Более двух часов отвечал накануне мэр Нижнекамска на вопросы журналистов республиканских и местных СМИ на традиционной итоговой декабрьской встрече

ИНВЕСТИЦИЙ — НА 72 МЛРД. РУБЛЕЙ

Более двух часов отвечал накануне мэр Нижнекамска на вопросы журналистов республиканских и местных СМИ. Традиционно на итоговой декабрьской встрече Айдар Метшин принимал все вопросы без тематических рамок и ограничений по времени.

Останавливаться подробно на статистических итогах года мэр не стал, в целом оценив работу положительно. «Главное, конечно, не только наша оценка, но и оценка людей. Не всегда бывает стопроцентное попадание, бывает и в девятку, а не в десятку», — без особого пафоса стартовал Метшин. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, как чувствуют себя сегодня промышленные гиганты Нижнекамска и не снизят ли они темпы производства в 2016 году.

«Мы понимаем, что главная составляющая стабильности (а мы рассчитываем не только на стабильность, но и на развитие) — это то, как будут себя чувствовать при таком серьезном изменении конъюнктуры рынка нефти и курса валюты наши основные предприятия. Это «Нижнекамскнефтехим», «Татнефть-Нефтехим», ТАИФ-НК, ТАНЕКО, наши энергетики, строители — все те, кто обеспечивает экономику». Мэр отметил, что в этом году промышленность Нижнекамска сработала особенно хорошо, и привел в доказательство индекс промпроизводства, который составил 105,3%. Метшин также обратил внимание журналистов на устойчивость шинного производства, на котором последствия кризиса, как и на автопроме, сказываются в первую очередь.

«Шинники выходят на проектную мощность производства цельнометаллокордных шин. Это знаковое событие. И заработная плата на «Нижнекамскшине», которая была всегда если не кратно, то процентов на 30 ниже, чем у химиков и тем более у нефтепереработчиков, у рабочих сегодня составляет 32 тысячи рублей», — поделился мэр.

Устойчивость предприятий, по его мнению, обеспечена высококвалифицированным менеджментом и инвестициями. В совокупности промышленные предприятия Нижнекамска инвестировали в этом году в производство чуть более 72 млрд. рублей. В планах — завершение строительства на ТАИФ-НК комплекса глубокой переработки тяжелых остатков, вторая очередь ТАНЕКО, реконструкция энергетического комплекса. Ни одной производственной площадки в уходящем году не закрылось, подчеркнул мэр, не снизился и объем отгруженной продукции.

ТУРКИ МОГЛИ БЫ И ОЛЕФИНОВЫЙ КОМПЛЕКС СТРОИТЬ

В ряду перечисленных Метшиным проектов особо животрепещущими остаются перспективы строительства на ТАИФ-НК, поскольку комплекс глубокой переработки тяжелых остатков строят по большей части турки. Компания «Гемонт» — основной подрядчик ТАИФ-НК, которому поручено строительство здания и монтаж оборудования на этом объекте. Метшин подтвердил, что опасения насчет потери подрядчика есть.

«На строительстве объекта ТАИФ-НК работают около 3 тысяч турок, — сообщил мэр. — Это специалисты, которые хорошо себя показали, поэтому и были приглашены. Правительство рассматривает варианты и перечень тех, в частности, строительных предприятий, которые могут работать на территории РФ. Мы надеемся, что турецкие специалисты не будут выведены». Более того, опыт таких профессионалов, по мнению Метшина, можно использовать в Нижнекамске и в будущем — в частности, на строительстве олефинового комплекса. «Мое желание, да и не только мое, чтобы все это закончилось и все встало на свои места. И встанет. Это лишь вопрос времени», — закрыл турецкую тему Метшин.

Несколькими вопросами коснулись журналисты транспортных проблем. Будут ли перевозчикам компенсировать выпадающие доходы за провоз льготников? Когда в Нижнекамске начнется строительство трамвайной ветки в новые микрорайоны, предусмотренное генпланом города? Мэр пояснил: проектировка трамвайной сети завершается, но ни о каком строительстве в следующем году речь однозначно не идет. «Очень важно, чтобы был проект, как в Набережных Челнах, — отметил спикер. — У них этот проект был выполнен давно. Когда экономика и доходы республики позволили, они получили деньги и проложили новые ветки. Мы рассчитываем, что при благоприятной ситуации, имея на руках проект, тоже получим средства на него и свяжем новые микрорайоны с трамвайной сетью». Компенсация выпадающих доходов, по словам мэра, есть, но не в том объеме, в котором хотелось бы.

В ряду перечисленных Айдаром Метшиным проектов особо животрепещущими остаются перспективы строительства на ТАИФ-НК, поскольку комплекс глубокой переработки тяжелых остатков строят по большей части турки

ПАРКОВКИ НАДО СТРОИТЬ ПО ПРИМЕРУ КАЗАНИ

Общая проблема крупных городов Татарстана — засилье автомобилей в жилых дворах — остается острой и в городе нефтехимиков. «Принципиального решения этого вопроса мы пока не нашли, — признался Метшин в ответ на вопросы прессы. — Хотя теоретически нужно строить в каждом микрорайоне подземные парковки по примеру Казани и Альметьевска. В 47-м и 49-м микрорайонах мы вместе с ТАИФ-НК рассматриваем возможность строительства многоуровневой стоянки».

Мэр не преминул напомнить, что при всем желании иметь многоуровневые парковки экономически они несостоятельны и выход, по его словам, один — заходить во дворы и решать вопрос локально. В свое время Метшин, как и многие нижнекамцы, ежедневно ставил машину в гараж на окраине города, добираясь оттуда домой на трамвае. Сегодня только 9 из 16 городских стоянок заполнены стопроцентно, однако владельцы ставят свои автомобили во дворах. «Вот вы спрашиваете: что бы я попросил у Деда Мороза? В первую очередь мира и спокойствия, здоровья, но если с точки зрения решения проблем, то это, конечно, дороги и решение вопроса стоянок во дворах», — поделился глава. Он добавил, что на системное решение проблемы сложно надеяться и в будущем году.

Градоначальник отметил, что район получил в этом году на дорожный ремонт 400 млн. рублей от республики и «Татнефти», но масштаб потребностей несопоставим. «Разрываешься между желанием и отсутствием средств. Надеюсь, что на дороги будут выделяться стабильные деньги и их ремонт выльется в государственно-регионально-муниципальную программу, когда финансы будут формироваться из нескольких источников», — добавил Метшин.

Отвечая на вопрос по поводу отсутствия инфраструктуры в новых микрорайонах, которые строятся для работников ТАИФа по программе соципотеки, градоначальник напомнил, что в Нижнекамске самый высокий в республике процент охвата детей дошкольными учреждениями — 82% — и привел для сравнения Набережные Челны с 72% и Казань с 71%. «Но шаговая доступность должна быть обеспечена даже при таком высоком охвате. Хотя по 2016 году пока нет уверенности в этой части», — уточнил Метшин. Вся надежда, по его мнению, на помощь республики и Федерации, благодаря которым только в этом году Нижнекамск при 4 млрд. рублей консолидированного бюджета получил еще 5 млрд. по разным целевым программам на строительство сельских клубов, фельдшерско-акушерских пунктов, детских садов и дорог на селе. «Экономика пока позволяет рассчитывать на то, что эти программы будут работать и в следующем году», — прогнозировал Метшин.

Журналисты также поинтересовались, почему в Нижнекамске указатели не дублируют названия улиц и остановок на английском языке. Значит ли это, что город не готов к приему иностранцев? «Пока не готов, — согласился Метшин. — Нам нужно остановочные павильоны и указатели в городе хотя бы перевести до конца на татарский язык. На английском указатели тоже понадобятся. А в будущем, возможно, и на китайском языке».

В уходящем году это не последняя большая встреча мэра Нижнекамска с журналистами. 29 декабря на местном телеканале выйдет программа, посвященная итогам 2015 года.