернемся. Пока же хочется заострить внимание лишь на одном моменте.

И мировая практика управления, и отечественная все чаще показывает, что немалая часть будущих обновленных индикаторов будет формироваться на основе данных, полученных в рамках деятельности институтов свободного рынка (биржи, рейтинговые агентства и т.п.), а также на основе результатов социологических исследований. Последнее неплохо апробировано в целом ряде стран мира, в частности в Великобритании, и вызывает все больший интерес в нашей стране. Я бы даже сказал, что происходит "перезагрузка" отношения к задачам социологии. Интересно, что, предполагая такого рода поворот, сегодняшнее руководство министерства экономики все больше задействует социологическую информацию в своей работе.

И все бы здорово, но вот вопросы: где и у кого руководство берет эти социологические данные? Кому поручает разработку принципиально новых и действительно перспективных методик?

И вот что мы обнаруживаем. Министерство экономики объявляет и проводит тендер на проведение общереспубликанских опросов общественного мнения. С первого раза можно сообразить, кто в нем побеждает. Угадали? Правильно - все тот же ЦПЭИ, возглавляемый министром экономики. Все-таки фармация со своим СПИДом даст отдачу через пару лет, а заказ на социсследования - вот он. И деньги при нем. Немаловажная деталь: самое большое количество баллов на тендере присуждается тому, кто предложит самые быстрые сроки проведения соцопроса. ЦПЭИ заявил в конкурсной документации, что способен провести опрос во всех районах республики с охватом до четырех тысяч респондентов, ввести и обработать полученные данные и подготовить развернутый отчет... за пять (!) дней. "Миссия невыполнима!" - воскликнет любой социолог в мире. Но только не в ЦПЭИ. Здесь как в братьях-пилотах: "Либо одно из двух".

Первое предположение: этот опрос уже давно сделан, и конкурс — лишь формальность для того, чтобы законно перекачать в этот институт деньги. Второе предположение: развивая медицинскую отрасль и рисуя сценарии будущего республики, немногочисленные специалисты центра походя проведут некое подобие большого социологического опроса с результатами и выводами, живо напоминающими те, что сделаны при разработке сценариев развития социальной сферы республики. А ведь речь идет о важнейшей составляющей! Министерству экономики действительно надо нащупать механизмы формирования группы индикаторов, получаемых социологическим путем и реально отражающих то, насколько эффективно органы власти продвигаются к достижению желаемых результатов. Именно в этом контексте, как мне видится, сегодня нужны социсследования министерству экономики.

Мы уже видели на примере выводов по сценариям развития, как можно сделать всего лишь шаг от великого до смешного. И очень бы не хотелось, чтобы та же участь постигла и социологические данные. Между тем высказываемые опасения носят далеко не умозрительный характер. Уже не первый год наблюдаю, как заказанные министром экономики социологи исследуют, например, через опросы общественного мнения уровень эффективности, доверия и коррупционности министерств нашей республики. Понимая, что и это тема отдельного материала, позволю себе только один штрих-вопрос: как можно по некой универсальной и единой методике замерять доверие, скажем, министерству внутренних дел и министерству культуры, министерству здравоохранения и почти оставшемуся без функционала министерству информатизации и связи? А ведь делают. И это настораживает.

ВОТ ТАКИЕ ОНИ, КАНДИДАТЫ В ДОКТОРА

Среди направлений работы ЦПЭИ - подготовка аспирантов, то есть соискателей на ученые степени. Вот где на самом деле закладывается большое будущее нашей прикладной экономики! Открываю на все том же Электронном правительстве список диссертационных работ аспирантов ЦПЭИ АН РТ... Бог ты мой — 29 тем диссертаций! Вот это размах! Вчитываюсь в заголовки тем: "Влияние бюджетной политики муниципального образования на качество жизни населения", "Согласование федеральных, республиканских и региональных программ экономического и социального развития", "Оценка эффективности интернет-ресурса "Официальный портал правительства Республики Татарстан" как инструмента государственного управления", "Миграция как социальная политика РТ", "Социальная инфраструктура как фактор повышения качества жизни сельского населения", "Качество жизни как важнейшая стратегия социально-демографической политики современной России", "Качество жизни населения как фактор социальной безопасности современного общества (на примере РТ)", "Туризм как социальный институт", "Местное самоуправление в политической системе общества"... И еще 20 подобных. Капитан Очевидность вновь встал перед глазами. Кто и когда отменил в научных исследованиях такие понятия, как "новизна" и "практическая значимость"? Кто вообще решил, что переписывание в заголовки диссертаций названий хорошо изученных проблем — залог научного успеха? И вообще, соискателям кто-нибудь показывал, например, хотя бы заголовки экономических трудов, апробированных на практике, за которые давали нобелевские премии? Просто для информации о том, что сегодня волнует мировую фундаментальную и прикладную экономику. Вспоминаю одно из совещаний в разгар текущего кризиса, где президент республики не без досады отметил: мол, экономистов, кафедр, институтов у нас тьма, а свои предложения, как республике пережить кризис и с чем идти в посткризисную экономику, не принес никто. И не принесет в ближайшие десятилетия! Они там у себя до сих пор делают открытия типа "качество жизни влияет-таки на демографию" и попутно учатся вместе с мексиканцами торговать вакцинами от СПИДа.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Не сомневаюсь, что в ЦПЭИ работают весьма квалифицированные и талантливые специалисты. Здесь, наверное, многое зависит от того, кто и как им ставит задачи, ради чего и с какой целью.

И напоследок. Еще один забавный эпизод из наблюдений Капитана Очевидность. После одного из проигрышей ФК "Спартак" в игре с "Рубином" (0:3) их тренер Валерий Карпин был в пугающе хорошем настроении. Поражение он объяснил просто: "Нам забили три, а мы не забили".

Как это ни парадоксально, но со всей очевидной банальностью рискну объяснить наше извечное влияние экономической мысли. Просто они там, за бугром, ищут и находят в экономической теории нечто новое, прорывное. А наши мыслители не ищут и, следовательно, не находят. Пребывая в залежах давно изученного и в поисках бюджетных подпиток, мексиканских вакцин и коридоров в Европу, ведущих в Китай.