МАШИНОСТРОИТЕЛИ ТАТАРСТАНА ЗАМЕРИЛИ ГЛУБИНУ ПАДЕНИЯ СВОЕЙ ОТРАСЛИ

Машиностроение в республике пережило самый настоящий шок – более трети предприятий этой отрасли в РТ сейчас работают в убыток. Сами машиностроители и чиновники правительства полагают, что ситуация достигла дна, но при этом четкого представления о том, каким образом будет происходить всплытие, почти ни у кого нет. Сегодня на совместном заседании коллегии министерства промышленности и торговли РТ и ассоциации предприятий и предпринимателей РТ премьер-министр Рустам Минниханов подверг критике топ-менеджмент машиностроительных компаний, который, по его мнению, не использует для продвижения своей продукции тех возможностей, которые у него имеются. 

В УБЫТКЕ КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ

Драматическую ситуацию в машиностроении министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов описал сухим языком цифр. За январь-сентябрь 2009 года предприятиями отрасли произведено продукции почти на 120 млрд. рублей. Доля убыточных предприятий  составила 36 %, общая сумма убытка - 8,5 млрд. рублей. На общественные работы отправлены 54 тыс. работников. Самое сильное падение пережили КАМАЗ и "Соллерс" - производство грузовых автомобилей в январе-сентябре в РТ снизилось на 61,5%, легковых  - на 83,2%.

- Наибольшее падение объемов производства в машиностроении связано как с падением спроса на продукцию отрасли  в условиях кризиса, так и ресурсо-затратной структурой себестоимости, невысоким уровнем производительности труда. Ситуация осложняется нехваткой оборотных средств, вызванной трудностями с привлечением кредитных ресурсов в машиностроительный комплекс, - объяснил Зарипов.

В КРИЗИС ПОЛЬЗУЮТСЯ СПРОСОМ ВЕРТОЛЕТЫ И ХОЛОДИЛЬНИКИ

Несмотря на общую картину увядания, некоторые предприятия, напротив, выглядят весьма успешно. Гендиректор казанского вертолетного завода Вадим Лигай заявил, что по итогам 2009 года ожидает удвоения производства вертолетов, по сравнению с результатами 2007 года и увеличения средней зарплаты до 20 с лишним тысяч рублей. Это экономическое чудо позднее Лигай в беседе с БИЗНЕС Online объяснил контрактом, подписанным с Индией в конце прошлого, на изготовление 80 вертолетов, так что теперь завод загружен заказами и работает с прибылью.

Еще один сюрприз – упавшее было в начале года производство бытовых холодильников и морозильников в августе-сентябре вышло на докризисные позиции. Вероятно, это связано с отказом покупателей от дорогостоящей импортной техники в пользу более доступной татарстанской.

Однако поводов для оптимизма пока слишком мало, чтобы считать это тенденцией оздоровления экономики.

"ПОКАЖИТЕ, УЧЕНЫЕ, ЧТО У ВАС ВАРИТСЯ В ПРОБИРКАХ?"

- Даже если падение экономики достигло дна, как, когда и за счет чего мы будем расти? – задал с трибуны вопрос руководителям президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ Александр Лаврентьев.

По его словам, дополнительную головную боль машиностроителям создаст ожидаемое увеличение цен на энергоносители и либерализация рынка электроэнергии с начала будущего года. "Из кризиса будет выходить тот, у кого появится продукция нового качества, - сказал Лаврентьев и обратился к представителям научной среды: - Мы хотим, чтобы вы показали, что у вас варится в пробирках?". Мол, надо чтобы научный процесс был не самоцелью, а приносил результат в виде разработок, которые можно внедрить.   

А чтобы вопрос не повис в воздухе, пригрозил ректорам, что больше не будет с закрытыми глазами подписывать заявки на бюджетные места в ВУЗах без конкретной аргументации, где в дальнейшем смогут работать многотысячные толпы студентов никому не нужных специальностей. Поддержал Лаврентьева и премьер-министр РТ Рустам Минниханов, упрекнув ВУЗы в том, что они не участвуют в решении задач для реальной экономики.

"ПРОБЛЕМЫ БЫЛИ, МЫ ИХ ПРОСТО НЕ ВИДЕЛИ"

"Кризис нас сблизил", - такими словами подвел итог заседания премьер. По словам главы правительства, в докризисные годы минпромторг и ассоциация ослабили внимание к предприятиям. "Казалось, что у нас и так все хорошо, оказывается, не все так хорошо, проблемы были, мы их просто не видели", - добавил премьер.

Минниханов отметил, что пока серьезных улучшений в экономике республики он не видит, уже сейчас машиностроители должны готовиться к 2010 году, который "не факт, что будет благополучным". Серьезным фактором риска для отрасли может стать сокращение оборонного заказа.

Премьер призвал бизнесменов искать новые рынки сбыта, "за каждый заказ бороться".  

- Ищите рынки, где вы могли бы себя представить. Вы даже попыток не делаете! Центр субконтрактации должен по-новому работать… Наведите порядок внутри у себя, сокращайте издержки, отдавайте на аутсорсинг, используйте самые современные технологии, подумайте, как можно провести техническую модернизацию. Давайте думать, как эти вопросы решать".  

Премьер дал настойчивый совет активнее пользоваться возможностями электронной торговой площадки. Он поинтересовался у присутствовавшего в зале руководителя агентства по госзаказу РТ Якова Геллера, сколько предприятий сейчас работает в ЭТИС. Выяснилось, что всего лишь 236. "Чем вы там вообще занимаетесь?! - возмутился премьер. – Вы даже заявку не можете оформить! И мы не знаем, что у вас есть".

Завершая речь, премьер дал понять, что машиностроителям стоит надеяться прежде всего на самих себя: по его словам, надо очень серьезно работать при помощи республиканского правительства над получением федеральных заказов, но при этом заметил, что реальную антикризисную поддержку от федерального центра в РТ получили только КАМАЗ, Соллерс и КАПО, все остальные не смогли добиться ничего. "Лучше бы не объявляли, люди бы время не тратили. Ведь тонны бумаг писали и отправляли в Москву", - сказал премьер.

Наталья Голобурдова