ЗАЧЕМ КАЗАНСКИЙ КЛУБ ВЗЯЛ В ТИТУЛЬНЫЕ СПОНСОРЫ БАНК С НЕОДНОЗНАЧНОЙ РЕПУТАЦИЕЙ? 

Болельщики УНИКСа, пришедшие в субботу в Баскет-холл, смогли не только оценить игру обновленной команды, но и обратили внимание, на то, что на майках казанских баскетболистов появился логотип банка "Русский стандарт". Его владельцем является Рустам Тарико, член "золотой сотни" Форбса и уроженец Мензелинска. Последнее, конечно, может греть душу, но никак не объясняет, зачем УНИКСу понадобилось взаимодействие с банком, имя которого стало одним из символов горячечного кредитного бума, поставившего в кризис в сложнейшее положение миллионы россиян?

МОДЕЛЬ ДАЛА СБОЙ

Фактически, речь идет о том, что брэнд УНИКСа теперь будет работать на банк "Русский стандарт" в обмен на финансовую поддержку. Событие вызывает массу вопросов. Во-первых, для чего банку, сократившему свое присутствие в РТ (он в последнее время закрыл здесь некоторые свои офисы), понадобилось спонсировать местный клуб? Во-вторых, с какой целью УНИКС вступил в партнерские отношения с этим банком (репутация которого в России выглядит, мягко говоря, неоднозначно) в то время, как президент клуба, председатель Нацбанка РТ Евгений Богачев, по идее, должен лоббировать интересы республиканских банков?

Безусловно, партнерство имеет определенную подоплеку и заинтересован в нем, прежде всего, сам "Русский стандарт". Как известно, банк, основанный 10 лет назад предпринимателем Рустамом Тарико, сейчас испытывает очень большие проблемы, вызванные тем, что модель бизнеса, в соответствии с которой он работал, в кризис дала серьезнейший сбой. 

Напомним, что Русский стандарт первым в России начал массово внедрять  упрощенную схему выдачи кредитов. Как правило, под непомерно высокие проценты. Предполагалось, что они в итоге перекроют убытки от просрочек, допущенных теми, кто не рассчитал свои силы, оформляя заем. Банк при этом раньше многих своих конкурентов вышел в сектор потребительского кредитования, обеспечив себе хорошие стартовые позиции. При этом Русский стандарт сам занимал дешевые деньги у западных банков под низкий процент, существуя за счет маржи, которая возникала в результате выдачи кредитов россиянам под 150% годовых (на пике бума). 

При этом довольно внушительной частью заемщиков банка стали не особо благополучные в финансовом отношении граждане, которые, не обращая внимания на бешеные проценты, брали деньги (в основном на потребительские кредиты), что называется, "не отходя от кассы".

В результате в кризис Русский стандарт стал одним из лидеров среди российских банков по количеству невозвращенных кредитов. Согласно собственной отчетности по РСБУ на 1 августа этого года, доля кредитов Русского стандарта, просроченных более чем на три месяца, составляла целых 19,9%. В данный момент руководство банка усиленно сокращает издержки (отсюда и закрытие части офисов в Казани и других городах).

Насколько непросто обстоят дела у Русского стандарта можно судить по следующему факту. На прошлой неделе в деловых СМИ России обсуждался вопрос, почему банк  отказался от публикации полугодовых отчетов МФСО (международные стандарты финансовой отчётности)?! Лояльные к банку эксперты объяснили это тем, что затраты на аудит составляют порядка $450-750 тыс. в год. А отказ от публикации аудированной полугодовой отчетности позволит банку сэкономить целых $150-250 тыс. (Интересно, если такая сумма является принципиальной для банка, то во сколько же обошелся спонсоринг с УНИКСом?).

На самом же деле, причина, скорее, заключается в том, что банк не очень заинтересован в том, чтобы делать общедоступными результаты своей работы,  которые в кризис заметно ухудшились.

ОСТАТЬСЯ НА ПЛАВУ

Очевидно, что сейчас, в период кризиса, когда кредиты стали менее доступными даже для представителей среднего класса, Русский стандарт предпринимает попытку сменить свой имидж, чтобы привлечь к себе интерес более состоятельных клиентов и хоть как-то остаться на плаву. Видимо одним из этих шагов и стало начало сотрудничества банка с баскетбольным клубом из Казани, который ассоциируется со стабильностью и успехом. Тем более, что УНИКС выступает в этом сезоне еще и в новом турнире, созданным на деньги мощнейшей банковской структуры – Единой лиге ВТБ. И пусть УНИКС ни разу не становился чемпионом России, зато сама эта игра – есть ни что иное, как шоу для среднего класса (в отличии, например от футбола – который издавна считается народной игрой), а баскетбольные зрители (не только болельщики на трибунах, но все те, кто хоть изредка следят за игрой по ТВ или в СМИ) – потенциальные клиенты.

Вот как характеризуют сотрудничество с БК УНИКС на официальном сайте банка (rs.ru):

"Соглашение предусматривает маркетинговое и рекламное сотрудничество – участие ведущих игроков клуба в рекламных кампаниях и официальных мероприятиях банка, организуемых для клиентов, специальных акциях банка для болельщиков во время матчей команды, проведение различных розыгрышей и призов с символикой клуба для клиентов банка. Важным этапом сотрудничества станет выпуск ко-брэндовой банковской карты, держателям которой будут предложен специальный пакет услуг, включающий в себя не только современный платежный сервис, но и программу скидок в спортивных торгово-сервисных предприятиях".

По словам  управляющего филиалом ЗАО "Банк "Русский стандарт" в Казани Андрея Сутугина, "поддержка национального спорта – важнейший социальный приоритет для банка. Кроме того, нам близка философия команды, ведь УНИКС – это амбициозный сплоченный коллектив, ставящий перед собой наивысшие цели. Сегодня команда по праву причисляется к числу лучших в российском и европейском клубном баскетболе. Мы высоко оцениваем перспективы сотрудничества с клубом и приложим все усилия для его реализации на самом высоком уровне в интересах болельщиков УНИКС и клиентов банка".

На сегодняшний день спонсорами и партнерами БК УНИКС являются еще семь банковских структур: "АК БАРС", Интехбанк, АКИБАНК, "Кара Алтын", Автокредитбанк, БИНБАНК и "Ипотека-Инвест". Интересно, что буквально несколько дней назад на сайте unics.ru одним из спонсоров баскетбольного клуба значился один из основных  конкурентов Русского стандарта в сфере потребительского кредитования - Хоум Кредит Банк, с которым УНИКС сотрудничал ранее. Однако интернет-страницу клуба обновили и сейчас Хоум Кредит среди спонсоров уже не значится. Не исключено, что удаление этой банковской структуры из партнерского портфеля баскетбольного клуба – одно из условий контракта БК УНИКС с банком "Русский Стандарт".

Тимур Касимов,
фото Марии Зверевой

Справка

Банк "Русский стандарт" занимает первое место среди частных банков страны по объемам кредитования населения. Клиентами банка по программам кредитования стали более 23 млн. человек, объем предоставленных кредитов превысил $30 млрд. Русским cтандартом выпущено более 23 млн. кредитных пластиковых карт. В настоящее время региональная сеть обслуживания клиентов банка состоит из более 400 отделений, офисов и представительств. Сеть банкоматов насчитывает около 2100 приемных банкоматов и около 400 банкоматов по выдаче наличных. Банку присвоены рейтинги международных рейтинговых агентств: Standard & Poor’s – "B + Negative", Moody’s – "Ba3 - Negative".